Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др




НазваниеКурса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др
страница1/5
Дата публикации27.07.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Дубровин Евгений Владимирович?

Предмет, система и основные понятия курса «Судоустройство»

  1. Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами.

  2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.

  3. Судебно-правовая реформа в РБ. Ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги. Значение решений съездов судей для совершенствования организации и деятельности судов.

  4. Правовые источники курса.

1. Предмет, система и значение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами.

Судоустройство – это специальный юридический курс. Это вводная дисциплина.

Название курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др.

Формирование демократического, правового государства предполагает наличие судебной власти, поэтому необходимы

Предмет учебного курса: теория и история судебной организации, правовые нормы, определяющие задачи, компетенцию и организацию органов судебной власти.

Понятия: судебная власть, суд, правосудие, основы судебной власти, статус судей, его принципы, судебная система, звенья, инстанции. Органы судейского сообщества, организационное и материально-техническое обеспечение судов. Основные этапы развития судебной системы Беларуси.

Дисциплина изучает не только суды, но и задачи, компетенцию, история развития правоохранительных органов.

Курс затрагивает вопросы организации и деятельности суда и правоохранительных органов и зарубежных стран. Это делается для того, чтобы можно было использовать позитивный опыт других государств в нашей стране.

Судоустройство изучает теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройства правоохранительных органов РБ и некоторых других государств.

  1. Судоустройство – учебная дисциплина.

  2. Судоустройство – совокупность ПН, определяющих задачи, полномочия и организацию суда и п/о органов.

  3. Судоустройство – отрасль правовой науки, которая исследует проблемы теории истории судоустройства, предлагает пути его совершенствование и регулирования

  4. Судоустройство – система судов.

Судоустройство – это самостоятельная отрасль права, она имеет свой предмет и метод.

Учебный курс: 1) общая часть: общие вопросы теории курса (конституционные основы судебной власти, понятия судебной системы, звеньев, инстанций и др.); 2)особенная: организация судебной системы, прокуратура и др. в РБ; 3) специальная: судоустройство иностранных государств.

Судоустройство тесно связано с ОТГиП. В ОТГиП изучаются фундаментальные понятия (законность, право, правопорядок).

Судоустройство связано и с историческими дисциплинами: судоустройство изучает и историю развития судов.

Судоустройство и КП. В Конституции определены начала, касающиеся деятельности и задач суда и п/о органов. Законодательство развивает эти начала, конкретизирует и детализирует их.

Судоустройство и АП. АП изучает деятельность ОИВ. Некоторые ОИВ (например, Минюст) занимаются обеспечением системы судов. Также они регулируют деятельность некоторых п/о органов.

Процессуальные учебные дисциплины и прокурорский надзор. Они изучают деятельность суда, прокуратуры, других п/о органов и иных лиц по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел и хозяйственный споров.

^ 2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.

Обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью и другие – это одна из основных функций государства. Выполняя эту функцию, государство обеспечивает п/о деятельность. П/о деятельность включает правоприменение. П/о деятельность связана с восстановлением нарушенных прав. Применение юридических санкций к нарушителю.

П/о деятельность осуществляется только на основе закона и с соблюдением всех предусмотренным законом процедур.

П/о деятельности свойственна предупредительная направленность: профилактика.

П/о осуществляют все ГО, организации и учреждения (в той или иной мере). Но для некоторых ГО п/о деятельность – главная функция. Такие органы называются п/о органы.

П/о деятельность включает:

  1. восстановление нарушенных прав;

  2. пресечение правонарушение;

  3. профилактика правонарушений;

  4. применение методов принуждения;

  5. нравственно-правовое воспитание населения;

  6. понуждение к выполнению юридических обязанностей.

П/о органы:

  • суд;

  • прокуратура;

  • органы предварительного расследования;

  • органы юстиции;

  • нотариат;

  • адвокатуры.

Суд – ГО, призванный разрешать конфликты, возникающие в обществе. Только суд выполняет функцию государства «правосудие». Суд от имени государства окончательно разрешает споры, применяет нормы права, в случае необходимости, применяет к нарушителю меры воздействия. Только суд может признать лицо виновным в совершении преступления. В правовом государстве суд – посредник в разрешении правовых споров. Суд независим и беспристрастен. Задача суда не наказать, а защитить права и свободы граждан.

Суд – п/о орган? Да и нет – разные мнения.

Нет: ст.6 Конституции, три ветви. Суд имеет особый статус. Отнесение суда к числу п/о органов принижает его статус. Все п/о органы осуществляют вспомогательные функции.

Нотариат бывает государственный и частный. А п/о – государственная функция. Частный нотариат тоже п/о орган в силу выполнения им публично-правовых функций.

Адвокатура – негосударственная, некоммерческая организация. Также п/о орган.

Каждый п/о орган выполняет свою функцию (суд –правосудие, прокуратура – прокурорский надзор и др.)

Суд + п/о органы = юстиция государства, органы юстиции в широком смысле слова.

Органы юстиции в узком смысле – Минюст и Главупрюстиции областных и Мингор исполкомов.

Уголовная юстиция – все органы, которые принимают участие в реализации уголовного закона.

3. Судебно-правовая реформа в РБ. Ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги. Значение решений съездов судей для совершенствования организации и деятельности судов.

В связи с объявлением независимости возникла необходимость реформировать экономическую, политическую и судебную системы. Реформа была подготовлена и одобрена Верховным Советом 23.04.1992 г.

В данной концепции провозглашены цели реформы:

  • создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

  • утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников ПО, действенности закона;

  • воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности п/о органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и рекомендациям.

Концепция состоит из 10 разделов. 2 раздел посвящен суду.

10 раздел – этапы реализации концепции. Она не установила хронологические рамки проведения реформы. Этапы: подготовительный, переходный и завершающий. Для каждого этапа были предусмотрены действия, которые должны были привести к воплощению концепции. Значительная часть предусмотренных концепцией мер была реализована.

Обновлено законодательство. Утвердилась самостоятельная судебная власть. Расширена судебная юрисдикция, гарантировано право на судебную защиту. Усилены гарантии судейской независимости. Обеспечены права личности в уголовном процессе и т.д.

Некоторые положения концепции не реализованы. Например, не реализовано положение об образовании судебных округов. Они не соответствовали АТД. Цель: усиление независимости судей от ОМВ.

Упор – реформа законодательства. Право и закон отождествляются. Кроме правовых, суд использует и другие социальные нормы, однако в концепции их почти не было. В концепции была раскритикована белорусская судебная система 30-40-хх гг. Цель – формирование судебной власти, которая надежно защищала бы права и интересы сторон. В данном понятии происходит отождествление судебной власти и суда. Правосудие призвано осуществляться в судебных учреждениях (что это?). Меры для реализации, до сих пор нереализованные: идея введения суда присяжных, образование мирового суда, образование судебных округов (не совпадают с АТЕ)

Съезды судей.

Первый съезд – 05.12.1998? – резолюция первого съезда судей. Поручено разработать предложение совершенствования судебной системы и пересмотру некоторых положений концепции. Были приняты новые кодексы. Создан институт переподготовки и повышения квалификации судей при БГУ.

Принят кодекс чести судьи. Содержит в себе требования этического характера, которые применяются к судьям.

Второй съезд – 21.02.2001 г. Констатировал, что судебная власть как самостоятельная ветвь власти в стране состоялось. Необходимо дальнейшее укрепление судебной системы которая эффективно защищала бы права и свободы граждан.

^ 4. Правовые источники курса.

Правовые источники курса – системы ЗА и иных АЗ, которые регулируют задачи, компетенцию суда и других п/о органов, определяют их систему, структуру, порядок образования и исходные начала деятельности.

Главный источник курса – Конституция. Она впервые после советского периода вводит понятие судебная власть. Содержит главу 6 – суд. Глава 7 – прокуратура. И др.

Ст. 8 признается приоритет общепризнанных принципов международного права. Международные документы являются частью правовой системы Беларуси. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Принципы: 1) право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки; 2) обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи; 3) презумпция невиновности; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) открытое судебное разбирательство; 6) право на пересмотр судебного решения в вышестоящей судебной инстанции; 7) особая защита уязвимых участников процесса.

Законы. Кодексы. ^ Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 с изменениями и дополнениями. Вступил в силу в январе 2007 г. Первый кодифицированный акт о судоустройстве. До кодекса действовал закон от 1995 г. Он был посвящен только общим судам, кодекс посвящен всем судам.

В кодексе 6 разделов, 23 главы, 193 статьи.

Другие кодексы, прежде всего процессуальные.

Законы. Закон о прокуратуре РБ от 08.05.2007, Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности в РБ от 30.12.2011, Закон об ОВД от 17.07.2007, Закон об ОФР КГК от 16.07.2008, Закон о нотариате и нотариальной деятельности от 18.07.2004 и другие.

Декреты, указы Президента. Декрет № 14 2008 – про КС. Расширена компетенция КС страны. Указы Президента. Указы (назначение на должность судей).

Постани тфОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО овления СМ, ведомственные акты других РОГУ (в частности, Минюст).

Постановления пленумов ВС, ВХС. Постановления обязательны. Постановление № 14 ВС от 23.12.1999 О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов.

Акты КС. Заключения КС – основной акт суда. Решения не носят общеобязательный характер, но к ним прислушиваются.

07.09.2012

Судебная власть и правосудие

  1. Понятие и назначение судебной власти.

  2. Свойства судебной власти.

  3. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной.

  4. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели.

  5. Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия с судебной властью. Символы судебной власти.

^ 1. Понятие и назначение судебной власти.

В советские времена термин «судебная власть» не использовался, т.к. СССР отвергал теорию разделения властей. Суд проводил политику правящей партии и использовался для расправы над политическими оппонентами.

В настоящее время термин «судебная власть» закреплен в ст. 6 Конституции.

Судебная власть в государственно-правовом плане – присущие судам способности и возможности воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Судебная власть с точки зрения организационно-функционального подхода – это система независимых государственных органов, т.е. судов. Синоним – судебная система. Судебную власть осуществляет не один суд, а вся система судов в целом. Содержанием судебной власти является правоприменительная деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов. Судебная власть также осуществляет судебный контроль над содержанием НПА. Также судебная власть осуществляет и иные полномочия. В судах проводится аналитическая, организационная работа, даются судами разъяснения по применению законодательства.

Главная задача судебная власти – защита прав и свобод человека, а не карательная деятельность. Задачи судов определены в ст. 6 Кодекса. КС призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории РБ, соответствие НПА ГО Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией кодексов и иными НПА.

Общие и хозяйственные суды защищают гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права организаций и ИП, а также обеспечивают правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствуют укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Судебная защита прав граждан – это наиболее совершенная и надежная форма защиты.

Судебная защита эффективнее, чем другие виды. Судьи более квалифицированы, порядок назначения и отбора судей гораздо строже порядка назначения других государственных служащих. Процедура судебной защиты гораздо более жестко регламентирована.

Чем выше положение суда в государстве, тем выше уровень законности в государстве и тем выше уровень экономического развития.

^ 2. Свойства судебной власти.

Отличительные черты судебной власти:

  • самостоятельность;

  • независимость судей и подчинение их только закону;

  • полнота и исключительность;

  • верховенство в системе юстиции;

  • беспристрастность;

  • политическая нейтральность;

  • легитимность.

Выделение свойств судебной власти осуществлялось еще до революции.

Самостоятельность судебной власти (независимость). СВ организационно отграничена от других ветвей государственной власти. Это отдельные государственные учреждения. У них отдельное финансирование, отдельный штат и др. Самостоятельность СВ обеспечивается в том числе независимостью судей. Выражается в отсутствии административного подчинения низших судов высшим. Проявляется в том, что решения судов не подлежат последующему утверждению, одобрению и др.

Самостоятельность включает в себя независимость.

Независимость судей и подчинение их только закону. То есть запрет на создание судами норм права (кроме одного исключения).

Полнота и исключительность. Суды имеют всю полноту полномочий по осуществлению правосудия. СВ не делит функцию правосудия ни с кем другим. Общеобязательность вступивших в законную силу решений суда.

Помилование – исключительное право Президента. Суд вынес приговор по уголовному делу. Осужденный имеет право написать прошение о помиловании на имя Президента. В Администрации Президента комиссия по помилованию. Президент может смягчить наказание или отменить его. Когда Президент осуществляет помилование, он не изменяет судебного решения. Судебное решение в силе: лицо виновно. В силу гуманности Президент смягчает/отменяет наказание.

Амнистия – право Парламента. Амнистия – это закон. Он распространяется не на конкретных лиц, а на определенные категории лиц (пример: осужденные по ст. **, пенсионеры и др.). Освобождение от наказания или его смягчение. Акт гуманизма, не изменяет решение суда.

Полнота СВ. Решение СВ действует на всей территории страны.

Беспристрастность. Непредвзятое, всестороннее, объективное исследование обстоятельств дела, сбор и проверка доказательств обеих сторон. Отвод судьи – для обеспечения беспристрастности. При личной прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе дела.

Верховенство СВ. Оно предопределяется тем, что судебная власть формируется высшими ГО и ДЛ. Суды осуществляют власть от имени РБ. Проявляется в лидирующем положении СВ в системе юстиции. Только СВ может принимать окончательное решение по юридическим делам.

Политическая нейтральность. Суды и судьи должны быть вне политики и политической борьбы. Они не должны проводить политические решения партий и др. Ст. 36 Конституции: судьи не могут быть членами политических партий и других ОО, преследующих политические цели. Они не могут поддерживать партии, участвовать в акциям, шествиях, демонстрациях и др.

Легитимность СВ. СВ считается легитимной при доверии народа, его поддержке и признании со стороны народа его решений.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др icon1 Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса
Организация конституционного суда РФ 6 Организация арбитражных судов РФ. 7 Министерство юстиций РФ. 8 прокуратура РФ. 9 органы следствия,...

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др icon2. Соотношение дисциплины «Судоустройство» с другими юридическими дисциплины
В послеоктябрьское время вплоть до 1954 г она именовалась курсом «Советское судоустройство», затем в течение двадцати лет – «Организация...

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Правоохранительные органы рк»
«Правоохранительные органы рк» как учебная дисциплина, задачи,предмет, структура курса, связь с др правовыми

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconПредмет и система курса «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими
Правоохранительные органы юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются государственные органы, осуществляющие правоохранительную...

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconМетодические рекомендации по изучению курса правоохранительные органы...
Учебно-методические материалы для студентов юридического факультета направления 030500. 62 «Юриспруденция» степень (квалификация)...

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconПеречень вопросов к экзамену по курсу «правоохранительные органы»
Источники учебной дисциплины «Правоохранительные органы» их краткая характеристика

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconМесто курса “Судебные и правоохранительные органы Украины” в системе...
Дисциплина спо является универсальной, вводной в общетеоретические и специальные учебные дисциплины

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconТема: Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности (1 час)
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: понятие, функции, институционально-правовые особенности

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconТемы курсовых работ по дисциплине «Судоустройство и правоохранительные органы»
...

Курса все время менялось (в советские времена): суд и правосудие, правоохранительные органы и др iconЗадачи, значение, предмет изучения, методология, структура учебной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов