УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
СВЕДЕНИЯ О ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ
Главным документом являются «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (ПТЭ).
Пассажирский вагон - это единица подвижного состава, предназначенная для перевозки и обслуживания пассажиров и т.д.
Вагоны для перевозки пассажиров - вагоны, в которые продаются билеты для пассажиров (плацкартные, купейные, межобластные, мягкие).
Вагоны для обслуживания пассажиров - вагоны-рестораны, почтовые, багажные, почтово-багажные вагоны.
^
Поезда дальнего следования - это поезда, у которых до пункта оборота свыше 700 км.
Поезда местного сообщения - до пункта оборота свыше 150 км до 700 км.
3. Поезда пригородного сообщения - до пункта оборота до 150 км. Подразделение поездов в зависимости от скорости:
1. Согласно ПТЭ все сооружения и устройства железных дорог должны обеспечивать движение поездов до 140 км/ч.
Поезда, скорость которых от 141 до 160 км/ч, называются скоростными (I этап).
Поезда, скорость которых от 161 до 200 км/ч, называются скоростными (II этап).
Пассажирские вагоны бывают: самоходные и несамоходные.
^
Вагон состоит из 5 основных частей:
Ходовые части (тележки).
Рама (платформа).
Кузов.
Ударно-тяговое устройство.
Автотормоза (на раме вагона и на тележках).
Пассажирский вагон имеет 5 дополнительных частей:
Отопление.
Водоснабжение.
Электрооборудование.
Внутреннее оборудование.
Вентиляционное оборудование, кондиционирование.
Технико-экономические показатели пассажирских вагонов:
База вагона - 17 метров.
Длина кузова - 23,600 м,
Длина кузова по центрам сцепления - 24,750 м.
Ширина кузова - 3, 106 м.
Ширина железнодорожной колеи - 1,520 (+8,-4) м.
Тара вагона (указана на боковой стенке кузова).
ХОДОВЫЕ ЧАСТИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ (тележки)
^
| УЗЛЫ И ДЕТАЛИ
| КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
|
^
| ТЕЛЕЖЕК
|
| ЦМВ
(цельнометаллич еский вагон)
Скорость - 120
км/час
База тележки -
2700 мм
Тележка двухосная
с двойным
рессорным
подвешиванием
| 1. Рама тележки со шпинтонами
|
| 2. Надрессорная балка
| Сверху на средней части имеется подпятник для шкворня, а по концам верхней части расположены горизонтальные скользуны, на боковых вертикальных стенках по краям расположены вертикальные скользуны, которые ограничивают горизонтальное перемещение надрессорной балки к тележке.
| 3.
Центральное люлечное подвешива ние
| Состоит: с каждой боковой стороны по 2 подвески, подвешенные на валиках, зафиксированные шайбой и шплинтом. Две подвески соединяются балочкой. На 2 балочках тележки расположена подрессорная балка, которая образует в данной тележке одну люльку.
| 4. Центральное
рессорное
подвешивание
| С каждой боковой стороны тележки на люльке между надрессорной балкой и подрессорной балкой расположена эллиптическая рессора.
| 5. Роликовые колесные пары
|
| 6. Надбуксовое
рессорное
подвешивание
| На каждом кронштейне роликовой буксы расположено по одной пружине (цилиндрическая).
| 7. Тормозная рычажная передача тележки
| Тормозные тяги - 2 шт., вертикальные рычаги, распорные рычаги, траверсы, тормозные башмаки, тормозные колодки, чеки, подвески тормозных башмаков, соединительные элементы (валик, шайба, шплинт), предохранительные скобы, фиксирующие устройства тормозных башмаков.
| 8.
Предохранитель ные устройства
| Предохранительные скобы в центральном люлечном подвешивании.
| КВЗ-5
Скорость - до 140 км/час
| ^
1. Отсутствует подрессорная балка.
2. Две отдельных люльки.
3. В люлечном подвешивании подвески сложной формы. Состоят из укороченных подвесок, на каждой подвеске по два валика, на которых расположены по две серьги. К нижним валикам подвесок крепятся поддоны.
4. В центральном рессорном подвешивании вместо эллиптической рессоры установлено по два комплекта цилиндрических пружин. В каждом комплекте по три пружины (наружная, внутренняя и промежуточная).
5. Гидравлический гаситель колебаний. Цилиндрические пружины имеют высокую гибкость, но обладают малым
внутренним сопротивлением, поэтому плохо останавливают (гасят) колебания. Для гашения колебаний и применен гидравлический гаситель колебаний. Гасители колебаний соединяются верхней головкой с кронштейном рамы тележки, а нижней головкой с кронштейном надрессорной балки. 6. В надбуксовом рессорном подвешивании на каждом кронштейне роликовой буксы прикреплен фрикционный гаситель колебаний, который работает совместно с внутренней пружиной надбуксового подвешивания (на каждом кронштейне буксы расположены по две пружины и фрикционный гаситель колебания).
.7. Изменена конструкция некоторых деталей и узлов тележки. 8. База тележки - 2400 мм
| КВЗ-ЦНИИ I варианта
(пассажирские) Скорость - до 160 км/час
| ^
1. Нагрузка от рамы вагона передается на тележки через горизонтальные скользуны. Лятник не доходит до подпятника, между ними зазор.
2. Надрессорная балка фиксируется относительно рамы тележки продольными поводками.
3. Повышена гибкость рессорного подвешивания.
4. Применен гидравлический гаситель колебаний с ходом поршня 190 мм.
5. Изменена конструкция некоторых деталей и узлов тележки.
| ^
Применяются под
вагонами
повышенной
грузоподъемности
(вагоны-рестораны,
почтово-багажные)
| ^
1. На некоторых вагонах с каждой боковой стороны применены
по два гидравлических гасителя.
2.Изменена техническая характеристика рессорного
подвешивания.
3. Имеются изменения в конструкции некоторых деталей и узлов.
| твз-цнии м
| ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТ ТЕЛЕЖКИ КВЗ-ЦНИИ I варианта
1. Изменена конструкция люлечного подвешивания и некоторых других деталей (удлиненные серьги в люлечном подвешивании).
2. Изменена техническая характеристика пружин в центральном рессорном и надбуксовом подвешивании.
| ^
При приемке вагона и в процессе дежурства проводник должен проверять состояние крышек в отверстиях для шкворня, находящихся в полу, внутри вагона.
Не допускается наличие трещин в деталях тележки.
Не допускается излом пружин.
Не допускается разъединение в люлечном подвешивании, тормозной рычажной передаче.
Не допускается нарушение крепления предохранительных устройств.
^
Для Горьковской железной дороги были построены вагоны для скоростного движения (141 км/ч и
выше). БУРЕВЕСТНИК - до 160 км/ч.
Модели вагонов:
61-44.41 - пассажирский купейный с креслами для сидения с 6-ти местными купе (6*8 купе = 48 мест).
61-44.42 - пассажирский купейный штабной «СВ» с радиоузлом с 2-х местными купе.
61-44.43 - пассажирский купейный «СВ» без радиоузла с 2-х местными купе.
61-44.44 - вагон-ресторан.
^
| НОВЫЙ
вагон
| старый вагон
| База вагонов
| 17м
|
| Длина кузова
| 24924 мм
| 23600 мм
| Длина вагона по центрам сцепления автосцепок
| 25500 мм
| 24750 мм
| Ширина кузова
| 3100 мм
| 3106 мм
| Вагоны с кондиционированием воздуха
|
|
| Увеличена ширина тамбура до 1100 мм и дверного проема до 800 мм
|
|
| Увеличены размеры двух туалетов, расположенных с нерабочей стороны
|
|
| Кузов - типа замкнутой оболочки с вырезами для окон и дверей
|
|
| Внутри каркас из дуг, стоек, поперечных балок и продольных связей
|
|
| Боковые и торцевые сены, пол и крыша выполнены из листов нержавеющей стали
|
|
| Рама вагона с хребтовой балкой переменного сечения
|
|
| ^
1) тамбур тормозного конца вагона
2) бойлерное отделение
3) служебное отделение
4) коридор тормозного конца вагона
5) салон для пассажиров (8 купе * 6 = 48 мест)
6) коридор нетормозного конца вагона
7) туалеты - 2 шт.
8) тамбур нетормозного конца вагона
9) двери наружные боковые - прислонно-сдвижного типа; с некотловой стороны - с ручным приводом, с котловой стороны - с электромеханическим приводом.
10) двери наружные торцевые - с электромеханическим приводом.
|
|
| Тележки (модели):
68-4095 (некотловой конец вагона)
68-4096 (котловой конец вагона)
Тележки нового поколения, двухосные, безлюлечного типа, с двойным рессорным подвешиванием, с буксами на подшипниках качения кассетного типа, с гидравлическими гасителями колебаний в центральном и буксовом подвешивании.
|
|
|
^
РУ 1-950-роликовая колесная пара с подшипником на горячей посадке.
РУ 1Ш-950- роликовая колесная пара с подшипником на горячей посадке и с торцевым
креплением подшипников шайбой. Колесная пара состоит: ось, 2 колеса и 2 роликовых буксовых узлов.
^ - это металлический брус переменного сечения. ОСЬ РУ 1 - торцевое крепление подшипников гайкой. Состоит:
средняя часть
подступичная часть
предподступичная часть
шейка оси
торец оси
ОСЬ РУ 1Ш - к шейке оси крепятся подшипники шайбой.
^ состоит: ступица, центр, обод.
ПОВЕРХНОСТЬ ОБОДА КОЛЕСА состоит:
Гребень - удерживает колесо на рельсах.
поверхность обода - имеет сложную форму.
фаска под углом 45 градусов.
Уклон поверхности обода от гребня 1:20 , затем 1:7 до фаски.
^
1. ПОЛЗУН- это износ поверхности обода колеса, при движении колесной пары юзом.
В эксплуатации ползун допускается не более 1 мм. Если ползун от1мм до 2мм - скорость поезда снижается не более 100км в час. Следование разрешается до ближайшего ПТО, имеющего средства для смены колесной пары.
Ползун от 2 до бмм - скорость не более 15км в час, до ближайшей станции. Ползун от б до 12мм - скорость не более 10км в час, до ближайшей станции Ползун глубиной свыше 12мм - движение разрешается с заторможенной колесной парой (ручным тормозом) или вывешенной колесной парой (колеса на башмаках).
2. НАВАР - получается при образовании ползунов, когда колесная пара проворачивается вокруг оси. В эксплуатации допускается не более 0,5мм. Три наваре высотой более 0,5мм требования такие же, как при ползуне более 1мм.
3.ВЫЩЕРБИНА - это выкрашивание металла. В эксплуатации допускаются выщербины глубиной не более 10мм или длинной не более 25мм. Выщербины глубиной до 1мм не учитываются независимо от длины, если в поверхности выщербины нет расслоений металла вглубь или трещин.
|