В. А. Сухоруков финансовое право




НазваниеВ. А. Сухоруков финансовое право
страница1/9
Дата публикации27.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
zadocs.ru > Право > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Центросоюз Российской Федерации

Российский университет кооперации

________________________________________________
Волгоградский кооперативный институт (филиал)


Кафедра финансового права и правового регулирования

хозяйственной деятельности

В.А. Сухоруков


ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Планы семинарских занятий

для студентов всех форм обучения

специальности 030501.65 «Юриспруденция»


Волгоград 2011


Рецензент:

Кудрявцев В.П., кандидат юридических наук, доцент,

Сухоруков В.А.

Финансовое право: Планы семинарских занятий для студентов всех форм обучения специальности 030501.65 «Юриспруденция». – Волгоград: Волгоградский кооперативный институт, 2011. – 44 с.

Планы семинарских занятий предназначены для студентов высших учебных заведений системы кооперативного образования. Соответствуют учебному плану и Государственному образовательному стандарту.
^

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры финансового права

и правового регулирования хозяйственной деятельности,

протокол № 1 от 30.08.2011 г.


 Сухоруков В.А., 2011

 Волгоградский кооперативный институт

Российского университета кооперации, 2011

^

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ

ЗАНЯТИЯМ



«Финансовое право» одна из важных дисциплин, при изучении которой студенты должны ознакомиться с теорией и практикой финансовых правоотношений, нормативными материалами (законодательными актами, актами органов государственной власти и управления и др.) и особенностями их применения, формами принятия решений компетентными органами, в том числе судебными в финансовой сфере, особенностями и порядком разрешения споров, вытекающих из финансовых правоотношений.

В целях углубления теоретического содержания дисциплины проводятся семинарские и практические занятия, на которых углубляются и закрепляются знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, прививаются навыки творческого мышления при поиске, обобщении и изложении учебного материала, умения применять полученные знания при решении ситуационных задач.

Семинарское занятие – важное звено в обучении и воспитании, в подготовке специалистов с высшим образованием. Это основная форма углубления и закрепления знаний, школа самостоятельности и творчества. Это своеобразная форма коллективного подведения итогов самостоятельной работы над лекционным материалом и учебниками.

Основными элементами процесса подготовки к семинарским занятиям являются:

– активное усвоение материала при конспектировании лекций;

– доработка лекций, изучение основной и дополнительной литературы;

– подготовка доклада, реферативного сообщения, тезисов или плана выступления по вопросам семинарского занятия;

– подбор примеров из жизни страны, опыта потребительской кооперации и решение проблемных задач семинара, практического занятия;

– выполнение различного рода индивидуальных задач преподавателя и др.

В начале подготовки следует уяснить тему и цель семинара, выносимые на занятия вопросы для обсуждения. Исходя из этого, наметить последовательность подготовки, когда и какие изучать источники (учебные пособия, учебники, статьи из журналов, другой специальной литературы) по каждому вопросу семинара, когда и в какой форме составить конспект, подготовить доклад, тезисы или план выступления, как решать проблемы семинарского занятия и т.д. Все это желательно спланировать, чтобы подготовка к семинару шла обстоятельно и без перегрузок.

Успех подготовки к семинару зависит, прежде всего, от качества отработки рекомендованной основной и дополнительной литературы. Здесь важно учесть то, что было сказано по данной теме преподавателем на лекции, творчески переосмыслить изученное, а также поставленные в плане семинара вопросы, продумать, как увязать теоретические положения конкретной науки с будущей профессиональной деятельностью.

При изучении конспекта лекций и литературы к семинару важно выделить основные положения, систему доказательств, выводы, имеющие отношение к вопросам семинара, а также те места, которые следовало бы проиллюстрировать собственными примерами или более глубоко уяснить с помощью учебной и справочной литературы. Если в рекомендованном к семинару источнике нашлись места, где затрагиваются интересующие студента вопросы, то на полях плана семинара делаются соответствующие пометки, например: «3-47-3». Это означает: в источнике, занумерованном в плане семинара под цифрой «3», по данному вопросу можно использовать материал на странице «47» (третий абзац). На таких страницах книги необходимо сделать закладки.

При подготовке к семинару и другим видам занятий следует глубоко изучить весь отобранный материал, а законспектировать (записать) главное, основное. После этого на основе изученного материала целесообразно составить развернутый рабочий план по всей теме семинара. В этом плане, составленном в виде тезисов на нескольких страницах, последовательно, в порядке очередности вопросов семинарского занятия отражаются важнейшие положения, аргументы, примеры и выводы по каждому вопросу. Таким образом, приводится в определенную систему вся подготовительная работа, и студент обеспечивает себе возможность выступить по любому вопросу, принять участие в решении проблем семинарского занятия. Главное же заключается в том, что при таком подходе студент получает знания по всей проблематике семинара, к тому же в определенном систематизированном виде.

Выступление на семинаре должно быть сжатым и четким, не превращаться в читку конспекта лекции. Обращаться к текстам можно лишь в случае цитирования статей законов или мнений авторов по спорным проблемам. После основного выступления по вопросу возможны дополнения, поправки, творческая дискуссия. Критические выступления должны быть корректны, доброжелательны и не переходить на личности.

Каждая тема семинарского занятия начинается с обсуждения теоретических вопросов, т.е. выяснения знания студентами основных понятий и категорий данной учебной дисциплины, полученных ими на лекциях и в ходе самостоятельного изучения курса. При изучении «Финансового права» особое внимание следует обратить на то, что его основополагающие категории происходят от экономических категорий. В связи с этим необходимо учитывать как экономический, так и правовой аспект этих понятий.

Кроме того, при подготовке к семинарским занятиям необходим обстоятельный анализ нормативно-правовых актов, а также монографических и периодических изданий, рекомендуемых к каждому занятию.

При подготовке к семинарскому занятию по теме «Правовые основы, организация и методы финансового контроля» следует сосредоточить внимание на контрольных и надзорных полномочиях органов, осуществляющих финансовый контроль, не акцентируя внимание на иных аспектах их деятельности.

При подготовке к семинарским занятиям по темам «Правовые основы страхования», «Правовое регулирование банковской деятельности», «Правовые основы денежного обращения» не использовать учебно-методическую литературу гражданско-правовой специфики, так как «Финансовое право» относится к публичным отраслям права, и частно-правовые аспекты оно не регулирует.

При подготовке к семинарским занятиям по темам «Бюджетное право и бюджетное устройство», «Бюджетный процесс» и «Правовые основы государственного кредита» необходим анализ действующего бюджетного законодательства на текущий финансовый год, законы и решения о бюджетном процессе всех уровней бюджетной системы.

При проведении семинарских занятий могут использоваться различные формы их проведения, такие как собеседования со студентами, проведение письменных контрольных работ, решение практических задач, заслушивание докладов, реферативных сообщений.

Подготовка докладов, реферативных сообщений к семинарскому занятию требует значительной, четко продуманной работы. В процессе подготовки докладов, рефератов рекомендуется выделить следующие этапы:

– составление первоначального плана доклада, реферата;

– подбор литературы по данной, конкретной проблеме;

– изучение отобранного и конспектирование наиболее важных положений, которые раскрывают содержание выбранной темы для выступления;

– уточнение плана доклада, его основных вопросов, консультация у преподавателя;

– написание полного текста доклада, реферата.

После этого необходимо продумать методику изложения своего доклада, реферата (выступления) на семинарском занятии. При этом следует хорошо рассчитать свое время, просмотреть, достаточно ли полно раскрыта тема, аргументированы ли используемые доказательства. Важно при этом помнить, что в процессе выступления будут оцениваться и умение держаться, поддерживать постоянный контакт с аудиторией, свобода изложения, культура речи.

Не менее важно, чтобы выступление было в меру эмоциональным. А для этого важно владеть своим голосом, всем богатством оттенков его тембра и интонации, в целях доказательности использовать и темп своей речи, и выразительность жестов, и многозначность мимики. Формирование соответствующих навыков и умений достигается соответствующей самостоятельной подготовкой к каждому семинарскому занятию.

В конце семинарского занятия преподаватель подводит итоги выступлений и дискуссии, анализирует допущенные ошибки и неточности, оценивает подготовку группы в целом и отдельных выступающих, дает задания на следующее семинарское занятие.

Полученные в ходе занятия «неудовлетворительные» оценки, а также пропуски подлежат обязательной отработке на консультациях.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная полная форма обучения




п/п

Темы и основные вопросы курса

Виды занятий и количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Сем

СРС

1.

Тема № 1. Финансовое право как наука.

12

2

4

6

2.

Тема № 2. Правовые основы финансовой деятельности государства.

8

2

2

4

3.

Тема № 3. Правовые основы, организация и методы финансового контроля.

8

2

2

4

4.

Тема № 4. Бюджетное право и бюджетное устройство.

8

2

2

4

5.

Тема № 5. Бюджетный процесс.

8

2

2

4

6.

Тема № 6. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов.

8

2

2

4

7.

Тема № 7. Правовое регулирование финансов организаций.

8

2

2

4

8.

Тема № 8. Правовые основы государственного кредита.

8

2

2

4

9.

Тема № 9. Правовые основы страхования.

8

2

2

4

10.

Тема № 10. Налоговое право.

8

2

2

4

11.

Тема № 11. Характеристика порядка взимания отдельных налогов.

12

4

2

6

12.

Тема № 12. Правовые основы государственных расходов.

8

2

2

4

13.

Тема № 13. Правовое регулирование банковской деятельности.

8

2

2

4

14.

Тема № 14. Правовые основы денежного обращения.

8

2

2

4

15.

Тема № 15. Расчетные правоотношения.

8

2

2

4

16.

Тема № 16. Ценные бумаги.

8

2

2

4

17.

Тема № 17. Правовые основы валютного регулирования.

8

2

2

4




Экзамен

-

-

-

-




Итого

144

36

36

72



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Сухоруков финансовое право iconВ. А. Сухоруков финансовое право
Финансовое право: Сборник ситуационных задач и тестовых заданий для студентов направления подготовки030900. 62 всех форм обучения...

В. А. Сухоруков финансовое право iconУчебное пособие в учебном пособии рассматриваются все разделы курса «Финансовое право»
«Финансовое право»: финансовая деятельность государства; финансовый контроль; государственные доходы и расходы; государственный кредит;...

В. А. Сухоруков финансовое право iconФинансовое право» (протокол №6 от 21 января 2012г.) Одобрено кафедрой...
Финансового университета по специальности «Юриспруденция». Общая редакция доц. Беседкиной Н. И., доц. Касторновой Т. А., проф. Чистякова...

В. А. Сухоруков финансовое право iconДенис Александрович Шевчук Финансовое право Шевчук Денис Александрович Финансовое право

В. А. Сухоруков финансовое право iconСиллабус
Учебная программы для студентов (syllabus) по дисциплине «Финансовое право Республики Казахстан»

В. А. Сухоруков финансовое право iconВопросы к экзамену по дисциплине «Финансовое право»
Действие актов финансового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

В. А. Сухоруков финансовое право iconВопрос № с какими отношениями связано финансовое право?
Существованием денежных отношений и государства, использующего механизм финансов

В. А. Сухоруков финансовое право iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Финансовое право»
Понятие, роль, формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

В. А. Сухоруков финансовое право iconКонтрольные вопросы по курсу «Финансовое право»
...

В. А. Сухоруков финансовое право iconУчебник
Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов