Тема Понятие и сущность государства




НазваниеТема Понятие и сущность государства
страница1/21
Дата публикации29.07.2013
Размер3.46 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




Общая теория права и государства.

Тема 1. Понятие и сущность государства


1.Понятие и признаки государства.

2.Функции государства.

3. Формы государства.

4.Правовое государство.
1. Понятие и признаки государства.

С развитием общества изменяются взгляды на понятие государства, его предназначение и роль в общественной жизни. До настоящего времени наука не сумела дать всеобъемлющего определения государства. В принципе, невозможно определить общее понятие государства, которое отражало бы все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов. Это связано с тем, что разнообразие условий, в которых существовали, существуют, и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

Все исследователи включают в качестве специфических признаков государства такие его атрибуты, как народ, публичную власть, и территорию. И юристы, и экономисты, и историки и представители других общественных наук определяют государство как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть.

^ Основными признаками государства являются следующие:

1) государственная власть. Государство характеризуется наличием особого аппарата, при помощи которых выполняются политические функции управления и принуждения. Государственная власть располагает армией, полицией, жандармерией, разведкой, судом, прокуратурой, чиновничьи аппаратом.

2) Население. Государственная власть объединяет людей по признаку территории.

3) ^ Государственный суверенитет. Он означает самостоятельность, независимость государства, которая выражается в его возможности свободно, по собственному усмотрению, решать свои внешние и внутренние дела без нарушения прав других государств и без вмешательства других государств.

4) ^ Сбор налогов, необходимых для содержания аппарата публичной власти и социальной поддержки малоимущих слоев населения.

5) Законотворчество. Только государство, выступая официальным представителем общества, может издавать законы и иные правовые положения, обязательные для всего населения страны.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий – осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (Кучинский В.А., Горбаток Н.А. Вишневский А.Ф.).

Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию (под ред. Лазарева В.В.)

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. (Основы права под ред. З.Г. Крыловой)

^ Тип государства представляет собой систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых теми или другими историческими условиями. Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государство определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации.

Исторический тип государства определяется на основании того, на каком экономическом базисе основывается это государство, интересам какого господствующего класса оно служит. В связи с этим выделяется три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Выделяется также социалистический тип государства.

Мировая политико-правовая мысль разработала и другие концепции типов государственности. Так, немецкий ученый правовед Еллинек Г. делит все государства на 5 исторических типов: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государство. Русский историк Н.И. Карев выделяет 6 типов государства: государство-город, восточная деспотия, феодальное поместье-государство, сословная монархия, западно-европейская абсолютная монархия и конституционное государство.


^

2.Функции государства


Функции государства – это основные направления его деятельности, осуществляемые в установленном в законе порядке. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности иного порядка. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе участвуют все его органы.

Функции государства классифицируются по сферам государственной деятельности, способам ее реализации, видам государственной политики и по другим основаниям. По сферам деятельности государства его функции подразделяются на внутренние и внешние.

^ К внутренним функциям государства относятся:

экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны;

социальная, направленная обеспечение всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

культурно-воспитательная, в основе которой развитие демократии, науки, образования, обеспечения всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

охрана правопорядка, общественной безопасности, заключающаяся в проведении в жизнь гарантий законности, охране прав собственности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

экологическая, направленная на защиту окружающей среды.

В зависимости от способа осуществления государственной власти к внутренним функциям относятся законодательная (правотворческая) функция, исполнительно-распорядительная, контрольно-надзорная.

^ К внешним функциям государства относятся:

● представительство государства в мировом сообществе,

● оборона страны от нападения извне, борьба за мир,

● взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и других);

● межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество, отвечающее национальным интересам;

^ Выполнение функций обеспечивается государственным механизмом, т.е. системой органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция (полиция), налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения.

В систему государственного механизма входят:

а) законодательные органы – парламенты (в Республики Беларусь — Национальное собрание, в РФ – Федеральное собрание, в США – Конгресс, в Польше – Сейм и т.д.)

б) исполнительные органы – президент, правительство, министерства, комитеты и др.

в) судебные органы в соответствии с судебной системой государства .

г) правоохранительные органы государства – прокуратура, министерство внутренних дел, полиция, милиция, таможенные органы.

Каждый орган наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, организационными и материальными средствами
^ 3. Форма государства

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением и отражающая исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества. Форма государства включает в себя три связанных между собой института – форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением. По формам правления государства разделяются на монархии и республики.

При монархической форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. При республиканской форме правления верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

^ Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике парламент формирует правительство, члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. В парламентарных республиках глава государства – президент избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. Здесь президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, формирование правительства президентом, зачастую с согласия парламента; правительство ответственно перед президентом, а не парламентом, президент лишен права роспуска парламента; парламент в случае грубого нарушения конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).

Кроме парламентарной и президентской республики в реальной жизни существуют смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых черт. Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между парламентом и президентом. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которая возлагается на правительство. Признаком такого вида республики является закрепленная в конституциях страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (Россия, Беларусь, Франция).

Президентская форма правления стала характерной для большинства постсоциалистических государств.

Вторым институтом формы государства является форма государственного устройства. Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральными органами власти и управления с местными органами власти, управления и самоуправления.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: унитарные государства и федерации. Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладающими государственным суверенитетом. В унитарном государстве действует единая система высших органов власти и управления, одна конституция и единая система законодательства, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика, одно гражданство и единые вооруженные силы. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

Федерация – государство, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования – члены (субъекты) федерации, обладающие достаточной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или даже суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России). В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации (республик, земель, штатов, кантонов и т.п.). Территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная система.

Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 году) либо принятия конституции (США в 1787 году). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Формой государственного устройства является также конфедерация. Она представляет собой объединение либо союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления, правосудия. Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы, которые функционируют лишь в строго определенных целях. Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко является промежуточным звеном при образовании федерации.

Третьей составляющей формы государства является государственный (политический) режим. Под государственным режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Все политические режимы делятся на демократические и недемократические. Демократический режим характеризуется следующими основными чертами:

● Плюрализм в общественно-политической жизни. Это проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, представляющих интересы самых различных социальных групп и слоев населения.

● Реализация принципа разделения властей.

● Защита личности от произвола, беззакония. Права личности находятся под защитой правосудия.

^ 1. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека.

2. Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему.

3. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.

^ 4. Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.

Недемократические режимы характеризуются господством одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод, низкий экономический уровень народа, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике, всеохватывающая милитаризация общественной жизни, примат государства над правом, нарушений законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни.

Таким образом, форма государства понимается в единстве трех структурных ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Понятие формы государства охватывает организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением. Оно же включает в себя территориальную организацию государственной власти, соотношение государства, как целого с его составными частями, а также методы и способы осуществления государственной власти.
^ 4. Правовое государство

Наиболее важные аспекты демократического правления сконцентрированы в понятии “правовое государство”, которое характеризуется такими принципами, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Правовое государство имеет следующие основные признаки:

1.Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества;

2.Господство закона во всех сферах общественной жизни (полный отказ от примата государства над правом, никакие подзаконные акты – президентские, правительственные, ведомственные – не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его);

3. Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса).

4. Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчиняется только закону.

5. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им сами путем референдума. В правовом государстве не должно быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей.

6. Наличие эффективных форм государственного контроля за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

7. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности);

В юридической литературе называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, общую волю населения страны. Они регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении этих актов с законом действует закон. Подзаконные акты выражают волю издавших их органов и конкретизируют некоторые положения закона, но ни в коем случае не могут совершенствовать, подправлять, изменять закон. Уважение закона и, прежде всего конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения людей.

Основным признаком организации и деятельности правового государства является разделение властей. Осуществление этого принципа препятствует злоупотребление властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Каждая из ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией, они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно они также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый “политический организм”.

Принцип разделения ветвей власти предполагает наличие системы “сдержек” и “противовесов”. Элементами такой системы в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, независимость судейского корпуса.

Тема 2. Понятие и сущность права. Система законодательства

  1. Понятие и сущность права

  2. Правовые отношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

  3. Виды нормативно-правовых актов

  4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  5. Система и источники права. Понятие отрасли и института права.


^ 1. Понятие и сущность права

Право является одним из самых сложных общественных явлений. Оно так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Юридической науке известно множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу и сущность права. Существует несколько определений права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми.

Основные черты права:

1. право – прежде всего совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Правовые нормы устанавливаются либо компетентными государственными органами непосредственно, либо путем передачи ими своих полномочий на издание некоторых нормативно правовых актов негосударственным организациям либо их органам, или путем санкционирования иных социальных норм (обычаев);

2. право – систематизированная совокупность издаваемых или санкционируемых правил поведения;

3. право выражает государственную волю. Каждый отдельный нормативно-правовой акт выражает волю издавшего его государственного органа.

4. Право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками (всеми гражданами, всеми военнослужащими, всеми субъектами хозяйствования и т.д.). Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются, независимо от того, желают они этого или нет. Общеобязательность правовых норм в полной мере распространяются и на государство, и на те государственные органы, которые издали правовой акт. Правовое государство связывает себя, все свои органы требованиями правовых норм до тех пор, пока они не будут в установленном порядке изменены или отменены.

5. Право, составляющие его правовые нормы, всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Это – установленные в государстве нормативно-правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и т.д.), допускаемые законодательством нормативные договоры, санкционированные обычаи, признаваемые в некоторых странах правовые прецеденты. Официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их юридическую силу, то есть их место и значимость в иерархии нормативно-правовых актов.

6. Реализация права обеспечивается государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, предупреждения, принуждение, ответственность и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами.

7. Право как системная совокупность норм характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены развитием и изменением регулируемых правом общественных отношений.

Исходя из перечисленных признаков право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых государством или компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства населения с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

^ Понятие нормы права, ее структура и виды

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. Нормы права бывают императивные (обязательные, от правил которой нельзя отступить) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон).

Правовая норма является первичным элементом права. Она имеет свою структуру. Типичная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленными ею правилами. Гипотеза указывает на условия применения нормы.

Диспозиция – часть нормы, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъекта в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиция – это правило поведения.

Санкция – часть нормы, в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Санкция – установление угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

В зависимости от вида нормативного акта, в котором содержится норма права, правовые нормы подразделяются на законодательные (содержащиеся в законах) и подзаконные (изложенные в подзаконных актах— указах, постановлениях).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Понятие и сущность государства iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
Понятие, сущность, признаки, формы и функции государства. Теории происхождения государства

Тема Понятие и сущность государства iconПеречень примерных вопросов к экзамену
Понятие, признаки государства, его сущность. Общие предпосылки возникновения государства, основные теории происхождения

Тема Понятие и сущность государства iconМатериалы для подготовки к зачету Тема Основные понятия общей теории права и государства
Понятие государства, его признаки и функции. Форма государства. Форма правления. Государственное устройство. Политический режим

Тема Понятие и сущность государства icon1. Предмет и метод теории государства и права Понятие теории государства...
Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права....

Тема Понятие и сущность государства iconТема понятие управленческого решения вопрос Сущность, понятие и типология управленческих решений
Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению

Тема Понятие и сущность государства iconТема Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

Тема Понятие и сущность государства iconЗакон. Понятие, сущность, признаки. Подзаконные акты, понятие, сущность...
Лит-ра: правоведение (уч. Под редакцией Смоленского 51-58, Кутафин 39-44, Шкатула 13-17)

Тема Понятие и сущность государства icon4. Понятие и сущность государства
Государство – многогранное явление, поэтому существует множество его определений. На протяжении нескольких веков, государство определяли...

Тема Понятие и сущность государства icon1. Происхождение государства и права
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Познавательное значение, но и политико-практическое....

Тема Понятие и сущность государства iconЭкзаменационные вопросы
Понятие и назначение государства, его признаки и функции. Причины возникновение государства. Суверенитет государства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов