Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»




НазваниеМетодические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/8
Дата публикации30.07.2013
Размер0.94 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА»

ШУМ, КАК ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР, И ЗАЩИТА ОТ НЕГО

Самара 2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА»

ШУМ, КАК ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР, И ЗАЩИТА ОТ НЕГО
^ Утверждено Редакционно- издательским советом университета в качестве методических указаний


Самара
Издательство СГАУ
2009

УДК 628.517.2

Авторы: С. С. Козий, Т. Б. Козий


Рецензент: д-р техн. наук, проф. И. П. Попов


Шум, как вредный производственный фактор и защита от него: метод. указания.׀ С. С. Козий, Т. Б. Козий.׀ /Самара: Изд-во фак. № 7 Самарский гос. аэрокосм. ун-т, исп. и доп., 2009. - … с.

Рассматриваются общие сведения о шуме, его характеристики, влияние шума на организм человека; нормирование шума и методы борьбы с ним.

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Методические указания подготовлены на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности.

УДК 628.517.2
© Самарский государственный

аэрокосмический университет, 2009
^ Цели работы: изучить негативное влияние вредного производственного фактора – шума на организм человека, его физические характеристики, вопросы нормирования и методы борьбы с ним; изучить влияние инфра и ультразвука и мероприятия по уменьшению их воздействия на организм человека.
^ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШУМЕ
Шумом принято называть нежелательный звук или совокупность беспорядочно сочетающих звуков различной частоты и интенсивности, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека и мешающих его жизнедеятельности.

В виде нежелательных факторов звук является постоянным эффектом работающих механизмов и деятельности человека, воздействующим на рецепторы органа слуха. Ухо – это не только устройство для регистрации звука, оно неразрывно связано со структурами центральной нервной системы, играет ключевую роль в последующей передаче речи, а в целом – в понимании и осмыслении окружающего мира.

Еще в начале XX века знаменитый ученый Р. Кох сравнивал шум с чумой. Разумеется, речь идет не о том, чтобы везде стояла абсолютная тишина. Длительная абсолютная тишина так же вредна для человека (его психики), как и непрерывный повышенный шум.

При проектировании конструкторского бюро в Ганновере архитекторы предусмотрели все меры, чтобы ни один посторонний звук не проникал в здание – рамы с тройным остеклением, звукоизоляционные панели из ячеистого бетона и специальные пластмассовые обои, гасящие звук. Через неделю сотрудники стали жаловаться, что не могут работать в условиях гнетущей тишины, они нервничали, теряли работоспособность. Администрации пришлось купить магнитофон, который время от времени включался и создавал эффект «тихого уличного шума».

Каждый человек воспринимает шум по – своему. Это зависит от многих факторов: возраста, состояния здоровья, характера трудовой деятельности. Установлено, что большее влияние шум оказывает на людей занятых умственным трудом, чем физическим. Особенно беспокоит человека шум непонятного происхождения, возникающий в ночное время суток. Шум, создаваемый самим человеком, беспокоит его значительно меньше, чем окружающих. Многочисленными исследованиями доказано, что шум снижает производительность труда на промышленных предприятиях на 30%, повышает опасность травматизма, приводит к развитию профессиональных заболеваний. В структуре профессиональных заболеваний в Российской Федерации приблизительно 17% приходится на заболевания органа слуха.

В настоящее время практически нет ни одной отрасли народного хозяйства или среды обитания человека, где шум не был бы в числе ведущих вредных факторов. Литейные и металлообрабатывающие производства, лесозаготовительные и строительные работы, добыча полезных ископаемых, текстильная и деревообрабатывающая промышленность – далеко не полный перечень производств, где шум превышает допустимые значения.

Источниками шума могут быть колебания, возникающие при соударении, трении, скольжении твердых тел, истечении жидкостей и газов. Источниками колебаний являются работающие станки, ручные механизированные инструменты (электрические и пневматические пилы, отбойные, рубильные молотки, перфораторы), электрические машины (генераторы, электродвигатели, турбины), компрессоры, кузнечно – прессовое оборудование, подъёмно – транспортное и вспомогательное оборудование (вентиляционные установки, кондиционеры), лифты и транспортные средства (рисунок 1).


Вызывает болевые ощущения 130

Реактивный самолет

120

Громкая музыка

Шумовое 110

Дробильная машина

загрязнение 100

Автомобильная сирена

90

Поезд метрополитена

80

Будильник

Допустимый 70

Пылесос

уровень 60

Шум машин на автостраде

шума 50

Транспорт на городской улице

40

Разговор

Естественный 30

Шум морского прибоя

шумовой 20

Журчание ручья

фон 10

Шелест листвы


Рисунок 1 – Интенсивность звука, дБ, от различных источников


^ 2 ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШУМА
По физической природе шумом является всякий нежелательный для человека звук, обусловленный механическими колебаниями в упругих средах и телах, которые лежат в частотном диапазоне от 16÷20 до 20000 Гц. Механические колебания с указанными частотами называют звуковыми или акустическими.

Неслышимые человеком механические колебания с частотами ниже звукового диапазона называют инфразвуковыми, а с частотами выше звукового диапазона – ультразвуковыми.

При распространении волны частицы среды не движутся вместе с волной, а колеблются около своих положений равновесия. Вместе с волной от частицы к частице передаются лишь состояние колебательного движения и его энергия. Поэтому основным свойством волн является перенос энергии без переноса вещества. Это характерно для всех волн независимо от их природы, в том числе и для звуковых. Звуковые волны возникают при нарушении стационарного состояния среды, вследствие воздействия на нее какой – либо возмущающей силы.

Шум, как любой звук, характеризуется частотой f, интенсивностью I и звуковым давлением p.

Во время распространения звуковых колебаний в воздухе появляются области разряжения и области повышенного давления, которые и определяют величину звукового давления. Звуковым давлением называется разность между мгновенным значением давления при распространении звуковой волны и средним значением давления в невозмущенной среде. Звуковое давление изменяется с частотой, равной частоте звуковой волны.

На слух человека действует среднеквадратичное значение звукового давления:

, Па.

При распространении звуковой волны происходит перенос кинетической энергии, величина которой определяется интенсивностью звука. Интенсивность звука определяется средней во времени энергией, переносимой звуковой волной в единицу времени сквозь единичную площадку перпендикулярную направлению распространения волны:

, .

Интенсивность звука и звуковое давление связаны соотношением:

,

где - удельное акустическое сопротивление среды, .

Для воздуха = 410 , для воды - =1,5×106 , для стали = 4,8×107.

Величины звукового давления и интенсивности, с которыми приходится иметь дело на практике, изменяются в очень широких пределах: по давлению в 108 раз, по интенсивности – до 1016 раз.

Согласно биологическому закону Вебера – Фехнера, выражающего связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения, реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

Для характеристики интенсивности звуков или шума принята измерительная система, учитывающая логарифмическую зависимость между раздражителем и слуховым восприятием – шкала логарифмических единиц, в которой каждая последующая ступень звуковой энергии больше предыдущей в 10 раз. Например, если интенсивность звука больше последующего в 10, 100, 1000 раз, то по логарифмической шкале она соответствует увеличению на 1, 2, 3 единицы. Логарифмическая единица, отражающая десятикратную ступень увеличения интенсивности звука над уровнем другого называется белом.

Весь диапазон энергии, воспринимаемый слухом как звук, укладывается в 13÷14 Б. Для удобства пользуются не белом, а единицей в 10 раз меньшей - децибелом (дБ), которая соответствует приблизительно минимальному приросту звука, различаемому ухом.

В связи с этим введены логарифмические величины – уровни звукового давления и интенсивности:

,

где L – уровень интенсивности звука, I0 = 10-12 (Вт/м2) - интенсивность звука на пороге слышимости.

^ Порог слышимости – минимальный уровень звука, который еще различим.

Ухо человека может воспринимать и анализировать звуки в широком диапазоне частот и интенсивностей. Область слышимых звуков ограничена так называемым порогами: нижний – это порог слышимости, верхний – порог болевого ощущения, при котором нормальное слуховое ощущение перерастает в болевое (рисунок 2).



Рисунок 2 – Слуховой диапазон человека
Болевым порогом или порогом переносимости принято считать звук интенсивностью 140дБ. Звуковые ощущения оценивают и по порогу дискомфорта (появлению ощущения щекотания, касания, слабой боли в ухе), наблюдаемого при уровне звукового давления более 120 дБ. Верхний болевой порог неодинаков у различных людей. Уровни порогов могут изменяться под воздействием тренировки.

Так как интенсивность звука пропорциональна квадрату звукового давления, то уровень звукового давления определится:

,

где р0 = 2×10-5 (Па) – пороговое звуковое давление, едва различимое ухом человека при частоте 1000 Гц.

Уровнями интенсивности обычно пользуются при выполнении акустических расчетов, а уровнями звукового давления – при измерении шума и оценке его воздействия на организм человека.

Реальный звук является наложением гармоничных колебаний с большим набором частот, то есть звук обладает акустическим спектром. Спектр – распределение уровней шума по частотам.

При измерении и анализе шумов весь диапазон разбивают на октавы – интервалы частот, где конечная частота больше начальной в 2 раза: и третьоктавные полосы, определяемые соотношением: .

Субъективно воспринимаемую величину звука называют его громкостью. Громкость является функцией интенсивности звука, частоты, времени действия физиологических особенностей слухового анализатора. Интенсивность звука субъективно ощущается как громкость, а частота определяется высоту тона. Шкала субъективной громкости является линейной, это позволяет сравнивать громкости различных источников, а также количественно оценивать эффективность шумоглушения. Наиболее неблагоприятным шумом следует считать прерывистый шум с преобладанием высокочастотного спектра.
^ 3 ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Шум является общебиологическим раздражителем, способным влиять на все органы и системы организма, вызывая разнообразные физиологические изменения.

Воздействие шума на организм нередко сопровождается одновременным влиянием других вредных факторов, которые усиливают воздействие основного фактора. Крайне неблагоприятно для человека сочетание влияния шума и нервно – психических нагрузок. Превышение предельно допустимого уровня вибрации на 1 дБ увеличивает потерю слуха на 1%. Одновременное влияние шума и нагревающего микроклимата (как минимум, температуры воздуха) приводит к более частому возникновению гипертонической болезни и в целом к увеличению показателей общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности, включая заболевания язвенной болезнью желудочно – кишечного тракта, язвенным колитом, ишемической болезнью сердца. Если работник находится в условиях одновременного воздействия шума и некоторых химических растворителей, эффект неблагоприятных последствий от них может быть взаимно усилен.

Шумовые патологии подразделяются на специфические, наступающие в звуковом анализаторе, и неспецифические, возникающие в других органах и системах.

Поражение органа слуха определяется главным образом интенсивностью шума. Изменения в центральной нервной системе наступают значительно раньше, чем нарушения в звуковом анализаторе.

Кроме патологических изменений можно выделить следующие проявления неблагоприятного воздействия шума на организм - снижение разборчивости речи, неприятные ощущения, развитие утомления. Снижение разборчивости (внятности) речи, профессионально значимое при многих видах деятельности, обусловлено эффектами звуковой маскировки голоса производственным шумом и тесно связано со спектральными характеристиками шума. Приобретает особую значимость то, что шум, являясь информационной помехой для высшей нервной деятельности в целом, оказывает неблагоприятное влияние на протекание нервных процессов и способствует развитию утомления, так как шум увеличивает напряжение физиологических функций в процессе труда и тем самым снижает работоспособность организма.

Шум с уровнем звукового давления до 30÷35 дБ привычен для человека и не беспокоит его. Повышение этого уровня до 40÷70 дБ создает значительную нагрузку на нервную систему, вызывая ухудшение самочувствия, и при длительном воздействии может быть причиной нервозов. Воздействие шума уровнем более 80 дБ приводит к потере слуха – профессиональной тугоухости. При действии шума более высоких уровней (более 140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия, а при еще более высоких (более 160дБ) и смерть.

В развитии профессиональной тугоухости выделяют 3 стадии:

^ Слуховую адаптацию – к концу рабочей смены слуховой порог возрастает на 10 дБ, но через 3÷5 минут приходит к норме.

Слуховое утомление – к концу рабочей смены слуховой порог возрастает на 15 дБ, а время восстановления затягивается до 1 часа.

^ Прогрессирующая тугоухость – шум уровнем более 80дБ, довольно быстро вызывает снижение слуха и развитие тугоухости.

Сроки возникновения профессиональной тугоухости следующие: минимальный – 5÷7 лет, средний - 10÷12 лет и максимальный – от 15 и более (таблица 1).
Таблица 1 – Возрастание тугоухости среди лиц, подвергающихся воздействию шума на протяжении трудового стажа (5÷25 лет), %


Эквивалентный уровень шума, дБА

Продолжительность шумового стажа, лет

5

10

15

20

25

80

0

0

0

0

0

85

1

3

5

6

7

90

4

10

14

16

29

95

7

17

24

28

29

100

12

29

37

42

43

105

18

42

53

58

60

110

26

55

71

78

78


У лиц, систематически пребывающих в условиях воздействия интенсивного шума вначале появляются жалобы на шум в ушах, быструю утомляемость, раздражительность, общую слабость, ослабление памяти, понижение слуха. При медицинском осмотре наблюдается дрожание пальцев, век, пошатывание, снижение коленных и локтевых рефлексов, неустойчивость пульса. Могут быть отмечены нарушения обменных процессов.

При воздействии шума наблюдаются также отклонения в состоянии вестибулярной функции, общие неспецифические изменения в организме: головные боли, головокружение, боли в области сердца, повышение артериального давления, боли в области желудка, шум в ушах, быстрая утомляемость, раздражительность, общая слабость, ослабление памяти, понижение слуха. При медицинском осмотре наблюдается дрожание пальцев, век, пошатывание, снижение коленных и локтевых рефлексов, неустойчивость пульса, также могут быть отмечены нарушения обменных процессов. Шум вызывает снижение функций защитных систем и общей устойчивости организма к внешним воздействиям.

Степень шумовой патологии зависит в некоторой степени от индивидуальной чувствительности организма к акустическому раздражителю. Повышенная чувствительность к шуму присуща 11% людей. Женский и детский организм особенно чувствителен к шуму.

Длительное воздействие интенсивного шума на человека приводит к развитию шумовой болезни, являющейся самостоятельной формой профессиональных заболеваний.

^ Шумовая болезнь – это общее заболевание организма с преимущественным поражением органа слуха, центральной нервной и сердечно – сосудистой систем, развивающееся в результате длительного воздействия интенсивного шума. Формирование патологического процесса происходит при шумовом воздействии постепенно и начинается с неспецифических проявлений вегетативно – сосудистой дисфункции. Далее развиваются сдвиги со стороны центрально нервной и сердечно – сосудистой системы, затем – специфические изменения в слуховом анализаторе.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетеорологические условия производственной среды и безопасность
...

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания и контрольные задания Обработка полевого материала...
Методические указания предназначены для студентов сгутикд всех строительных специальностей, изучающих Инженерную геодезию как дневной,...

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Гидравлика» изадания...
Методические указания предназначены для студентов-заочников 2-х и 3-х курсов (4 и 6 лет обучения) специальностей: 110301, 110304,...

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Санкт-Петербург
Методические указания предназначены для студентов I курса всех специальностей дневной и вечерней форм обучения, изучающих курс Отечественной...

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к курсовой работе
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей: 270105 ”Городское строительство и хозяйство”,...

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей Вогту

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
Методические указания предназначены для студентов высшего профессионального образования экономических специальностей очной и заочной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов