Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики




Скачать 153.29 Kb.
НазваниеДоклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики
Дата публикации30.07.2013
Размер153.29 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Право > Доклад
Доклад.

Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики.


Синякова А.Ф.

Аспирантка МГИМО(У) МИД России

Преподаватель кафедры Японского, корейского,

индонезийского, монгольского языков МГИМО(У) МИД России.
Государственно-частное партнерство представляет собой форму официального сотрудничества между государственными, региональными властями и частными инвесторами в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации крупных, как правило, инфраструктурных проектов. Основываясь на международной практике, можно говорить о том, что при ограниченности собственных инвестиционных ресурсов в качестве главных источников расширения базы финансирования инфраструктурных проектов может быть использовано:

1) выделение дополнительных бюджетных ассигнований;

2) введение дополнительных целевых налогов и сборов, в частности для пользователей услуг транспортной инфраструктуры;

3) привлечение заемных средств под гарантии правительства;

4) привлечение внебюджетных инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Зарубежный опыт реализации государственно-частных партнерств доказывает их привлекательность и позволяет судить о потенциальных выгодах как для государства, так и для частных инвесторов при осуществлении их в нашей стране. Одним из механизмов реализации практики государственно-частного партнерства являются концессионные соглашения.

Практика государственно-частного партнерства в Республике Корее имеет долгую историю. Финансово-промышленные группы «чеболи», появившиеся в 60-е годы 20 века и представлявшие собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся под единым административным и финансовым контролем, имели тесные связи с государством. Чеболи получали государственную поддержку, льготное кредитование со стороны государства, правительственные заказы. Кроме того, руководство финансово-промышленных групп напрямую сотрудничало с представителями государства. В процессе развития страны после Корейской войны и в процессе модернизации экономической структуры чеболи сыграли ведущую роль. Постоянное сотрудничество частного бизнеса и государства на протяжении нескольких десятилетий определило стремительный рост экономического потенциала и обеспечило включение Республики Кореи в число экономически развитых стран. Подобное экономическое сотрудничество государства и частного бизнеса также является отчасти примером государственно-частного партнерства, однако в настоящее время проекты, реализуемые посредством ГЧП, носят, в основном, общественно значимый характер, а сами партнерства являются временными.

Развитие инфраструктуры в Республике Корее было очень важной задачей изначально для восстановления экономики страны и для дальнейшего промышленного развития, затем в связи возраставшей плотностью населения (490 человек на кв. км по оценке ОЭСР по сравнению с 336 человек на кв. км в Японии). Для расширения участия частного капитала в финансировании инфраструктурных проектов и для снижения нагрузки на государственный бюджет правительство страны в 1994 году начинает реализацию программы привлечения частных инвесторов и принимает соответствующий закон о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры (Private Participation in Infrastructure Act)1, а также сопутствующие специализированные правовые акты. До принятия данного закона реализация государственно-частных инфраструктурных проектов осуществлялась на основании индивидуальных соглашений правительственных структур и частных компаний для каждого отдельного случая.

Однако программа не принесла ожидаемого успеха, причиной чего стало, во-первых, непрозрачное законодательство, практические полное отсутствие гарантий со стороны государства, во-вторых, незаинтересованность со стороны иностранных инвесторов, низкий интерес национального бизнеса, так, из заявленных 45 проектов, концессионные соглашения были подписаны лишь по 10 проектам, а фактически строительство началось лишь в рамках 5 проектов2. Также негативным фактором стал азиатский финансовый кризис, который потребовал значительных капиталовложений в реальный сектор экономики.

Основными характеристиками государственно-частного партнерства являются:

распределение рисков, при заключении концессионных соглашений разграничиваются риски, которые несет государство и инвестор;

распределение обязательств государственного и частного секторов;

продолжительность во времени, соглашения о партнерстве государства и бизнеса заключаются на длительный срок;

право собственности на активы, на объекты инфраструктуры сохраняется у концедента, т.е. у государства;

● распределение прибыли.

В 1998 году правительство Кореи предприняло попытки возобновить программу, направленную на реализацию инфраструктурных проектов совместными усилиями государства и бизнеса. В результате, в 1998 году в Закон о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры3 были внесены изменения, направленные на улучшение условий для частных инвесторов, на предоставление им государственных гарантий и на создание специализированных инвестиционных фондов. В законе были определены требования, предъявляемые к проектам и риски, которые покрывает государство. Правительство, в свою очередь, в целях экономического развития стремится к созданию современных финансовых институтов, росту конкуренции. Основные отличия Законов о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры 1994 г. и 1998 г. представлены в Таблице 14.

Таблица 1

Основные отличия Законов (1994 г. и 1998 г.)

о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры





^ Закон о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры 1994 год

Закон о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры 1998 год

^ Вид концессий

1) Строй – Владей – Эксплуатируй (ВОО, сокр. от англ. Build-Own-Operate)

2) Строй – Передай – Эксплуатируй (ВТО, сокр. от англ. Build-Transfer-Operate)


1) Строй – Владей – Эксплуатируй (ВОО, сокр. от англ. Build-Own-Operate)

2) Строй – Передай – Эксплуатируй (^ ВТО, сокр. от англ. Build-Transfer-Operate)

3) Строй – Эксплуатируй – Передай государству (ВОТ, сокр. от англ. Build-Operate-Transfer)

^ Технико-экономическое обоснование

Не требуется технико-экономическое обоснование

Обязательное технико-экономическое обоснование

^ Финансовое обеспечение со стороны государства

В законе практически не прописано

Финансовые гарантии со стороны государства:

1) определены критерии признания проектов;

2) закреплены гарантии минимального уровня прибыльности;

3) обеспечение валютного риска;

4) закреплена возможность выкупа готового объекта

^ Федеральное ведомство

Отсутствует

1) Инфраструктурный инвестиционный фонд;

2) Корейский центр частных инвестиций в сферу инфраструктуры (PICKO)

Источник: Lee Jung-Kyu, Regulations of the PPI Act. Hahm Jung-Lim, Private Participation in the Infrastructure Program of the Republic of Korea. Transport and Communication Bulletin for Asia and the Pacific. Invest Korea #45 март-апрель 2006.

http://www.ikjournal.com/InvestKoreaWar/work/journal/content/content_main.jsp?code=4430222
В 2005 году были внесены дополнительные изменения в Закон и утверждена еще одна концессионная схема Строй – Передай – Возьми в лизинг (BTL, сокр. от англ. Build-Transfer-Lease), получившая в последнее время большое распространение.

Новая программа, принятая с подписанием закона 1998 года, включает в себя три основных компонента:

1) Закон о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры, в котором сформулированы механизмы сотрудничества государства с бизнесом, критерии отбора проектов, порядок финансирования, гарантии, предоставляемые инвесторам, риски, покрываемые государством;

2) План действий на 10 лет, задачей которого является оценка потребности разных отраслей инфраструктуры в дополнительном инвестировании. В итоге отобрано 179 проектов, которые должны быть реализованы в течение ближайших 10 лет (Таблица 2)5;

Таблица 2

Десятилетний план действий по реализации проектов

государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры





Количество

проектов

Стоимостная оценка проекта, млрд. долл. США

Участие государства, млрд. долл. США

Дорожное хозяйство

18

15,7

4,7

Железнодорожное хозяйство

23

11,1

4,4

Портовое хозяйство

29

5,8

2,3

Сфера окружающей среды

89

3,3

1,5

Сфера энергетики

13

12

0

Прочее

7

4,7

0,7

В целом

179

52,6

13,7

Источник: Invest Korea #45 март-апрель 2006. 10Year Plan for PPI.

http://www.ikjournal.com/InvestKoreaWar/work/journal/content/content_main.jsp?code=4430222
Представленная таблица свидетельствует о том, что доля финансового участия государства при реализации проектов совместного с частными инвесторами не превышает одной четверти.

3) годовой план в дополнение к десятилетнему плану для своевременной корректировки и эффективного управления.

Процедура согласований по каждому конкретному проекту и по условиям концессионного соглашения осуществляется на уровне министерства по планированию и бюджетным вопросам, если проект оценивается в сумму, превышающую 200 млрд. вон и на уровне соответствующего отраслевого ведомства, если проект оценивается в сумму, не превышающую 200 млрд. вон6.

Государственно-частное партнерство правительством Кореи рассматривалось как сотрудничество государства с бизнесом, при котором государство извлекает выгоду из общего улучшения экономического состояния инфраструктуры. Для привлечения потенциальных инвесторов предлагаемые проекты должны быть финансово рентабельны, кроме того, в Законе о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры предусмотрен ряд стимулов7:

1) во-первых, выделение общественных земель под инфраструктурные проекты для снижения основных видов рисков при строительстве «с нуля» – доступности и стоимости земли;

2) предоставление гарантий доходности для высоко рисковых проектов, так государство в зависимости от реализуемого проекта может предоставить гарантии частным инвесторам до 90% ожидаемой доходности;

3) налоговые стимулы включают:

● освобождение от уплаты налога на приобретение недвижимости по концессионным проектам по схеме Строй – Эксплуатируй – Передай государству (BOT);

● снижение НДС по концессионным проектам по схемам Строй – Передай – Эксплуатируй (BTO) и Строй – Эксплуатируй – Передай государству (BOT);

● предоставление возможности выпуска корпоративных облигаций с налогообложением получаемого дохода по ставке 15%;

● налоговые льготы по уплате налога на прибыль корпораций и др.;

4) частичная гарантия валютных рисков (рисков неблагоприятного изменения курса валюты);

С учетом усовершенствований в законодательной базе ожидается рост заинтересованности не только национальных, но, что важно для интеграции в мировую экономическую систему, и иностранных инвесторов в участии в совместных инфраструктурных проектах.

Изначально в первой половине 1990-х годов в планах правительства Республики Кореи было привлечение дополнительных инвестиций в транспортную сферу, но этому помешала недостаточная проработанность законодательства и уже упоминавшийся азиатский финансовый кризис. Затем, после внесения дополнений в инвестиционное законодательство, правительство планировало провести приватизацию 11 государственных предприятий, включая крупнейшие компании, такие как телекоммуникационную Korea Telecom, энергетическую Korea Electric Power Corporation и газовую Korea Gas Corporation.8 Однако частные инвесторы не проявили достаточной заинтересованности, и правительству потребовалось принять меры, которые сделали ли бы вложения более привлекательными для потенциальных инвесторов.

В результате Закон о государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры предложил механизм концессионных соглашений для реализации проектов в сфере транспорта, энергетики, телекоммуникаций, дорожного, портового хозяйства, инфраструктуры коммунального хозяйства. Также усовершенствования коснулись льгот, предоставляемых инвесторам, включая возможность выбора предпочтительного типа концессии, налоговые стимулы, государственные гарантии.

К настоящему времени государственно-частное сотрудничество в ряде секторов инфраструктуры уже дало результаты, и проекты находятся на стадии реализации. Одним из важнейших для развития экономики страны представляется дорожное строительство, логистические издержки, достигающие в Республике Корее 17% ВВП, объясняют необходимость привлечения иностранных инвесторов. Сроки окупаемости объектов дорожного строительства весьма высоки, а тарифы на проезд по автомагистралям регулируются правительством, поэтому система льгот необходима для привлечения инвесторов. Транспортные услуги, за исключением железнодорожного транспорта и метро, предоставляются преимущественно частными или совместными предприятиями на условиях ГЧП. Реализация проектов в этой сфере считается успешной. Строительство высокоскоростной линии железной дороги, хотя и привлекло частных инвесторов, испытывает дефицит в финансовых средствах. В сфере легкорельсового транспорта было заявлено 3 проекта, в частности, проект Yong-in (Корея), который включает 20-километровый проект поезда на эстакаде, 32 поезда, 16 станций, полный объем электромеханических и строительных работ и должен быть реализован на условиях 30-летней концессия по эксплуатации и обслуживанию. Участниками проекта со стороны государства являются Город Yong-in, Организация по торговле и инвестициям Кореи,   Корейская Правительственная программа ГЧП, частные инвесторы – Консорциум GTS, Корейский Инвестиционный банк, Bombardier, Daelim Engineering и финансовый синдикат Shanon Mc Quarie. Проект оценивается в сумму 875 млн. долл. США9.

В строительстве аэропортов крупнейшим проектом, реализованным с использованием механизма государственно-частного партнерства на условиях Строй – Владей – Эксплуатируй – Передай государству (ВООТ, сокр. от англ. Build-Own-Operate-Transfer), является международный аэропорт Инчхон.

Сфера портового хозяйства, несмотря на потребность в дополнительном финансировании, остается прерогативой государства в связи с соображениями национальной безопасности.

Сфера телекоммуникаций привлекает преимущественно прямых иностранных инвесторов. В стратегических сферах, таких как электроэнергетика, государство остается монополистом, доля иностранного капитала не должна превышать 30%.

Из возможных концессионных соглашений в Корее наибольшее распространение получили (BTO) Строй – Передай – Эксплуатируй, утверждено 53 проекта в разных секторах и (BTL) Строй – Передай – Возьми в лизинг, утверждено 139 проектов.

До 1998 года объем частных капиталовложений в проекты ГЧП составил 300 млрд. корейских вон, в 2007 году частные инвестиции достигли цифры 3,2 трлн. корейских вон (Диаграмма 1)10.

Диаграмма 1



Источник: Korea’s PPP. Cho Yong-Man. Asia-Pacific Ministerial Conference on Public-Private Partnerships for Infrastructure Development 2007.

http://www.ppp2007.org/kor/data/EGM_Day1/Insight%20into%20Korea's%20Public-Private%20Partnerships.pdf
Правительство Республики Кореи поощряет использование концессионных соглашений при реализации инфраструктурных проектов, поскольку государственно-частное партнерство в таком случае позволяет сократить период строительства, сократить строительные расходы и в целом себестоимость проекта, а также способствует развитию финансового рынка страны. Кроме того, заинтересованность инвесторов в окупаемости проекта и получении прибыли означает эффективный менеджмент. Также в Корее учрежден инвестиционный фонд для развития объектов инфраструктуры, который предоставляет возможности для долгосрочного инвестирования и позволяет привлекать как национальные, так и иностранные капиталы.

Для того чтобы привлечь потенциальных инвесторов требуется упрощение процедуры проектных согласований и компенсация соответствующих расходов. Программа развития практики государственно-частных партнерств включает в себя, во-первых, увеличение числа проектов в сфере дорожного и портового строительства, во-вторых, улучшение качества услуг, предоставляемых в дальнейшем пользователям, в-третьих, избежание недобросовестной конкуренции частных инвесторов на стадии до подписания концессионного соглашения.

Корейский опыт реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма концессии считается успешным, поскольку удалось восполнить недостаток государственного финансирования и эффективно развивать инфраструктуру. Для расширения участия частного капитала в инфраструктурных проектах требуется предоставление государственных гарантий, обеспечение благоприятного делового климата.

В России вопросы бюджетного финансирования создания и последующего обслуживания социально значимых инфраструктурных проектов в сфере строительства транспортных магистралей, жилищно-коммунального хозяйства, объектов ряда других отраслей являются актуальными. В нашей стране за последние годы накоплен значительный объем материальных средств, но несмотря на это, значимость привлечения капиталов не снижается. Для развития инфраструктуры государственные и региональные органы власти стремятся привлечь инвестиции на условиях государственно-частного партнерства.

В июле 2005 года в России был принят Государственной думой и утвержден Советом Федерации РФ закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Целями данного Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям11.

Перед российской экономикой стоит задача повышения конкурентоспособности и модернизации. В транспортной сфере в рамках стратегии до 2020 года была принята Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая охватывает приоритетные инновационные и инвестиционные проекты, а также способы их ресурсного обеспечения. В настоящее время эта программа на 60% финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, остальные средства поступают из внебюджетных источников. В перспективе доля частных капиталовложений должна возрасти до 60%.12

Практика государственно-частного партнерства как способа модернизации инфраструктуры доказала свою эффективность в азиатских странах, в частности, в Корее. Использование частного капитала, в том числе зарубежных инвестиций, в реализации концессионных соглашений позволит и России решить определенные социально-экономические задачи без дополнительных бюджетных затрат, а также повысить конкурентоспособность страны посредством улучшения инфраструктуры, в частности в транспортной сфере. Результаты деятельности концессий, в свою очередь, станут базовым критерием оценки эффективности их работы.

1 Закон Республики Кореи «О государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры» от 1994 г. (Private Participation in Infrastructure Act 1994).

2 Invest Korea #45 март-апрель 2006. 10 Year Plan for PPI.

http://www.ikjournal.com/InvestKoreaWar/work/journal/content/content_main.jsp?code=4430222

3 Закон Республики Кореи «О государственно-частном партнерстве в сфере инфраструктуры» от 1998 г. (Private Participation in Infrastructure Act 1998).

4 Lee Jung-Kyu, Regulations of the PPI Act. Hahm Jung-Lim, Private Participation in the Infrastructure Program of the Republic of Korea. Transport and Communication Bulletin for Asia and the Pacific. Invest Korea #45 март-апрель 2006.

http://www.ikjournal.com/InvestKoreaWar/work/journal/content/content_main.jsp?code=4430222

5 Invest Korea #45 март-апрель 2006. 10Year Plan for PPI.

http://www.ikjournal.com/InvestKoreaWar/work/journal/content/content_main.jsp?code=4430222

6 Там же.

7 Asia-Pacific Ministerial Conference on Public-Private Partnerships for Infrastructure Development 2007.

http://www.ppp2007.org/kor/program1.php

8 База данных по участию частного сектора в проектах создания инфраструктуры. Группа Всемирного Банка web.worldbank.org

9 Asia-Pacific Ministerial Conference on Public-Private Partnerships for Infrastructure Development 2007.

http://www.ppp2007.org/kor/program1.php

10 Korea’s PPP. Cho Yong-Man. Asia-Pacific Ministerial Conference on Public-Private Partnerships for Infrastructure Development 2007.

http://www.ppp2007.org/kor/data/EGM_Day1/Insight%20into%20Korea's%20Public-Private%20Partnerships.pdf

11 Федеральный закон «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21 июля 2005 г.

12 Министерство транспорта РФ www.mintrans.gov.ru




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconПояснительная записка инфраструктурного проекта «Омский музей просвещения...
Омска и Омской области и предложений инженеров, изобретателей и ученых предприятий и организаций региона предлагает Инфраструктурный...

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconТема реферата
Механизм социального партнерства и его роль в управлении современной организацией

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики icon8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Стороны социального партнерства. Уровни социального партнерства. Формы социального партнерства

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconФ. И. О.: Лобанова Гузель Гумаровна
Опыт работы: получение первичных профессиональных навыков на п\п, анализ финансово хозяйственной деятельности частного предприятия...

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconПрограмма организационно-экономической практики для специальности:...
Ткачев С. А. ст преподаватель кафедры экономики Частного Учреждения образования «бип – Институт правоведения»

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconПамятка Основные положения по прохождению практики
До начала практики руководитель практики проводит инструктаж студентов и выдает: заполненный дневник; два экземпляра программы практики...

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconМеханизм трансформации: Дельфин
Преимущества: прочный и надежный механизм; создается ровное и просторное спальное место. В угловых моделях есть вместительный бельевой...

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconОсобые экономические зоны: корейский опыт в привлечении прямых иностранных инвестиций
Жидается, что реализация проектов в рамках создаваемых особых экономических зон будет способствовать развитию обрабатывающих отраслей...

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconСоглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания...
Развивая отношения на основе принципа стратегического партнерства, зафиксированного в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве...

Доклад. Механизм государственно-частного партнерства: корейский опыт для российской практики iconДоклад подготовлен при финансовой поддержке Фонда фундаментальных...
И служб здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора беспрестанно сообщают все более тревожные данные о росте заболеваемости...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов