Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.»




НазваниеЛекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.»
страница1/12
Дата публикации27.06.2013
Размер1.67 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА « Основные понятия и категорий о государстве и праве.»

  1. Понятие, сущность, признаки государства.

  2. Понятие, сущность, признаки, источники, система права.


Количество признаков государства может быть различно, однако выделим наиболее важные.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управ­ления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития.

В-третьих, государство представляет собой суверенную органи­зацию власти. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобя­зательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических органи­заций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутст­вующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и ле­гитимное применение силы, физическое принуждение.

Формы государства. Форма государства - это структурная органи­зация общества, выраженная в форме правления, в форме государст­венного устройства и в форме политического (государственного) ре­жима. Форма правления — это состав, порядок образования и соотно­шение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой высшая государст­венная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В за­висимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках гла­вы государства; б) режима взаимодействия различных органов выс­шей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монар­хии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделя­ется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) моно­полия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо пред­ставительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ог­раничение власти монарха закреплено в Конституции, которую при­нимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентар­ную.

Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху - исполнительная; б) поскольку разделение властей являет­ся не завершенным, король обладает правом вето на решения Парла­мента и издания декретов-законов, равных по юридической силе за­конам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и минист­ров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчет­ны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх на­значает руководителей местного управления и самоуправления, ко­торые ответственны перед ним.

При парламентской монархии: а) власть монарха передается по на­следству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэто­му говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет.

Республикой называется такая форма правления, при которой выс­шие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии респуб­лика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственнос­тью государства и личности перед правом.

Все разновидности современных республик можно классифици­ровать на два основных вида: президентскую и парламентскую и про­изводную от них — смешанную форму республики. В качестве крите­риев для такого разделения выступают следующие признаки: а) пар­ламентский и внепарламентский способы избрания главы государст­ва; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Прави­тельства. В конечном счете, многообразие разновидностей респуб­лик связано с поиском баланса между законодательной и исполни­тельной власти.

В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличитель­ными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разде­ление законодательной, исполнительной и судебной власти; г) нали­чие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смеше­ние ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с со­гласия Парламента.

В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парла­ментом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочия­ми, чем в президентской республике.

Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основны­ми признаками смешанной республики являются: а) двойная ответ­ственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) вне­парламентский способ избрания главы государства; в) Президент яв­ляется главой государства и главой исполнительной власти; г) сосре­доточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судеб­ной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества.

Формы государственного устройства. Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства.

Унитарное государство — это такая форма территориально-поли­тического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не облада­ющих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К та­ким государствам относятся Болгария, Великобритания, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Фран­ция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными при­знаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране общего, единого законодательного, исполнительного и судебного органов власти, которые распространяют свою власть на всю терри­торию и полномочия которых не ограничиваются местными властя­ми; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а так­же существование единой судебной системы, осуществляющей пра­восудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов.

В отличие от унитарного, федеративное государство — это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреп­ленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собствен­ное административно-территориальное деление, высшие органы го­сударственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и дейст­вующим законодательством, собственным гражданством. К федера­тивному государству относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США, Германия и т. д.

В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Кон­федерация -это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемьгх для осуществле­ния согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответст­вующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие еди­ного высшего законодательного органа; г) отсутствие единого граж­данства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме само­стоятельно осуществляют международную деятельность; е) верхо­венство национального законодательства над законодательством кон­федерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфе­дерации.

Третьим, наиболее важным элементом формы государства явля­ется политический режим. Политический режим — это приемы и мето­ды осуществления государственной власти. В зависимости от сово­купности применяемых методов и приемов различают два вида поли­тического режима - демократический и антидемократический. Ос­новные признаки демократии: 1) народ в управлении государством принимает непосредственное (путем выборов и референдума) и опос­редованное (когда выбирает своего представителя во властные орга­ны) участие; 2) решение принимается большинством с учетом инте­ресов меньшинства; 3) выборность и сменяемость всех должностей органов государственной власти и их подотчетность перед избирате­лями; 4) преобладание методов управления: убеждения, согласова­ния, компромисса; равенство всех граждан и органов власти перед законом; 5) реальное разделение властей.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, диктаторский, фашистский, тотали­тарный, авторитарный. Антидемократический политический режим обладает следующими признаками: 1) господство одной политичес­кой партии; 2) наличие одной официальной идеологии; 3) преоблада­ние государственной формы собственности; 4) относительная огра­ниченность политических прав и свобод граждан; 5) доминирование карательных мер и принуждение в управлении обществом.

Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком широком понимании механизм государства состоит из госу­дарственного аппарата, государственных учреждений, государствен­ных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное мес­то в механизме государства занимает государственный аппарат, пред-

ставляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государствен­ных служащих, которые практически осуществляют государствен­ную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме госу­дарства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необ­ходимости, оказание различных услуг населению.

^ Структура механизма государства состоит из: 1) органов государ­ства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, вы­полняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государст­венного механизма. Среди них выделяются следующие подсисте­мы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функциони­рование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых госу­дарственными органами, особым слоем людей, профессионально за­нятых в сфере управления - бюрократией.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функ­ции государства представляют собой различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В право­вом плане можно назвать три функции государства: правотворчес­кую, правоприменительную и правоохранительную.

^ Понятие, сущность, признаки, источники, система

Право - это система общеобязательных, формально определен­ных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это: теологическая (божественная), патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, материалистическая (классовая) теории.

Основные пути возникновения права: восточный и западный.

Признаки права. 1. нормативность- означающая установ­ление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определя­ют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2. системность - право представляет собой не простой набор норм, а целост­ную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной за­кон, которым не должны противоречить все иные нормы права, на­пример нормы, регулирующие имущественные и личные неимущест­венные отношения, то есть нормы гражданского права общеобезательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования: 4) формальная определеность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены; 5) процедурность права предполагает по­рядок принятия законов, механизм их реализации, средства контро­ля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неотнакратность права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адреса­том; 7) связь права с государством. Нормы права создаются государст­вом и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохра­нительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выра­жается воля общества, государства, определенного класса; 9)_регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомёрного должного и возможного поведения субъектов.

Источники праваэто исходящие от государства или признавае­мые им официально-документальные формы выражения и закрепле­ния норм права, придания им юридического, общеобязательного зна­чения.

Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблю­дение которого обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай приобретает правовой характер тогда, когда появля­ется государство, потому что в этом случае правовой обычай опира­ется на государство и становится обязательным для всех.

К числу немаловажных источников права относится доктрина (уче­ние, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в дру­гих правовых системах, например, в той части ислама, который слу­жит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует на­звать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сбор­ник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине отно­сятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обо­сновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

Следующий источник права — юридический прецедент. Существу­ют два вида прецедентов: судебный и административный. Админист­ративный прецедент —это решение суда, принятое административным органом или административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Судебный прецедент—это решение суда, внесенное по конкретно­му делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Реше­ния вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязатель­ными для судов низших инстанций.

В юридической науке стран Запада выделяют деклараторные преце­денты, т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нор­мы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, вос­полняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму.

Наиболее распространенным источником права является норма­тивный правовой акт, являющийся официальным документом, создан­ный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержа­нию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия.

Среди нормативных правовых актов по значимости ведущее место принадлежит закону. Закон - это нормативный правовой акт, кото­рый принимается в особом порядке законодательным органом влас­ти, чаще всего Парламентом и выражает волю государства по наибо­лее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей юридической силой, т. е. имеет верховенство над всеми иными норма­тивными правовыми актами и содержит правовые нормы по корен­ным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативные пра­вовые акты должны исходить из законов, не противоречить им.

По степени важности и юридической силе законы разделяются на конституционные, органические и обычные. К конституционным за­конам относятся сама Конституция и приравненные к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общест­венного развития; они имеют основополагающий характер, посколь­ку определяют главные принципы устройства общества.

^ Органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих стран, которые регулируют деятельность органов государства.

К источникам права относятся обычные законы. Они принимаются законодательным органом государства, президентами стран.

Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подза­конные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и принимаются во исполнение законов. К ним относятся: 1) указы и распоряжения Президента, обязательные для исполнения на всей тер­ритории Казахстана; 2) постановления и распоряжения Правитель­ства по актуальным вопросам текущей жизни; 3) приказы и инструк­ции министерств и ведомств, содержащие нормы права; 4) постанов­ления и распоряжения глав местных администраций.

Система права. Право имеет не только внешнюю форму выраже­ния, представленную в источниках права, но и внутреннюю форму, под которой понимается внутреннее строение, порядок организации и взаимосвязи связывающих его элементов: отраслей права (консти­туционное, административное, гражданское, уголовное, экологичес­кое, процессуальное и т. д.), институты права (избирательное право, институт собственности, институт освобождения от уголовной от­ветственности и наказания и т. д.) и нормы права (диспозиция, гипо­теза, санкция).

Нормы праваэто содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное правило поведения, опирающееся на государствен­ное принуждение. Для правого регламентирования зачастую требу­ется взаимодействие комплекса норм, которые составляют правовой институт. Нормы права имеют следующие признаки: общеобязатель­ность, формальная определенность, связь с государством, представи­тельно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные, правоохранительные, управомочивающие, запрещающие, обязыва­ющие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

пра­вонарушение это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения.

юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершен­ное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным лишений личного или имущественного характера. К видам юридичес­кой ответственности относятся: уголовно-правовая, административ­но-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, финансовая, семейная, процессуальная.

правопорядок это состояние фактической упорядо­ченности и организованности общественной жизни, основанной на праве и законности

Законность выра­жает общий принцип отношения к праву. Следовательно, с позиции системного подхода законность можно определить как режим общест­венно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого не­укоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражда­нами.

правосознание—это совокупность взаимосвязан­ных идей, теорий, представлений, чувств, настроений, показываю­щих отношение общества, группы, личности как к существующему праву и правовым явлениям, так и к желаемому правовому строю

Правовая психологияэто совокупность чувств, эмоций, пере­живаний, настроений, стереотипов, привычек, на основе которых складывается отношение общества или конкретного коллектива к праву. Они формируются в результате повседневного общения и вза­имодействия людей. Содержание правовой психологии проявляется в психологических качествах человека на право, принятые законода­тельные акты, действия государства. Эти психологические реакции могут представлять собой чувство удовлетворения или переживания, а также недовольства или равнодушия к тем или иным запретам, обязываниям, дозволениям.

^ Правовая идеология - это система правовых идей, теорий, прин­ципов, выражающих осознанное отношение к праву общества, соци­альных групп, личностей.

Правовой нигилизм — это тип правосознания, основан­ный на негативном, отрицательном отношении к праву и закону. По­добное неуважительное отношение к праву имеет место в тех общест­вах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребо­ванными и не представляют главной ценности для людей.

правовая культура общества — это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельнос­ти, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconЛекция Тема: Основные понятия
Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства...

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия
Лекция II. Судебная власть и правосудие

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconЛекция №2 «политология»
Китая, политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме, теократическая доктрина Августина Блаженного, учение Фомы...

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconУчебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль...
Тема Основные понятия информационного менеджмента (ИМ): определения, основные понятия отрасли ит, цель, элементы, объекты и процессы...

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconЛекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности,...
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2001 г

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности:...
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» icon1 Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Понятие...
Сущность понятия "рынок". Основные элементы рынка: товарное предложение, спрос, цена. Маркетинговая классификация спроса. Товарное...

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconЛекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа
Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива;...

Лекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.» iconГражданское право как частное право: понятие, система
Гражданское право содержит общие положения, имеющие значение для всех гражданских отношений, например, об исковой давности, а также...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов