Скачать 176.49 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)» Утверждаю Ректор __________ Л.А.Сергеева «____» _____________ 201__ г. Рабочая программа дисциплины ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Направление подготовки Муниципальный менеджмент Квалификация (степень) выпускника специалист Форма обучения заочная г. Пермь, 2013 г. Рабочая программа дисциплины «Институциональные основы местного самоуправления» разработана на основе требований ФГОС по направлению подготовки «Муниципальный менеджмент» и учебного плана института по направлению «Муниципальный менеджмент». Разработал: заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, д.э.н, к.ю.н. Э. Маркварт Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления (протокол №____ от «_____» ______________ 201 г. ) Заведующий кафедрой Э. Маркварт Согласовано: И.о. проректора по учебной работе ______________ А. Д. Тябин «____»_____________ 201 г. ^ Муниципальный менеджмент (равно как и муниципальное управление) – важнейшая составная часть более широкого понятия местного самоуправления, которое представляет собой, с одной стороны, самостоятельный уровень публичной власти с присущей ему самостоятельной компетенцией, а с другой – механизм, способ самоорганизации и организации жителей в целях совместного решения местных задач. С этой точки зрения для полного и комплексного освоения особенностей управления (менеджмента) на муниципальном уровне (в системе орагнов местного самоуправления) чрезвычайно важным является достаточно глубокое изучение дисциплины «Институциональные основы местного самоуправления». Институт местного самоуправления многогранен и включает в себя самые различные аспекты функционирования местных властей – территориальные, организационные, финансовые, имущественные и др. Среди них выделяются базовые, ключевые аспекты, без существования которых не может существовать местное самоуправление – т.н. институциональные основы, изучение которых и является задачей настоящего курса. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы представлений о сущности и формах местного управления (самоуправления) как института публичной власти и формы самоорганизации граждан, его роли в современном обществе, что важно для профессиональной подготовки специалистов для работы в сфере управления экономикой и развитием муниципальных образований Задачи дисциплины: 1) формирование у студентов комплекса знаний и представлений об организации местного самоуправления в России и за рубежом; 2) ознакомление студентов с современными научными и политическими дискуссиями о месте местного самоуправления в системе публичного власти и в отношениях «государство-общество»; 3) выявление основных проблем и противоречий в функционировании местного самоуправления в России на современном этапе, определение перспектив развития; 4) формирование у студентов умений и навыков оценки различных моделей местного самоуправления и их влияния на эффеткивность решения задач управления. Требования к уровню освоения содержания модуля По окончании изучения дисциплины «Институциональные основы местного самоуправления» слушатели должны иметь представление о сущности местного самоуправления, моделях его институциональной и территориальной организации, знать особенности различных современных систем местного самоуправления, владеть основной законодательной базой местного самоуправления в России, уметь оценивать достоинства и недостатки различных моделей территориальной организации и системы органов местного самоуправления, аргументируя свой выбор. ^ 3 Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных – (ОК-); (ОК-) и профессиональных – (ПК-). По окончании курса студент должен: знать основные понятия и термины применительно к местному самоуправлению (общество, общественное устройство, государство, демократия, народовластие, публичная власть, федерация, субъект федерации, местная власть, компетенция, право, местное самоуправление, муниципальное управление, муниципальное образование, система органов местного самоуправления и др.); уметь анализировать законодательство, локальные акты и практику формирования правовых, территориальных и организационных основ МСУ, а также оценивать различные схемы организации управления в муниципальных образованиях различных типов; владеть представлениями о сущности и задачах местного самоуправления, тенденциях его развития, направлениях реформы местного самоуправления на современном этапе ^
^
^ 6.1 Контрольная работа, задания для студентов на межсессионный период Вопросы, прорабатываемые студентами самостоятельно для закрепления лекционного материала в целях успешной подготовки к зачетной сессии:
6.2 Примерная тематика рефератов 1. Особенности современного этапа развития местного самоуправления в России 2. Общая характеристика поселений Пермского края 3. Общая характеристика муниципальных районов Пермского края 4. Общая характеристика городских округов Пермского края 5. Трансформация системы органов местного самоуправления Пермского края (на примере одного из муниципалитетов края) 6. Участие молодежи в местном самоуправлении (на примере Пермского края) 7. Отзыв, отстранение и удаление как меры ответственности – сравнительный анализ 8. Понятие компетенции и полномочий местного самоуправления в российском законодательстве 9. Система правовых актов, регулирующих местное самоуправление 10. Местное самоуправление в решениях Конституционного Суда России ^ Текущий контроль осуществляется путем оценки степени активности и качества участия студентов в обсуждениях, инициируемых преподавателем в ходе интерактивных лекций и семинарских занятий. Промежуточная аттестация проводится путем тестирования, которое проводится после освещения всех тем дисциплины и самостоятельной подготовки студентов. 8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1 Основная литература Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М.: 2002-2013. URL: http://www.constitution.ru. (Дата обращения: 01.12.2012) 2. Европейская хартия местного самоуправления // Собр. законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466. 3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 06.10.2003, № 131-ФЗ: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/186367/. (Дата обращения: 01.12.2012) Учебная литература 1. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. -М.:РИЦ «Муниципальная власть», 1999 2. Основы Европейской хартии местного самоуправления. Методическое пособие для высших учебных заведений. / под ред. В.А. Черникова. М., 2000 3. Муниципальное управление: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. Стародубровской И.В. – М., АНХ, 2007 8.2 Дополнительная литература 1. Система муниципального управления: учебное пособие / А.А. Васильев. – Н. Новгород: Гладкова О.В., 2008. – 556 с. 2. Э. Маркварт, О. Клименко, И. Стародубровская. Рекомендации по формированию и реформированию территориальных основ местного самоуправления п/р Э. Маркварта – Москва, 2004 3. С. Исупова, Э. Маркварт, О. Савранская. Рекомендации по формированию организационных основ местного самоуправления п/р Э. Маркварта – Москва, 2004 4. Брежнев О.В. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. 8.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (электронная библиотека курса, ссылки на интернет-ресурсы) 1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru. (Дата обращения: 01.12.2012) 2. Компания «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 01.12.2012) 3. Компания «Гарант»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru. (Дата обращения: 01.12.2012) 4. Официальный сайт Президента России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru. (Дата обращения: 01.12.2012) 5. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.minregion.ru. (Дата обращения: 01.12.2012) 9 Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютерное и мультимедийное оборудование (для демонстрации компьютерных презентаций); - доска/флипчарт с соответствующими средствами для письма; - карта субъекта Федерации с административно-территориальным делением - раздаточный материал (копии слайдов и др. материалы) ^ Акценты в преподавании курса сделаны на естественно-правовой природе, неотъемлемости права на местное самоуправление. МСУ рассматривается не только как институт публичной власти, но и как способ организации жителей, граждан, а также реализация их прав. Активно используются исторический и международно-правовой сравнительный анализы, а также большой практический опыт реализации реформы МСУ в современных условиях. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы достигнуть понимания студентами местного самоуправления как особого института, сочетающего в себе как элементы гражданского общества, самоорганизации жителей, так и властные элементы. Особое внимание необходимо обратить на то, что местное самоуправление не есть продолжение власти государственной на местном (муниципальном) уровне, а самостоятельный институт, обладающий определенной самостоятельностью, автономностью по отношению к государству. Для раскрытия понятия местного самоуправления используются определения, содержащиеся в Европейской хартии МСУ и в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ. Далее необходимо указать на отличия между терминами «местное самоуправление» и «право на местное самоуправление», коснуться вопроса о субъекте этого права. Наконец, во избежание смешения рекомендуется разъяснить понятие и сущность термина «муниципальное управление» и сопоставить его с понятием местного самоуправления. Следующая часть курса лекций посвящена принципам местного самоуправления, закрепленным в Европейской хартии, Конституции РФ, Законе №131-ФЗ и непосредственно вытекающим из норм соответствующих правовых актов. Раскрывается суть основных принципов (самостоятельность, организационная обособленность, подзаконность, соблюдение прав человека и др.) и с использованием норм российского законодательства и практики иллюстрируется их реализация на практике. Изучение исторических этапов возникновения и развития самоуправления от античных времен до советской эпохи, а также различных теорий происхождения местного самоуправления может осуществляться студентами самостоятельно. Освещение вопроса о правовых основах местного самоуправления предлагается начинать с Конституции РФ и Закона №131-ФЗ. Значительное внимание уделяется роли актов Конституционного Суда РФ (решений, постановлений, определений), содержащих очень важные для регулирования местного самоуправления правовые позиции. Далее рекомендуется дать перечень основных федеральных законов системы муниципального права, разъяснить полномочия субъектов РФ по правовому регулированию местного самоуправления и место законодательства субъектов РФ в системе, а также пределы, содержание и место локального правового регулирования. Очень важно также дать характеристику Европейской хартии как правового акта, подлежащего применению на территории РФ и его места в системе законодательных актов. Суть данной части курса лекций состоит не в изложении содержания правовых актов, а в разъяснении самой системы правового регулирования, соотношения различных актов и очерчивании круга регулируемых отношений. В соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Единицей, «ячейкой» местного самоуправления является муниципальное образование. Отмечается, что в законодательстве отсутствует определение понятия «муниципальное образование» (Закон №131-ФЗ дает лишь видовое перечисление), в связи с чем даются научные определения этого понятия и его основные квалификационные признаки. Необходимо также привести различные типы муниципальных образований и их отличия. В общих чертах рекомендуется также остановиться на вопросе о формировании границ и определении статуса муниципальных образований в ходе реформы (переходный период) и на настоящем этапе. Уместно привести актуальные примеры и тенденции реформирования территориальных основ в Пермском крае. Значительное место отводится освещению организационных основ местного самоуправления, различных моделей (систем) местного самоуправления. В ходе диалога со студентами рекомендуется выяснить уровень знания ими систуации в конкретных муниципалитетах. Далее целесообразно кратко остановиться на особенностях различных органов местного самоуправления. Особое место следует уделить формам непосредственного народовластия (участия жителей в местном самоуправлении), а также муниципальным выборам. Вопросы, связанные с территориальным общественным самоуправлением, контролем и надзором за местным самоуправлением могут быть предложены к самостоятельному изучению. Вопрос о видах и формах отвественности органов и должностных лиц местного самоуправления в силу их сложности целесообразнее изучать в рамках аудиторных занятий. При изучении блока вопросов, связанных с компетенцией местного самоуправления, важно делать акцент на различия между собственной и делегированной компетенцией, а также на степень самостоятельности муниципалитетов в решении тех или иных задач. Несмотря на то, что детальное изучение перечня муниципальных задач не входит в задачи курса, тем не менее студенты должны иметь общее представление о таких задачах в зависимости от типа муниципального образования. Лекционный курс составляет 16 ч. Большинство лекций проводится в режиме диалога со слушателями и сопровождается использованием презентационной техники (демонстрацией слайдов), позволяющей визуализировать рассказ преподавателя и повысить усвоение материала. Практический курс включает в себя 4 ч семинарских занятий, направленных на закрепление ключевых тем курса. Контрольные вопросы позволят преподавателю проверить знания слушателей. ^ «Институциональные основы местного самоуправления»
|
![]() | Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ![]() | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | «22» марта 2010 г и учебным планом сф пгу имени М. В. Ломоносова для очной формы обучения от «28» декабря 2010 г | ![]() | Рабочая программа «Научно-исследовательской практики» составлена на основе требований Федерального Государственного Образовательного... |
![]() | Форма обучения: очная, заочная и заочная на базе среднего профессионального образования (по профилю) | ![]() | Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... |
![]() | Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ![]() | Кулагин Р. А. Социология. – Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)... |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | «Экономика», 080200 «Менеджмент» (профиль подготовки экономика предприятий и организаций, производственный менеджмент; отраслевая... |