Скачать 11.46 Mb.
|
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ (Постатейный) Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива доктор юридических наук, профессор Ю.А. ДМИТРИЕВ Авторский коллектив: Дмитриев Ю.А.: глава 1 (за искл. ст. 8, 9 и 15); глава 2, ст. 55, 56; глава 7, ст. 125; глава 9, раздел II; Авдеенкова М.П.: глава 1, ст. 8, 9, 15; глава 2, ст. 35, 36, 57 - 59; глава 3, ст. 74, 75; Беседкина Н.И.: глава 2, ст. 38, 41; Головистикова А.Н.: глава 2, ст. 20, 32, 34, 37, 39, 42; глава 5; Грудцына Л.Ю.: глава 2, ст. 25, 40, 43, 45 - 54; глава 7 (за искл. ст. 125); Иваева Э.А.: глава 3 (за искл. ст. 74 и 75); Комарова В.В.: глава 4; глава 8; Конюхова И.А.: глава 2, ст. 17 - 19, 21 - 24, 26 - 31, 33, 44, 60 - 64; Петров С.М.: глава 6. Предисловие Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации. Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти. Авторы Комментария далеки от "обожествления" норм Основного Закона, высказывают отдельные критические замечания и практические предложения по совершенствованию его текста. Изменения Конституции - это естественное следствие развития всего общества и усложнения процесса управления им. Однако все предложения по изменению Конституции, достигавшие этапа практической реализации, не вели к улучшению имеющегося текста. Поэтому, на наш взгляд, подход к ревизии норм Конституции должен быть максимально взвешенным и свободным от политической конъюнктуры, которой изобилует сегодняшний этап развития Российского государства. Любой правовой анализ не может быть объективен без использования сравнительного правоведения и компаративизма. Авторы постарались "вписать" действующий Основной Закон в общий контекст конституционного развития России и всего мира. Разумеется, наш Комментарий не свободен от субъективных, авторских оценок. Но мы уверены: чужая мысль будит собственную. Мы будем благодарны читателям за критические отзывы и практические пожелания. Член-корреспондент Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор Ю.А.Дмитриев 12 декабря 1993 года ^ Комментарий к преамбуле Комментируемая часть Основного Закона <1> называется преамбулой (от лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть какого-либо важного акта, послужившая поводом к его изданию. Многие зарубежные конституции также открываются текстом преамбулы. Учитывая, что действующая Конституция - это первый после воссоздания суверенного Российского государства Основной Закон, создатели его текста сочли необходимым предпослать ему некую вводную часть. -------------------------------- <1> Здесь и далее в соответствии с исторически сложившейся традицией российского конституционного права термины "конституция" и "основной закон" употребляются как синонимы. В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже, продемонстрирован и в данном случае. Итак, авторы Конституции сочли необходимым закрепить в преамбуле ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности. Прежде всего - это категория "многонациональный народ Российской Федерации". Эта новелла в политической истории Российского государства требует некоторых пояснений. Дело в том, что исторически Россия (еще на стадии формирования централизованного государства) складывалась как союз народов, на тех или иных основаниях (от добровольного вхождения до порабощения) вошедших в состав огромного евразийского государства. Этот процесс авторы преамбулы, дабы не вдаваться в различные исторические экскурсы, выразили фразой "соединенные общей судьбой на своей земле". Юридически эта формула означает: Россия осознает себя в границах, сложившихся после распада Советского Союза, не претендует на иные территории, занимаемые другими народами бывшего СССР, но и не намерена отдавать какие-либо из исконно принадлежащих ей территорий. На этой концепции основан процесс демаркации (установления на местности) и делимитации (нанесение на карту в соответствии с заключенным договором) государственных границ с бывшими республиками СССР, отказ от территориальных претензий к ним, даже если они основаны на волеизъявлении части их населения (Крым, Южная Осетия), а также жесткая позиция в вопросах территориальных претензий к России со стороны иных государств (спор о Южных Курилах). Появлению категории "многонациональный народ" предшествовала длительная кампания, проводимая в СССР, по "стиранию" межэтнических различий и формированию новой исторической общности "советский народ". Авторы Комментария не склонны подвергать эту теорию огульной критике: в стране были достигнуты определенные успехи (например, преступлений, носящих расовый, националистический характер, в СССР на 1000 человек населения совершалось гораздо меньше). Однако напомним, что этнические различия - наиболее устойчивые из всего набора социальных различий (возрастных, половых, профессиональных, классовых и др.). Авторы преамбулы, очевидно, исходят из постулата о единстве различий и противоположностей. Объединение народов России в единый многонациональный народ не лишает их самостоятельности, на что указывает множественное число слова "соединенные" во второй строке преамбулы. Также в ней подчеркнута их неизменность и признание принципов равноправия и самоопределения народов, входящих в общую категорию "многонациональный народ". При этом самоопределение понимается в более узком смысле, чем было предложено в свое время В.И. Лениным, - "самоопределение, вплоть до отделения". По смыслу действующей Конституции самоопределение народов происходит в рамках единства территории России. Иными словами, Конституция России не наделяет входящие в нее субъекты правом сецессии (выхода) из состава единого государства (подробнее см. комментарий к ст. 5). Следующая новелла относится к формированию у народов России чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству. В решении этой задачи избран наиболее оптимальный путь - обращения к отечественной истории и памяти предков. Действительно, история России - это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую "многонациональный народ". При этом из всей многообразной отечественной истории авторы преамбулы выбирают наиболее позитивную ее часть - "веру в добро и справедливость". Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи. Более того, известный русский историк С.М. Соловьев называл право "узаконенной несправедливостью". Наряду с историческими основами преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов. Прежде всего - государственный суверенитет. Как известно, еще находясь в составе бывшего СССР, Российская Федерация объявила о своем суверенитете в Декларации, принятой Первым Съездом народных депутатов РСФСР (бывшим парламентом России) 12 июня 1990 г. <1>. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов Российской Федерации, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР. -------------------------------- <1> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22. Необходимо отметить, что принятие Декларации было актом восстановления суверенитета России, утраченного ею с образованием 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик, но уже на принципиальной иной политико-правовой основе. Этой основой стал принцип демократии. Надо сказать, что на протяжении своей многовековой истории Россия лишь очень короткий период - с февраля (низложение монархии) по октябрь (социалистическая революция) 1917 г. - была реально демократическим государством. При этом демократические начала в ней так и не были закреплены конституционно. В последующие годы демократия в ней носила узкоклассовый характер (подробнее см. комментарий к ст. 1). Преамбула провозгласила незыблемость демократических основ российской государственности. Это означает, что в последующем, при принятии новых конституций России, отступление от принципов демократии объявляется недопустимым. Атрибутивной частью новой российской государственности также стало утверждение прав и свобод человека (подробнее см. комментарий к ст. 2), гражданского мира и согласия. Таким образом, авторы преамбулы продемонстрировали отказ от классового типа Российского государства, присущего ему в эпоху социализма, насильственного характера его внутренней и внешней политики. Еще одним отступлением от социалистических традиций стало положение о том, что многонациональный народ России сознает себя частью мирового сообщества. Дело в том, что одной из черт Советской России было провозглашение ее государством нового типа, принципиально отличным от "буржуазного" окружения. Все перечисленные новеллы подчеркивают принципиальное отличие Конституции РФ 1993 г. от всех ее социалистических предшественниц. Как известно, правовое регулирование в целом носит вторичный характер, т.е. сначала возникают общественные отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существует. Ярким подтверждением данного тезиса выступает Конституция России 1993 г. Многие общественные отношения, свидетелями которых мы сегодня являемся, не существовали до ее принятия. Таким образом, конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер. Так, в ней речь идет об обеспечении благополучия и процветания России и об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Разумеется, право, даже в форме конституции, единолично не в силах решить эти задачи, но оно призвано создать адекватные социальные механизмы для их решения. Благополучие и процветание во многом зависят от динамичного развития экономики, продуманной демографической политики, разумной системы налогообложения и т.д. Что касается ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и др. Залогом всего этого является реализация нормы комментируемого Основного Закона. И наконец, о последней, завершающей части преамбулы, определившей порядок принятия комментируемого Основного Закона. Мировой опыт знает несколько способов принятия конституций. С этих позиций они делятся на октроированные (дарованные монархом или диктатором), принятые парламентом или учредительным (конституционным) собранием, и так называемые народные, т.е. принятые в ходе всенародного референдума. За короткую конституционную историю в России были испробованы все перечисленные выше способы легитимации (узаконения). В настоящий момент мы имеем дело с народной Конституцией, принятой в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. Этот референдум был назначен Указом Президента России Б.Н. Ельцина от 15 октября 1993 г. N 1633 <1>. Постановлением Центральной избирательной комиссии от 20 декабря 1993 г. референдум признан состоявшимся, а Конституция - принятой <2>. 25 декабря 1993 г. окончательный текст Конституции был опубликован в "Российской газете". С этой даты Конституция России считается действующей, но нет ни одного юридического документа, который объявил бы об этом официально, кроме самой Конституции. Поэтому, по нашему мнению, строка преамбулы "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации" и есть юридический акт, объявляющий Конституцию действующей. В этом заключается юридический смысл преамбулы. -------------------------------- <1> САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 3995. <2> Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1993. N 10. С. 4, 5. Более того, несмотря на то что сам Основной Закон предусматривает различные способы внесения поправок в действующую Конституцию и принятие новой (см. комментарии к ст. 135, 136), авторы настоящего Комментария полагают, что в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила будет существенно ниже основного текста. Также необходимо отметить, что в процитированной фразе преамбулы отсутствует указание на конкретный текст Конституции, что может толковаться как необходимость принимать все последующие конституции России только путем всенародного голосования. ^ Комментарий к разделу первому Действующая Конституция не первая и не последняя в истории России. Появление любого нового Основного Закона в большинстве случаев происходит не на пустом месте, этому предшествует длительная, в том числе и правовая, история. При этом у инициаторов конституционной реформы есть два пути: революционный и эволюционный. Революционный означает отмену всех предшествующих актов и начало формирования правовой системы страны "с чистого листа". Это наиболее эффективный с точки зрения выстраивания новой правовой системы путь, но наиболее губительный для части населения страны. Всякая революция, какие бы благие цели она ни преследовала, требует немалых жертв. Эволюционный путь предполагает инкорпорацию (включение в состав, встраивание) норм новой Конституции в уже существующую правовую систему. Авторы действующей Конституции России были поставлены в весьма сложные условия. С одной стороны, нельзя было дольше жить по нормам прежней Конституции РСФСР 1978 г., которая, несмотря на многочисленные поправки 1989 - 1993 гг., в основе своей сохранила элементы социалистической политико-правовой системы. С другой стороны, коренная ломка всей правовой системы могла разрушить хрупкие ростки новой постсоциалистической демократии, созданной в эпоху "перестройки" (1985 - 1991 гг.). Поэтому был избран некий средний путь. Подготовлен принципиально новый текст, лишь структурно отчасти повторяющий прошлый опыт конституционного строительства (подробнее см. комментарии к гл. 1 и 3), призванный стать неизменным на длительный исторический период. Он и составил содержание первого раздела Конституции. При этом были разработаны некие временные, переходные положения, объединенные во втором ее разделе (подробнее см. комментарий к разделу второму). Такой опыт имеется в ряде зарубежных государств (например, Бельгия и др.). Тем не менее Конституция России 1993 г. представляет собой единый кодифицированный текст, это документ писаного права, выдержанный в традициях романо-германской (континентальной) семьи права, к которой традиционно относится Россия. ^ Комментарий к главе 1 Говоря об исторической преемственности в конституционном строительстве, авторы Комментария имели в виду прежде всего первую главу. В различных Конституциях страны эта глава (раздел) называлась по-разному: "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" (Конституция РСФСР 1918 г.), "Общие положения" (Конституция РСФСР 1925 г.), "Общественное устройство" (Конституция РСФСР 1937 г.), "Основы общественного строя и политики РСФСР" (Конституция РСФСР 1978 г.). Но в одном эти разделы похожи: поскольку принятие новой конституции знаменовало собой начало очередного этапа развития Российского государства, они устанавливали (конституировали) новую конструкцию государственного и общественного устройства страны. Не является исключением и комментируемая глава. Более того, по своей революционной (в хорошем смысле этого слова) направленности, количеству новых идей и подходов ее содержание можно сравнить только с аналогичным разделом первой российской Конституции 1918 г., которым были учреждены основы общественного устройства первого в мире социалистического государства. 2>1>2>1>1>1>1>1> |
![]() | КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года | ![]() | Как защитить права при эвакуации автомобиля или практический комментарий к Постановлению Совмина от 26. 05. 2006 г. №666 |
![]() | Место проведения: Московский городской педагогический университет, ул. Садовая-Самотечная, д. 8 | ![]() | Мвд россии, имеет классный чин юрист 2 класса, опыт надзора за исполнением законодательства о недропользовании, автор постатейных... |
![]() | Всероссийский научно-практический семинар «Современные тенденции ранней диагностики экстремизма и терроризма: методические и диагностические... | ![]() | Олег Анатольевич Синько — практический психолог, эриль (мастер рунной магии), мастер-учитель Рейки. Имеет два высших образования... |
![]() | Публиковались также и некоторые комментарии на текст, представляющие различного рода интересы и способности их авторов. Чем же особенно... | ![]() | Рецензенты: гл науч сотр. Гу «Республиканский научно-практический центр гигиены» д-р мед наук, проф. В. В. Шевляков; зав каф общей... |
![]() | Многочисленные попытки ученых заменить его научными определениями, как например, «нейротрофическая язва», «трофическая язва мягких... | ![]() | Замечая, как определенные действия вызывают положительные сдвиги у ее пациентов, Берта делилась наблюдениями с супругом, который... |