Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса "Административное право Республики Беларусь"




НазваниеВопросы к экзамену по Части 1-ой курса "Административное право Республики Беларусь"
страница1/18
Дата публикации31.07.2013
Размер2.34 Mb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Право > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ВОПРОСЫ к экзамену

по Части 1-ой курса "Административное право Республики Беларусь" – УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРАВО

для студентов 1-го курса дневного и 2-го курса заочного отделений

(правоведение)

2012-2013 уч.год.

  1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.

АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах. АП – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, преимущественно ОГУ в целях регулирования общ. отношений, которые складываются в процессе осуществления гос. управления.

Отличительные черты АП: специфический круг общественных отношений. регулируемых его норами, регулирование гос. управления, из которого возникают указанные общ. отношения, особенность АП регулирования, динамичность, элементы публичности в его характере, охват всех отраслей гос. управления, включая межотраслевое управление и управление народным хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями, регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех гос. органах, распространение его норм на сферы частного предпринимательства, некодифицированность норм. незаконодательный характер значительной части норм, преимущественная направленность на администрацию, органы гос. управления.

Нормами АП регулируются уже существующие, установившиеся, но еще не получившие правового обеспечения управленческие отношения, устанавливаются новые управленческие отношения, т.е. осуществляются новые управленческие отношения.

Главная характерная черта АП: его нормы регулируют управленческие общ. отношения, составляющие предмет АП.

АП – это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о гос. управлении. Действие норм АП распространено там, где присутствует гос. управление.

Гос. управление осуществляют органы гос. управления, и органы, выступающие при определенных ситуациях в качестве таковых. (например, органы прокуратуры по отношению к нижестоящим).

АП регулирует порядок поступления на гос. службу и порядок ее прохождения, служебные, личные права и обязанности гос. служащих, поощрение, их ответственность.

Нормы АП распространяются и на сферу частного предпринимательства.

Выводы: АП – это самостоятельная фундаментальная отрасль права РБ, норы которой регулируют отношения, складывающиеся в процессе гос. управления; предметом АП являются отношения. которые возникают при осуществлении гос. управления, т.е. государстенно-управленческие отношения.


  1. ^ Особенности административно-правового регулирования.

Особенности носят относительный, условный характер. Здесь больше общего, чем особенного.

Особенности:

1) регулирование преимущественно в процессе осуществления гос. управления;

2) регулирование с использование особых методов;

3) оперативность в регулировании;

4) регулирование нормами различного уровня.

Метод правового регулирования – способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. АП использует в качестве способов правового регулирования предписания. запреты. дозволения. рекомендации.

Предписания – возложение безусловной юр. обязанности совершать определенные действия, при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

^ Запреты – возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по своей воле.

Рекомендации – советы, пожелания юр. характера, как наилучшим образом поступить в условия, предусмотренных правовой нормой.

Особенность метода административно-правового регулировании определяется своеобразием регулируемых общественных отношений. а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятельности и особым видом гос. органов.


  1. ^ Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

Занимает одно из ведущих мест. Тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. АП для ряда отраслей или отдельных институтов является основой их функционирования, напр. для финансового, трудового , природоохранного.

АП тесно взаимодействует с КП, которое регулирует отношения между человеком и государством. КП содержит нормы общего характера, АП детализирует их. КП определяет общие принципы организации и деятельности для всех гос. органов. АП руководствуясь этими принципами детализирует их применительно к гос. системам.

Финансовое право регулирует общ. отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. АП регулирует управленческие отношения в области финансов. Деятельность финансово-кредитных органов регулируется нормами АП. АП регулирует управленческие отношения в области финансов, а не сами финансово-кредитные отношения.

Осн. предметом трудового право являются трудовые отношения, которые возникают на основе односторонних административных актов, которые свидетельствуют о юр. оформлении на работу. АП определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов, классов, рангов и т.д.

Гражданское право и АП регулируют сходные общественные отношения. В первую очередь имущественные, которые могут являться предметом регулирования как гражданского, так и АП. Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны.

Административно-правовой метод применяется при отсутствии равенства сторон общ. отношений. В АП отношениях одна сторона наделена государственно-властными полномочиями по отношению к другой.


  1. ^ Понятие и виды административно-правовых норм.

Норма АП – это правило, мера поведения субъектов управления. Она устанавливается государством, выражает его волю и обязательна к исполнению. АП нормы предназначаются не для кого-либо конкретного случая или обстоятельства, а для совокупности, группы, вида, т.е для однородных управленческих общественных отношений. Они рассчитаны на более или менее длительное или постоянное бытие и применяются тогда. когда проявляются обстоятельства, предусмотренные ими, и не теряют силу после кратного применения.

Характерное отличительное свойство АП норм – во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права.

Специфическая черта норм АП – имеют свои средства обеспечения, охраны от возможного невыполнения или ненадлежащего выполнения их повелений.

Нередко АП нормы возникают в результате правотворческой деятельности органов гос. управления.

Нормы АП имеют широкий масштаб своего воздействия, их роль многообразна.

АП норма – установленное компетентными гос. органами правило поведения субъектов в сфере гос. управления.

АП нормы по общему правилу не имеют обратной силы. Если же ими смягчается или отменяется ответственность граждан или улучшается положение лиц, на которых распространяется действие этих норм. то они могут иметь обратную силу.

АП норма начинает действовать по общему правилу через 10 дней после опубликования немедленно или со специально названного в нем срока.

Структура АП нормы:

  1. гипотеза – та часть нормы. которая указывает на условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой и применять ее,

  2. диспозиция – модель поведения в условиях, для которых предназначена данная норма,

  3. санкция – устанавливает меры административного воздействия на субъектов АП.

В зависимости от определенности структурных элементов нормы выделяют различные виды АП норм.

^ По определенности гипотезы:

а) абсолютноопределенная гипотеза,

б) относительно определенная гипотеза

в) неопределенная гипотеза, т.е. не закреплены условия и обстоятельства применения норм в данном норм. актов.

^ По определенности диспозиции:

а) абсолютноопределенная диспозиция,

б)диспозиция с относительно определенным закреплением прав и обязанностей сторон административно-правовых отношений,

в) диспозиция бланкетного характера.

^ По определенности санкции

а) абсолютноопределенного характера,

б) с относительно определенной санкцией (альтернативная санкция, кумулятивная санкция, предполагает сочетания, накопление санкций).


  1. ^ Формы выражения (источники) административно-правовых норм.

АП нормы практически находятся в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы гос. власти. К их числу относятся: 1) Конституция РБ; 2) законы РБ; 3) нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента РБ; нормативные постановления Совета Министров РБ; 4) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов; 5) нормативные акты республиканских органов; 6) межгосударственные соглашения; 7) нормативные акты руководителей гос. объединений, предприятий, учреждений.

Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. Например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления; норы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере гос. управления.

Законы – важный источник АП норм. Законов, содержащих нормы АП достаточно много. Например законы «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них важное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РБ, Водный кодекс РБ. Трудовой кодекс РБ и др. Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но нем наличествуют и нормы административного права.

Нормативные акты Президента, это в первую очередь декреты. Могут быть нормативными и содержать нормы АП и указы Президента РБ.

Из постановлений Правительства РБ к источникам АП относятся те, которые содержат такие АП нормы.

К актам республиканских органов гос. управления относят приказы. постановления. инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др. Нормативные акты республиканских органов могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации. так и на граждан, надведомственный, т.е. распространяться на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юр. значимость только в своей системе.

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также являются источниками АП норм. Например, решение Минского горисполкома «Об учреждении премий Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, т.к. оно содержит нормы АП.

Источниками норм АП могут быть нормативные акты руководителей гос. объединений, предприятий, учреждений и организаций.


  1. ^ Система административного права.

Система АП – внутреннее его строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт – это совокупность АП норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие. запрещающие. уполномочивающие, рекомендательные, дефинитивные. содержащие комплекс аспектов правового регулирования определенной совокупности управленческих общественных отношений.

АП – крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет и подотрасли права. Подотрасль права – это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль состоит их институтов, определяющих ее содержание и характерные особенности.

Система АП – это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

АП делят на общую и особенную части. В общую часть включают нормы, регламентирующее основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов АП, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере.

^ Нормы АП можно разделить на четыре части. В первую часть включить институты:

  • определяющие правовой статус граждан в сфере гос. управления;

  • определяющие правовой статус негосударственных организаций в сфере гос. управления;

  • определяющие правовой статус государственных органов в сфере гос. управления;

  • определяющие правовой статус гос. служащих;

  • обеспечивающие контроль за субъектами АП.

Во второй части объединить нормы, регулирующие ответственность по АП. В третьей части расположить нормы административного процесса. В четвертую часть включить нормы, определяющие административно-правовые основы управления экономикой. социально-культурной, административно-политической и иными сферами. Каждая часть состоит из соответствующих правовых институтов.


  1. ^ Административное право как наука и учебная дисциплина.

АП как наука выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. АП как учебная дисциплина следует воспринимать как наука об АП, которая занимается исследованием норм АП, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме.

Наука АП – это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм.

Наука АП – составная часть белорусской юр. науки, ее отдельной отраслью.

Предмет науки АП – совокупность действующих юр. норм. Она рассматривает АП в динамике, каким оно было в прошлом и каким оно должно быть в будущем.

Предмет науки АП состоит из нескольких частей:

  • АП нормы;

  • АП отношения;

  • АП категории;

  • практика применения норм АП.

Наука АП тесно связана с другими юр. науками (с ОТП, теорией КП). АП исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права.

АП как учебная дисциплина выступает в учебниках, учебных пособиях, в лекциях, учебных комплексах, программах. Учебная дисциплина базируется на науке АП, ее содержание зависит от достижений науки, от того, насколько полно исследованы учеными АП нормы и отношения. В науке могут быть пробелы или недостаточная исследованность определенных вопросов, АП явлений. Но в учебном курсе они должны быть изложении и освещены, охвачены все вопросы, предусмотренные программами, чтобы учащийся мог получить весь комплекс знаний.

В учебниках освещаются не все вопросы, получившие научное исследование. В нем должны найти отражение в первую очередь вопросы, которые представляют наибольшую значимость для студентов, учащихся.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconАдминистративное право как отрасль права республики беларусь
Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права. Как и любая другая отрасль права, административное право...

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconАдминистративное право часть 2 административно- деликтное право
Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию в качестве учебного пособия...

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconУчебное пособие написано в соответствии с программой курса «Административное право»
Рецензенты: кафедра административного права при учреждении образования «Академия управления при Президен­те Республики Беларусь»

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" icon2. административно-правовой статус граждан республики беларусь 36
Забелов С. М. Административное право: курс лекций / С. М. Забелов. – Мн.: Акад упр. При Президенте Респ. Беларусь. – с

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconРабочая программа курса «административное право зарубежных стран»...
Программа предназначена для студентов 3 курса Международно-правового факультета

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconВопросы к экзамену по курсу «Конституционное право Республики Беларусь»...
Предметом регулирования являются наиболее важные (фундаментальные) общественные отношения. В то же время предмет регулирования других...

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconОрганы государственного управления вэд в рб, их функции
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием...

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconОб утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции...
Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" и на основании постановления Совета...

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconЗакон республики беларусь
Министерством торговли Республики Беларусь, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Республики...

Вопросы к экзамену по Части 1-ой курса \"Административное право Республики Беларусь\" iconКодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Республики Беларусь,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов