Скачать 231.41 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Балашихе Московской области (Филиал РГГУ в г. Балашихе)Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПОЛИТОЛОГИЯУчебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» Балашиха 2012 ^ Автор-составитель: канд. ист. наук, доц. С.Л. Чепель Программа утверждена на заседании кафедры общей политологии и специальных политических дисциплин 15.12.2003 УМК курса адаптирован в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе канд. ист. наук М.А. Андреевым УМК утвержден на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № 2012 г. ^ © Филиал РГГУ в г. Балашихе, 2012 ^ Аннотация Программа курса «Политология» предназначена для подготовки бакалавров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина реализуется кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала РГГУ в г. Балашихе. Программа курса адаптирована в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом филиала для бакалавров 2 курса (4 семестр) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» заочной формы обучения. Объем курса для бакалавров заочной формы обучения – 3 зач. единицы (108 часов): 10 час. лекций, 98 час. самостоятельной работы студентов. Содержание дисциплины охватывает проблемы становления политической власти в государстве, политического взаимоотношения между государством и обществом, между партиями, социальными группами и властью, роль политики в деятельности общества. Дисциплина направлена на формирование у выпускников следующих компетенций: общекультурных (ОК): знать законы развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7); владеть основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9); уметь критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14); профессиональных (ПК): организационно-управленческая деятельность: знать основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1); уметь выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3); способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5); способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9); информационно-методическая деятельность: уметь определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16); уметь готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18); способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20); способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26); коммуникативная деятельность: уметь устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28); способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29); уметь находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31); уметь предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33); понимать основные закономерности и владеть базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36); проектная деятельность: уметь выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39); Программой предусмотрены следующие виды контроля успеваемости студентов: текущий контроль в форме реферата и блиц-контрольной работы; промежуточный контроль в виде письменной контрольной работы. ^ Предмет курса – становление политической власти в государстве, политические взаимоотношения между государством и обществом, между партиями, социальными группами и властью, роль политики внутри страны и на международной арене. ^ – формирование у студентов научных представлений об основных проблемах политики как реального общественного явления. Задачи курса: - Изучение теории политики и определение места политологии в цикле гуманитарных дисциплин; - Определение понятия «политическая система общества» и его содержания; - Изучение современной избирательной и партийной системы, а также определение структуры, принципов формирования и функционирования политических партий; - Определение ведущих факторов во внешней политике. ^ Дисциплина «Политология» является курсом базовой части цикла Б1 (Гуманитарные, социальный и экономический цикл). Данная дисциплина базируется на знании дисциплин базовой части данного цикла - «Истории», «Философии» и «Экономической теории». Знать:
Уметь:
Владеть:
Курс знакомит студентов с современной трактовкой базовых понятий, таких как “политология», «власть», «политическая система общества”, “политические институты» и т.д. Данный курс дает представление о политической системе общества, ее особенностях, взаимодействии общества и государства в политической сфере, правовом положении и механизме формирования политических партий, основных факторов, определяющих международную политику.Курс «Политология» был адаптирован в соответствии с новым учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе на 2012/13 уч. г., а также ФГОС ВПО для бакалавров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление». В УМК «Политология» была введена аннотация курса, дополнена списком компетенций пояснительная записка, изменена структура дисциплины для заочной формы обучения бакалавров. Из старой программы курса (для очной формы обучения) была удалена тема 7 «Средства массовой информации», опосредованно связанная с проблематикой дисциплины. Структура дисциплины дополнена следующей темой: Политические партии, партийные и избирательные системы. Также в УМК введены новые разделы: Образовательные технологии, Система текущего контроля и промежуточной аттестации, Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации, Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, Материально-техническое обеспечение дисциплины. Изменен примерный перечень вопросов к экзамену, список использованных источников и литературы. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов
^ Тема 1. Политология как наука (2 часа лекций). Многообразие определений политика. Форма, содержание и процесс политики. Субъекты и объекты политики. Понятия политологии. Теоретическая и прикладная политология. Основные категории политологии. Методы исследования в политологии: традиционные (исторический, нормативный, институциональный), современные (сравнительный, системный, структурно-функциональный, бихевиористский, метод экспертных оценок, метод имитационного моделирования, метод деловых игр, количественные методы и их приемы: статистический анализ, анкетный опрос). Функции политологии: гносеологическая или теоретико-познавательная, мировоззренческая, практически-прогностическая. Тема 2. Теория власти и властных отношений (2 часа лекций). Проблема власти и властных отношений в политических учениях античности, Средневековья и Нового времени, Новейшего времени. Социальный порядок и власть. Сущность власти и её особенности. Классификация власти: по субъекту – классовая, групповая и личная власть, по содержанию: семейная, чувственно-эмоциональная, духовная, экономическая, политическая, информационная. Господство как форма власти. Основные виды господства по М. Веберу: традиционное, рационально-легитимное, харизматическое. Генезис политической власти (первобытное общество, раннее государство, современное государство). Сакрализация власти. Особенности политической власти. Субъекты и объекты политической власти. Теория разделения властей в работах Ш.Л. Монтескье. Законодательная. Исполнительная и судебная власть. Политические режимы и власть. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Права человека. Проблема прав и свобод человека и гражданина. Обязанности человека и гражданина перед обществом и государством. Тема 3. Политическая система общества (2 часа лекций). Общая теория систем как метод социальных исследований. Структура политической системы: институциональная, функциональная, нормативная, культурная, коммуникативная подсистемы. Функции политической системы: политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация, нормотворчество, применение норм, контроль за исполнением норм. Способности политической системы: экстрактивная, реагирующая. дистрибутивная, символизирующая. Категории классификации политических систем: тип формации, тип легитимности государственной власти, тип политического режима, степень структурной дифференциации политических институтов. Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Формы правления: монархия, президентская республика. Парламентская республика. Правовое государство и его основные признаки. Тип политической культуры, уровень политического учения. Демократическая, авторитарная и тоталитарная системы. Примитивная, традиционная и современная системы. Англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и тоталитарная системы. Тема 4. Политические партии, партийные и избирательные системы (2 часа лекций) Реальные и латентные политические силы. Группы интересов, , лобби и клиентелы. Сущность и специфика политических партий, их роль в политической жизни общества. Происхождение и этапы исторического генезиса политических партий (М. Вебер). Структура и функции политических партий. Типология политических партий. Понятие и типология партийных систем. Специфика апартийных, однопартийных, многопартийных с доминирующей партией, двухпартийных и мультипартийных систем. Основные тенденции развития политических партий и партийной системы современной России. Российское законодательство о партиях. Сущность и механизм политического представительства. Политический институт выборов как способ формирования органов власти. Функции и критерии демократичности выборов. Типы, преимущества и недостатки избирательных систем. Сущность основных типов избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной. Избирательный процесс и избирательная кампания Структура избирательного процесса: объект – формируемые органы власти; субъекты – избиратели, соискатели, избирательные комиссии, их ресурсы и средства. Этапы избирательного процесса. Тема 5. Мировая политика и международные отношения (2 часа лекций) Понятие международной политики, международных конфликтов и отношений. Современная «мир-система» и основные тенденции и противоречия мирового политического процесса. Субъекты, структура, классификация и принципы международных политических отношений. Становление техногенной цивилизации и динамика мирового порядка. Политический идеализм и политический реализм. Организация международных порядков на глобальном, макрорегиональном и сверхнациональном уровнях. Внешнеполитические доктрины и геостратегии США, России и Китая. Геополитический статус России в современном мире. Национальные интересы и безопасность России. Специфика международных конфликтов. Дипломатический и силовой механизм разрешения международных конфликтов. Международное сотрудничество, глобализация и разрешение глобальных проблем человечества. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. ^ При реализации курса «Политология» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций: - аудиторные занятия (10 часов) проводятся в виде лекций с использованием компьютерного проектора ; - самостоятельная работа студентов (98 часов) предполагает подготовку и написание реферата по выбранной теме, написание рецензии, а также подготовку к итоговой контрольной работе. При реализации программы используются активные и интерактивные формы проведения занятий, в том числе проблемный метод изложения лекционного материала, возможность дискуссии по наиболее сложным вопросам курса. Самостоятельная работа направлена на закрепление и углубление знаний, полученных на аудиторных занятиях. ^ (для очной формы обучения) Система текущего и промежуточного контроля знаний бакалавров студентов по дисциплине «Политология» строится в соответствии с учебным планом основной образовательной программы, определяющим виды и формы текущего (рецензия, реферат) и промежуточного (экзамен) контроля
^
Максимальное количество баллов – 100. Студенты, набравшие более 49 баллов, считаются аттестованными. Остальные пересдают зачет в виде собеседования с преподавателем по всем разделам курса или пишут письменную работу по одной из проблем курса. ^ Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. А. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя подготовку и написание реферата, написание рецензии. ^ Студенты, изучающие курс «Политология», выполняют реферат на тему: «Политическая партия», выбрав политическую партию России, США или стран Западной Европы. Рецензия Студенты выполняют рецензию на одну из классических работ по истории политической мысли из 2 тома «Антология мировой политической мысли» 1997 г. издания. (методические указания по написанию реферата и рецензии смотрите в последнем разделе - учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов) Б. Оценочные средства промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Примерный перечень вопросов к итоговой письменной работе: 1. Политика: понятия, структура, функции. 2. Политология как наука и её место в системе общественных наук. 3. Функции политологии. 4. Политика и общество: соотношение и особенности взаимодействия. 5. Проблема власти и властных отношений в политических учениях. 6. Власть как категория политологии. 7. Функции власти. 8. Государственная власть как форма политической власти. 9. Теория разделения властей. 10. Политическая система: понятие и типы. 11. Функции политической системы. 12. Категории классификации политических систем. 13. Политические диктатуры ХХ века. 14. Сущность, основные признаки и функции государства. 15. Возникновение и сущность политических партий. 16. Функции политических партий. 17. Современная многопартийность в России. 18. Политические партии в избирательном процессе. 19. Теории происхождения государства. 20. Система государственных институтов и учреждений 21. Признаки и функции государства. 22. Структура и функции законодательной власти. 23. Структура и функции исполнительной власти. 24. Монархическая форма правления. 25. республиканская форма правления. 26. Сущность правового государства и его основные признаки. 27. Типология избирательных систем. 28. Выборы в тоталитарных и авторитарных обществах. 29. Основные стадии избирательного процесса. 30. Теории политической социализации 31. Политические конфликты и их специфика. 32. Технология избирательных кампаний. 33. Участие PR в политике. 34. Сущность и методы политического прогнозирования. 35. Геополитический статус России в современном мире. 36. Типология международных конфликтов. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Источники1. Антология мировой политической мысли в 5 т. Т.2. Зарубежная мысль. XX в. / Нац. Обществ.-науч. фонд Акад. полит. науки. - М.: Мысль, 1997. Основная литература 1. Козырев Г.И. Политология: Учеб. пособие. - М.: ИД Форум; Инфра-М, 2010. 2. Политология: Учеб.-метод. модуль / Е.В. Барышева, Л.Г. Березовая, Н.А. Борисов и др.; Отв. ред. Н.А. Борисов,В.Д. Зимина. – М.: Каллиграф, 2007. – 304 с.- (Серия «Я иду на занятия»). 3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2010. Дополнительная литература 1.Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. №6. С. 174-183. 2. Андреев С.С. Политика как социальное явление // Социально-политические науки. 1991. №4. С. 122-134. 3. Ахиезер А. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историко-культурное исследование) // Pro et contra. 2002. Т.7. №.3. С. 50-69. 4. Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. №3. С. 150-160. 5. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. №3. С. 108-120. 6. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996. №3. С. 157-169. 7. Исаев Б.А. Геополитика классическая и геополитика современная // Полис. 2011. №2. С. 69-85. 8. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности: Пособие. М.: Онега, 1994. 9. Кинг П. Классификация федераций // Полис. 2000. №5. С. 6-19. 10. Кирк Р. Какая форма правления является наилучшей для счастья человека? // Полис. 2001. №3. С. 139-148. 11. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в Современной России: Эволюция и деволюция. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 12. Лебедева М.М. Проблемы развития мировой политики // Полис. 2004. №5. С. 106-113. 13. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. №2. С. 6-18. 14. Макаренко Б.И. Постсоветская партия власти: «Единая Россия» в сравнительном контексте // Полис. 2011. №1. С. 42-65. 15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2007. 16. Перегудов С.П. Политическая система России в мировой контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: РОССПЭН, 2011. 17. Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и партийная стабильность // Полис. 1992. №5-6. С. 156-162. 18. Челлен Р. О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства // Там же. 2005. №2. С. 115-126. Справочные и информационные издания Ресурсы Интернет: Электронные издания основной и дополнительной литературы: Антология мировой политической мысли в 5 т. Т.2. Зарубежная мысль. XX в. / Нац. Обществ.-науч. фонд Акад. полит. науки. - М.: Мысль, 1997 // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/index.php Журнал «Политические исследования» (архив номеров с 2007 по 2012 гг.) // http://www.politstudies.ru/ ^ Официальный интернет-портал правовой информации// www.pravo.gov.ru Органы государственной власти РФ // www.gov.ru; Официальный сайт Президента РФ // www.kremlin.ru; Официальный сайт Правительства РФ // www.government.ru; Официальный сайт Федерального Собрания РФ // www.parliament.ru/; Официальный сайт Государственной Думы // www.duma.gov.ru/; Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ // http://council.gov.ru /. ^ Фонд «Общественное мнение» // www.fom.ru; Фонд «РОМИР» // www.romir.ru; Фонд «ИНДЕМ» // www.indem.ru. ^ Яблоко // www.yabloko.ru; СПСП // www.sps.ru; КПРФ // www.cprf.ru; ЛДПР // www.ldpr.ru; Единая Россия // www.edinros.ru. Справедливая Россия // spravedlivo.ru ^ Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к написание реферата, написание рецензии, подготовку к блиц-контрольной и итоговой письменной работе. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, и на приобретение навыков самостоятельного анализа источников и литературы по проблеме становления политической власти в государстве, политического взаимоотношения между государством и обществом и т.п. Методические указания по подготовке реферата Реферат представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу, включенную в систему текущей аттестации студентов. В качестве объекта исследования студентам предлагаются на выбор политические партии России, США и стран Западной Европы. Выбранная студентом тема работы должна быть достаточно полно раскрыта. Не принимаются работы с очевидными следами компиляции из учебной литературы и интернет-источников и без ссылок на источники и литературу (включая электронные ресурсы). Студенту рекомендуется использовать указанные в списке источники и литературу, справочные и информационные издания, ресурсы интернета. Реферат состоит из следующих частей: титульный лист, введение, основное содержание (при необходимости можно разделить на 2-4 главы), заключение. Титульный лист оформляется в соответствии с методическими требованиями РГГУ к оформлению письменных работ. Во Введении определяется актуальность работы, объект, цель и задачи исследования, анализируются использованные источники и литература (включая все без исключения Интернет-ресурсы), определяется степень их использования при написании реферата. Основная часть работы включает текст работы с анализом истории становления, правового обеспечения, структуры, политической программы и деятельности конкретной партии. Также дается общая характеристика её партийным лидерам, определяется место партии в партийной системе государства. В Заключении подводятся общие итоги исследования, делаются прогнозы относительно положения и статуса данной партии в политической системе конкретного государства. Объем работы составляет 20-25 листов формата А4, набранных шрифтом 14 через 1,5 интервала. При невозможности использования современных технических средств допускается написание реферата от руки разборчивым почерком. Реферат должен быть предоставлен для проверки не позднее, чем за две недели до итоговой контрольной работы. Методические указания по написанию рецензии Рецензия представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу, включенную в систему текущей аттестации студентов. В качестве объекта исследования студентам предлагаются на выбор один из классических трудов, включенных во 2 том «Антология мировой политической мысли» 1997 г. издания. Электронная версия всего тома выложена на следующем Интернет-ресурсе: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/index.php. Формат рецензии допускает более упрощенную структуру данной работы, включающую титульный лист и основное содержание работы. Титульный лист оформляется в соответствии с методическими требованиями РГГУ к оформлению письменных работ. Студенты выбирают один из трудов, и на основании текста данного труда делают краткую рецензию. В рецензии студент должен отразить объект исследования, основную проблематику выбранного труда, все без исключения источники информации, на которые ссылается автор труда (включая воспоминания, статистические сведения и т.п.), позицию автора по конкретным сюжетам (кратко), а также общие выводы по изложенному материалу. В заключительной части рецензии автор представляет свою собственную позицию по прочитанному материалу, включая определение того, какие факты, выводы автора больше всего заинтересовали и стали новы для студента, насколько убедительна была аргументация автора, какие положения автора показались студенту не вполне аргументированными и субъективными, можно ли соотнести выводы автора с современной российской действительностью и найти общие черты и отличия. Объем работы составляет 7-10 листов формата А4, набранных шрифтом 14 через 1,5 интервала. При невозможности использования современных технических средств допускается написание реферата от руки разборчивым почерком. Рецензия должна быть предоставлена для проверки не позднее, чем за две недели до итоговой контрольной работы. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для материально-технического обеспечения дисциплины «Политология» используются: компьютерный класс, библиотека Филиала РГГУ в г. Балашихе. |
![]() | Ооп впо по направлению Государственное и муниципальное управление бакалавриат и профилям подготовки государственное и муниципальное... | ![]() | «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий», «Предпринимательство» для специальности «Государственное... |
![]() | Профили: муниципальное управление, управление государственной и муниципальной собственностью, управление в сфере межрегиональных... | ![]() | Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... |
![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата Армавирской государственной педагогической академии по направлению... | ![]() | Управление качеством: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2012. 44 с |
![]() | Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс. Тверь.: Тверской филиал мгэи, 2011 – 51 с | ![]() | Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... |
![]() | «Управление инвестиционной привлекательностью территории» для студентов специальности 081100 – Государственное и муниципальное управление... | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам... |