Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси




НазваниеУчебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси
страница1/6
Дата публикации18.06.2013
Размер0.85 Mb.
ТипУчебный курс
zadocs.ru > Право > Учебный курс
  1   2   3   4   5   6
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Учебный курс проф. В.П.Яйленко
Тема первая.. Эпоха Киевской Руси.


  1. Историческое содержание эпохи.


Образование в середине IX в. Древнерусского государства во главе с варяжскими князьями объективно способствовало экономическому, политическому и культурному развитию восточнославянских племен. На протяжении второй половины IX и всего Х веков это государство окончательно оформилось в виде феодального Киевского княжества, во главе которого стоял киевский великий князь (он же каган), опорой его власти была дружина, состоявшая из варягов, славян и степняков. Поначалу князья ограничивались сбором дани с подвластного населения, затем прибрали к своим рукам часть общинных земель, которые с XI в. раздавались дружинной верхушке в качестве вознаграждения за службу. Так возникла система феодальной эксплуатации знатью подвластного трудового населения. Одновременно развитие ремесла и торговли привело к возникновению в стране значительного числа городов – в IX-X вв. их было 25, в XI в. ок. 90. Города зависели от местного феодала и великокняжеской верхушки, взимание дани с них еще больше увеличивало имущественное состояние и власть феодальной знати. Лишь удаленные от столицы северо-западные города Новгород и Псков, ориентированные на торговлю с балтийскими странами, стали вечевыми республиками – ввиду наличия широкого слоя материально самодостаточного населения они отличались существенным демократизмом внутреннего устройства. Юридическим обоснованием феодальной власти стал свод законов XI в. «Русская правда». В первой половине этого столетия при великом князе Ярославе Мудром громадная по территории Русь стала крупным государством средневековой Европы. Однако уже после его смерти наметились центробежные тенденции, так как он наделил сыновей удельными княжениями. Их потомство умножилось, каждому необходим был свой удел и в результате съезд князей в 1097 г. в Любече принял решение о независимости удельных владений и наследовании сыновьями отцовских уделов. При Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132) еще сохранялось единство страны, однако затем страна распалась на ряд фактически независимых от центральной власти княжеств. Наряду с великим киевским князем великими стали именовать себя князья черниговские, владимирские и др. С середины XII в. первенство перешло к Владимирскому княжеству в Северо-Восточной Руси, которая сыграла важнейшую роль в дальнейших судьбах страны. Феодальная раздробленность значительно ослабила Русь и в 1237-1241 гг. она стала легкой добычей монгольских завоевателей.
2. Роль христианства и церкви в Киевской Руси.

К концу Х в. феодальная знать стала нуждаться в единой для всей страны идеологии, с помощью которой материальные факторы ее господства были бы усилены религиозными инструментами. Для этого в 988 г. из Византии было заимствовано христианство – общий для европейского средневековья инструмент духовного закабаления эксплуатируемых масс. Поскольку языческая религия славян генетически была связана с догосударственной еще формой организации общества – общиной, она не соответствовала нуждам феодальной власти. Им вполне соответствовало христианство с его церковью, силу которой составляла разветвленная и многочисленная организация служителей культа, построенная на иерархических основаниях и железной дисциплине подчинения младшего состава церковноначалию. Освящая христианской догматикой княжескую власть, центральную и поместную, церковь стала важнейшим средством ее идеологического обоснования. Заботясь на словах о спасении человеческих душ, церковь на деле безудержно обогащалась за счет вкладов знати, прежде всего в виде земли с прикрепленными к ней крестьянами, эксплуатация которых существенно умножала богатства духовенства. В результате церковь очень скоро сама стала крупнейшим феодалом. Отправление христианского культа в условиях новообращенной страны было каждодневной пропагандой религиозной догматики, поэтому на потребу церкви издавна были привлечены средства изобразительного искусства - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Из других видов искусства церковь еще с раннехристианской поры привлекла театр и музыку - богослужение обставлено театральными действами со сценическим движением и переодеванием «актеров» в сутанах, декламацией и хоровым пением.

Введенное на Руси в 998 г. христианство очень долгое время оставалось религией верхов – насильно крещенное знатью, рядовое население сохраняло традиционные у славян языческие верования, которые помимо прочего не требовали роскошно обставленных зданий, монументальной и станковой живописи и прочих наглядных средств пропаганды и отправления культа. По этой причине в языческой Руси не было религиозного искусства, лишь с введением христианства оно было целиком импортировано церковью из Византии. По этой же причине до XI в. включительно архитектура, живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Руси оставались исключительно византийскими по своему духу; лишь отдельные элементы культовых зданий были модифицированы применительно к местным климатическим условиям.
3. Искусство Киева конца Х – первой половины XI вв.
Основные городские центры Киевской Руси – Киев, Новгород, Чернигов, Псков, Полоцк, Владимир, Ростов, Суздаль, Смоленск, Переяславль, Старая Ладога, Галич, Рязань. Киев сложился как город в Х–XI вв., и попытки местных археологов удревнить его в качестве городского и политического центра до VI в. безосновательны. В VIII-IХ вв. Киев был хазарским укрепленным пунктом при переправе через Днепр. На трех холмах у реки существовали три самостоятельных поселения, одно из которых – Андреевская (Княжая) гора – стало центром феодальной власти: в Х в. тут размещался княжеский дворец. При великом князе Владимире (980-1015) историческое ядро города площадью в 10 га обведено оборонительными валами, в которых устроено несколько проездных ворот. Сердцевиной этого «города Владимира» была торговая площадь, так называемый Бабин Торжок, ее обстроили каменными и деревянными княжескими дворцами и каменной церковью Успения Богородицы, более известной под названием Десятинная церковь. На площади стояли античные скульптуры, в том числе бронзовая квадрига, вывезенные Владимиром из Корсуня, греческого города в Крыму античного и византийского времени. Таким оснащением городского центра князь подражал византийским городам.

Десятинная церковь заложена между 989-991 гг. «мастеры от грек», завершена в 996 г. В дальнейшем церковь достраивалась, так как в 1039 г. состоялось второе ее освящение. Она разрушена в 1240 г. монголами при осаде Киева, поэтому ее архитектура известна лишь в общих чертах по данным археологических раскопок. По архитектурному типу это византийский крестово-купольный храм IX-X вв., ввиду неясности облика Десятинной церкви трудно указать ее конкретный источник из числа памятников византийской архитектуры. Десятинная церковь - шестистолпная трехнефная постройка длиной (далее l.) 27 м и шириной (далее lat.) 18 м, с тремя апсидами, средний неф (lat. 7,2 м) более чем вдвое шире боковых нефов (lat. 3 м), что свидетельствует об открытости внутреннего пространства. Судя по рисунку начала XIX в., высота (h) здания более 20 м. С трех сторон это центральное ядро обведено широкими галереями, западная галерея усложнена, видимо, за счет лестничной башни, ведшей на хоры, и крещальни. Возможно, галереи были достроены к основному ядру позднее, по типу галерей уже сооруженной Софии киевской, с чем и могло быть связано второе ее освящение в 1039 г. Обустройство галерей значительно увеличило здание, достигшее в ширину 33,6 м, в длину сравнявшееся с Софийским собором – 41,7 м. По литературным данным известно, что церковь венчали 25 куполов – это самое сложное завершение крестово-купольной постройки. Функционально оно ненадежно, чревато протечками, поэтому уже 13 каменных куполов киевской Софии осталось уникальным завершением, в полоцкой Софии устроили 7 куполов, в новгородской Софии 6 (11 глав Михайловского Златоверхого собора носили декоративный характер). Подобно византийским постройкам церковь сложена из плоского кирпича (плинфы) в технике кладки с утопленным рядом. Восточная часть церкви характеризовалась пространственной открытостью помещений трансепта и алтаря, западная часть, от нартекса до трансепта, включала множество небольших компартиментов. Дробность пространства тут определялась тем, что для устройства хор требовались дополнительные устои. Десятинная церковь отличалась богатым декоративным убранством – она была украшена мозаиками, расписана фресками, мозаичный пол средней апсиды выложен кусками мрамора, порфира и шифера, пол боковых апсид сложен из поливной плинфы, капители столбов, карнизы и парапеты хор мраморные. Из молитвы Владимира при освящении Десятинной церкви известно, что в куполе ее был изображен Христос Вседержитель, а в апсиде Богоматерь Оранта.

Дальнейший рост Киева при Ярославе Мудром (1019-1054): новым оборонительным валом обведена площадь до 80 га и устроены трое ворот, главные именовались Золотыми. Сооружены также Софийский собор, Георгиевская и Ирининская церкви, в чем ясно проявляется ориентация на Константинополь с его главным Софийским собором и Золотыми воротами, как и в Константинополе, рядом с Софией ставится Ирининская церковь (в честь жены Ярослава Ирины – Ингигерды). Программа Ярослава по сооружению в трех основных центрах Руси Киеве, Новгороде и Полоцке храмов божественной премудрости Христа, т.е. Софийских соборов, имела целью перенос на русскую почву идей о Премудрости божьей как символе теократического государства: Премудрость Христа собирает города и народы в единую централизованную державу через императора (великого князя), её устроителя. И Владимир и Ярослав ориентировались на Константинополь как образец для подражания в целях упрочения своей власти, отсюда приглашение греков на киевский митрополичий стол, экспорт на Русь византийской культуры во всех её проявлениях, в том числе приглашение греческих архитекторов и живописцев для сооружения и украшения мозаиками и фресками зданий в Киеве, прежде всего культовых – Десятинной церкви, Софийского собора, Успенской церкви в Печерской лавре, Михайловского собора. Такая практика сохранялась до начала XII в., так что период истории киевского искусства с конца Х до начала XII в. был византийским по своему характеру. Несомненно, что рядом с греческими мастерами работали их русские ученики, о первых русских строителях середины XI в. и живописцах конца столетия мы узнаем из письменных источников.


  1. Архитектура и живопись киевского Софийского собора.


а) Архитектура.

О времени заложения киевского Софийского собора и окончании строительства Новгородские летописи указывают 1017 г. как дату начала постройки и 1037 г. как время окончания, тогда как составленная в Киеве Повесть временных лет относит заложение здания к 1037 г. и ничего не сообщает об окончании постройки. Полнота данных Новгородских летописей и молчание Повести временных лет об окончании строительства указывают на недостаточность информационной базы Повести. Ошибочность ее известия подтвердилась обнаруженным в Георгиевском приделе греческого граффито с датой 1032 г. Разница в датах – 1032 г.(граффито) и 1037 г. (окончание строительства) объясняется тем, что сооружение собора прошло в две очереди. Сначала было спланировано центральное ядро в виде пятинефного крестово-купольного здания с П-образными хорами, обстроенного с трех сторон одноэтажной галереей, на западе усложненной экзонартексом для устройства в северо-западном углу башни для подъема на хоры. Это ядро было завершено до 1032 г., так как в крайнем северном нефе с Георгиевским приделом на стене апсиды написано упомянутое граффито. Вскоре по завершении центрального ядра возникла необходимость укрепить боковой распор центрального пятиглавия, для чего надстроили над галереей первого этажа дополнительный второй этаж. В конструктивных целях для укрепления сбоку надстроенной галереи добавили вторую внешнюю галерею в один этаж, перекрытую полуаркой-аркбутаном, которая упирается своим зенитом в стену первого этажа внутренней надстроенной галереи, т.е. выполняет функции контрфорса. В западном углу новой галереи соорудили вторую башню для подъема на хоры. Это второй этап строительства собора, завершенный в 1037 г. Можно уточнить дату завершения первой очереди на основании ближайших по времени аналогий: примерно равная основному ядру Софии Десятинная церковь строилась 5-7 лет, а повторившая основные размеры киевской Софии новгородская София строилась те же 7 лет. Однако обстоятельства начальных лет правления Ярослава в Киеве заставляют удлинить этот срок. В 1017 г. он успел лишь заложить новый город и Софию в ознаменование своей победы над узурпатором Святополком, но уже в конце года Святополк занял Киев, а Ярослав бежал в Новгород. Он вновь утвердился в Киеве в 1019 г., когда и появилась возможность возобновить начатое строительство, продолжавшееся примерно 7 лет. Таким образом, первая очередь – постройка основного ядра храма – завершилась около 1026 г. Поскольку граффито 1032 г. написано на фресковой штукатурке периферийной апсиды, можно заключить, что к этому году уже осуществлялась фресковая декорация храма. Строительные работы второй очереди, завершенные в 1037 г., были небольшими сравнительно с объемом работ первой очереди и ограничились сооружением одноэтажной галереи на севере и юге, а также устройством юго-западной башни в южной галерее. Поскольку новые галереи были открытыми, подобно уже существовавшему экзонартексу, работы свелись к сооружению аркады с плоским перекрытием и устройству в ней полуарок-аркбутанов. С учетом возведения юго-западной башни можно заключить, что вторая очередь строительства заняла не более 1-2 лет и в 1037 г. завершена.

Это крупный пятинефный собор с 5 апсидами, средняя из которых пятигранная, остальные полукруглые, самая большая культовая постройка древнерусского времени (l. 41,7, lat. 54,6, h 28,6 м). Ширина среднего нефа, т.е. сторона подкупольного квадрата, максимально велика для крестово-купольного здания – 7,7 м (= 25 греческих футов). Композиции здания свойственна строгая геометричность построения, которую вскрывают обмеры. Боковые нефы в 2 раза уже среднего нефа, ячейки боковых нефов стандартно одинаковы по размерам и составляют ½ ячеек ветвей креста. Ширина пятинефного ядра равна длине его со средней апсидой, так что в этот квадрат вписывается круг и его восточная точка определила место внутренней стороны апсиды. Ширина внешней галереи равна ширине среднего нефа. Диаметр южной лестничной башни приравнен к диаметру круга, вписанного во внутренние очертания средней апсиды, диаметр северной башни равен ширине бокового нефа со столбом. Изнутри длина храма от нартекса до средней апсиды соотносится с шириной (без внешних галерей) в пропорции 2:3, иначе говоря, это соотношение высоты и стороны равностороннего треугольника. Вертикальные параметры исчислены из планировки здания. Высота до пяты купола приравнена к длине пятинефного ядра от западной стены до центра круга, вписанного в среднюю апсиду. Своды ветвей центрального креста подняты на высоту, равную ширине трех средних нефов. Хоры расположены на половине высоты подпружных арок. Пяты арок под хорами подняты на высоту, равную ширине боковых нефов. Пяты подпружных арок расположены на высоте, равной половине длины или ширины пятинефного ядра храма (т.е.без галерей), либо, что то же самое, расстоянию от центра храма до его западной стены.

Все эти пропорциональные соответствия перевязывают отдельные членения и объемы храма, соотносят их между собой и масштабами здания в целом, это та невидимая глазом ткань конструирования, которая придает гармоничность постройке в целом. Поразительно противоречие между рациональностью построения здания и его функцией храма, предназначенного для иррационального по природе культа. Рациональность построения здания заложена в природе византийской идеологии искусства Македонского периода (IX-XI вв.), ориентированного на антики. Церковь ощущала это противоречие и уже во второй половине XI в. в Византии строятся гипертрофированные по вертикали церкви, на Руси они появляются во второй половине XII в.

В ветвях креста между опорными столбами боковых нефов встроены тройные арки на двух многогранных столбах. Вынос этих арок за пределы подкупольного квадрата на периферию вкупе с широкими ветвями креста придают существенную пространственность средней части храма, раскрывает объемность подкупольного средокрестия. Такая композиция пятинефного ядра Софии воспроизводит аналогичное устройство пятинефных константинопольских храмов IX-X вв. (Келендер, Аттик и др.), в которых тройные аркады на двух столбах вынесены за пределы подкупольного квадрата на периферию – на границу боковых нефов. Киевская София воспроизводит и широтность построения своих константинопольских предшественников, план которых представляет собой квадрат с учетом апсиды (таково пятинефное ядро киевской Софии), либо прямоугольник с шириной, превышающей длину (такова киевская София с галереями - извне ширина ее соотносится с длиной в пропорции 4:3). Однако изменения, внесенные в процессе строительства в композицию киевской Софии и вызванные опасениями зодчих в устойчивости верхнего яруса здания, т.е. надстройка галереи второго этажа, придали храму существенные отличия от ее константинопольских прототипов. С надстройкой галереи второго этажа хоры стали очень поместительными и для их освещения устроены дополнительно к основному пятиглавию 8 малых куполов, всего 13, а с куполами башен стало 15 глав, и это многоглавие составило существенное своеобразие киевского храма. В результате добавления галерей образовалась многоярусная постройка с постепенным пирамидальным подъемом членений и объемов к середине, завершающейся мощной центральной главой. В целом здание отличается торжественной монументальностью и державным величием, отражающим его первенство среди храмов Русской земли и верховенство его строителя, киевского князя, над прочими князьями страны. Величественность собора существенно усилена многоцветным мозаичным и фресковым убранством интерьера.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconТема Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Тема Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.)

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси icon-
Ую религию в лето 6496 от смзх (988 год), организованного через Владимира Кровавого, псевдорусского князя, было уничтожено практически...

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconЛитература Киевской Руси (серединаxi первая треть XII в в.) «Повесть временных лет»
Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть xii– первая половина XIII в в.)

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconТема № «Введение в историческую науку»
Норманисты и антинорманисты: история спора о происхождении Новгородско-Киевской Руси

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconЛитература Основным фактором, повлиявшим на формирование украинской
Киевской Русью христианства. Содной стороны, оно привело к вхождению Киевской Руси в общеев

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconКонспект лекций по дисциплине «История государственного управления в России»
Тема Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси 9-11 вв

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconКурс лекций по социологии образования учебное пособие для студентов высших учебных заведений
В. И. Астахова, д-р ист наук, проф.; Е. В. Астахова, д-р ист наук, проф.; Л. Н. Герасина, д-р социол наук, проф.; В. А. Лозовой,...

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconУчебный курс фгу «Управление человеческими ресурсами в ХХI веке»
Тема 1: «Человеческие ресурсы: понятие, место и роль в системе управления организацией»

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconРусские земли в XII-XIV вв
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)

Учебный курс проф. В. П. Яйленко Тема первая Эпоха Киевской Руси iconРусские земли в XII-XIV вв
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов