Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков




НазваниеКурс лекций для студентов факультетов иностранных языков
страница1/15
Дата публикации28.06.2013
Размер1.8 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Часть III


Курс лекций

для студентов факультетов иностранных языков

Воронеж 2011

ББК-81.2-9

А 43
Рецензент:

доктор пед. наук, проф. Е.Н. Соловова


Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков (Величкова Л.В., Ермакова Р.А., Кузьмина Л.Г., Стояновский A.M., Чайка Е.Ю., Щербакова M.B.) // Под общ. ред. Л.Г. Кузьминой. Ч.3. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – 114 с.
ISBN 5-9273-0263-7
Настоящий сборник продолжает ранее изданный курс лекций по актуальным проблемам методики обучения иностранным языкам.

Рассматриваются теоретические вопросы смежных наук, обусловленные необходимостью реформирования системы образования, проблемы, связанные с особенностями обучения иностранным языкам в различных образовательных контекстах, вопросы качества образования, а также возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Для студентов языковых факультетов университетов, учителей иностранных языков, аспирантов, всех интересующихся методической проблематикой.
ББК-81.2-9
Печатается по решению Научно-методического и Ученого советов факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета.
© Величкова Л.В., Ермакова Р.А.,

Кузьмина Л.Г., Стояновский A.M.,

Чайка Е.Ю., Щербакова M.B.

© Воронежский государственный университет, 2011
ISBN 5-9273-0263-7


ВВЕДЕНИЕ
Настоящее издание продолжает курс лекций по дисциплине «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам». С момента выхода в 1999-2002 гг. предыдущих частей данного учебного пособия во многом изменилась система языкового образования в России, появились новые реалии в обучении иностранным языкам, возникли новые направления исследований в методической науке. Все эти тенденции и обусловили необходимость включения в курс нового блока тем и публикации следующей части учебного пособия.

Данное издание имеет целью помочь начинающему учителю (преподавателю) иностранного языка разобраться в некоторых теоретических вопросах, а также познакомиться с новыми технологиями обучения и контроля по иностранным языкам.

Как и в предыдущих частях учебного пособия, тематика представленных в нем лекций, достаточно разнообразна. В данном издании она затрагивает целый круг вопросов, связанных с необходимостью современному профессионалу в области преподавания иностранных языков разбираться в смежных науках, прежде всего, понимать психолингвистическую природу речи, что особенно важно при раннем начале изучения языков (лекции проф. Л.В. Величковой). Сугубо методическая проблематика, касающаяся вопросов реформирования языкового образования в России и мире и обеспечения его высокого качества, отражена в лекциях доц. М.В. Щербаковой и Л.Г. Кузьминой. Традиционно значимые для методики обучения иностранным языкам проблемы, такие как: обучение иноязычному говорению, профильно-ориентированное обучение иностранным языкам, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, рассматриваются в лекциях доц. А.М. Стояновского, Л.Г. Кузьминой, Е.Ю. Чайка. Новые подходы к организации коммуникативного контроля по иностранным языкам представлены в лекции доц. Р.А. Ермаковой.

Несмотря на кажущуюся эклектичность пособия, оно объединено общей проблемой – необходимостью рассмотрения путей и способов модернизации образования в области иностранных языков в современных условиях.

Учебное пособие предназначено, в основном, для использования в курсе лекций по дисциплине «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам» факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. Тем не менее, оно может использоваться и на занятиях по «Теории обучения иностранным языкам», и в курсе «Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам», а также может оказаться полезным для организации самостоятельной работы студентов по методической проблематике.
Л.Г. Кузьмина

Лекция 1.

^ СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

М.В. Щербакова
При изучении данной лекции необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных понятий: тенденции развития современного образования; отечественная система образования; языковое образование как система; общепланетарный глобализм и европеизация целей и содержания образования; базовые принципы европейского образова­тельного пространства; преемственность в отечественном языковом образовании.
Введение
Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

  • обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

  • совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

  • улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [4].

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1996). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность образования.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Суть гуманитаризации образования заключается в особой, собственно человеческой форме отношений человека к миру. Гуманитаризация образования обеспечивается обращением к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Повышение статуса гуманитарных предметов определяется их обновлением, освобождением их от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности. Гуманитаризация образования требует глубокой перестройки всего его содержания, которое должно обеспечивать развитую устную и письменную речь, свободное владение иностранными языками, понимание людей других времен и народов, историческое мышление, экономическую и юридическую грамотность, человеческое отношение к природе.

Дифференциация образования может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т.д.

Фундаментализация образования означает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном информационном обществе.

Многоуровневость подразумевает организацию многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – бакалавриат (4 года) либо пятилетняя подготовка специалиста (для небольшого числа специальностей; второй уровень – магистратура (2 года); третий уровень – различные формы послевузовского образования, включая аспирантуру.

Современные работодатели заинтересованы в таком специалисте, который самостоятельно решает разнообразные проблемы (т.е. применяет полученные знания для их решения); обладает творческим мышлением и богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. По нашему глубокому убеждению, те учащиеся, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования заключается в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, в котором учебно-познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель ученик, чтобы традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» была со всей решительностью заменена на новую парадигму «ученик учебник – учитель». Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
^ Характеристика образовательной системы России
Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе.

Система образования в России и других странах – открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

  1. система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем;

  2. система образования ориентирована на будущее;

  3. система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления;

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.) учреждения; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад – начальная школа, лицей – колледж – вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

В современной России система образования непрерывно развивается, и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые ре­зультаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы об­разования в целом в настоящее время и в ближайшем бу­дущем. Эти цели социально зависимы от различных усло­вий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы – это конкретное опи­сание программы развития человека средствами образова­ния, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предприни­мались попытки представить такую программу в виде мо­дели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В совре­менных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склон­ности.

Современное толкование целей образования практи­чески не расходится с традиционной трактовкой целей, принятой в российской системе образования. Общеприня­тая для отечественного образования триада целей лишь уточняется и еще теснее увязывается между собой.

Практические цели направлены на получение предметных и межпредметных знаний, которые создают фундамент учебно-познавательной деятельности. Развивающие цели можно соотнести с формированием межпредметных или надпредметных навыков и умений (информационных, коммуникативных, учебных/акаде­мических), а также с развитием определенных мысли­тельных способностей, без которых невозможно эффек­тивное применение полученных знаний с учетом постав­ленных задач и особенностей ситуации. Воспитательные цели – это и есть кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, свя­занных с готовностью и способностью к действию и взаи­модействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности.

Термин «обновление содержания образования» часто трактуется неоправданно узко, на уровне привнесения оп­ределенного набора количественных и качественных из­менений в содержание тем в рамках образовательных об­ластей и отдельных учебных предметов или еще уже – на уровне текстовых изменений учебников.

Поскольку, как уже было отмечено выше, если в новой трактовке целей сохраняется традиционное понимание направления учебной деятельности при изменении лишь некоторых акцентов, то и в содержании образования со­хранится то же триединство. В процессе современного образования личности необ­ходимо обеспечить:

  • овладение определенным набором предметных и межпредметных знаний, понятий, представлений, необходимых и достаточных для осуществления непрерывно­го личного развития;

  • усвоение определенных алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов мониторинга и оценива­ния собственной деятельности;

  • формирование комплексных академических, ин­формационных, коммуникативных умений, связанных с переработкой большого количества информации и с ис­пользованием имеющихся знаний в учебной и реальной деятельности;

  • готовность к самостоятельной деятельности и реше­нию проблем.

Если все эти компоненты рассматривать в комплексе, как единое целое, то можно понять, что речь идет о развитии компетенции.

Данное толкование знания соотносится и с совре­менными позициями педагогической психологии, с тради­ционно принятым в отечественной практике деятельностным (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, И.А. Зим­няя и др.), личностно-деятельностным (И.Л. Бим, Е.И. Пас­сов и др.), мыследеятельностным (Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, Н.Г. Алексеев, Л.Н. Алексеев и др.), личностно ориентированным (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходами в обучении и воспитании.

Таким образом, главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconИванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. И 20 Теоретическая...
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов институтов и факультетов...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconИванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. И 20 Теоретическая...
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов институтов и факультетов...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconРоссийской Федерации Ярославский государственный университет имени...
Внимание! Конференция проводится только на иностранных языках (английский, немецкий, французский)

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconТеория и методика преподавания иностранных языков и культур й,^-...
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования Российской Федерации...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconКурс лекций по древнерусской литературе для студентов факультета...
Данте. Это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов и в основном господствует унисон. И тем не менее эта литература поражает...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconКурс лекций
Книга предназначена для студентов старших курсов социологических и экономических факультетов вузов, для аспирантов, преподавателей...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconКурс лекций по русскому народному поэтическому творчеству для студентов...
В русской науке, используя термин фольклор, ученые понимают только словесное народное творчество, а в зарубежной науке это понятие...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconРабочая программа для студентов магистратуры 035700. 68 "Лингвистика"...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconКонспект лекций по истории отечества для студентов лечебного и медико-профилактического...
Селезнев В. Д., Сушко А. В, Курепин А. А. Конспект лекций по истории Отечества. Учебное пособие для студентов лечебного факультета...

Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков iconКурс лекций для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады» Минск
И основы звукорежиссуры [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады» / А. С. Ивановский....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов