Скачать 1.8 Mb.
|
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Часть III Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков Воронеж 2011 ББК-81.2-9 А 43 Рецензент: доктор пед. наук, проф. Е.Н. Соловова Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков (Величкова Л.В., Ермакова Р.А., Кузьмина Л.Г., Стояновский A.M., Чайка Е.Ю., Щербакова M.B.) // Под общ. ред. Л.Г. Кузьминой. Ч.3. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – 114 с. ISBN 5-9273-0263-7 Настоящий сборник продолжает ранее изданный курс лекций по актуальным проблемам методики обучения иностранным языкам. Рассматриваются теоретические вопросы смежных наук, обусловленные необходимостью реформирования системы образования, проблемы, связанные с особенностями обучения иностранным языкам в различных образовательных контекстах, вопросы качества образования, а также возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Для студентов языковых факультетов университетов, учителей иностранных языков, аспирантов, всех интересующихся методической проблематикой. ББК-81.2-9 Печатается по решению Научно-методического и Ученого советов факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. © Величкова Л.В., Ермакова Р.А., Кузьмина Л.Г., Стояновский A.M., Чайка Е.Ю., Щербакова M.B. © Воронежский государственный университет, 2011 ISBN 5-9273-0263-7 ВВЕДЕНИЕ Настоящее издание продолжает курс лекций по дисциплине «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам». С момента выхода в 1999-2002 гг. предыдущих частей данного учебного пособия во многом изменилась система языкового образования в России, появились новые реалии в обучении иностранным языкам, возникли новые направления исследований в методической науке. Все эти тенденции и обусловили необходимость включения в курс нового блока тем и публикации следующей части учебного пособия. Данное издание имеет целью помочь начинающему учителю (преподавателю) иностранного языка разобраться в некоторых теоретических вопросах, а также познакомиться с новыми технологиями обучения и контроля по иностранным языкам. Как и в предыдущих частях учебного пособия, тематика представленных в нем лекций, достаточно разнообразна. В данном издании она затрагивает целый круг вопросов, связанных с необходимостью современному профессионалу в области преподавания иностранных языков разбираться в смежных науках, прежде всего, понимать психолингвистическую природу речи, что особенно важно при раннем начале изучения языков (лекции проф. Л.В. Величковой). Сугубо методическая проблематика, касающаяся вопросов реформирования языкового образования в России и мире и обеспечения его высокого качества, отражена в лекциях доц. М.В. Щербаковой и Л.Г. Кузьминой. Традиционно значимые для методики обучения иностранным языкам проблемы, такие как: обучение иноязычному говорению, профильно-ориентированное обучение иностранным языкам, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, рассматриваются в лекциях доц. А.М. Стояновского, Л.Г. Кузьминой, Е.Ю. Чайка. Новые подходы к организации коммуникативного контроля по иностранным языкам представлены в лекции доц. Р.А. Ермаковой. Несмотря на кажущуюся эклектичность пособия, оно объединено общей проблемой – необходимостью рассмотрения путей и способов модернизации образования в области иностранных языков в современных условиях. Учебное пособие предназначено, в основном, для использования в курсе лекций по дисциплине «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам» факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. Тем не менее, оно может использоваться и на занятиях по «Теории обучения иностранным языкам», и в курсе «Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам», а также может оказаться полезным для организации самостоятельной работы студентов по методической проблематике. Л.Г. Кузьмина Лекция 1. ^ М.В. Щербакова При изучении данной лекции необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных понятий: тенденции развития современного образования; отечественная система образования; языковое образование как система; общепланетарный глобализм и европеизация целей и содержания образования; базовые принципы европейского образовательного пространства; преемственность в отечественном языковом образовании. Введение Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:
В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1996). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность образования. Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами. Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития. Суть гуманитаризации образования заключается в особой, собственно человеческой форме отношений человека к миру. Гуманитаризация образования обеспечивается обращением к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Повышение статуса гуманитарных предметов определяется их обновлением, освобождением их от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности. Гуманитаризация образования требует глубокой перестройки всего его содержания, которое должно обеспечивать развитую устную и письменную речь, свободное владение иностранными языками, понимание людей других времен и народов, историческое мышление, экономическую и юридическую грамотность, человеческое отношение к природе. Дифференциация образования может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией. Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т.д. Фундаментализация образования означает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана. Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием информационных технологий в процессе обучения. Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном информационном обществе. Многоуровневость подразумевает организацию многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – бакалавриат (4 года) либо пятилетняя подготовка специалиста (для небольшого числа специальностей; второй уровень – магистратура (2 года); третий уровень – различные формы послевузовского образования, включая аспирантуру. Современные работодатели заинтересованы в таком специалисте, который самостоятельно решает разнообразные проблемы (т.е. применяет полученные знания для их решения); обладает творческим мышлением и богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. По нашему глубокому убеждению, те учащиеся, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования заключается в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, в котором учебно-познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель – ученик, чтобы традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» была со всей решительностью заменена на новую парадигму «ученик – учебник – учитель». Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. ^ Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе. Система образования в России и других странах – открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.
Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.) учреждения; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад – начальная школа, лицей – колледж – вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). В современной России система образования непрерывно развивается, и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию. В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия. Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей. Цели образовательной системы – это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности. Современное толкование целей образования практически не расходится с традиционной трактовкой целей, принятой в российской системе образования. Общепринятая для отечественного образования триада целей лишь уточняется и еще теснее увязывается между собой. Практические цели направлены на получение предметных и межпредметных знаний, которые создают фундамент учебно-познавательной деятельности. Развивающие цели можно соотнести с формированием межпредметных или надпредметных навыков и умений (информационных, коммуникативных, учебных/академических), а также с развитием определенных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний с учетом поставленных задач и особенностей ситуации. Воспитательные цели – это и есть кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности. Термин «обновление содержания образования» часто трактуется неоправданно узко, на уровне привнесения определенного набора количественных и качественных изменений в содержание тем в рамках образовательных областей и отдельных учебных предметов или еще уже – на уровне текстовых изменений учебников. Поскольку, как уже было отмечено выше, если в новой трактовке целей сохраняется традиционное понимание направления учебной деятельности при изменении лишь некоторых акцентов, то и в содержании образования сохранится то же триединство. В процессе современного образования личности необходимо обеспечить:
Если все эти компоненты рассматривать в комплексе, как единое целое, то можно понять, что речь идет о развитии компетенции. Данное толкование знания соотносится и с современными позициями педагогической психологии, с традиционно принятым в отечественной практике деятельностным (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.), личностно-деятельностным (И.Л. Бим, Е.И. Пассов и др.), мыследеятельностным (Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, Н.Г. Алексеев, Л.Н. Алексеев и др.), личностно ориентированным (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходами в обучении и воспитании. Таким образом, главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности. |
![]() | Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов институтов и факультетов... | ![]() | Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов институтов и факультетов... |
![]() | Внимание! Конференция проводится только на иностранных языках (английский, немецкий, французский) | ![]() | Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования Российской Федерации... |
![]() | Данте. Это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов и в основном господствует унисон. И тем не менее эта литература поражает... | ![]() | Книга предназначена для студентов старших курсов социологических и экономических факультетов вузов, для аспирантов, преподавателей... |
![]() | В русской науке, используя термин фольклор, ученые понимают только словесное народное творчество, а в зарубежной науке это понятие... | ![]() | Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения |
![]() | Селезнев В. Д., Сушко А. В, Курепин А. А. Конспект лекций по истории Отечества. Учебное пособие для студентов лечебного факультета... | ![]() | И основы звукорежиссуры [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады» / А. С. Ивановский.... |