Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система)




НазваниеСистемно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система)
страница1/20
Дата публикации28.06.2013
Размер3.05 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1.1.Сущность и содержание системного подхода в управлении

Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации( финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия СП к управлению. Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.

Возникновение системных исследований связывается с именем австрийского биолога Берталанфи (30-е годы). Первоначально Берталанфи рассматривал общую теорию систем как универсальную науку. Эта точка зрения была подвергнута критике. В своих более поздних работах Берталанфи говорит о некоторой единой системной науке, выступающей в сфере прикладных исследований в форме системного подхода, а в теоретической сфере – в виде общей теории систем. Однако, единая точка зрения по этому вопросу в литературе отсутствует. Современный уровень системных исследований позволяет говорить о СП как об общенаучном феномене, выполняющем как методологическую функцию, так и теоретическую.

Т.о., ^ СП-комплексное изучение как единого целого, это способ мышления по поводу организации и управления.

Сущность СП в исследовании и управлении соц. и политич. процессами. В развернутом виде - это совокупность взаимосвязанных аспектов, которые в единстве раскрывают сущность системного подхода в управлении:

-системно-элементный (отвечает на вопрос: из чего образована система)

-системно-структурный (раскрывает внутреннюю иерархию)

-системно-функциональный (показывает какие функции выполняет система и её компоненты)

- системно-коммуникационный(раскрывает взаимосвязь данной системы с другими по горизонтали и вертикале)

-системно-интегративный(показывает механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы)

-системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система)

^ Отличие системных исследований от традиционных, досистемных: Берталанфи и другие учёные подчеркивают, что наука прошлого была почти исключительно аналитической, тогда как СП ставит на первый план задачу синтеза, но такого синтеза, который не завершает анализ, а выступает в качестве исходного принципа исследования. СП ориентирован не на аналитические, линейно-причинные методы исследования, а на анализ целостных интегрированных свойств объекта, выявление его связей и структуры.

^ Формами системных исследований являются: системный подход, общая теория систем, различные специализированные теории систем – биологические, лингвистические, технические, экономические и т.д.

Основной же инструмент реализации СП – системный анализ. В СА воплощаются методы, способы, инструментарий осуществления системного подхода. Сферой применения СА является решение новых, неизвестных ранее задач, для которых отсутствуют отработанные способы их решения. СА-это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых объектов путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем, изучение взаимоотношений между целями и средствами их организации.

СП основан на применении ряда основополагающих понятий:1. Система – целостность, состоящая из множества элементов, находящихся в связях и отношениях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.2. Элемент – простейшая неделимая часть системы, предел целесообразного членения системы в процессе ее исследования.3. Организация – комплекс свойств, харак-щих определённую упорядоченность элементов системы и сов-ти их взаимодействия.4. Структура – отраж-т опред.взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устойство и хар-т организ-ть системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей (строение системы, пространственное расположение элементов, из к-рых состоит система).5. Связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов.6. управление – это перевод системы в состояние, соответствующее целям её функционирования путём изменения орг-ции системы в динамике, воздействием на элементы системы.

СП базируется на ряде принципов (объективные основы, на которых строится СП как теоретический раздел системных исследований, в которых абстрагированы закономерности формирования, функционирования и развития систем). принципы СП: П-п целеполагания(любая система обладает целью, под влиянием которой осуществляется интеграция элементов системы в единое целое, а также ее функционирование и развитие.; П-п эмерджентности (не сводимость суммы свойств элементов, составляющих систему, к сумме свойств системы,этот п-п предполагает наличие у системы нового качества, которое отсутствует у элементов (их суммы) системы); П-п самоуправления(в любой организационной системе должна быть управляющая часть (подсистема); П-п иерархичности(разделение цели системы должно осуществляться по уровням субординации систем);П-п делимости(разделение системы на элементы); пр-п макро- и микроуровнего рассмотрения системы( выявление внешних связей (макроуровень) способствуют выделению системы из окружающей среды, а выявление внутренних связей (микроуровень) – ее подсистемы и элементы);П-п двуединности(одновременное осуществление управления управляемой системой в целом и каждой ее подсистемой).

^ Т.о., сущность системного подхода к ГМУ заключается: -в рассмотрении объектов и субъектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей элементов; -в руководстве принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления как систем.

СП рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает конкретный результат (управленческие решения, товары, услуги) во внешнюю среду. СП помогает понять руководителям взаимозависимость между отдельными частями орг-ции и средой окружающей ее.

Ценность СП: позволят найти способ объединения отдельных частей в целое; даёт возможность предсказать развитие системы и её внешней среды; позволяет осуществить анализ самых сложных и разных по своей природе объектов с позиций достижения главных целей. Преимущества СП: позволяет учесть множество факторов самого различного характера, выделить из них те, которые оказывают на объект наибольшее влияние с позиций имеющ-ся целей, найти пути и методы эффективного воздействия на них.

^ 1.2.Методы экспертных оценок (МЭО) в управлении

Метод-упорядоченная совокупность действий, направленных на получение желаемого результата(цели)

Арсенал методов системного анализа весьма велик, и каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Классификация этих методов предложена профессором Черняком. Методы системного исследования делятся на 4 группы: неформальные(метод сценариев, метод экспертных оценок, диагностическ.мет-ды), графические(построение дерева целей, сетевые и матричные м-ды), количественные(м-д эконом.анализа,стастический и морфологический м-ды) и методы моделирования. Среди этого разнообразия методов, наиболее универсальным является Метод экспертных оценок, он один из основных методов СА. Использование экспертов как источников информации основывается на гипотезе о наличии у специалистов конкретной области представлений о путях разрешения частных или глобальных проблем, априорных оценок значимости различных решений, интуитивных догадок об альтернативных и возможных вариантах развития.

^ МЭО предполагает: -Анализ существующего состояния, оценка вариантов развития, оценку взаимодействия с др. системами; -Прогнозирование развития и изменения среды;-Предсказание новых факторов, оказывающих существенное влияние на развитие системы;-Исследование возможных сдвигов целей и критериев;-Оценку реальности целей и путей их достижения.

МЭО используются на этапах, имеющих высокий уровень информационной неопределенности. На ЭО оказывает влияние уровень научно-технических знаний общества относительно объекта исследования. Позиция специалистов может меняться по мере развития системы и представлений о ней. Поэтому при получении информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределённости, экспертный опрос должен рассматриваться как многоразовая процедура, требующая создания регулярной системы работы с экспертами.

Проблемы, для решения которых применяются МЭО, можно разделить на 2 группы:

  1. проблемы, к-рые хорошо обеспечены инф-цией и эксперт рассматривается как хранитель большого объема инф-ции, а групповое мнение экспертов – близкое к истинному.

  2. проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в достоверности недостаточно, в этой ситуации мнение единичного эксперта, уделяющего больше внимания исследованию малоизученной проблемы, может оказаться наиболее значимым.

Сов-ть экспертных методов, используемых в СА, можно систематизировать по следующим признакам:

  • по степени охвата экспертизой различают:

-индивидуальные методы экспертизы основаны на высказывании мнения отдельным экспертом и использовании этого метода как конечного результата

-коллективная экспертиза, которая предполагает мнение группы, при коллективной экспертизе мнение независимо друг от друга, а конечный результат устанавливается путем обработки мнений экспертов, входящих в группу.

  • ^ По характеру обработки экспертизы:

-без математической обработки, когда мнение эксперта является конечным результатом

-с применением математического аппарата, когда конечный результат должен быть получен только после специальной математической обработки.

-К индивидуальным методам без математической обработки относят: анкетирование(разработка и заполнение анкет, содержащих набор вопросов по объекту прогноза), интервьюирования(беседа интервьюера с экспертом по схеме вопрос—ответ, в процессе которой интервьюер в соответствии с заранее разработанной програм­мой ставит перед экспертом вопросы относительно перспек­тив развития прогнозируемого объекта), экспертные аналитические методы оценки(эксперт в течение определенного времени выполняет самостоятельно аналитическую работу и в письменной форме представляет оценку состояния и путей развития системы или решение проблемы), метод предпочтений(эксперт должен пронумеровать конкурирующие варианты в порядке предпочтения), метод рангов(эксперту предлагается расположить рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определённое число делений).

-К индивидуальным методам с математической обработки относят: метод попарного сравнения(на первом этапе эксперт определяет предпочтительность одного из двух сравниваемых параметров из всей совокупности возможных пар. Такое сужение рамок экспертизы позволяет получить более точную оценку), метод расстановки приоритетов(этапы включают:выбор объектов для сравнения,выбор критериев для сравнения,составление матрицы исходных данных, составление матриц парных сравнений, расчет коэффициентов оценки знаков отношений между критериями, составление матрицы оценки важности критериев,составление итоговой матрицы для определения относительных приоритетов).

-Методы коллективные экспертных оценок: дискуссия(обобщённое мнение вырабатывается в ходе совместного обсуждения проблемы группой специалистов, мнение документально закрепляется как результат экспертизы), мозговой штурм(использовании творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей , а затем их деструктурирование (разрушение, критику) с выдвижением контр-идей и выработкой согласованной точки зрения, метод Дельфи(разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами)

Все выше рассмотренные методы несомненно являются незаменимыми помощниками любого руководителя, так как они применяются для выявления слабых и сильных сторон организации. А на основе экспертизы можно сделать прогноз развития организации в будущем, устранив при этом слабые стороны. Экспертиза также необходима для проектирования организации и планирования её поведения на средне- и долгосрочную перспективу.

^ 1.3.Природа и сущность организации

Общество состоит из огромного количества различных ор­ганизаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) icon2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:...
Периоды: история Древнего мира (IV тыс до н э. Vв н э.), Средних веков (V в – XVII xviii вв.); Нового времени (XVII -xviii вв конец...

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconМистагогия
О том, как и каким образом Святая Церковь есть образ мира, состоящего из сущностей видимых и невидимых

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconВопросы, возникшие при знакомстве с квантовой теорией гравитации, и ответы на них
Каким образом можно установить экспериментально, что электрон проходит через два отверстия одновременно?

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconВопросы к экзамену по ису для студентов специальности «Менеджмент...
Взаимоотношение теории и практики управления. Каким образом практика выступает критерием истинности и полезности результатов исследования...

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconРеферат по теме гигиена голоса
Как же сохранить качество голоса на протяжении всей жизни человека? Для того чтобы ответить на эти вопросы «великие умы» придумали...

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) icon2008 Толкачев В. К
Целью ее является ознакомление с некоторыми фрагментами психоаналитического учения Зигмунда Фрейда вообще и Системно-векторной интерпретацией,...

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconКурс. Заочное отделение. 1 часть. Теоретические вопросы. Лексикология...
Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Основные свойства слова как лексической единицы

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconЗаконы семейной
Как сделать брак счастливым? Как сохранить семью, если ей угрожает распад? На эти и другие вопросы отвечает автор, который более...

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconКак получить загранпаспорт в Украине?
...

Системно-исторический(отвечает на вопросы: как, каким образом возникла система) iconСигналы, используемые в дайвинге
Помните, если у дайвера возникла проблема, это его обязанность проинформировать команду. Если у другого дайвера возникла проблема,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов