Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума)




Скачать 306.92 Kb.
НазваниеМихаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума)
страница1/2
Дата публикации05.08.2013
Размер306.92 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2
Михаил Пастухов

Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума)

Белоруссия и Россия: общества и государства”, 1998 год

После обретения в июле 1990 года государственного суверенитета Республика Беларусь стала развиваться по демократическому пути, медленно освобождаясь от коммунистического прошлого. Верховный Совет 12-го созыва ратифицировал практически все международные договоры в области прав человека и принял ряд законов, закрепляющих демократические принципы государственного устройства (см., например, «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г., «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» от 27 февраля 1991г., «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 13 июня 1991 г.).

Приверженность белорусского государства европейским стандартам в области прав человека получила закрепление в Конституции 1994 года. Впервые в истории Беларуси государство приняло на себя ответственность перед гражданами «за создание условий для свободного и достойного развития личности» (ст. 2). Основными принципами государственного устройства провозглашались: разделение властей (ст. 6), верховенство Конституции и законов (ст. 7), приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8), обеспечение прав и свобод граждан (ст. 21).

В соответствии с европейской традицией в Республике Беларусь учреждалась должность президента как главы государства и исполнительной власти (ст. 95), предусматривалось образование Конституционного суда (ст. 125), закреплялись демократические принципы организации и деятельности судебной власти (ст. ст. 109- 116).

Вопрос об учреждении должности президента вызвал много споров среди политиков и членов конституционной комиссии. В конце концов большинство депутатов Верховного Совета согласились на включение в проект Конституции фигуры «сильного» президента по российскому образцу. При этом расчет строился на том, что первым президентом Беларуси будет избран фактический глава государства - премьер-министр В. Кебич. Однако жизнь распорядилась по-иному. В результате выборов на волне протеста против ухудшения условий жизни президентом был избран председатель временной антикоррупционной комиссии Верховного Совета А. Лукашенко.

После прихода к власти А. Лукашенко сразу же стал предпринимать усилия для укрепления президентской (своей) власти. Прежде всего им были образованы неконституционные структуры: администрация, управление делами, личная служба безопасности, которые постепенно заняли центральное место в системе органов государственной власти.

По инициативе президента был изменен порядок формирования местных органов управления. Согласно принятому по его инициативе Закону от 6 октября 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь"» право предлагать кандидатуры для избрания на должность председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов предоставлялось президенту (1). Тем самым он распространил свою власть на всю систему органов государственного управления: от правительства до местного чиновника. Институт президентства, относительно необходимости введения которого еще в 1994 г. не было полного согласия в обществе, сразу же стал «подминать под себя» все другие институты.

По инициативе президента 14 мая 1995 г. в республике был провален референдум по вопросам государственной символики, государственного статуса русского языка, экономической интеграции с Россией и по вопросу (четвертому в списке), который звучит так: «Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предоставляют возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета президентом Республики Беларусь в случаях систематического и грубого нарушения Конституции?» Президент получил желательные ему ответы от большинства голосовавших по всем вопросам.

На мой взгляд, нет никаких оснований считать этот референдум противоречащим нормам Конституции. Серьезных нарушений законности в ходе голосования также не было. Но референдум явился шагом на пути наступления президента на систему разделения властей, последовательного усиления исполнительной президентской власти за счет законодательной и судебной, постепенно выводящего за пределы демократических норм и в конце концов приведшего к антиконституционным последствиям.

По мере усиления личной власти зрел конфликт президента с Верховным Советом. Депутаты Верховного Совета все чаще обращались в Конституционный суд на предмет конституционности президентских указов. Как выяснилось, многие из них были приняты вопреки Конституции и с превышением полномочий. Только за 1995 год Конституционный суд признал несоответствующими Конституции и законам Республики Беларусь (полностью или частично) 1 1 указов. В своем послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1995 году» суд значительную часть вины за неудовлетворительное положение с правами человека в республике возложил на президента (2).

В ответ на эту позицию Конституционного суда президент Беларуси 29 декабря 1995 года издал распоряжение, которым предписал Кабинету Министров и другим государственным органам обеспечить соблюдение норм указов, ранее признанных судом неконституционными.

Парламентские выборы в мае 1996 года не позволили сформировать Верховный Совет в правомочном составе. Это обстоятельство послужило основанием для того, что президент стал настаивать на прекращении полномочий Верховного Совета 12-го созыва. Его работа благодаря саботажу чиновников исполнительной власти была парализована. В итоге Беларусь более чем на полгода осталась без эффективно действующего законодательного органа власти. За это время президент «приватизировал» всю власть и стал единоличным «хозяином» в стране.

Однако длительное время государство не могло оставаться без высшего представительного и законодательного органа власти. В декабре 1996 года был проведен второй тур парламентских выборов при соблюдении 50-процентной избирательной планки. С трудом удалось сформировать Верховный Совет 13-го созыва в правомочном составе.

^ Законотворческая деятельность Верховного Совета 13-го созыва до ноября 1996 г. и его конфликт с президентом

Верховный Совет 13-го созыва был сформирован в два этапа парламентских выборов - в мае и декабре 1995 года. В состав Верховного Совета вошло много представителей управленческих структур, руководителей колхозов и совхозов и лишь несколько юристов и профессиональных политиков.

С самого начала работы Верховного Совета 13-го созыва исполнительная власть стала навязывать депутатам свои подходы к законодательству. Более того, ей удалось парализовать работу Верховного Совета как законодательного органа власти.

В силу указанных причин законотворческий процесс осуществлялся медленно, противоречиво, без какой-либо программы. Президент и правительство фактически отказались от конструктивного сотрудничества с Верховным Советом и лоббировали лишь некоторые законопроекты, в которых были особо заинтересованы. Министры не реагировали на запросы депутатов, не посещали заседания Верховного Совета (даже в тех случаях, когда слушались вопросы, имеющие к ним непосредственное отношение).

За неполный год своей деятельности (до момента роспуска) Верховный Совет 13-го созыва принял порядка десяти новых законов. Среди них: «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 г.; «О бюджете Республики Беларусь на 1996 год» от 19 апреля 1996 г.: «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г.: «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г.: «О направлении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и прокурорских работников за пределы Республики Беларусь для выполнения международных обязательств государства, участия в боевых действиях и миротворческих операциях» от 25 июня 1996 г.: «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» от 5 сентября 1996 г.: «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г.: «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 г.: «О научной деятельности» от 21 октября 1996 г.: «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» от 5 ноября 1996 г. (3)

Законотворческая деятельность Верховного Совета включала в себя и подготовку изменений и дополнений в действующие законы. Этой деятельностью депутаты занимались повседневно и довольно продуктивно. Достаточно напомнить о поправках в Законы «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь», «О статусе народного депутата Республики Беларусь» (4).

Верховный Совет принял также большое количество постановлений по конкретным вопросам своей деятельности. В их числе можно отметить такие, как: «О внесении изменений и дополнений во Временный регламент Верховного Совета Республики Беларусь» (от 16 января 1996 г.); «О Послании Конституционного суда Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1995 году"» (от 27 февраля 1996 г.): «О дальнейшем углублении и развитии интеграционных процессов Республики Беларусь с Российской Федерацией и другими странами СНГ» (от 29 марта 1996 г.): «О проведении дополнительных повторных выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь и депутатов местных Советов Республики Беларусь» (от 31 мая 1996 г.) (5).

Деятельность Верховного Совета осложнялась тем, что органы исполнительной власти (администрация президента и правительство) предпочитали решать вопросы не путем законодательного регулирования, а путем принятия подзаконных актов.

Указы президента становились основной формой правового регулирования общественных отношений. Они касались практически всех сфер деятельности государства и издавались в массовом количестве. Некоторые из них не соответствовали нормам Конституции и законам Республики Беларусь. В 1996 году Конституционный суд признал неконституционными (полностью или частично) 4 указа. Среди них: указ от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь»; указ от 20 ноября 1995 г. № 476 «Об утверждении Положения о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета»; указ от 26 декабря 1995 г. №519 «О некоторых вопросах обеспечения деятельности местных Советов депутатов Республики Беларусь»; указ от 28 июня 1996 г. № 233 «О реорганизации редакции газеты "Народная газета"» (6).

Не без оснований можно утверждать, что в Беларуси уже в 1996 году стало определяющим «президентское» право. Постановления правительства принимались исключительно в развитие указов. Законы и постановления Верховного Совета, не будучи обеспеченными органами исполнительной власти, утратили реальную юридическую силу и (фактически перестали исполняться.

Характерным примером может служить игнорирование руководством Национальной государственной телерадиокомпании норм Закона «О печати и других средствах массовой информации» в части освещения деятельности Верховного Совета в государственных СМИ (7). Эта телерадиокомпания не выполнила также постановление Верховного Совета от 2 сентября 1996 г. «О порядке освещения средствами массовой информации работы второй сессии Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва» (8). Не изменилось положение и после того, как депутаты приняли постановление от 27 сентября 1996 г. «О некоторых мерах по обеспечению выполнения постановления Верховного Совета Республики Беларусь "О порядке освещения средствами массовой информации работы второй сессии Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва"» (9).

В ряде случаев исполнительная власть, преследуя свои политические цели, препятствовала законодательному регулированию тех или иных вопросов. Так, 21 июня 1996 г. Верховный Совет принял Закон о придании заработной плате статуса первоочередного платежа (в качестве дополнения к Закону «О предприятиях в Республике Беларусь»). Однако президент данный закон не подписал, а депутаты не смогли повторным голосованием преодолеть президентское вето. Позднее -30 августа 1996 года - президент издал указ «О своевременной выплате заработной платы, стипендий и пособий», в котором обязал руководителей предприятий, объединений и организаций обеспечить ликвидацию задолженности по выплате заработной платы и предложил Верховному Совету в первоочередном порядке принять закон о заработной плате. По сути, данным указом были урегулированы вопросы, по которым Верховный Совет собирался принять закон.

Ухудшились отношения президента и с Конституционным судом, который продолжал признавать указы президента неконституционными один за другим (к ноябрю 1996 г. суд признал противоречащими Конституции уже 17 указов и 1 распоряжение президента). В ответ на Послание Конституционного суда президент обвинил суд в необъективности и высказал предложение об изменении порядка его формирования. В Беларуси назрел конституционный кризис. Президент вступил в резкую конфронтацию с Верховным Советом и Конституционным судом.

^ Ноябрьский (1996 года) референдум

Летом 1996 года президент А. Лукашенко выступил с инициативой проведения республиканского референдума по ряду вопросов государственной и общественной жизни. Основным среди них был вопрос об изменении и дополнении Конституции 1994 года. Предлагаемые «поправки» и дополнения касались большей части статей Конституции. В президентском варианте конституции изменялись не только структура и порядок формирования органов государственной власти, но и их полномочия. Фактически под видом референдума по «поправкам» предпринималась попытка навязать белорусскому обществу новую конституцию.

Рассмотрев предложение президента, Верховный Совет принял 6 сентября 1996 года постановление «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению»'". В соответствии с пунктом 2 постановления на референдум выносились две группы вопросов: одна - от президента, другая - от группы депутатов Верховного Совета.

Так, президентом были предложены четыре вопроса: 1) перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля -День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне; 2) принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко; 3) выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли? 4) поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь? Первые три вопроса предлагались президентом на обязательный референдум.

Группа депутатов Верховного Совета предложила три следующих вопроса: 1) принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев: 2) выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы? 3) согласны ли Вы с тем, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?

По просьбе председателя Верховного Совета С. Шарецкого и по собственной инициативе Конституционный суд проверил на предмет соответствия Конституции и законам Республики Беларусь ряд положений указанного постановления Верховного Совета и в итоге судебного разбирательства решил, что на обязательный референдум не может выноситься вопрос об изменениях и дополнениях Конституции Республики Беларусь (11).

На основании решения Конституционного суда от 4 ноября 1996 года Верховный Совет внес изменения в свое постановление от 6 сентября 1996 года и признал, что на обязательный референдум выносятся только вопросы о переносе Дня независимости Республики Беларусь (Дня Республики) и о выборности руководителей местных органов исполнительной власти.

Президент, не соглашаясь с заключением Конституционного суда от 4 ноября 1996 года и постановлением Верховного Совета от 6 ноября 1996 года, издал два указа, касающихся предстоящего референдума. В указе от 5 ноября 1996 года № 455 он в нарушение Конституции и Закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» определил порядок вступления в силу решений республиканских референдумов об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь (12). В указе от 7 ноября 1996 года № 459 было установлено, что заключение Конституционного суда от 4 ноября 1996 года не действует, «как существенно расходящееся с Конституцией и ограничивающее конституционное право граждан на участие в референдуме (народном голосовании)» (13). Более того, в нем содержалась угроза в адрес тех государственных органов, которые будут препятствовать проведению республиканского референдума. Деятельность таких государственных органов, по указу президента, должна была подлежать прекращению, а виновные в этом лица - привлекаться к ответственности.

За две недели до референдума с 9 ноября 1996 года, хотя еще не были опубликованы окончательные тексты изменений и дополнений Конституции, началось досрочное голосование. Лишь 12 ноября вышел президентский проект Конституции. Альтернативный же проект Конституции, вынесенный на референдум депутатами Верховного Совета, был опубликован 21 ноября, и ознакомиться с ним избиратели практически не имели возможности.

Все это время белорусский народ подвергался массированной обработке со стороны государственных средств массовой информации. Гражданам десятки раз в день по телевидению и радио предлагалось поддержать вопросы, вносимые президентом. Небывалую активность в период подготовки референдума развернули подчиненные президенту органы исполнительной власти. Конкретные указания обеспечить победу президентского проекта Конституции получили руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов, совхозов, командование воинских частей и т.д. Во всех регионах были созданы штабы по проведению референдума, которые охватили своим влиянием и контролем почти все взрослое население страны.

Под различными предлогами избиратели склонялись к досрочному голосованию (хотя это и является нарушением закона о референдуме). Проводилась невиданная ранее агитационная работа в пользу вопросов, предложенных президентом. Сам А. Лукашенко посетил в пропагандистских целях ряд городов, крупных предприятий, выступал на многолюдных общественных форумах.

Практически все силы исполнительной власти были брошены на достижение победы. При этом использовались все возможные способы, начиная от мелких материальных подачек и кончая открытым нарушением закона. В такой обстановке Беларусь подошла к 24 ноября 1996 года, дню, когда официально проходило волеизъявление граждан на референдуме. В этот день проводились также повторные выборы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь и депутатов местных Советов в округах, где ранее не удалось избрать депутатов.

На мой взгляд, новую редакцию Конституции, вынесенную на республиканский референдум, нельзя считать легитимной. И вот почему.

Во-первых, решением от 4 ноября 1996 года Конституционный суд признал, что референдум по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции не может носить обязательного характера. Во всех демократических странах решение Конституционного суда расценивается как закон, которому должны подчиняться и президент, и парламент. Президент Беларуси решение суда не выполнил.

Во-вторых, в период подготовки и проведения референдума имели место весьма существенные нарушения законодательства. Чего, например, стоит факт отстранения от должности председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов В. Гончара (14), который накануне референдума публично заявил, что не подпишет итогового протокола, если и впредь органами исполнительной власти будут допускаться грубые нарушения закона о референдуме. После отстранения от должности В. Гончара здание Центризбиркома было заблокировано вооруженными людьми из охраны президента. Такое положение сохранялось до подведения итогов голосования.

В-третьих, серьезные сомнения вызывают сами итоги референдума, поскольку общественность была отстранена от контроля за ходом голосования и подсчета голосов избирателей. Бюллетени печатались Управлением делами президента. Они были доставлены на избирательные участки, минуя Центризбирком и областные комиссии. Учет количества бюллетеней никем не осуществлялся. Общественными наблюдателями выявлены многочисленные нарушения порядка голосования, в частности: на участках избирателям «подсказывали», как нужно правильно заполнять бюллетени, имелись повреждения пломб на урнах, отмечены факты подлога подписей и голосования за лиц, которые не явились на избирательные участки.

По мнению независимых исследователей, при подсчете бюллетеней в пользу вопросов президента «дописали» как минимум 20 процентов голосов избирателей (15). К ним следует добавить еще порядка 20 процентов голосов тех граждан, которые в нарушение закона «проголосовали» до официального дня референдума.

Референдум стал удобной декорацией для смены власти: соблюдая видимость законности и демократии, президент А. Лукашенко заменил Конституцию 1994 года на такую же по форме, но с иным распределением полномочий ветвей власти. Белорусское государство из демократического превратилось в авторитарное, где начальником над всеми стал президент. К нему перешла вся власть в государстве. Власть законодательная стала чисто номинальной, а власть судебная - полностью подконтрольной.

Через два дня после голосования были объявлены «победные» итоги референдума (16). В тот же день (27 ноября), ссылаясь на новую конституцию, исполнительная власть стала устанавливать «новый порядок» для Беларуси. Администрация президента собрала «своих» депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, которые проголосовали за странный закон под названием «О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва» (17). В тот же день президент подписал два указа: «Об одобрении списка депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, включаемых в состав Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» и «О созыве внеочередной сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» (18).

На основании декрета президента от 11 декабря 1996 года «Об утверждении Положения о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (19) была создана верхняя палата так называемого белорусского парламента.

Дальше - больше. Своими указами президент назначил на должности практически всех высших должностных лиц страны, включая судей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Конституционного суда. В ход пошли декреты, хотя в качестве формального основания для их издания требуется принятие парламентом специального закона о делегировании президенту законодательных полномочий в определенных сферах деятельности, а такого закона принято не было.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) icon23. Беларусь на пути к суверенитету
Становление и развитие государственных институтов рб после распада СССР. Конституция рб 15 марта 1994 г. (с доп и измен. 1996 г.)...

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) icon1. Международные отношения после Второй мировой войны. Бсср на международной арене
Восстановление и развитие народного хозяйства Беларуси. Общественно-политическая жизнь и попытки реформирования экономики в 1950-1960-е...

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconСводный план
Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению...

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) icon1(в) Предмет и методология «Истории государства и права Беларуси»....
Беларуси относятся: всеобщие (идеалистический, исторический, материалистический, описательный, системный); общие (анализ, синтез,...

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconКонституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года
Указами Президента РФ от 09. 01. 1996 №20, от 10. 02. 1996 №173, от 09. 06. 2001 №679, от 25. 07. 2003 №841, Федеральным конституционным...

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconЭкзамен. История Беларуси
Революционные события1905-1907 гг в Беларуси. Политика царизма в Беларуси в послереволюционный период

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconРабочая учебная программа по дисциплине б в. Од конституционное право...
Профиль: уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой, международно-правовой

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconКомплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы...
Направление I. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов для...

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconЗакон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года №444-ii об обязательном...
Обеспечение функционирования системы обязательного страхования ответственности перевозчика

Михаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума) iconПенсионная реформа после подписи Януковича подробности
Президент Виктор Янукович разрешил с начала октября 2011 года запустить глобальное реформирование пенсионной системы страны, подписав...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов