Скачать 0.69 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Юридический факультет Кафедра гуманитарных дисциплин Учебно-методический комплекс Ораторское искусство юриста Методические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го курса (1-й семестр) очной формы обучения по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») Хабаровск 2011 ББК Х 3 Х 12 Ораторское искусство юриста : метод. указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го курса (1-й семестр) очной формы обучения по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / сост.И. И. Акимова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2011. – 52 с. Рецензент доцент кафедры истории и культуры ДВАГС, канд. филолог. наук, Крадожен-Мазурова Е. М. Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве учебно-методического комплекса для студентов Учебно-методический комплекс Акимова Инга Игоревна ^ Методические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го курса (1-й семестр) очной формы обучения по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») Редактор Г. С. Одинцова ______________________ Подписано к печати ______________ Формат 60х84/16. Бумага писчая. Печать цифровая. Усл.п.л. ___________Уч.-изд.л. _______ Тираж экз. Заказ _______________________ _______________________________________________ 680042, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, Хабаровская государственная академия экономики и права, РИЦ © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011
Основная цель курса «Ораторское искусство юриста» заключается в формировании и развитии коммуникативно-речевой компетенции, повышении культуры русской речи будущего специалиста. ^ :
В результате изучения дисциплины студенты должны Знать:
Курс рассчитан на 38 часов аудиторных занятий и 38 часов самостоятельной работы. Предусмотренные формы текущего контроля: - устный опрос на практических занятиях; - выполнение практических заданий и упражнений; - подготовка сообщений и рефератов; - тестирование; - выполнение письменных работ. Форма итогового контроля – зачёт. ^ Изучение «Ораторского искусства юриста» осуществляется на основе знаний, умений и навыков, приобретённых студентами в результате освоения школьных курсов «Русский язык и развитие речи», «Стилистика», «Русская словесность», «Литература» и др. Изучение данной дисциплины находится также в тесной связи с изучением дисциплины «Логика». 2. Программа дисциплины «Ораторское искусство юриста» Тема 1. Современная теоретическая концепция культуры речи. Речевое общение, его виды и функции.
4. Специфика и виды юридических речей. Тема 2. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы. Типы норм речевой коммуникации.
Тема 3. Акцентологические и орфоэпические нормы русского языка. 1. Понятие орфоэпии. Особенности русского литературного произношения. 2. Стили произношения (высокий, нейтральный, разговорный). 3. Орфоэпическая норма и участки ее колебания. Причины отступления от нормы. 4. Особенности произношения заимствованных слов. 5. Специфика русского ударения и его функции. Акцентологическая норма и основные тенденции её изменения в разных частях речи. Тема 4. Лексические средства языка. Понятие лексической нормы. Точность словоупотребления. 1. Смысловая точность речи, речевые ошибки, вызванные неточным выбором слова. 2. Понятие лексической сочетаемости и случаи её нарушения. 3. Речевая недостаточность и речевая избыточность. 4. Повторение слов как речевая ошибка. Тавтология подлинная и мнимая. 5. Использование синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов в устной и письменной речи. Тема 5. Стилистическая дифференциация языка. Лексика ограниченной сферы употребления. Точность употребления устойчивых словосочетаний. 1. Функционально-стилевая и эмоцианально-экспрессивная окраска слов, их соотношение. 2. Стилистически окрашенная лексика в устной и письменной речи . 3. Использование лексики ограниченной сферы употребления: диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. 4. Активная и пассивная лексика. Типичные ошибки в употреблении архаизмов, историзмов и новых слов. 5. Иноязычная лексика в современном русском языке. Ошибки в употреблении заимствований. 6. Понятие фразеологического оборота, его характеристики, отличие от свободных словосочетаний. 7. Речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов. Тема 6. Грамматические средства языка. Морфологические нормы. 1. Понятие морфологической нормы, причины её нарушения. 2. Категория рода имен существительных: трудности определения рода заимствованных несклоняемых имен существительных, аббревиатур, географических названий. 3. Варианты падежных окончаний существительных. 4. Собственные имена существительные. Правила склонения фамилий. 5. Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных Синонимия полных и кратких форм. 6. Степени сравнения прилагательных, типичные ошибки в их образовании и употреблении. 7. Трудности в использовании количественных числительных. 8. Специфика употребления собирательных числительных. 9. Употребление местоимений в разных стилях речи. 10. Морфолого-стилистические ошибки в употреблении местоимений. 11. Трудности в образовании и употреблении некоторых форм глагола. Тема 7. Синтаксические нормы русского языка. 1. Использование различных типов простого предложения в устной и письменной речи. 2. Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов. Функции порядка слов в предложении. 3. Варианты грамматической координации форм подлежащего и сказуемого. 4. Согласование определений и приложений. 5. Варианты форм управления: управление предложное и беспредложное. Устранение ошибок в выборе форм управления. 6. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Тема 8. Социально-функциональная стратификация языка. Понятие функционального стиля.
Тема 9. Юридический подстиль официально-делового стиля. 1. Условия функционирования, подстили и жанры официально-делового стиля. 2. Стилевые черты официально-деловой речи: стандартизованность, точность, лаконичность, неиндивидуальность и т.д. 3. Текстовые нормы юридического подстиля, определяющие семантическую и формальную организацию документа и его частей. Типы документов по степени жёсткости формы: образец-матрица, образец-модель, образец-схема. 4. Основные языковые нормы деловой речи: лексические, морфологические и синтаксические особенности юридических документов (можно на примере одного из жанров). Тема 10. Основные жанры документов юридического подстиля.
Тема 11. Основы ораторского мастерства. Критерии оценки публичной речи. 1. Понятие об ораторском искусстве. 2. Роды и виды ораторской речи. 3. Ораторская речь и функциональные стили языка. 4. Структура ораторской речи. 5. Риторические законы. 6. Оратор и его аудитория. 7. Подготовка публичного выступления: выбор темы, основные приемы поиска материала. Тема 12. Этапы работы над речью. Психологическая подготовка к выступлению. 1. Этапы создания речевого произведения и работа над ним. (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) 2. Работа с голосом. 3. Работа с телом: жест, мимика, поза. 4. Актерское мастерство. Понятия метасообщения и конгруэнтности. 6. Практикум выразительного чтения. Тема 13. Невербальное воздействие на аудиторию. 1. Установление и удержание контакта с аудиторией. 2. Диалогизация юридической речи (на примере текста речи Плевако, см. Приложение) 3. «Наводящие» и «цепляющие» вопросы. 4. Риторический анализ судебной речи. Тема 14. Воздействующая сила слова. Тропы и фигуры речи.
Тема 15. Композиционная структура ораторской речи.
Тема 16. Культура дискутивно-полемической речи. 1. Соотношение понятий «спор», «диспут», «дискуссия», «полемика». 2. Споры в Древней Греции и в современном обществе. Спор как форма организации человеческого общения. 3. Виды споров. Тема 17. Логичность как средство достижения убедительности речи. 1. Формально-логические законы, соблюдение которых необходимо для правильной организации спора. 2. Приемы аргументации. 3. Доводы в споре. Тема 18. Культура дискутивно-полемической речи. Манипулятивные приёмы и техники. 1. Допустимые и недопустимые уловки ведения спора. 2. Умение противостоять манипуляциям в споре. Тема 19. Практикум публичной полемической речи.
3. Тематический план и распределение часов по дисциплине «Ораторское искусство юриста»
|
![]() | ![]() | «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») 3-й семестр / сост. И. И. Бергеля, Н. В. Корнилова, А. В. Одинцов. – Хабаровск... | |
![]() | Английский язык в сфере юриспруденции : метод указания для студентов 1-го курса (2-й семестр) очной формы обучения по направлению... | ![]() | Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция», составлены в... |
![]() | Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» составлены в соответствии... | ![]() | Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения с целью интенсификации их самостоятельной... | ![]() | Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии... |
![]() | Методические рекомендации предназначен для студентов экономических специальностей очной формы обучения | ![]() | Геодезия: Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов... |