Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» А.Ю. Епихин Квалификация преступлений (учебное пособие) Сыктывкар. 2005 Рецензенты: Кафедра уголовного процесса и криминалистики Вологодского института права и экономики Министерства юстиции Российской Федерации Доктор юридических наук, профессор Н.Н. Лысов (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) Аннотация Квалификация преступлений, пожалуй, самое важное звено в доказательственном процессе при производстве по любому уголовному делу. Оценка факта жизненной реальности дознавателем, следователем, прокурором или судом всегда влечет определенные правовые последствия (возбуждение уголовного дела, задержание подозреваемого, арест, признание лицо виновным в совершении преступления и назначение ему наказания). При неправильной квалификации (судебной ошибке) существенно ограничиваются права и законные интересы личности, интересы общества и государства. Настоящее пособие включает общие вопросы квалификации преступлений и направлено на уяснение научных основ квалификации. Оно предназначено для студентов юридических вузов, изучающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные науки. Вместе с тем, оно будет полезным и для правоприменителей – дознавателей, следователей, адвокатов, судей, а так же граждан, интересующихся вопросами применения права. Содержание настоящего пособия включает не только текстовой, но и графический язык, позволяющий схематично отразить некоторые сложные для восприятия элементы. В конце – помещен проверочный тест, с помощью которого можно определить уровень усвоенных знаний. Содержание Введение 3 Понятие квалификации преступлений 5 Уголовный закон как основа квалификации преступлений 18 Особенности квалификации по объекту преступления 22 Особенности квалификации по объективной стороне 24 Особенности квалификации по субъективной стороне и по субъекту 26 Тест для проверки уровня усвоенных знаний 32 Нормативные акты и рекомендуемая литература 36 Введение Включение в учебный план специальности “Юриспруденция” спецкурса “Проблемы квалификации преступлений” обусловлено, прежде всего, проблемами, возникающими в практической деятельности правоохранительных органов, а так же отсутствием у студентов достаточных практических навыков правовой оценки общественно опасного деяния в процессе анализа и сопоставления примеров из практики. На базе научных основ квалификации преступлений предоставляются возможности усвоения более точного определения объективных и субъективных признаков состава преступления. Понятие “квалификация преступлений” тесно связано с вопросами применения нормы права, оценки общественно опасного деяния, привлечением к уголовной ответственности, освобождением от уголовной ответственности и наказания, решением вопросов избрания конкретного вида и размера наказания и т.д. Как показывает следственная и судебная практика, в среднем около 50% ошибок непосредственно связано с неправильной квалификацией, то есть с ошибочным применением норм материального права (уголовного закона). Неправильная оценка дознавателем, следователем, прокурором или судьей факта жизненной реальности может вызвать применение к невиновному лицу мер уголовного наказания или уголовно-процессуального принуждения, характеризующихся существенным ограничением свободы личности. Настоящий спецкурс изучается после освоения студентами таких фундаментальных курсов, как «Уголовное право РФ», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Криминология» и т.п. Это вызвано тем, что в спецкурсе исследуются вопросы оценки факта реальности либо как общественно-опасного деяния, либо как не являющегося таковым, с позиций применения материального и процессуального права, других особенностей производства по уголовному делу. Таким образом, спецкурс проблемы квалификации преступлений содержит основы изучения общих начал квалификации преступлений, как процесса, результата и деятельности. ^ составляет изучение научных основ квалификации преступлений. Метод спецкурса, как совокупность средств и способов, состоит в выявлении специфики особенностей объективных и субъективных признаков уголовно-правовых норм; анализе судебной практики; исследовании наиболее типичных ошибок применения норм права. ^ заключается в важности юридической оценки жизненной ситуации, достижении целей и задач (назначения) уголовного законодательства (ст. 6 УПК РФ). ^ «Квалификация преступлений» состоит в оказании помощи студентам в приобретении практических навыков процесса квалификации преступлений, уяснении научных основ квалификации преступлений и анализе особенностей квалификации отдельных категорий уголовных дел. Место спецкурса в системе юридических дисциплин. Спецкурс “Проблемы квалификации преступлений” и “Уголовное право”. Уголовное право изучает общие положения и основания уголовной ответственности. В Особенной части УК РФ содержится исключительный перечень составов преступления. Уголовное право изучает все составы преступлений с точки зрения их особенностей. Квалификация преступлений рассматривается в курсе “Уголовное право” поверхностно, дается общее понятие квалификации преступления и показывается ее значение для достижения задач уголовного права. В спецкурсе основное внимание уделяется изучению общих научных основ квалификации преступлений. Сами составы преступлений не изучаются, они анализируются с позиций проблем квалификации применительно к элементам состава преступления и отграничения от сходных составов преступлений. ^ В спецкурсе “ОРОКУД” рассматриваются особенности судебной деятельности, специфика рассмотрения наиболее часто встречаемых в следственной и судебной практике уголовным дел, сходных по своим объективным или субъективным признакам преступлений, исследуются общие особенности судебного познания фактических обстоятельств дела, исследования доказательств и в том числе особенности квалификации преступлений той или иной группы, однако отдельно вопросам квалификации преступления внимание, в сущности, не уделяется. Спецкурс «Проблемы квалификации преступлений» и учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право». В уголовном процессе рассматриваются общие условия, особенности проведения процессуальных действий, доказательственные нормы и пр. вопросы, касающиеся производства по уголовному делу, то есть в сущности своей вопросы процедурные. Вместе с тем, несмотря на то, что уголовный процесс - нематериальное право, вопросам квалификации, то есть применения норм материального права, посвящены практически все уголовно-процессуальные стадии. Так, например, в стадии возбуждения уголовного дела, одним из обязательных атрибутов постановления о возбуждении уголовного дела, является пункт, часть и статья УК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 146 УПК). В спецкурсе «Проблемы квалификации» отдельно рассматриваются особенности квалификации в конкретных стадиях уголовного судопроизводства. Изучение спецкурса предполагает практическое применение теоретических знаний на практике, в процессе анализа конкретных казусов и задач. Возможность применения правил квалификации преступлений к конкретным примерам из судебной практики основывается на действующих (не противоречащих новому уголовному законодательству) положениях Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР, Российской Федерации. 1. Понятие квалификации преступлений Квалификация понимается в различных смыслах.
Квалификация – это установление и процессуальное закрепление точного соответствия признаков совершенного лицом общественно опасного деяния всем признакам состава преступления, предусмотренного конкретной нормой (статьей) уголовного закона (а так же иных правовых актов). Принято рассматривать квалификацию как процесс и как результат. Квалификация как процесс:
Квалификация как результат: вывод о соответствии признаков деяния признакам состава преступления. По общему правилу квалификация состоит в установлении тождества признаков факта жизненной реальности и правовой нормы. Схематично это будет выглядеть так: ![]() Обоюдоострая стрелочка указывает на такое соответствие или тождество. При этом мы говорим о том, что квалификация осуществлена правильно и судебная ошибка при оценке отсутствует. Для того, что бы более полно уяснить содержание процесса квалификации следует определить его конечный результат (цель), к которому стремится лицо, квалифицирующее факт жизненной реальности. Только в этом случае, мы сможем увидеть главное и второстепенное в процессе квалификации. Выделяются две взаимоисключающие позиции по поводу определения цели квалификации: 1) определяет цель квалификации в отыскании правовой нормы; 2) в оценке факта жизненной реальности. Важно определить, что является конечным результатом, а что именно – промежуточным. Цель квалификации состоит в правовой оценке факта жизненной реальности, установлении при этом нормы права, ему соответствующей. Такой вывод обусловлен тем, что правовая норма отыскивается только лишь для того, что бы в последствии на ее основе дать оценку факту жизненной реальности, так как он является главенствующим, его оценка и является окончательным этапом, целью квалификации. По общему правилу квалификация осуществляется полномочными лицами, в чьем производстве находиться уголовное дело: следователем, дознавателем, прокурором, судом (судьёй). Только они вправе составлять процессуальные документы, имеющие юридическую силу и влекущие правовые последствия. Вместе с тем, следует помнить, что в теории уголовного процесса имеется и иная позиция. Она расширяет круг лиц, осуществляющих оценку доказательств. Например, защитник, потерпевший, обвиняемый и пр., так же могут влиять на квалификацию, заявляя ходатайства о проведении каких либо следственных и иных действий, в результате проведения которых квалификация может измениться. Такие действия опосредованно влияют на квалификацию, поскольку правовые последствия наступают после удовлетворения ходатайства со стороны лица, ведущего производство по делу. ^ :
^ . Выделяют 3-х звенную и 5-и звенную классификацию этапов квалификации. 3-х звенная включает в себя следующие этапы:
5-и звенная включает:
При правильной квалификации реализуется принцип индивидуализации ответственности. При этом следует установить:
При неправильной квалификации принято говорить о наличии судебной ошибки. Любая судебная ошибка влечет существенное ограничение прав и законных интересов личности, интересов общества и государства, так как ошибочное применение норм уголовного закона связано с применением уголовно-правовых санкций – наиболее строгих в перечне видов юридической ответственности. ^ :
^ :
Некоторые существующие различия в подходе к определению сущности термина “квалификация преступления” сводятся к следующему.1 1. Квалификация рассматривается как совокупность ее этапов применительно к этапам (стадиям) уголовного процесса. а). возбуждение уголовного дела по той или иной статье УК; б). привлечение лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого; в).составление обвинительного заключения; г). предание суду (стадия назначения дела к слушанию); д).вынесение приговора; е). изменение приговора вышестоящей судебной инстанцией в кассационном или надзорном порядке. Недостатки: это не этапы квалификации, а стадии процесса. Это виды квалификации, осуществляемой различными субъектами: органами предварительного расследования и судом. 2.Установление: а). Фактических обстоятельств дела; б). Уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за содеянное; в). Тождества признаков деяния и определенного состава преступления. Недостатки: это по существу не этапы квалификации, а этапы применения правовой нормы. 3. а). На первой стадии устанавливается наличие признаков состава преступления или проступка б). На втором – какой главой УК это деяние охватывается (выделяются родовые признаки объекта посягательства); в). На третьем этапе – выясняется и сопоставляется наличие видовых признаков преступления и непосредственных. Недостатки: На первом этапе невозможно отграничить преступление от правонарушения без точной квалификации. 4. а). Вначале рекомендуется установить соответствие признаков деяния и признаков состава преступления, относящихся к объекту преступления; б). Затем – к объективной стороне; в). Далее – к субъекту; г).И наконец – к субъективной стороне преступления. Недостатки: невозможно установить признаки объекта преступления без учета признаков других элементов состава преступления. По нашему мнению наиболее целесообразной и обоснованной с практической точки зрения представляется следующая позиция. ^ 1).Упорядочение всех фактических обстоятельств по уголовному делу. Определение из содеянного юридически значимых и незначимых признаков, характеризующих объект посягательства (родовой, видовой и непосредственный), а так же объективную, субъективную стороны и субъект преступления. 2).Установление группы уголовно- правовых норм, соответствующих установленным юридическим признакам (смежные составы преступлений) 3). Выбор из всей совокупности норм одной - конкретной статьи, определяющей состав преступления, полностью совпадающий с установленными фактическими обстоятельствами дела. Именно эта уголовная норма и подлежит применению, то есть с ее помощью и квалифицируется деяние. С понятием «квалификация преступлений» тесно связаны такие термины как «разграничение преступлений» и «конкуренция уголовно-правовых норм». ^ - является одним из важных направлений квалификации преступлений, т.к. Особенная часть УК содержит много смежных, близких друг к другу составов преступлений. Разграничение проводится как по объективным (объект и объективная сторона), так и по субъективным (субъект и субъективная сторона) признакам. Сложность для квалификации преступлений составляет ^ , состояние, при котором одно и тоже, совершенное лицом деяние одновременно содержит признаки, предусмотренные двумя или более нормами Особенной части УК, однако совокупность преступлений при этом отсутствует. Отдельные ученые дают несколько иное определение: конкуренция уголовно-правовых норм – это случаи, когда одно преступное деяние одновременно охватывается признаками нескольких статей Особенной части УК РФ2. ^ 1). Конкуренция общей и специальной норм - (например норм о превышении должностным лицом полномочий и принуждении к даче показаний - ст.ст.286 и 302 УК). Отметим, что это единственный вид конкуренции, который нашел официальное регулирование уголовным законодательством. При конкуренции общей и специальной норм квалификация осуществляется по специальной норме. Специальные нормы принимаются законодателем для урегулирования конкретизированных, специально-определенных отношений (более узкая, специализированная). При этом, общая норма, как правило, не конкретизирована, не определенная по установлению объективных или субъективных признаков. Рассмотрим этот вид конкуренции на примере соотношения ст. 286 и ст. 302 УК РФ. В диспозиции ст. 286 УК не установлено конкретизации способа совершения преступления, специальных признаков потерпевшего или субъекта преступления, поэтому она является общей нормой. В ст. 302 УК объективные и субъективные признаки более конкретны (специально- обусловлены): четко и определенно указаны участники уголовного судопроизводства - потерпевшие (только подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт, специалист); перечислен способ совершения данного преступления – принуждения к совершению противоправных действий потерпевших – «угрозы, шантаж, иные незаконные действия»; указаны специальные признаки субъекта преступления – следователь, иной лицо, производящее дознание. Проблема введения общих и специальных норм в УК РФ объясняется, прежде всего, тем, что, принимая норму общего характера, законодатель не может на этапе ее (уголовно-правовой нормы) принятия определить более конкретные ее признаки, например, способ или общественно-опасные последствия, которые описываются в диспозиции статьи как оценочные или альтернативно-определенные. Специальная норма направлена только на охрану конкретного уголовно-правового правоотношения, по этому и подлежит применению при конкуренции. Как справедливо указывал А.Е. Трайнин: “специальный состав…берет верх над родовым. Родовой состав, таким образом, как бы сохраняется в резерве для тех случаев, которые специальными составами не охватываются”3. Данная позиция реализована в новом уголовном законодательстве. В данном случае подлежит применению на основании ч.3 ст.17 УК РФ СПЕЦИАЛЬНАЯ НОРМА. 2). Конкуренция части и целого - (например норм о причинении смерти по неосторожности и умышленном уничтожении или повреждении имущества, повлекшем по неосторожности смерть человека - ст.ст.109 и ч.2 ст.167 УК). В данном случае должна применяться та норма, которая С НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛНОТОЙ ОХВАТЫВАЕТ ВСЕ ФАКТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СОВЕРШЕННОГО ДЕЯНИЯ, то есть ч. 2 ст. 167 УК, т.к. она имеет преимущество перед нормой, предусматривающей лишь часть того, что было совершено. При отграничении приготовления и покушения на совершение преступления, исходя из конкуренции части и целого следует учитывать, что покушении как целое включает в себя приготовление (когда оно имеется в конкретном уголовном деле). 3). При конкуренции основного состава и привилегированного квалификация производится по привилегированному составу, как содержащему смягчающие обстоятельства (например, при конкуренции ч.1 ст.105 УК и ст.106 УК содеянное будет квалифицироваться по ст.106 УК как предусматривающей смягчающие обстоятельства). 4). ^ предполагает наличие в действиях виновного лица признаков двух составов преступлений, предусматривающих смягчающие обстоятельства (например, убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны и в состоянии одновременного аффекта). Квалификация в данном случае будет по статьей, предусматривающей менее строгое наказание, то есть по ст.108 УК. Понятие “квалификация преступлений” непосредственно связано с применением статей Особенной части, однако она невозможна без применения норм и Общей части, содержащей:
Изменение квалификации. Возможность суда применить уголовный закон, смягчающий положение подсудимого содержится в институте пределов судебного разбирательства (ч. 2 ст. 252 УПК РФ). ^ является
Изменение обвинения на более тяжкое признается в следующих случаях:
Некоторые вопросы изменения обвинения (квалификации преступлений) содержатся в Постановлении №11 Пленума Верховного Суда РФ “О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел” от 17 сентября 1993 года.4 Разбирательстве в суде может иметь место только в отношении обвиняемых. Суд не вправе допускать в приговоре формулировок, свидетельствующих о виновности в совершении преступления других лиц, не преданных суда.5 Виды изменения квалификации судом:
^
Как показывает судебная практика большинство ошибок судов в подавляющем большинстве случаев связано с неправильным установлением фактических обстоятельств дела6. ^
|
![]() | Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему: учебное пособие. – Якутск, 2012. – 97 с | ![]() | Министерство образования Российской Федерации Петрозаводский государственный университет |
![]() | Рецептура в алгоритмах – учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов по разделу «Общая рецептура», предназначено... | ![]() | «восточно-сибирский государственный технологический университет» (гоу впо «всгту») |
![]() | Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть» фгос впо по направлению подготовки... | ![]() | Фгбоу впо «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» |
![]() | Пахарь Л. И. Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. – Орел: Издательство огу, 2007. –... | ![]() | Фгбоу впо «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» |
![]() | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской Государственный Технологический... | ![]() | Гоу впо «Владивостокский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской... |