Скачать 310.56 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»Институт психологииКафедра профессиональной педагогики 6454 Задания к контрольной работе по дисциплине «Педагогические коммуникации» (ГОС 2000) и методические указания для их выполнения для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям) Екатеринбург 2010 Задания к контрольной работе по дисциплине «Педагогические коммуникации» (ГОС 2000) и методические указания для их выполнения для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям). Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2010. 19 с. Составители: канд. пед. наук, доцент кафедры ППД М.В. Полякова, старший преподаватель кафедры ППД О.М. Устьянцева Одобрены на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от «27» мая 2010 г. № 17. Заведующая кафедрой Н.Е. Эрганова Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии ФГАОУ ВПО РГППУ. Протокол от «15» июня 2010 г. № 10. Председатель методической комиссии ИПс Н.О. Садовникова
^ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Выполнение контрольных работ по дисциплине «Педагогические коммуникации» – один из видов межсессионных заданий, самостоятельной работы студентов. Контрольные работы выполняются после прослушивания установочных лекций. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, позволяют научиться эффективным приемам обработки информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач и достижения профессионально значимых целей. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже имеют навыки по изучению специальной литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ. Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения контрольной работы по курсу «Педагогические коммуникации». Ниже приводятся задания, а также рекомендации и методические подсказки для выполнения контрольных работ. В конце приводится список литературы, помогающий выполнить данную работу. Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Сроки выполнения работ определяются графиком межсессионных заданий. По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения заданий, следует обращаться к ведущему преподавателю. ^ 1. Аннотация Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться лаконичному, связному оформлению информации, объединению разрозненных сведений, с выделением наиболее существенного, главного. Задание. Подготовить аннотации 5-7 источников (книги, аудиокниги, статьи, видео и мультимедиаматериалы по выбору студента), обозначающие актуальные педагогические проблемы, в том числе, проблемы педагогической коммуникации. Вид аннотации выберите по своему усмотрению. Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные. ^ (описательные или информационные) характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. ^ характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей. Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные. ^ характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области. ^ представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов. Аннотации могут быть обзорными (групповыми). Они содержат обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме. ^ сведения из библиографического описания, общеизвестную информацию, специальные термины и узкую научную терминологию, выдержку из текста, обширную цитату из данной книги, повтор аннотации на тома многотомника. Методическая подсказка.
Требования к выполнению задания:
В случае затруднения можете обратиться к речевым стандартам (речевым клише), возможность использования которых является особенностью аннотации: статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)…; статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...; статья представляет обобщение (обзор, изложение, анализ, описание – указать чего...; автор ставит, освещает следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)...; в статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)...; говорится (о чем?)...; представлена точка зрения (на что?)...; поставлен вопрос (о чем?)...; статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем?)…; представляет интерес (для кого?)… 2. Конспект Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться кратко фиксировать информацию в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести ее в том же объеме, что и в источнике, выделять главное из прочитанного, освоить несколько методов ведения записей. Задание. Подготовьте конспект статьи/ статей, учебника, монографии по актуальным вопросам педагогического взаимодействия, НЛП-педагогики, инновационным методам воспитания и обучения. Вид конспекта выберите по своему усмотрению. Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки. Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы). ^ плановый, схематический плановый, тематический, текстуальный, свободный. Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. ^ конспект представляет собой пункты плана в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме. Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги. Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы. Методическая подсказка.
Вид конспекта выберите по своему усмотрению. Требования к выполнению задания:
по которым составлен;
текста; текст может быть как научный, так и научно-популярный;
^ Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться создавать информацию педагогического характера для построения эффективной работы образовательного учреждения/ отдельного специалиста со СМИ. Задание. Подготовьте пресс-релиз (сообщение) объемом 1-3 страницы на одну из предложенных тем или сформулированную самостоятельно. Методическая подсказка. Стиль изложения, принятый в журналистике (откуда и позаимствован пресс-релиз) называют принципом «перевернутой пирамиды» – важная информация дается вначале, затем следуют подробности.
. Требования к выполнению задания:
Темы для пресс-релиза:
4. Реферат Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться приемам реферирования текста, подготовки материала на определенную тему с наличием содержания и мысли самого автора реферата; вы сможете научиться выражать собственное отношение к идеям и выводам реферируемых работ. ^ рефераты могут быть: библиографические, для научно-популярных журналов, учебные. Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные. ^ содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативные содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосочетаний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику. Учебные рефераты – изложение основного содержания какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации нескольких информационных источников. В отличие от конспекта реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения. Задание. Подготовьте реферат на основе анализа не менее 4-6 научных и/или литературных источников по актуальным вопросам педагогического взаимодействия, НЛП-педагогики, инновационным методам воспитания и обучения. После подготовки реферата напишите текст устной презентации на 3-5 минут. Методическая подсказка. Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки, включающее обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ. Во введении к реферату обосновывается выбор темы реферата, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме реферата. Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников автор может дать свой анализ рассматриваемой проблемы, рассмотреть достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. При этом такой анализ должен быть аргументирован. В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором в образовательном учреждении, студенческой группе, среди родителей. Приступая к подготовке реферата, действуйте по следующей схеме:
Основное содержание. Ключевые идеи. Вывод и заключение. По этой же схеме вместо устной презентации м.б. представлена электронная презентация реферата. Требования к выполнению задания:
Правила оформления и представления рефератов: объем реферата – не более 15 страниц машинописного текста, отпечатанного на белой писчей бумаге формата А4 (210х297 мм), шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 междустрочный интервал. Поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – 20 мм. Пример оформления титульного листа – приложение 1. На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть проблемы, заключение. В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 4-6 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания. Приложите текст устной презентации или электронную презентацию реферата. 5. Рецензия Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться раскрывать содержание рецензируемого документа ( книги, статьи, научной работы) и давать мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающая мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста. Задание. Подготовьте и напишите рецензию на одну книгу, аудиокнигу или статью по педагогической проблематике. Методическая подсказка. Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания: объект анализа; актуальность темы; краткое содержание; формулировка основного тезиса; общая оценка; недостатки, недочеты; выводы. Объектом анализа могут быть: полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы; новизна и актуальность поставленных проблем; позиция, с которой автор рассматривает проблемы; характер и достоверность примеров, иллюстративного материала; убедительность выводов. Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.
Требования к выполнению задания:
Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты. Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект и т. д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т. д. Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Актуальность темы обусловлена...» и т. д. Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т. д. Например: «В начале работы (статьи, монографии и т. д.) автор указывает, что...»; «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»; «Рассматривает вопрос о...»; «...доказывает, что...»; «... приходит к выводу о том...». Основной тезис формулируется с использованием следующих выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о...»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о...». Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем...»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»; «...представлены разные точки зрения по вопросу...»; «...дается глубокий анализ…»; «Работа отличается высокой информативностью...»; «…богатым фактическим материалом...»; «Автор справедливо отмечает...»; «...убедительно показывает...»; «…аргументировано обосновывает...»; «...детально анализирует…». Отрицательная оценка: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода...»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»; «Автору не удалось показать...». Выводы: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «Представляется, что в целом работа имеет важное значение...». 6. Эссе Цель. Выполняя это задание, вы сможете научиться видеть разные пути решения педагогических проблем, в том числе и творческие; понять связь педагогической теории и практики; овладеть жанром эссе. Эссе от французского «essai», англ. «essay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Задание. Напишите эссе по литературному произведению или документальному/ художественному фильму, содержащему педагогическую проблематику. Примерный список источников прилагается. Выбор источника может осуществляться самостоятельно. Методическая подсказка. Эссе должно включать следующие части, отвечающие требованиям:
Структура эссе:
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли;
Пишем эссе. Определившись со структурой эссе и основной темой каждого абзаца, пишем эссе. Вот некоторые правила, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:
Требования к выполнению задания:
Примерный список источников:
^ Основная литература: Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: Учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 480 с. ^ . Профессионально-ориентированное общение как гуманитарная технология подготовки и деятельности преподавателя высшей школы: Учеб. пособие. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 184 с. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К», 2006. – 357 с. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная психология и педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 2-е изд., испр. и доп. – 560 с. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. – 615 с. Пафилова А.П. Тренинг педагогического общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. Пост Э. Этикет. Классическое руководство / Пер. с англ. Л.И. Игоревского и др. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. – 317 с. Дополнительная литература: Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – М., 2002. – 236 с. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 236 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Мн.: Современный литератор, 2006. – 96 с. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2007. – 460 с. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, паталогий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 397 с. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Мн.: Высш. шк., 1996. – 197 с. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. – 121 с. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. – 173 с. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. – 207 с. Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 320 с. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. – 192 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002. – 384 с. Казаков А.Н., Якушев А.О. Логика-I. Парадоксология: Пособие для учащихся ст.классов лицеев, колледжей и гимназий. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1004. – 256 с. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. – 2-е изд., – М.: Флинта, Наука, 1999. – 496 с. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей/ Пер. с англ. – М.: Беловодье, 1994. – 688 с. Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. – 208 с. Колина Е. Личное дело Кати К. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2007. – 300 с. Коммуникация и образование: сб. ст./ Под ред. С.И. Дудника. – СПб., 2004. – 211 с. Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 352 с. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1999. – 254 с. Льюис Л. Язык эффективного общения. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 320 с. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студентов пед. университетов и институтов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с. Организация самостоятельной работы студентов по педаогическим дисциплинам: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 139 с. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 224 с. Пиз А., Пиз Б. Принцип несовместимости. Психологические тесты. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 160 с. Прайер Р., О'Коннор. НЛП и личные отношении. Простые стратегии для улучшения отношений/пер. с англ. – К.: София, 2001. – 256 с. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 328 с. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с. Технологии интеллектуальных коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Под ред. А.В. Венковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 236 с. Шейнов В.П. Искусство убеждать: учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Книга-сервис», 2005. – 304 с. http: // www.icahdq.org/ – сайт Международной Ассоциации Коммуникации (The International Communication Assosiation). http: // www.e-text.nxt.ru – как написать пресс-релиз. http: // www.x-student.ru/articles-study 39.htm http: // www.bookresearch.ru/creatingAnnotation.htm ^
^ «Педагогические коммуникации» (ГОС 2000) и методические указания для их выполнения для студентов всех форм обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям) Подписано в печать 19.07.2010. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 1.1. Уч.-изд. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ №.346-р. ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 ________________________________________________________________________________ Ризограф ФГФОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. |
![]() | В контрольной работе студенту предлагается выполнить б заданий. Текст каждого задания приведен в п. Номер варианта задания выбирается... | ![]() | Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе |
![]() | Задания к контрольной работе для специальностей: «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство»,... | ![]() | Прием и первоначальная обработка поступающей корреспонденции. Правила оформления реквизита «Отметка о поступлении документа в организацию».... |
![]() | Задания к контрольной работе по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для студентов заочной формы обучения | ![]() | Задания к контрольной работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург:... |
![]() | Конодательный материал, экономическую литературу, рекомендованную в прилагаемом списке; подобрать материал по теме работы в экономических... | ![]() | Задания к контрольной работе по дисциплине «Психология профессионального образования» и методические указания для ее выполнения (гос... |
![]() | Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения... | ![]() | Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методы вычислений в машиностроении». Они содержат... |