1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти




Название1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти
страница1/69
Дата публикации07.08.2013
Размер7.41 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Государство - это организация политической власти.

Будучи средством достижения стоящих перед обществом (или группой, обладающей политической властью) целей и решения задач, государство среди других звеньев политической системы выделяется следующими специфическими чертами:

1. Государство - всеобъемлющее социальное образование, охватывающее все население страны на основе особого характера принадлежности, связанного с фактом рождения или постоянного проживания на ее территории, приобретением, предоставлением состояния гражданства (подданства) для каждого из граждан.

2. Государство располагает аппаратом управления - особой группой профессионально подготовленных людей, занимающихся исключительно управлением, и аппаратом принуждения - вооруженной силой и учреждениями, обладающими правом применять воздействие принудительного характера.

3. Государство принимает общеобязательные для населения страны решения (законы, подзаконные акты) и доводит их до исполнения (реализации).

4. Государство обладает суверенитетом - политико-юридическим свойством государственной власти, определяющим ее независимость и неделимость как внутри страны, так и за ее пределами.
Существуют различные теории происхождения государства и права. Согласно теологической теории, государство есть божественное установление. Патриархальная теория утверждает, что государство происходит от семьи и является следствием разрастания и исторического развития последней. Согласно психологической теории, государство возникло благодаря особым свойствам человеческой психики, которой якобы присуща потребность подчиняться, осознавать свою зависимость от выдающихся личностей. Теория насилия полагает, что возникновение государства есть следствие завоевания одних племен другими, порабощения одного народа другим; оно возникает как механизм удержание в повиновении завоеванных. Наиболее вероятной является договорная теория, согласно которой государство возникло вследствие объединения людей на основе добровольного согласия на то, что одни будут управлять, а другие - выполнять эти управленческие решения, дабы избежать хаоса и взаимной вражды в обществе.
Различают форму правления, форму государственного строя и форму государственно-правового режима.

Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок ее образования и деятельности, компетенция и взаимосвязь ее органов и взаимоотношения с населением страны. Выделяют две формы правления: монархия (верховную власть в государстве полностью или частично осуществляет одно лицо: при абсолютной монархии верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, при ограниченной (конституционной) законодательная принадлежит парламенту, а судебная - судам) и республика ( верховная власть в государстве принадлежит представительским выборным органам и осуществляется ими: в парламентской республике президент избирается парламентом, правительство формируется из представителей партий, имеющих большинство в парламенте и подотчетно ему, а парламент может выразить правительству недоверие, что влечет его отставку; в президентской республике президент избирается всенародно или по особой процедуре, является главой государства и осуществляет исполнительную власть, законодательная власть принадлежит представительскому органу, но президент располагает правом вето и роспуска парламента).
Форма государственного строя - территориальная организация государства, определяющая характер взаимодействия между ее составляющими и каждой частью с государством в целом; бывает простой и сложной.

Простая форма государственного устройства. Простое (унитарное) государство - единое государство, не имеющее внутри обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью.

Сложная форма государства. Сложное государство формируется из отдельных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. К этой форме относятся конфедерация и федерация.
Государственно-правовой режим - совокупность средств и методов реализации государственной власти, отражающих ее характер и содержание с учетом демократических и недемократических основ.

Любой политический режим определяется тремя основными показателями:

- процедурами и способами организации институтов власти и непосредственным осуществлением власти;

- стилем принятия общественно-политических решений;

- отношениями между политической властью и гражданами.

Помимо этого, понятие "политический режим" охватывает:

- порядок формирования представительских органов;

- состояние и условия деятельности политических партий и общественных организаций;

- правовой статус личности, права и обязанности граждан;

- уровень экономического развития;

- порядок функционирования карающих и правоохранительных органов;

- соотношения и регламентация дозволенного и запрещаемого.

Политический режим формируется спонтанно вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и вряд ли может быть установлен конституцией или иными законами: напротив, правовой режим, характер и содержание законов зачастую являются следствием режима политического.

Различают демократический (признаками являются проведения выборов государственных органов, плюрализм в политической, экономической, идеологической и духовной сфере жизнедеятельности людей, равноправие людей, гарантии осуществления ими их прав, демократизм правосудия, приоритет методов убеждения перед методами принуждения) и недемократический политические режимы.

Принято выделять тоталитарный и авторитарный недемократические политические режимы.

Тоталитаризму свойственна совокупность таких средств и методов реализации государственной власти, при которых вся деятельность общества и каждого отдельного гражданина абсолютно регламентирована. Тоталитаризм (лат. totus - весь, полный; фр. totalite - совокупность, полнота) - способ организации общества, который характеризуется всеобщим и всеобъемлющим контролем власти над обществом, подчинением общественной системы государству, коллективным целям, наличием общеобязательной идеологии (которая доказывает необходимость существования данного режима), репрессиями в отношении оппозиции (до ее окончательного устранения) и инакомыслящих. В тоталитарных государствах недопустимы любые формы несанкционированных действий населения. Тоталитаризм требует от человека активных проявлений лояльности и преданности режиму.

Авторитаризму свойственна совокупность средств и способов реализации государственной власти, при которых она концентрируется в руках правящей верхушки, с доминированием методов принуждения, плюрализм и народовластие носят исключительно формальный характер.

Авторитаризм (от лат. autoritas – абсолютная власть, влияние) — тип политического режима, для которого характерна сильная исполнительная власть, доминирование в деятельности государственных органов методов администрирования, диктата, принуждения и насилия (при отсутствии стремления к достижению компромисса), осуществление органами исполнительной власти нормотворческих функций, опора на силу и готовность власти в любой момент применить репрессии, в борьбе за власть используются как законные, так и незаконные методы, а органы власти действуют по собственному усмотрению (зачастую нарушая при этом закон), руководствуясь собственным видением политической целесообразности, избирательная система приспособлена к требованиям исполнительной власти, демократические принципы не являются абсолютной ценностью, значительный объем власти (или влияния) пребывает в руках силовых структур, принципы законности и конституционности на практике искажаются.

Аппарат государства (государственный аппарат) - система всех государственных органов, осуществляющих задачи и выполняющих определенные функции государства.
Основные черты власти – легитимность, легальность и эффективность.

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из участников правоотношений, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил. Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Применительно к политической легитимности английский политолог Дэвид Битэм разработал «нормативную структуру политической легитимности»:

а. власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;

б. эти правила оправданы путём ссылки на убеждения (политические, социальные, религиозные), которые разделяют управляемые и управляющие;

в. имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

Легитимность не следует смешивать с также существующим в политологии понятием легальность власти. Легальность власти — юридическое её обоснование, её законность, соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но — социально-психологическим явлением. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная.

Легитимность — это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, поэтому она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то — оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация), обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на «своих» и «чужих». Принципы легитимности (доверия) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Согласно типологии легитимности Макса Вебера, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти: традиция, харизма и рационально-правовая основа. В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии. Таким образом при легальном типе господства источником легитимности выступает рационально понятый интерес, побуждающий людей подчиняться не личности руководителя, а праву, в рамках которого избираются и действуют представители власти в демократических государствах. Таким образом это безличный (деперсонифицированный) формально-правовой принцип, которому подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники, бюрократия).

- харизматическая (от греч.charisma — божественный дар) легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера, вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше — Богом или Природой. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только ещё формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам. Легальный — признаваемый законом, соответствующий закону. Легальность соответствует понятию «законность» (Lex – в переводе с лат. - закон), носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Легальность - это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Хотя сфера юриспруденции и судебной практики знает множество случаев, когда то или иное действие можно охарактеризовать и так, и иначе, все же правовая оценка полностью относится к корпусу оформленного права. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение. Легитимность - это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта (например, законно функционирующая власть не признавалась народом во время Оранжевой революции).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти iconОбразование Древнерусского государства
Датировки появления государства у восточнославянских племен зависят от трактовки самого понятия государства. Традиционно считается,...

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти icon1. Основы теории государства и права Предмет и методология правоведения. Структура курса
Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм....

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти iconКафедра политологии реферат «Государство и политическая власть»
Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук философии,...

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти iconЭкзамен по праву
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного...

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти icon45 Основные теории происхождения гос-ва
Теологическая. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением...

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти icon2. Методология теории государства и права Теория государства и права...
Понятие и характеристика теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых...

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти iconПредмет и функции теории государства и права. Методология тгп
Государство и государственная власть. Публичность и суверенность государственной власти

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти iconМатериалы для подготовки к зачету Тема Основные понятия общей теории права и государства
Понятие государства, его признаки и функции. Форма государства. Форма правления. Государственное устройство. Политический режим

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти icon1. Предмет и метод теории государства и права Понятие теории государства...
Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права....

1. основные понятия теории государства государство это организация политической власти icon1. Теории политических систем
Понятие политической системы по своему содержанию значительно шире понятия государства, включает в себя все существующие в обществе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов