Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти»




Скачать 108.5 Kb.
НазваниеЛекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти»
Дата публикации07.08.2013
Размер108.5 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция




РАЗДЕЛ I. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ
Лекция 1. Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти»

Вопросы лекции:

  1. Основные предпосылки возникновения «паблик рилейшнз» (общественные отношения) как коммуникативной технологии и как научной отрасли.

  2. Основные этапы развития «паблик рилейшнз» (управления общественными отношениями) как коммуникативной технологии и как научной отрасли.

  3. США как колыбель «паблик рилейшнз» (управления общественными отношениями).

  4. Особенности возникновения и развития «паблик рилейшнз» (управления общественными отношениями) в Европе и России.


^ I. Основные предпосылки возникновения «паблик рилейшнз» (общественные отношения) как коммуникативной технологии

и как научной отрасли.
Основные предпосылки возникновения «паблик рилейшнз» (общественные отношения) как коммуникативной технологии и как научной отрасли определены, прежде всего, общественными условиями во всех его сферах: политической, социальной, экономической, духовно-культурной.

^ Политические предпосылки: демократический тип власти, правовое государство.

Социальные предпосылки: свобода слова, печати, социальные отношения в условиях верховенства закона, равенства возможностей социальных субъектов.

^ Экономические предпосылки: рыночные отношения в условиях свободной конкуренции и предпринимательства.

Духовно-культурные предпосылки: развитие науки, в том числе гуманитарных и общественных дисциплин, в том числе социальной психологии, социологии, социальной статистики и др.

Развитие элементов коммуникативной технологии: рекламы, пропаганды (XVII в.: католическая церковь – конгрегация по распространению веры), маркетинга, как ответа на бурно развивающееся товарное производство.
^ II. Основные этапы развития «паблик рилейшнз»

(управления общественными отношениями)

как коммуникативной технологии и как научной отрасли
Исходя из признания в обществе «паблик рилейшнз» как коммуникативной технологии и научной дисциплины, а также степени ее развития (места в обществе) можно выделить следующие основные этапы развития «паблик рилейшнз»:

1-й этап: Интуитивный этап, который охватывает период времени, когда общественные отношения проявляются в различных сферах общества неосознанно (зарождение неосознанных интуитивных общественных отношений). В США этот этап приходится с XVII до начала XIX вв.

2-й этап: Опытный период, охватывающий время приобретения опыта эффективного применения «паблик рилейшнз» в общественной жизни. В США этот этап приходится на начало XIX в. до начала XX столетия.

3-й этап: Этап институализации «паблик рилейшнз» (управление общественными отношениями). На этот период приходится институциональное оформление «паблик рилейшнз» через структуры, осуществляющие коммуникативные технологии и через учебные и научные заведения, развивающие «паблик рилейшнз» как отрасль научного знания. В США этот этап приходится на начало XX в. до середины XX столетия.

4-й этап: Этап современного развития «паблик рилейшнз», обретения нового качества PR- отрасли. В США этот этап охватывает вторую половину XX столетия до наших дней.

^ III. США как колыбель «паблик рилейшнз»

(управления общественными отношениями).
Родиной «паблик рилейшнз» по праву считают США. В этом государстве исторически с момента его образования колонистами стали складываться благоприятные политические, социальные и экономические условия для возникновения и развития «паблик рилейшнз»:

- демократический тип власти и государственного устройства;

- рыночный тип товарно-денежных отношений на основе свободного предпринимательства и конкуренции;

- утверждение ценностей свободы, демократии и верховенства права в обществе.

^ Начало интуитивного периода развития «паблик рилейшнз» приходится на XVII в. и длится до начала XIX в.

А) Деятельность Гарвардского колледжа, который отправил в Англию просителей с миссией «выколачивания денег». Для большего успеха впервые была использована специально изданная брошюра, в выгодном свете представляющая перспективы сотрудничества с Гарвардским колледжем.

Б) XVIII в. – деятельность Самюэля Адамса и его сподвижников по подготовке восстания против английского владычества, интуитивно используя методы, которые станут основой PR в политической сфере (организация «Сыновья свободы», «Комитеты согласия», символика – Дерево Свободы», лозунг «Свобода или смерть»).

- 1770 г. – «Бостонская резня» - факт манипулирования информацией.

- 1773 г. – «Бостонское чаепитие» - технология создания события, которое высвечивает в нужном ключе волнующую проблему.

В) 80-е годы XVIII в. – операция «Паблиус» или письма 85 федералистов». В результате в 1788 г. Конституция США была принята.

^ Опытный период приходится на начало XIX до начала XX столетия.

А) Выражение «паблик рилейшнз» впервые упоминается в 1907 г. Президентом США Томасом Джефферсоном (в тексте «Седьмого обращения к Конгрессу» он вычеркнул выражение «состояние мысли», вписав «паблик рилейшнз»).

Б) Репортер Айви Ли, который первый выявил взаимосвязь между положительными публикациями в прессе о фирме или политиках и достижением ими новых успехов.

В 1903 г. Айви Ли начал практику паблисити (информационное обеспечение), создав свое агентство.

В 1906 г. Айви Ли выступает со своей знаменитой Декларацией принципов, положения которой легли в основу цивилизованных PR.

В 1914 г. Айви Ли поступает на службу к Джону Рокфеллеру в период кризиса в угледобывающей отрасли. А. Ли увлекает миллиардера идеей общественной значимости бизнеса. Двадцать лет работы А. Ли у Дж. Рокфеллера – это своего рода азбука PR в бизнесе.

Айви Ли один из первых применил выражение «паблик рилейшнз» к профессиональной деятельности.

В) Значительный вклад в теорию и практику «паблик рилейшнз» внес Эдвард Л. Бернайс, племянник Зигмунда Фрейда.

В 1916 г. воплотил свои идеи, когда ему предложили обеспечить информационное сопровождение визита Сергия Дягилева и его русского балета в США, а затем Энрико Карузо. Уже тогда свою деятельность Э. Бернайс назвал как «советы по паблик рилейшнз».

В 1920 г. Э. Бернайс открыл свой нью-йоркский офис и назвал его «Совет по паблик рилейшнз».

В 1923 г. выходит первая книга Э. Бернайса «Кристаллизация общественного мнения».

В этот же период Э. Бернайс читает первый курс лекций по PR в Нью-Йоркском университете.

С 1923 г. список клиентов Э. Бернайса все более расширяется: от президентов до индустриального гиганта Procter I Gamble. А вот от приглашения диктаторов Франко, Гитлера и Самосы отказался.

В 1955 г. выходит новая книга Э. Бернайса «Империя согласия». Автором многих принятых сегодня теорий PR является Э. Бернайс: значение групповых лидеров и лидеров мнений; совпадение общественных и частных интересов; принцип различной по пересекающейся публики в нашем обществе; важность обратной связи в корпоративном и правительственном лидерстве.

^ Период институализации «паблик рилейшнз» (начало до середины XX в.)

А) С начала XX в. в США активно развиваются правительственные общественные отношения. В 1917 г. президент США Вильсон создает Комитет общественной информации.

Б) В полной мере оформились организационные принципы правительственных PR в первые годы правления Франклина Рузвельта, который вводит в практику прямые обращения к рядовым американцам с разъяснением действий правительства.

В 1933 г., через неделю после вступлений в должность, Ф. Рузвельт выступил по радио со своей первой «беседой у камина». Ф Рузвельт регулярно, 2 раза в неделю проводил пресс-конференции.

В) С 1930-х годов в крупных компаниях США появляются должности вице-президентов по коммуникациям или PR (General Motors).

Г) В 1948 г. – создано Общество паблик рилейшнз Америки.

Д) В 1955 г. в Лондоне создается Международная ассоциация паблик рилейшнз.

^ Сегодня США – страна, где PR – широко востребованная профессия. Здесь насчитывается более 5 тысяч агентств PR. За последние годы заметно возрос статус PR- специалистов в сфере бизнеса. В органах власти, местного самоуправления PR также прочно заняли свое место.


^ IV. Особенности возникновения и развития «паблик рилейшнз» (управления общественными отношениями) в Европе и России
Возникновение и развитие PR в Европе происходит сравнительно позднее чем в США, что связано с отставанием формирования буржуазных отношений в обществе. Длительное время в Европе сохраняются авторитарные типы власти.

Поэтому отдельные факты использования общественных отношений в интересах отдельных организаций на территории Европы проявились в XIX в. – интуитивный период.

А) в 1890 Британское казначейство назначило пресс-секретаря.

Б) фирма Круп в Германии прибегла к технологии «псевдособытия» для достижения мировой известности.

В) первенство в мобилизации прессы с целью завоевания общественного мнения принадлежит Наполеону Бонапарту, справедливо полагавшему, что «четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия».

Накануне русской компании 1812 года по личному распоряжению Наполеона была издана книга французского историка Лезюра «О возрастании русского могущества с самого начала до XIX столетия». Цель - используя ссылки на «русскую угрозу», оправдал свое вторжение в Россию. («Завещание Петра I» - программа завоевания Европы и Азии).

^ Опытный период:

А) К 1911 г. относят первые ростки активности в области PR Англии, когда под руководством Ллойда Джорджа была развёрнута кампания среди общественности в поддержку закона о национальном страховании.

Б) Первая мировая война, - высокая активность Англии в психологической войне, которой был создан ряд крупных организаций по вопросам информации, в том числе национальный комитет по военным нуждам (патриотическая пропаганда в Англии) и Комитет лорда Нортклиффа (пропаганда на страны противника).

Кайзеровская Германия, сделав ставку на запугивание противника и широкую пропаганду ненависти, фактически потерпела неудачу, уступив в степени воздействия на войска и население более гибкой и изобретательной пропаганде Антанты.

В) В 1918 г. Был введен пост пресс-секретаря при короле. В министерствах и европейских посольствах Великобритании появляются представители по связям с прессой.

Г) В 1926 г. Создается Имперское правление по маркетингу. Одной из первых крупных PR акций в Великобритании считается кампания по продвижению продукции Имперского совета по маркетингу (фрукты, питание). Возглавлял акцию сэр Стефан Талленс.

^ Период институализации.

А) К началу 2-й мировой войны представители по управлению общественными отношениями имелись в органах местного самоуправления, специальные структуры были созданы во всех министерствах, связанных с социальной политикой.

Б) С началом 2-й мировой войны создается Министерство военной информации, которое стало своего рода кузнецой кадров для дальнейшего развития PR.

В) В послевоенный период наибольшее развитие PR получают в сфере государственного управления и некоммерческом секторе.

Г) Консультационные PR-услуги как сфера бизнеса появилась в Великобритании также после второй мировой войны. Это объясняется тем, что в начале века преобладала распределительная система товаров и продуктов.

Д) 1948 г. Вошел в историю британских PR как год создания Института PR. Первым его президентом стал Стефан Талленс. Институт PR Британии стал центром академической подготовки и профессионального совершенствования.

Е) В 1969 г. Создается Ассоциация PR-консультантов Великобритании.

Ж) Всемирную известность автор учебников Сэм Блэк (Великобритания) «PR – что это такое?»

К концу 1990-х годов французские PR по оборотам составляют лишь 1/10 часть от оборота PR Великобритании.

В Германии связано с созданием ФРГ в 1949 г. (Федеральная служба прессы).

З) В 1950-е годы в Европе происходит активная институализация PR, создаются национальные и международные профессиональные сообщества (в Бельгии, Ирландии, Швейцарии, Германии).

И) В 1955 г. создана Международная ассоциация по связям с общественностью в Лондоне.

К) В 1959 г. Учреждена Европейская конференция по связям с общественностью.

Л) 1960-е годы – период расширения европейских PR. Создаются националдьные профессиональные сообщества в Греции, Италии и др. Странах.

^ Особенности возникновения и развития «паблик рилейшнз» (управления общественными отношениями) в России.

  1. Значительное отставание в развитии паблик рилейшнз по сравнению с западными государствами, так как в условиях тоталитарного режима, в условиях отсутствия демократии и гласности не было необходимости считаться с общественным мнением, а тем более гармонизировать интересы субъектов власти, общественности и общества.

  2. Интуитивный период начался одновременно с перестройкой 1985 года и вся работа с общественностью нередко сводилось к слепому копированию западных форм и образцов. Например, у генерального секретаря ЦК КПСС и первых секретарей обкомов были введены должности пресс-секретарей, работа, которых сводилась к подготовке докладов и выступлений своих боссов.

  3. Вообще перестройка – это по существу гигантская ПР-компания по повышению престижа социалистического общества, совершенствованию его имиджа, которая проводилась по-существу стихийно.

  4. Опытный период своеобразен тем, что управление общественными отношениями накапливало опыт не практическим путем, а посредством изучения западного опыта. В конце 80-х годов XX в. В Москве открываются отделения международных ПР-агенств. В 1989 г. создаются по западным образцам отечественные агентства «Николо М», «Имидж-Контакт», «Миссия Л», чуть позже – «Имиджленд паблик рилейшнз», Международный пресс-клуб, которые начинают оказывать простейшие ПР-услуги.

  5. Развитие технологий коммуникаций в обществе шло не от практики, а от теории, создании институциональных ПР-организаций. В период начального формирования ПР-рынка 3 июля 1991 г. Создается Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Учредителями РАСО как общественной некоммерческой организации выступили союз журналистов России, Московский государственный университет международных отношений (МГИМО), Национальная рекламная ассоциация. И только после этого начинают появляться первые отечественные ПР-фирмы (Москва, С-Петербург).

  6. Законодательная база опережает практику управления общественными отношениями. В 1995 г. Появляются Федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об общественных объединениях», «О прядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

  7. За 90-е годы XX в. Сформировалась система профессиональной подготовки. 1 – краткосрочная подготовка для лиц занятых в сфере рекламы, 2 – преподавание ПР в рамках других специальностей, 3 – обучение по специальности 022000 – «связи с общественностью»

  8. Расширение ПР-рынка всячески стимулировалась. В 1997 г. учреждена национальная премия в области связей с общественностью – «Серебряный лучник». Учреждаются региональные премии в области связей с общественностью: «PRоба» (С-Петербург»), «Белое крыло» (Екатеринбург). С середины 90-х годов стремительно развивается. Если в 1993 г. В Санкт-Питербурге и Ленинградской области насчитывалось около 400 фирм, предлагающих ПР-услуги, то в 1997 г. Их было уже более 1000.

  9. Участие в международных ассоциациях – важный фактор развития отрасли. С 1997 г. Россия является полноправным членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP).

  10. РАСО ведет большую работу по установлению принципов профессионального поведения в области общественных отношений в России. Была разработана и принята Декларация профессиональных и этических принципов 1994 г., а также Хартия «Политические консультанты за честные выборы» (1999 г.). 26 сентября 2001 г. Был принят исполнительным советом РАСО Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

  11. В мае 2000 г. По инициативе РАСО создается Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью.

  12. ПР в России пока не достигли зрелости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна все еще не вышла из стадии переходного периода. Слишком много неопределенностей как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы, институтов гражданского общества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconМетодика выявления факторов, оказывающих негативное влияние на базисный...
Лекция Приемы, способы инструментарий обеспечения связей с общественностью в органах власти

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconЛекция Связи с общественностью в политической сфере Вопросы лекции:...
Связи с общественностью в политических партиях. Пр-технологии в избирательных кампаниях

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconСпециализации «связи с общественностью в сфере производства» «Коммуникационный менеджмент»
Вопросы к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 030602 «связи с общественностью»

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconУчебное пособие для студентов специальности «Связи с общественностью»
К59 История журналистики зарубежных стран: Учебное пособие для бакалавров специальности «Связи с общественностью». – Ульяновск: Улгту,...

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 6 “Современные международные отношения”
Общие профессиональные дисциплины” государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения...

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconРеализация связи с общественностью в туристской индустрии. Роль pr-коммуникаций...
Связь с общественностью. Сущность, роль и значение. Особенности использования в туризме

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconЛекция 1 Определение пр, цели задачи, методы, инструментарий
Термин Связи с общественностью (перевести) Суть пр относится к коммуникациям Что такое коммуникации. Двусторонние отношения на чем...

Лекция Возникновение и развитие научной дисциплины «Связи с общественностью в органах власти» iconЛекция №11
Цик рф, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов