Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента




НазваниеКонспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента
страница1/7
Дата публикации28.06.2013
Размер0.54 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
Основы менеджмента

Конспект лекций

Тема 1. Введение в теорию и практику менеджмента

1.1. Основные понятия и сущность менеджмента

1.2. Концепции современного менеджмента
Тема 2. Принципы и методы управления

2.1. Содержание основных принципов

централизация управления

полномочия и ответственность

2.2. Сущность и классификация методов управления

2.3. Содержание основных методов управления
Тема 3. Функции управления

3.1. Сущность и классификация функций управления

3.2. Общие функции управления

3.3. Специализированные функции управления

3.4. Функции обеспечения процессов управления
Тема 4. Организационные формы менеджмента.….

4.1. Разделение труда по управлению, уровни

управления в организации.….

4.2. Классификация организационных структур

управления.….

4.3. Бюрократические структуры управления.

4.4. Адаптивные структуры управления.…

4.5. Классификация организаций.

Тема 1. Введение в теорию и практику менеджмента

^
1.1. Основные понятия и сущность менеджмента


Становление рыночных отношений, развитие предпринимательства, разгосударствление и приватизация, обострение конкуренции на мировых рынках приводит к необходимости отказа от сложившихся стереотипов эффективного в прошлом управленческого мышления. Возникает объективная потребность в творческом, динамичном управлении на всех уровнях хозяйствования не зависимо от масштабов и форм собственности организации.

Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Менеджмент — сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

  1. умение человека добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей;

  1. функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в

организациях различных типов;

  1. область человеческих знаний, помогающая управлять;

  2. определенную категорию людей, осуществляющих управление.

Менеджмент как теория возник и развивается в связи с необходимостью объяснить «почему», «в следствии чего» преуспевают или рушатся организации. Ученые в области менеджмента путем исследований и практики ищут ответ на вопросы: «Чем определяется успех организации?» и «Что может сделать руководитель для обеспечения успеха организации».

Следует отметить, что организация составляет основу мира менеджмента, она же является причиной, обуславливающей существования менеджера. При этом над организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Часто понятие «управление» и «менеджмент» отожествляется, однако, хотя эти понятия близки по значению, термин «управление» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, например, управление техническими системами; управление биологическими системами (организациями); управление социальными системами (социальное управление).

Управление в широком понимании — это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемо в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов. Менеджмент же применим к управлению социально-экономическими процессами, т. е. к социальному управлению. Основными видами которого являются:

  1. социально-политический менеджмент или административно-государственное управление;

  2. социально-экономический менеджмент или управление материальным производством;

  3. социально-культурный менеджмент или управление духовным производством.

Само слово «менеджмент» происходит от латинского слова «Manus» — рука, и первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми, искусство управления хозяйством.

Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.

В современном понятии «менеджмент» это самостоятельная область знаний, сочетающая в себе:

  • науку;

  • специализированный вид деятельности и опыт;

  • методы и формы управления;

  • профессионалов-менеджеров;

  • ноу-хау;

  • искусство.

Понятие это настолько широко и специфично, что до настоящего времени нет единого общепризнанного его толкования. Так фундаментальный Оксфордский словарь дает такое определение:

менеджмент — это: - способ, манера общения с людьми;

  1. власть и искусство управлять кадрами;

  2. особые умения и административные навыки;

  3. орган управления, административная единица.

В американской литературе встречается такое определение:

менеджмент — умение добиваться чего- либо чужими руками.

Существует и такое мнение, что понятие «менеджмент» — чисто американское и имеет настолько специфическую трактовку, что просто не подлежит точному переводу на какой-либо язык.

В словаре иностранных слов «менеджмент» толкуется как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

Таким образом, единого, точного определения понятия «менеджмент» нет, но смысл – управлять людьми в процессе трудовой деятельности. С этой точки зрения, наиболее удачным можно считать определение, данное Месконом М.Х. в книге «Основы менеджмента»: менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Т.е. в любом случае – это обобщение теории и практики, обеспечивающее коммерческий успех в масштабах организации.
1.2. Концепции современного менеджмента
Современные подходы к управлению являются синтетическим, поскольку для них характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации. В отличии от однородных учений, исследующих отдельно процессы труда, человека, администрирования и т.д.

Ключевыми положениями современной системы взглядов на менеджмент являются:

1.Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит только от управления внутренними факторами. На первое место выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянно меняющейся внешней среде.

2.Использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в единстве её составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3.Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.

4.Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы.

^ Системный подход.

Развивается с конца 50-х годов ХХ в. Основные представители - американские исследователи: Ч.Бернард, П. Друккер, Н.Винер, К.Шеннон.

В соответствии с системным подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, подсистем, каждая из которых, обладая определенной автономией, вносит свой вклад в общую характеристику целого.

Организация является сложной, открытой, социально-технической системой.

Организация является сложной системой, потому что состоит из множества подсистем, элементов, например, различных подразделений, отделов, служб, уровней управления и внутренних факторов, таких как цели, технология, взаимоотношения между людьми. Открытой, поскольку является частью еще большей системы – внешней среды и находится под воздействием ее прямых и косвенных факторов. Социально-технической, так как в ней социальный компонент (человек) взаимодействует с техникой, при этом, именно человек является главным и наиболее активным компонентом.

Кроме того, организация как система, очень динамична, подвержена непрерывным изменениям, поэтому требуется прогнозирование ее состояния в будущем и учет состояния в текущем времени. Работа системы планируется, ведется контроль и регулирование хода производства. Отсюда следует, что организацию необходимо рассматривать как самоуправляемую систему, способную осуществлять целенаправленные управленческие и производственные действия для достижения поставленных целей.

Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали, причем, сложность системы характеризуется не столько количеством элементов, сколько количеством взаимосвязей.

Системный подход – это не набор каких-либо принципов или правил для менеджера, а способ мышления по отношению к управлению, к организации, требующий комплексного решения любых проблем.

Изменение хотя бы одного элемента системы требует соответствующего изменения остальных. Основная задача менеджмента – гармонизация этих составляющих.

Наиболее популярной теорией системного подхода является теория «7-С» разработанная в конце 80-х годов ХХ в. Авторы Т.Питерс, Р.Уотерпан, Р. Паскаль, Э. Атос.

В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов:

1 – стратегии управления;

2 – структуры организации;

3 – системы (процессов организации);

4 – штатов;

5 – стиля руководства;

6 – квалификации персонала;

7 – разделенных ценностей.

^ Ситуационный подход к управлению.

Разработан в конце 60-х годов ХХ в. и вытекает из системного подхода к управлению.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому, осуществляя управленческие действия, менеджер обязан исходить из ситуации, в которой они функционируют.

При этом рассматривается ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Эти обстоятельства касаются как внутренней, так и внешней среды организации.
Внешняя среда – это совокупность элементов, не входящих в состав организации, но оказывающих воздействие на цели и результаты ее деятельности.

Установление динамики внешних факторов, уровня их стабильности (или нестабильности) дает менеджерам возможность предвидеть ожидаемые перемены внешней среды. Внешняя среда может классифицироваться по различным признакам, в частности, по степени воздействия на внутреннюю среду. В соответствии с этим выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

^ Внешняя среда прямого воздействия включает в себя элементы, которые непосредственно влияют на процессы внутри организации и в то же время испытывают на себе прямое влияние процессов, протекающих внутри организации.

^ Внешняя среда косвенного воздействия – это факторы внешней среды, которые могут не оказывать прямого, немедленного воздействия на операции внутри организации, но, тем не менее, сказываются на них.

На рисунке 1.1. представлены основные факторы внешней среды организации.




Рис. 1.1. Классификация внешней среды по степени воздействия

Установление динамики изменения внешних факторов, уровня их стабильности и других параметров, зачастую обуславливающих друг друга, дает менеджерам возможность предвидеть ожидаемые перемены внешней среды и учитывать их в своей деятельности.
В рамках этого подхода разработаны следующие рекомендации менеджерам:

1) менеджер должен уметь анализировать ситуацию в зависимости от факторов, которые в тот или иной момент времени влияют на организацию, выделять из них главные и второстепенные, а также, что может произойти при их изменении;

2) уметь выбрать соответствующий вариант действий, который в наилучшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации

(оптимизация решений);

3) при необходимости в организации должны быть предусмотрены возможности для её изменения и приспособления к возникающим ситуациям;

4) управление должно привести к соответствующим изменениям в организации, позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.
^ Процессный подход к управлению.

Впервые эту концепцию предложили представители школы административного (функционального) управления (в частности А.Файоль), которые пытались описать управление как функции менеджмента, независящие друг от друга.

Современный процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с этим подходом правление – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий по выполнению функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, операций, процедур.

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций:

планирования, организации, координации, регулирования, контроля и др.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconПрограмма курса Тема Введение в экономическую теорию. Методы экономической...
Тема Введение в экономическую теорию. Методы экономической теории. Специфика предмета микроэкономики

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций по дисциплине “Каналообразующие устройства”, 2010 Перечень лекций
Тема №1 (4 часа) Назначение, основные параметры и состав каналообразующих устройств 5

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве...
Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций
Цифровые системы управления и обработки информации. Конспект лекций. Модуль 1: Организация и программирование систем чпу. (для студентов...

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема...
Стратегическое планирование кампании по поддержке молодежной общественной инициативы

Конспект лекций Тема Введение в теорию и практику менеджмента iconКонспект лекций по: "Организации обслуживания в ресторанах"
Введение. Структура предмета. Предприятия ресторанного хозяйства. Их основные задания, перспективы развития

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов