Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация




Скачать 369.19 Kb.
НазваниеЛекция № Тема: Личность социальный контроль девиация
страница1/4
Дата публикации08.08.2013
Размер369.19 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4
Лекция № 8.

Тема: Личность - социальный контроль - девиация.


  1. Социологический подход к личности: анализ социально-типических характеристик и процесс социализации.

2. Социальный контроль как средство регуляции поведения личности.

3. Девиантное поведение: сущность понятия. Теории девиации.



  1. Личность как предмет социологического анализа (социально-типические характеристики и процесс социализация).


Мы изучили группы, изучили социальную структуру.

Что является объектом социологии? Общество.

А общество из кого состоит? Из людей.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Обозначают ли они одно и тоже или между ними есть разница?

Какие понятия используются в праве, законе для обозначения человека?

Чаще всего между ними не находят разницы, но если подходить к определению данных понятий строго, с точки зрения социологической науки, то можно выделить смысловые оттенки.

Человек – понятие самое общее, родовое.

Индивид – понимается как отдельный конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода, его кирпичик.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого (различия могут быть биохимическими, нейрофизиологическими, психологическими, социальными).

Личность – понятие, подчеркивающее неприродную, социальную сущность человека и индивида, то есть акцентирует социальное начало.

В социологии личность определяется как системное качество индивида, которое обусловлено его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

«Индивидуальное» вплетается в «социальное». Но разделить индивидуальное и социальное очень сложно, так как они изначально переплетены (ведь поведение человека сначала не существует, как нечто «несоциальное», преобразующееся в социальное). Нельзя изучить личность, а потом систему социальных связей, которая на него накладывается. Сама личность одновременно и продукт и создатель социальных связей.

В этой связи важно рассмотреть, как действует личность в социальном контексте, то есть рассмотреть систему реальных отношений личности с внешним социальным миром. Объекты в природе связаны с окружающей действительностью. Но для животного – это только связь, назвать отношением мы такую связь не можем. Связи приобретает качество отношения только в случае с человеком, так как человек в этой связи субъект, активный деятель, следовательно, связи человека с миром, с объектами строго распределены. Отношение всегда направлено в силу активности субъекта, оно существует «для меня». Связи с внешним миром есть у животных, но животное не может выражать своего отношения к чему-либо.

Все отношения можно разделить на два класса: с одной стороны, социальные или общественные, с другой психологические.

Уровень отношений человека с миром различен, индивид вступает в отношения, группы вступают в отношения, так человек оказывается субъектом разных отношений.

Социологией исследуются в первую очередь - общественные отношения (экономические, социальные, политические, правовые, идеологические отношения в совокупности представляют систему социальных). Индивиды в рамках этих отношениях встречаются не лицом к лицу, а являются выразителем интересов различных групп (а какие большие социальные группы мы уже знаем? - профессий, классов, политических партий). Отношения строятся в зависимости от социального положения индивида в систему общества, они обусловлены объективно, носят безличных характер.

А те отношения которые строятся на симпатиях, антипатиях между конкретными личностями, носят личный характер, зависят от особенностей характера и темперамента – какая наука изучает?

Общественные отношения рассматриваются как взаимодействие социальных ролей, а не личностей.

Что такое роль?

Роль всегда несет на себе отпечаток общественной оценки: общество может одобрять либо не одобрять роль («преступник»). Иногда оценка дифференцируется у разных групп, роли приобретают различное значение. Указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Один человек как правило обладатель нескольких ролей: отец, бухгалтер, член профсоюза, игрок сборной. Каждый носитель роли по-своему действует в деталях. Все зависит от того, насколько индивид усвоил, интернализировал роль. Интернализация зависит от психологических особенностей каждого человека.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: хотя общественные отношения безличны, однако в своем конкретном проявлении они приобретают личностную окраску.

Во всех групповых действиях индивиды выступают в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: безличные-общественные и личностные-эмоциональные.

Так, крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений (экономических). Вместе с тем этот крестьянин при продаже товара торгуется с покупателем, «личностно» общается с ним, средством общения выступает речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения – коммуникация. Но за ней стоит общение, вынуждаемой системой общественных отношений, в данном случае отношений товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от второго, общественного плана, однако надо всегда учитывать его присутствие в реальной жизни.

Представим себе ситуацию, адвокат в суде отстаивает права подзащитного. Подзащитный является работником на частном предприятии, где работодатель задолжал ему за полгода заработную плату. Можно здесь увидеть личностные отношения? Какие общественные отношения стоят за этим?

Личность не только объект общественных отношений (должна действовать под давлением уже сложившегося порядка вещей), но субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Давайте вспомним из курса философии, что такое объект и субъект?

В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид, продукт онтогенетического развития. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития. Для этого необходимы предпосылки:

- биологические, генетические (определенное строение мозга, хромосомы - дауны);

- наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует (вспомним маугли, это только в сказке он не смотря на изоляцию от человеческой среды – ходил прямо, познакомился с девушкой…В реальной жизни все гораздо трагичнее).

Об этом свидетельствуют случаи с детьми, выросшими в условиях крайней изоляции:

В 1799 г. на юге Франции охотники нашли 12-летнего мальчика – передвигался на четвереньках, ел как животное, кусался. Обоняние слух чрезвычайно развиты – при треске ветки он подскакивал, а при хлопанье дверью даже не реагировал. Мог ходить голышом в мороз. Мог доставать пищу из горячей воды, не испытывая боли. Вместо речи – нечленораздельная речь.

В начале 19 в. психиатр Пинель обследовал мальчика – и поставил диагноз – слабоумие. Другой молодой врач не согласился. Он объяснял такое поведение Виктора – следствием длительной изоляции. Он решил обучить его так, чтобы тот мог нормально жить в обществе. Но после 5 лет усилий – отказался от затеи. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать предметы, нескольким словам, не совсем понимая, что они означают. Он так и не научился играть, вступать в общение с людьми, а сексуальном плане его поведение было еще менее адекватным человеческому – прожил до 40 лет и никаких улучшений.

Рождается человек с «человеческими» признаками или он приобретает их в результате общения с себе подобными?

Виктор чувствовал, видел и слышал иначе, его эмоции, мотивации, поведение было не свойственным для нормального человека. Был он слабоумным изначально или окружающая среда дикого леса сделала его таким?

Еще одна история. В 1940-н гг. двух незаконнорожденных девочек постоянно прятали от глаз людей в течении многих лет, не выпуская из закрытых комнат, о чем писал социолог Дейвис. Дети получали ровнос только, чтобы не умереть. Местные власти обнаружили их, когда им было 6 лет. Они отставали в развитии, имели несколько человеческих навыков. Анна было помещена в приют, а потом в школу для умственно отсталых детей – он сумела научиться разговаривать отдельными фразами, чистить зубы, играть, ходить. Неизвестно как бы она могла развиваться дальше, т.к. она умерла в 10 лет. А Изабеллу воспитывали члены факультета университета. Она начала быстро говорить, и прошла все этапы развития, догнав сверстников к 14 годам. Она была преуспевающей ученицей, умной, жизнерадостной, вышла замуж, у нее была хорошая семья. То есть ее удалось вернут к нормальной жизни. Т.е. многие черты, которые как нам кажется присущи нам с рождения не могут развиваться, если у нас нет возможности общаться с другими людьми.

Почему не смогли перевоспитать Виктора? Было много случаев, когда находили детей- волков, газелей, тарзанов – пяти лет. Анну и Изабеллой удалось перевоспитать!!! В чем тут дело?

В процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора. Чем моложе дети в тот момент, когда их нашли, тем легче вернуть их в общество.

Об этом свидетельствует еще один пример. В 1977 году нашли Джинни. Ее нашли в 13 лет. До этого ее унижали, привязывали к стульчику, жила она в закрытой комнате, а когда она издавал звуки – били. В результате, когда ее нашли оказалось, что по уровню развития она как годовалый ребенок. Ее пытались реабилитировать и она достигла некоторых успехов – научилась разговаривать, но речь ее была замедленна, поведение оставалось неадекватным. При встрече с понравившемся незнакомым человеком, она вцеплялась в человека и отказывалась его отпустить.

Эти случаи подтверждают тот факт, что биологический аппарат человека не способен создать человеческую личность при отсутствии социального взаимодействия. Значит, человеческие качества являются продуктом как наследственности, так и факторов окружения.

Человек как биологический вид обладает такими характеристиками как прямо хождение, крупный мозг. С другой стороны – человек культурное существо, обладающее индивидуальностью.

Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации, процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации индивид становится личностью.

У людей и животных есть сходство – но у животных нет социализации. Детеныши рождаются более приспособленными к жизни, если у обезьяны родился детеныш, то нет сомнений, что он станет обезьяной, даже если вырастет вдалеке от матери в питомнике. Волк становится волком независимо от того, где он воспитывался. А если человеческий ребенок будет расти вне «своих», то он не станет личностью. Человек должен воспитываться в среде себе подобных. Как вы видели, дети , выращенные вне общества не могут говорить, абстрактно мыслить, улыбаться, дружить, играть. Их называют феральными людьми.

Социализация – это процесс усвоения системы норм и ценностей общества и освоения социальных ролей, который позволяет человеку функционировать в качестве члена общества;

Социализация двухсторонний процесс, включает в себя не только усвоение индивидом норм, но и процесс активного воспроизводства индивидом, системы социальных связей за счет активной деятельности.

Например, ребенок рос в благополучной семье, где его адекватно воспитывали, однако он стал преступником, совершил правонарушение – украл что-то, значит он не усвоил, не воспроизвел нормы.
Без социализации культура не была бы возможна, ведь она передается из поколения к поколению и человеческие существа зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течении многих тысячелетий. Благодаря культурному/социальному наследию каждое новое поколение может двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не могло бы просуществовать более срока жизни одного поколения; у индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.

Социализация включает в себя такие более частные процессы как развитие, воспитание (элемент воздействия) и обучение.

Содержание процесса социализации: социализация начинается с момента рождения человека и проходит в трех сферах: деятельность, общение, сознание.

Стадии социализации:

    1. детство;

у новорожденного нет собственного «я», которое бы он отличал от окружающего мира, нет личности;

сознание формируется от 2 до 5 лет (через труд, игру, деятельность), тогда же происходит осмысление себя через других (ребенок смотрит в других как в зеркало, поэтому психологи говорят – не говорите ребенку, что он плохой, надо говорить, что он плохо поступил, иначе это может закрепиться в сознании, стать частью самоидентификации. Становление социального «я» возможно как процесс усвоения мнения значимых других обо мне. Эти мнения служат зеркальным «я».)

осмысление происходит через усвоение к этому возрасту языка (сначала – себя называют в третем лице – «Петя хочет пить», «Маша пошла гулять»

и наконец, обретение самости. («ребенок заявляет свое «Я») Ученые говорят, что на 70% качества личности закладываются на этом этапе, в детстве.

    1. юность;

Подростковый возраст - раньше в этом возрасте брали на себя взрослые обязанности, экономические функции. Сейчас – это положение между ребенком и взрослым: путаются социальные роли, представления о себе еще недостаточно четки, легко подвержены влиянию, ищут надежную опору. Сегодня для подростков обязательно посещение школы. Некоторые называют этот период – «периодом бурь и стрессов».

^ Молодость (ранняя зрелость) – сейчас удлиняется переход во взрослую жизнь. !8-20 лет – многие начинают самостоятельную жизнь, начинают работать, осваивают новые социальные роли, появляется ответственность. Время первой любви и первых попыток работать. Здесь начинает работать культурный циферблат, т.е. правила, которые предписывают чего в каком возрасте надо добиться, достичь.

Как Вы думаете: что предписывает культурный циферблат Вам к 30 годам?

Надо учитывать, что сегодня иногда возрастная норма перестает действовать: 35 лет – бабушка, 70 лет – студент, 28 лет – мер, 65 лет – молодой отец.

    1. зрелость;

Главные характеристики – построение семьи и профессиональной карьеры.

    1. старость / пожилой возраст

Вопрос: происходит ли социализация в старости? Приведите примеры.

^ Эти стадии относительны, но возрастная градация есть Студентка оценила возрастные группы – при выполнении задания: выделила молодых 18-25 лет, и дальше старше 25 лет – написала « старые», но видно одумавшись немного добавила, люди среднего возраста. А вот если бабушку спросите – с кем в больнице лежала, она ответит, да одни молодые, всем не больше 50 лет.

Подробнее об особенностях стадий поговорим на семинаре.

Иногда говорят о десоциализации – отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения.

Когда можно наблюдать случаи десоциализации? Армия, эмигранты, тюрьма.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconПрактическое занятие №8 по теме: Социальный контроль и девиантное поведение. Вопросы
Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Способы осуществления...

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconНа вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в...
Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид...

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconЛекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности
Усвоить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconЛичность как социальный тип и деятельный субъект: социологические концепции личности
Лекци Личность как социальный тип и деятельный субъект: социологические концепции личности

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconМетодические рекомендации вводная лекция введение в курс лекция 2
Лекция 15. Финансирование государственной службы. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной службе

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconЛекция личность. Развитие личности
...

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconЛекция №15. Личность (часть 1) Лекция №16. Личность (часть 2) Лекция...
Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология»...

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconЛекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и...
Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа...

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconЛекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность»
Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее приклад-ные задачи

Лекция № Тема: Личность социальный контроль девиация iconТема : Личность как объект педагогической деятельности
Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов