Юридическая психология Учебное пособие




НазваниеЮридическая психология Учебное пособие
страница1/23
Дата публикации08.08.2013
Размер1.96 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
1

Международный консорциум «Электронный университет»

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

Евразийский открытый институт

О.Э. Петруня

Юридическая

психология

Учебное пособие

Москва 2007 2

УДК 159.9

ББК 88

П 312

Петруня О.Э. Юридическая психология: Учебное по-

собие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 171 с.

.

ISBN 978-5-374-00048-1 © Петруня О.Э., 2007

© Евразийский открытый институт, 2007 3

Оглавление

Тема 1. Введение в юридическую психологию...................... 5

1.1. Понятие юридической психологии................................ 5

1.2. Место юридической психологии в системе научных

дисциплин ............................................................................ 7

1.3. Очерк по истории юридической психологии.............. 9

1.4. Развитие юридической психологии в России............... 14

Тема 2. Проблема личности в юридической психологии .. 23

2.1. Понятие личности в юридической психологии.......... 23

2.2. Теории личности................................................................. 26

2.3. Структурная теория личности Р. Кеттела..................... 33

2.4. Теория Г. Айзенка................................................................ 39

2.5. Теории акцентуированных личностей.......................... 43

2.6. Личность и психика ............................................................ 48

2.7. Психолого-правовая оценка аффекта............................ 59

Тема 3. Психодиагностика личности

в правоохранительной деятельности........................ 63

3.1. Группы диагностики .......................................................... 63

3.2. Тест-опросник Г. Айзенка.................................................. 75

3.3. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела

(16PF) ...................................................................................... 78

3.4. Тест-опросник Леонгарда–Шмишека............................. 88

Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза ....................... 93

Тема 5. Основы криминальной психологии .......................... 117

5.1. Общая психологическая характеристика

деятельности......................................................................... 117

5.2. Психологический анализ преступного поведения ..... 119

5.3. Психологические особенности групповой

преступности........................................................................ 123

5.4. Психологические основы виктимологии....................... 126 4

Тема 6. Психология профессиональной

деятельности юриста....................................................... 133

6.1. Проблема психологического отбора

в правоохранительные органы........................................ 133

6.2. Основные направления психологического

обеспечения работы с кадрами ....................................... 140

6.3. Профилактикапрофессиональной деформации

работников правоохранительных органов...................... 146

Тема 7. Психологические особенности

судопроизводства ............................................................. 149

7.1. Особенности познавательной деятельности суда ....... 149

7.2. Особенности профессионального общения

в процессе судопроизводства ............................................ 152

7.3. Психологические особенности принятия

решения судьями................................................................. 159

7.4. Психология присяжных заседателей.............................. 164 Введение в юридическую психологию

5

ТЕМА 1.

Введение в юридическую психологию

1.1. Понятие юридической психологии

Психология (от греч. ψυχη – душа, λογος – учение, нау-

ка) – это наука о закономерностях, особенностях развития и

функционирования психики как особой формы самоорганиза-

ции человека, которая проявляется в его отношениях с самим

собой, окружающими его людьми и миром в целом. Этим мно-

гообразием отношений человека объясняется достаточно

большое число различных прикладных отраслей психологиче-

ской науки, призванных оказывать непосредственную помощь

людям в их профессиональной деятельности. Достаточно

вспомнить такие бурно развивающиеся прикладные отрасли

психологической науки, как детская и педагогическая психоло-

гия, психология труда и инженерная психология, военная,

авиационная, космическая психология, психология спорта.

В этот ряд необходимо поставить и юридическую психологию,

которая является предметомданного учебного пособия.

Юридическая психология – прикладная область психо-

логии, изучающая психическую активность человека в сфере

правоотношений.

Являясь пограничной наукой между психологией и пра-

воведением, юридическая психология рассматривает законо-

мерности и особенности психической жизни субъектов при-

менительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специ-

фика настолько значительна, что вся система юридической

психологии, ее понятийный аппарат согласуются с логикой

правового регулирования, правовых факторов. Именно по-

этому юридическая психология включает в себя помимо раз-Юридическая психология

6

работки общих для нее вопросов (предмет, система, методы)

проблематику, относящуюся к психологии нормативно-

правовой регуляции, психологического обеспечения право-

применительной деятельности, правотворчества, к правовому

сознанию как источнику правовой активности людей и внут-

реннему регулятору их юридически значимого поведения.

Таким образом, личность и деятельность становятся ос-

новными объектами изучения юридической психологии,

призванной изучать не только психические явления у отдель-

ных участников процесса осуществления правосудия, отно-

шения между ними, но и исследовать психологические осо-

бенности самой деятельности, связанной с осуществлением

правосудия в целоми ее отдельными функциями.

Предметом юридической психологии являются различ-

ные явления психики, индивидуально-психологические осо-

бенности личности участников правоотношений, вовлечен-

ных в сферу правоприменительной деятельности, социально-

психологические закономерности этой деятельности, воздей-

ствующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с

правонарушениями психологические исследования опера-

тивно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, ис-

правительно-профилактической деятельности различных го-

сударственных правоохранительных органов: суда, прокура-

туры, органов внутренних дел, органов безопасности,

исправительно-трудовых учреждений, а также органов право-

вого обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокату-

ры) населению, юридическим лицам.

Дифференцированный подход в исследованиях психо-

логических особенностей профессиональной деятельности

сотрудников этих органов в недрах юридической психологии

позволил постепенно сформировать отдельные направления,

которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятель-

ные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно

готовят специалистов определенного профиля для предстоя-

щей работы в соответствующих правоохранительных, госу-

дарственных органах. Введение в юридическую психологию

7

1.2. Место юридической психологии

в системе научных дисциплин

Развитие правосознания в историческом плане во мно-

гом отражает развитие человеческой культуры. Известный

немецкий психиатр и философ Карл Ясперс отметил, что че-

ловеческое общество сформировало совокупность правил и

норм жизни в эпоху, названную им «осевым временем». Оче-

видно, что эти нормы и правила были связаны со специфиче-

ской системой ценностей данного общества, однако носили на

себе и черты общечеловеческих взглядов на справедливость и

закон. Так, римляне считали правом то, что всегда является

справедливым и добрым, и то, что полезно всем или многим в ка-

ком-либо государстве. Поэтому право как система норм, или

правил поведения, имеет общеобязательный характер. Обще-

обязательность означает, что все члены общества независимо

от своих желаний должны выполнять требования, содержа-

щиеся в правовых документах.

Основы теоретического осмысливания сущности права и

правосознания в европейской традиции были заложены вы-

дающимися древнегреческими философами. Так, по мнению

Демокрита (460–370 гг. до н.э.), закон направлен против тех,

кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно

не побуждается к добродетели внутренним влечением. Со-

крат (469–399 гг. до н. э.) высказывал идеи о необходимости

совпадения справедливого, разумного и законного, которые в

дальнейшем были развиты Платоном (427–347 гг. до н.э.) и

Аристотелем (384–322 до н. э.).

Платон впервые гениально распознал два психологизи-

рованные явления, лежащие в основе развития общества, –

потребности и способности людей. Закон должен отвечать по-

требностям общества, а организация общества должна быть

осуществлена в соответствии со способностями членов обще-

ства. Государственные формы, по Платону, могут ухудшаться

не только по экономическим, но и по психологическим при-

чинам. Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы ка-Юридическая психология

8

ждое сословие занималось своим делом и находилось в иерар-

хической соподчиненности. Постулируемые им пять видов

государственного устройства (аристократическое, тимократи-

ческое, олигархическое, демократическое и тираническое) он

также связывает с пятью разновидностями душевного (психи-

ческого) склада людей. И каждая форма государства гибнет,

по утверждению Платона, из-за недостатков, присущих тому

или иному психическому складу людей, стоящих у власти.

Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию – опь-

янение свободой в «неразбавленном» виде. В «Законах» Пла-

тон подчеркивает, что справедливые законы – это не только

определения разума, но такие законы, которые обеспечивают

общее благо всех граждан. Законы, по Платону, – основное

средство совершенствования человека.

Великий ученик и оппонент Платона Аристотель счи-

тал, что человек – существо политическое и только в полити-

ческомобщении завершается его сущностное формирование.

Право было подразделено Аристотелем на естественное

и воле установленное (позитивное). Естественное право везде

и всегда имеет одинаковое значение – оно обусловлено все-

общей природой вещей. Качество закона определяется его со-

ответствием естественному праву. Закон, основанный только

на насилии, не является правовым законом. Политическое

правление – правление правового закона, а не людей; люди

подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум.

Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решаю-

щее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззре-

ния, на понимание права как мерила справедливости и равен-

ства. Уже у самых своих истоков научное правоведение смы-

калось с учениемо человеке. Введение в юридическую психологию

9

1.3. Очерк по истории

юридической психологии

Интерес к психологическим знаниям в правоведении

появляется задолго до того, как под влиянием успехов в есте-

ствознании психология становится самостоятельной наукой.

Как самостоятельная наука психология существует с 1879 года,

когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) открыл

первую психологическую экспериментальную лабораторию.

Однако уже 1792 г. немецким естествоиспытателем К. Эккартс-

гаузен (1752–1803) написана книга «О необходимости психоло-

гических познаний при обсуждении преступлений». Тогда же

выходит книга И.Х. Шауманна (1768–1821) «Мысли о крими-

нальной психологии», в которой анализируются отдельные уго-

ловно-правовые понятия. Таким образом, в XVIII – XIX вв. на ос-

нове новой правовой идеологии зарождается специализирован-

ная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, а

затемиболеешироко – судебнаяпсихология.

В рамках криминальной психологии стал осуществлять-

ся эмпирический синтез фактов, касающихся психологии пре-

ступного поведения и психологии личности преступника. На-

чинает осознаваться необходимость психологических знаний в

судопроизводстве, во всей системе правовой регуляции. Во вто-

рой половине XIX в. зарождается антропологическая школа пра-

ва, повышаетсяинтересюристов к «человеческому фактору».

В конце XIX в. в связи с формированием криминалисти-

ки и криминологии интенсивно формируется судебная, а за-

тем и юридическая психология. Известный французский пси-

холог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной пси-

хологии в Женевском университете, значительно расширил

круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ в. ввел

термин «юридическая психология».

Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фун-

даментальный труд «Криминальная психология» в которомрас-

сматривал судебную психологию как прикладную отрасль об-

щей психологии. Г. Гросс познакомил юристов с современными

ему достижениями в экспериментальной психофизиологииЮридическая психология

10

(с учением Густава-Теодора Фехнера о закономерностях ощу-

щений), с особенностями психомоторных реакций человека, с

закономерностями мышления, памяти и др. Получает разви-

тие психология формирования и получения показаний (Мар-

бе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает

психологию допрашивающего (полицейского, судьи, экспер-

та) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидете-

ля), разрабатывает психологическую технику допроса.

Однако вплоть до возникновения глубинной психологии

в первой половине ХХ века судебная психология оставалась в

основном эмпирической, описательной наукой. Преступная

личность, ее мотивационная сфера описывались такими

аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть,

корысть, бессовестность, склонность к садизму и т. п. социаль-

но-психологические закономерности долгое время оставались

в забвении. При массовых обследованиях причин преступле-

ний полагались на мнение самих преступников. На очереди

стояла проблема психодиагностики личности преступника,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Юридическая психология Учебное пособие iconЮридическая психология. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии...

Юридическая психология Учебное пособие iconУчебное пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с. Isbn
Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии...

Юридическая психология Учебное пособие iconПсихология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...

Юридическая психология Учебное пособие iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Юридическая психология Учебное пособие iconАллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...

Юридическая психология Учебное пособие iconПрограмма Программа учебной дисциплины «Юридическая психология»
России. Изучение специальной дисциплины «Юридическая психология» имеет цель вооружить студентов системой психологических знаний,...

Юридическая психология Учебное пособие iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с

Юридическая психология Учебное пособие iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Юридическая психология Учебное пособие iconУчебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного...
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с

Юридическая психология Учебное пособие iconПсихология человека
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов