Теорией дидактического материализма или энциклопедизма




Скачать 120.22 Kb.
НазваниеТеорией дидактического материализма или энциклопедизма
Дата публикации09.08.2013
Размер120.22 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
10. Содержание образования: история и современность. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план общеобразовательной школы. Учебные программы и учебники, общие требования к ним.

Содержание общего образования является не только важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, но и выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности, является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. (П. И. Пидкасистый)

Факторами формирования содержания образования являются потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Основные подходы к формированию содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования.

Первую еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский. Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIX столетия (Г. Спенсер и др.).

^ Формальная теория формирования содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Сторонники дидактического формализма были уже в древности (Гераклит, Цицерон). В Новое время -И. Кант, Песталоцци, в Германии - А. Дистервег, в Англии - Д. Локк. Слабость этой теории заключается в том что в учебных программах, отражались инструментальные предметы (языки, математика).

Обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К. Д. Ушинским. Школа, по его мнению, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. С К. Д. Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования.

Однако, в современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материального образования. Например, так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования (В.В.Краевский).

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что содержание образования изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Подобные тенденции наблюдались и в условиях тоталитарных режимов, когда содержание образования подчинялось главенствующей политической идее. Человек при этом выступал как средство, а не цель общественного развития.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского. Личностно-ориентированный подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским:

- ^ Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

- Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения (содержание общего образования должно соотноситься с принципами и технологиями его передачи и усвоения).

- Принцип структурного единства предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

- Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

- Принцип фундаментализации требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого принципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как:

- Когнитивный опыт личности (система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности).

- Опыт практической деятельности (система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой познавательной (учебная и внеучебная), трудовой, художественной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельностей).

- Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

- Опыт отношений личности (система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений).

Сегодня содержание образования в России определяется стандартами образования, утверждаемых Государственной Думой и раскрывается в соответствующих программах учебных дисциплин, представляющих содержание конкретных научных областей на разных уровнях системы непрерывного образования.

^ Государственный образовательный стандарт.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции:

^ Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом.

^ Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях.

^ Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Функция повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Министерством образования и науки РФ утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( приказ №373 от 6 октября 2009г.). Российская академия образования завершает подготовку нового государственного образовательного стандарта для основной школы (5–9 классы).

В качестве методологической базы для разработки стандарта использовался системно-деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.).

Важным этапом в развитии стандартизации образования стало принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

^ Базисный учебный план общеобразовательной школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы – Министерством образования Российской Федерации.

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

·  продолжительность обучения (в учебных годах) - общая и по каждой из ее ступеней;

·  недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

·  максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

·  суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

Средняя общеобразовательная школа строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная. Основная школа делится на две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая. Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями .

^ Учебные программы.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Учебная программа выполняет ряд основных функций:

  1. описательная (описывает содержание образования на уровне учебного предмета).

  2. идейно-мировоззренческая функция (формирование духовности и научного мировоззрения у школьников, создание общей в мировоззренческом отношении научной картины мира, формирование духовно-ценностного отношения к явлениям действительности ).

  3. регулирующая, или организационно-методическая (организует деятельность учителя по подготовке к занятиям, учебный труд учащихся).

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

^ Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта и утверждаются Министерством образования Российской Федерации, имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

^ В рабочей программе в отличие от типовой учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

^ Авторские учебные программы могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. Утверждаются педагогическим советом школы.

Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный.

^ При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу.

^ При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. Учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Общая структура учебной программы:

  1. Объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета.

  2. Содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.

  3. Методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

5. Учебник.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны.

Учебник - это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению.

Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д.Д. Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции:

  • информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение

  • трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

  • систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

  • функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

  • интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

  •  координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

  • развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

  • обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования .

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Учебный текст предназначен для разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория управления»
Взаимосвязь теории управления с теорией менеджмента и теорией организации. Место теории управления в системе современных знаний

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма icon1 Учение о высказываниях алгебра высказываний, или алгебра логики,...
Учение о высказываниях алгебра высказываний, или алгебра логики, является простейшей логической теорией. Она рассматривает конечные...

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconУчебник для вузов
Книга предназначена студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и политологам, будет...

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconВ 40-х гг возникло новое направление экономической науки, названное...
В 40-х гг возникло новое направление экономической науки, названное управлен­ческой экономикой и призванное преодолеть существующий...

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconПрирода научной истины
Автор показывает, что проблемы научной истины могут быть рационально поняты и объяснены лишь на основе научной методологии диалектического...

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма icon1. Решение нелинейных уравнений
...

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconПроблемные вопросы
В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделенными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог...

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconБиблиотека Украины для юношества 1996
Книга предназначена для тех, кто интересуется теорией и практикой самопознания

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconВопросы, возникшие при знакомстве с квантовой теорией гравитации, и ответы на них
Каким образом можно установить экспериментально, что электрон проходит через два отверстия одновременно?

Теорией дидактического материализма или энциклопедизма iconНациональная система политической экономии Фридрих Лист
Россия, решилась искать спасения в так осуждаемой теорией протекционной системе, и что же является результатом этого? Благосостояние...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов