Скачать 120.22 Kb.
|
10. Содержание образования: история и современность. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план общеобразовательной школы. Учебные программы и учебники, общие требования к ним. Содержание общего образования является не только важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, но и выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности, является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. (П. И. Пидкасистый) Факторами формирования содержания образования являются потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании. Основные подходы к формированию содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования. Первую еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский. Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIX столетия (Г. Спенсер и др.). ^ рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Сторонники дидактического формализма были уже в древности (Гераклит, Цицерон). В Новое время -И. Кант, Песталоцци, в Германии - А. Дистервег, в Англии - Д. Локк. Слабость этой теории заключается в том что в учебных программах, отражались инструментальные предметы (языки, математика). Обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К. Д. Ушинским. Школа, по его мнению, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. С К. Д. Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования. Однако, в современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материального образования. Например, так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования (В.В.Краевский). Содержание образования имеет исторический характер, поскольку определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что содержание образования изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Подобные тенденции наблюдались и в условиях тоталитарных режимов, когда содержание образования подчинялось главенствующей политической идее. Человек при этом выступал как средство, а не цель общественного развития. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского. Личностно-ориентированный подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности. В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским: - ^ содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. - Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения (содержание общего образования должно соотноситься с принципами и технологиями его передачи и усвоения). - Принцип структурного единства предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося. В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация. - Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений). - Принцип фундаментализации требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого принципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как: - Когнитивный опыт личности (система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности). - Опыт практической деятельности (система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой познавательной (учебная и внеучебная), трудовой, художественной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельностей). - Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. - Опыт отношений личности (система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений). Сегодня содержание образования в России определяется стандартами образования, утверждаемых Государственной Думой и раскрывается в соответствующих программах учебных дисциплин, представляющих содержание конкретных научных областей на разных уровнях системы непрерывного образования. ^ Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев). Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции: ^ вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. ^ связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. ^ связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения. Функция повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. Министерством образования и науки РФ утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( приказ №373 от 6 октября 2009г.). Российская академия образования завершает подготовку нового государственного образовательного стандарта для основной школы (5–9 классы). В качестве методологической базы для разработки стандарта использовался системно-деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.). Важным этапом в развитии стандартизации образования стало принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. ^ Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы – Министерством образования Российской Федерации. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов: · продолжительность обучения (в учебных годах) - общая и по каждой из ее ступеней; · недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий; · максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору; · суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы. Средняя общеобразовательная школа строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная. Основная школа делится на две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая. Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся. Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями . ^ Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Учебная программа выполняет ряд основных функций:
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. ^ разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта и утверждаются Министерством образования Российской Федерации, имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. ^ в отличие от типовой учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. ^ могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. Утверждаются педагогическим советом школы. Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный. ^ развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. ^ развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. Учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах. Общая структура учебной программы:
5. Учебник. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны. Учебник - это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д.Д. Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции:
Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Учебный текст предназначен для разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. |
![]() | Взаимосвязь теории управления с теорией менеджмента и теорией организации. Место теории управления в системе современных знаний | ![]() | Учение о высказываниях алгебра высказываний, или алгебра логики, является простейшей логической теорией. Она рассматривает конечные... |
![]() | Книга предназначена студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и политологам, будет... | ![]() | В 40-х гг возникло новое направление экономической науки, названное управленческой экономикой и призванное преодолеть существующий... |
![]() | Автор показывает, что проблемы научной истины могут быть рационально поняты и объяснены лишь на основе научной методологии диалектического... | ![]() | ... |
![]() | В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделенными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог... | ![]() | Книга предназначена для тех, кто интересуется теорией и практикой самопознания |
![]() | Каким образом можно установить экспериментально, что электрон проходит через два отверстия одновременно? | ![]() | Россия, решилась искать спасения в так осуждаемой теорией протекционной системе, и что же является результатом этого? Благосостояние... |