СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Основная цель дисциплины – дать базовые знания, умения, навыки, необходимые для осуществления сервисной деятельности.
Задачи дисциплины – научить студентов:
раскрывать основные понятия сферы сервисной деятельности;
обобщать деятельность учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению;
выделять особенности правового регулирования и перспективные направления совершенствования сферы сервисной деятельности в современных условиях;
реализовывать деятельностный подход в анализе сферы сервиса.
^ В результате изучения дисциплины «Сервисная деятельность» студент должен: основные понятия сферы сервисной деятельности, ее виды, сущность как совокупности процессов научно-практического характера по созданию, распространению и предоставлению услуг;
основные этапы развития сферы сервиса в России;
виды услуг, приоритеты, компоненты, взаимодействующие факторы сервисной деятельности;
основные технологии, используемые при продаже и предоставлении услуг;
особенности правового регулирования сферы сервисной деятельности;
перспективные направления инновационных процессов сферы сервиса в современных условиях;
применять научные знания и практические подходы к разработке (конструированию) конкретной услуги;
организовать рабочее место и обеспечить процесс продажи и предоставления услуги;
диагностировать сервисные ситуации и разрешить противоречия и конфликты в соответствии с правовыми нормами в сфере сервисной деятельности;
формирования благоприятной социально-психологической среды межличностного общения в процессе сервисной деятельности.
^
№ п/п
| Наименование темы
| Объем аудиторных занятий (в часах)
| Объем
сам. раб. студентов
(в час.)
| лекции
| лаб.
раб.
| пр.
зан.
| сем.
зан.
| итого
|
| Введение. Сфера сервиса: основные понятия.
| 2
| -
| -
| -
| 2
| 6
|
| Социальные предпосылки возникновения и история развития сферы сервиса в России
| 4
| -
| -
| 2
| 6
| 6
|
| Предприятия, учреждения сферы сервиса: особенности организации и функционирования
| 4
| -
| -
| -
| 4
| 4
|
| Персонал: организация и правила обслуживания потребителей услуг.
| 4
| -
| 4
| -
| 8
| 4
|
| Потребители услуг: типологические характеристики и сервисное поведение
| 4
| -
| 4
| -
| 8
| 6
|
| Сервисные технологии в процессе продажи услуги
| 4
| -
| 4
| -
| 8
| 6
|
| Сервисные технологии в процессе предоставления услуги
| 4
| -
|
| 2
| 6
| 6
|
| Конфликты в сфере сервиса и их разрешение
| 4
| -
| -
| -
| 4
| 6
|
| Нормативно-правовое регулирование сервисной деятельности
| 4
| -
| -
| -
| 4
| 6
|
| Перспективные направления развития сферы сервиса в современных условиях
| 2
| -
| -
| 2
| 4
| 4
|
| Всего:
| 36
| -
| 12
| 6
| 54
| 54
|
| Формы итогового контроля:
| Курс. работа (проект)
| Контр. работа
| Зачет
| Экзамен
|
| Семестры:
| -
| -
| -
| 4
|
| Для заочной формы обучения
|
| Всего:
| 8
| -
| 4
| 2
| 14
| 94
|
| Формы итогового контроля:
| Курс. работа (проект)
| Контр. работа
| Зачет
| Экзамен
|
| Семестры:
| -
| -
| -
| 4
|
^
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Введение. Сфера сервиса: основные понятия.
Предмет и задачи дисциплины. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Понятия «сервис» в широком и узком смысле слова, «сервисная деятельность», «культура сервиса», «услуга». Понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности. Сервисная деятельность как динамичный комплекс материальных, социально-культурных и психологических компонентов.
Принципы современного сервиса. Неравномерность развития сферы сервиса в условиях рыночной экономики.
«Сервисная деятельность» как междисциплинарный курс, отражающий современное состояние и перспективы развития сферы сервиса. Тема 2. Социальные предпосылки возникновения и история развития сферы сервиса в России
^ . Взаимосвязь исторического процесса становления потребностей и формирования сферы сервиса как социального явления. Вопросы истории развития сервиса в России, их значение для современной сервисной деятельности.
Периодизация истории сервисной деятельности в России. Сфера сервиса в России во второй половине 19-начала 20 вв. Особенности сферы сервиса в Советской России. Позитивные и негативные тенденции в развитии сферы сервиса в 90-е гг. 20 вв. и в начале 3-го тысячелетия.
Семинарское занятие:
Периодизация истории сервисной деятельности в России.
Сфера сервиса в России во второй половине 19-начала 20 вв.
Сфера сервиса в России (1917-1991 гг.). Этапы развития, особенности.
Современное состояние и проблемы сферы сервиса.
Литература:
Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : история и современная практика предпринимательства, менеджмент : учеб. пособие / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект - пресс, 2005.
Балалова, Е. И. Сервисная деятельность : учет, экономический анализ и контроль / Е. И. Балалова. – М. : Дело и Сервис, 2006.
Велединский В.Г. Сервисная деятельность : учебник / Велединский В.Г.- М.: Кнорус, 2010.
Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность : учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. – М. : ИКЦ МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2006.
Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романовича. – СПб. : Питер, 2006.
Тема 3. Предприятия, учреждения сферы сервиса: особенности организации и функционирования
Теория организации обслуживания как комплекс мероприятий и действий по управлению сервисной деятельности.
^ . Сегментация рынка услуг.
Предприятия, оказывающие услуги населению. Индустрия и инфраструктура сервиса. Производственные объединения в сфере сервисной деятельности. Конкуренция, репутация, имидж предприятия сферы сервиса. Тема 4. Персонал: организация и правила обслуживания потребителей услуг.
Профессионально-квалификационная структура организации сферы сервиса. Требования к персоналу сферы сервиса. ^ потребителя (клиента) в процессе осуществления сервисной деятельности. Принципы профессионального поведения организатора сервиса. Методы управления сервисной деятельностью.
Этапы предоставления услуги. Особенности индивидуальных и групповых форм предоставления услуг. Организатор сервисной деятельности как разработчик (конструктор), исполнитель услуги и лидер групповых форм предоставления услуг.
^ : Ролевая игра на тему «Обслуживание потребителей услуг».
Изложение ситуации, предлагаемой для обсуждения и ролевой игры. Обсуждение ситуации, процесса и результатов ролевой игры группой. Подведение итогов преподавателем.
Примечание. В процессе ролевой игры следует снимать на видео с последующим просмотром и обсуждением. Тема 5. Потребители услуг: типологические характеристики и сервисное поведение.
Сервисная деятельность как двусторонняя связь между производителем и потребителем услуги. Особенности поведения потребителей в процессе сервисной деятельности. Типология потребителей услуг. Сервисная деятельность и благосостояние населения. Мотивация потребителей услуг. Характеристики потребителей, влияющие на процесс сервисной деятельности.
^ потребителей. ^ Опрос с целью актуализации знаний, полученных в лекционном курсе. Изложение ситуации, предлагаемой для обсуждения и ролевой игры. Исследование ситуации в процессе ролевой игры. Обсуждение ситуации, процесса и результатов ролевой игры группой. Подведение итогов преподавателем.
Примечание. В процессе ролевой игры следует снимать на видео с последующим просмотром и обсуждением. Тема 6. Сервисные технологии в процессе продажи услуги
Процесс личной продажи: особенности сервисной коммуникации. Информирование потребителей, содержание, сроки предоставления информации. Индивидуальный подход к потребителю. Проникновение в мотивацию приобретения, в интересы, запросы потребителя. Типология продавцов и потребителей в процессе приобретения услуги. Стадии личной продажи услуги. Прием и установление отношений. Выявление потребностей. Презентация услуг. Преодоление возражений. Осуществление продажи и последующий контакт с потребителем. ^ Опрос с целью актуализации знаний, полученных в лекционном курсе. Изложение ситуации, предлагаемой для обсуждения и ролевой игры. Исследование ситуации в процессе ролевой игры. Обсуждение ситуации, процесса и результатов ролевой игры группой. Подведение итогов преподавателем.
Примечание. В процессе ролевой игры следует снимать на видео с последующим просмотром и обсуждением. ^ Структура сервисного взаимодействия в процессе предоставления услуг. Установление и развитие контактов, обмен информацией, стратегия взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Уровни взаимодействия как элемент предоставления услуги. Степень вовлеченности как характеристика сервисного взаимодействия. Факторы удовлетворенности и неудовлетворенности потребителя предоставлением услуги. Сервисное взаимодействие в процессе предоставления услуги как «школа на ходу» для потребителя. Взаимодействие с потребителем после завершения предоставления услуги.
Семинарское занятие:
Сервисная деятельность как комплекс.
Понятие «совместная деятельность» в процессе предоставления услуги.
Особенности процесса осуществления сервисной деятельности.
Учет специфики сервиса различных категорий потребителей.
Литература: Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : история и современная практика предпринимательства, менеджмент: учеб. пособие / Г. А. Аванесова – М. : Аспект - пресс, 2005.
Балалова, Е. И. Сервисная деятельность : учет, экономический анализ и контроль / Е. И. Балалова. – М. : Дело и Сервис, 2006.
Велединский В.Г. Сервисная деятельность : учебник / - М. : Кнорус, 2010.
ГОСТ РФ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг.
ГОСТ РФ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность : учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. – М. : ИКЦ МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2006.
Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романовича. – СПб. : Питер, 2006.
Федцов, В. Г. Предпринимательство : сфера сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов, В. В. Федцов. – М. : Дашков и К, 2002.
Тема 8. Конфликты в сфере сервиса и их разрешение
Общение в процессе предоставления услуг как межличностные отношения при совместной деятельности. Условия и формы регулирования совместной деятельности.
Деловые и межличностные конфликты в сфере сервиса. Основные стратегии поведения в конфликте. Типология конфликтных личностей. Рационально-интуитивный метод разрешения конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Советы сотруднику сервисной организации по разрешению конфликтов. Тема 9. Нормативно-правовое регулирование сервисной деятельности
Государственные нормативные акты как средство регулирования сервисной деятельности. Лицензирование и сертификация в сервисной деятельности. Стандарты и нормативы сервисной деятельности.
Договорные отношения в сфере сервиса. Права потребителей услуг. Документы, фиксирующие отношения сервисной организации и потребителей услуг. Содержание и атрибуты документов.
Обеспечение безопасности сервисной деятельности. Тема 10. Перспективные направления развития сферы сервиса в современных условиях
Место сервисной деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе. Развитие материальной базы сервисной деятельности как результат научно-технического прогресса.
Расширение ассортимента, качества услуг. Компьютеризация в сервисной деятельности. Повышение профессионализма кадров и производительности труда.
^ .
Семинарское занятие:
Информационные технологии в сервисной деятельности.
Расширение ассортимента и повышение качества – основные направления совершенствования сервисной деятельности.
Перспективные виды сервисной деятельности.
Литература: Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : история и современная практика предпринимательства, менеджмент: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект - пресс, 2005.
Балалова, Е. И. Сервисная деятельность : учет, экономический анализ и контроль / Е. И. Балалова. – М. : Дело и Сервис, 2006.
Велединский В.Г. Сервисная деятельность : учебник / М. : Кнорус, 2010.
Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность : учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. – М. : ИКЦ МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2006.
Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романовича. – СПб. : Питер, 2006.
Стрелец, И. А. Новая экономика и информационные технологии / И. А. Стрелец. – М. : Экзамен, 2003.
^ Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;
решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;
подготовка к экзамену.
^
Текущий контроль:
опрос на семинарских и практических занятиях;
рубежный контроль.
Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
экзамен проводится в устной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;
Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
^
Понятия «сервис» в широком и узком смысле слова.
Понятие «сервисная деятельность».
Понятие «культура сервиса».
Понятие «услуга».
Основные группы услуг и их характеристики.
Компоненты качества услуги.
Принципы современного сервиса.
Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности.
Периодизация истории сервисной деятельности в России.
Сфера сервиса в России во второй половине 19-начале 20 века.
Особенности сферы сервиса в Советской России.
Позитивные и негативные тенденции в развитии сферы сервиса в 90-е гг. 20 века и в начале 3-го тысячелетия.
Виды сервисной деятельности.
Учреждения и организации сферы сервиса в России.
Производственные объединения в сфере сервисной деятельности.
Конкуренция в деятельности предприятия сферы сервиса.
Значение репутации предприятия сферы сервиса.
Понятие «индустрия сервиса».
Понятие «инфраструктура сервиса».
Разновидности услуг и их характе6ристика.
Услуга и товар: сходство и различие.
Рациональная организация пространственной среды сервисной деятельности.
Сегментация рынка услуг.
Стратегия и приоритеты сервисной деятельности.
.Критерии качества и эффективности сервисной деятельности.
Сервис как форма субъект-субъектного взаимодействия.
Роль общения в сервисной деятельности.
Требования к персоналу сферы сервиса.
Принципы профессионального поведения организатора сервиса.
Методы управления сервисной деятельностью.
Контроллинг управления сервисной деятельностью.
Особенности поведения потребителей в сервисной деятельности.
Влияние этнической культуры на поведение потребителя.
Психология процесса сервисной деятельности.
Этапы продажи услуги.
Понятие «послепродажный сервис».
Понятие «фирменное обслуживание».
Нормативные документы по обслуживанию населения.
Лицензирование и сертификация в сервисной деятельности.
Стандарты и нормативы сервисной деятельности.
Договорные отношения в сфере сервиса.
Документы, фиксирующие отношения сервисной организации и потребителей услуг.
Обеспечение безопасности сервисной деятельности.
Компьютеризация в сервисной деятельности.
Повышение профессионализма кадров и производительности труда.
Место сервиса в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Индивидуальное обслуживание как самостоятельный и перспективный вид сервисной деятельности.
Значение эстетики среды сервисной деятельности.
Документы, фиксирующие отношения сервисной организации и потребителей услуг.
Практика сервиса с учетом национальных и демографических особенностей.
Индивидуальный подход к потребителю сервисных услуг.
Развитие материальной базы сервиса как результат НТП.
Сервисная деятельность и самообслуживание: отличительные черты.
Процесс личной продажи: особенности сервисной коммуникации.
Уровни взаимодействия как элемент предоставления услуги.
Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Деловые и межличностные конфликты в сфере сервиса.
Основные стратегии поведения в конфликте.
Типология конфликтных личностей.
Рационально-интуитивный метод разрешения конфликтов.
^
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативная литература:
ГОСТ РФ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг.
ГОСТ РФ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
О защите прав потребителей : федер. закон РФ.
ОКУН (ОК 002-93). Общероссийский классификатор услуг населению.
Правила бытового обслуживания населения РФ : постановление правительства РФ от 8.06.1993 г., № 536.
Основная:
Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : история и современная практика предпринимательства, менеджмент : учеб. пособие / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект - пресс, 2005.
Велединский В.Г. Сервисная деятельность : учебник / Велединский В.Г. – Кнорус,2010.
Велединский, В. Г. Социокультурный сервис. Ч. 1. История и теория социокультурного сервиса : учеб. пособие / В. Г. Велединский. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.
Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность : учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. – М. : ИКЦ МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2006.
Дополнительная:
Балалова, Е. И. Сервисная деятельность : учет, экономический анализ и контроль / Е. И. Балалова. – М. : Дело и Сервис, 2006.
Левитина, И. Ю. Экономика сферы сервиса. Ч. 1. : учеб. пособие / И. Ю. Левитина. – СПб. : СПбГИСЭ, 2001.
Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романовича. – СПб. : Питер, 2006.
Федцов, В. Г. Предпринимательство : сфера сервиса : учеб. пособие / В. Г. Федцов, В. В. Федцов. – М. : Дашков и К, 2002.
Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Г. Мердик. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2002.
Периодические издания:
Гостиница и ресторан: бизнес и управление : журнал.
Гостиничное дело : журнал.
Маркетинг в России и за рубежом : журнал.
Экономические и социальные проблемы России : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ По данной дисциплине используются учебно-наглядные и видео материалы. Составитель: к.п.н., проф. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» В.Г. Велединский.
Рецензент: к.п.н., доц. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Н.А. Михеева.
- -
|