Скачать 1.09 Mb.
|
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Талянин В.В., Талянина И.А. КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург – Пушкин 2010 Талянин В.В., Талянина И.А. Курсовая работа по теории государства и права: Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. – СПб.: Изд-во Института правоведения и предпринимательства, 2010. – 64 с. Учебно-методическое пособие разработано на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 "Юриспруденция" и рекомендаций Совета по правоведению УМО университетов РФ. Учебно-методическое пособие содержит информацию о требованиях, предъявляемых к курсовой работе по теории государства и права, рекомендации по сбору, систематизации материала и написанию курсовой работы, тематику курсовых работ, библиографический список источников по всему курсу учебной дисциплины и методические разработки (примерные планы и списки рекомендуемых источников) по каждой из 40 тем. Пособие предназначено для студентов 1 курса всех форм обучения и преподавателей, осуществляющих научное руководство подготовкой и защитой курсовых работ. Рецензенты: ^ Твердов В.И. кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет). © В. Талянин, И. Талянина. © Институт правоведения и предпринимательства, 2010. ^ Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов над вопросами учебного курса теории государства и права. В соответствии с учебным планом выполнение студентами курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствие с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования (специальность 021100 – юриспруденция). Основными целями курсовой работы являются: глубокое усвоение теоретических положений и методических аспектов изучения дисциплины; выработка необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений юридических источников; привитие практических навыков научного исследования и самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами; приобретение навыков творческого подхода к изучению юридических дисциплин; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры. Выполнение курсовой работы позволяет студентам совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы. Выполняя курсовую работу, студент обучается логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности. Допускаются к защите только те работы, которые выполнены с соблюдением следующих обязательных условий:
Курсовая работа, является самостоятельной формой итогового контроля знаний обучаемых. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты. ^
Написание курсовой работы слагается из следующих этапов: – выбор и утверждение темы; – составление и согласование плана курсовой работы; – поиск, отбор и изучение источников по рассматриваемой проблеме; – написание текста работы; – оформление курсовой работы и составление библиографического списка по теме; – представление работы для регистрации и рецензирования; – работа с рецензией и устранение указанных замечаний; – защита курсовой работы. Выбор и утверждение темы Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Персональная тема определяется по порядковому номеру студента в списке учебной группы или в ином порядке, устанавливаемом преподавателем. Не допускается выполнение курсовых работ по идентичным темам студентами одной учебной группы. Регистрация тем осуществляется методистом отделения в журнале учета тематики курсовых работ или научным руководителем. Изменить тему в дальнейшем можно лишь в исключительных случаях: при наличии веских к тому оснований и только с согласия научного руководителя. Составление и согласование плана курсовой работы Одним из важных этапов выполнения курсовой работы является составление плана, который определяет структуру и направленность исследования. Наличие плана курсовой работы позволяет студенту сосредоточиться на тех вопросах, которые относятся к рассматриваемой проблеме, позволяет избежать возможных повторений и пробелов, обеспечивает четкость и последовательность в изложении материала. Изучив основополагающие вопросы данной проблемы в соответствующих разделах учебника, студент составляет план работы. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов: – осветить в ней только те вопросы, – основная часть (с подробным, обстоятельным освещением 2-3 вопросов); – заключение; – список источников. Каждый пункт плана основной части работы должен раскрывать одну из сторон темы, а все вместе – охватывать ее целиком. Не допускается повторения названия темы работы в названии отдельных ее разделов. В данном учебно-методическом пособии приведены примерные планы работ по темам. Студент может взять предложенный план за основу, внести в него некоторые изменения и дополнения или предложить свой план. Если возникает необходимость корректировки примерного плана либо предлагается иной вариант структуры работы, то план в авторской редакции должен быть согласован с научным руководителем. Поиск, отбор и изучение источников по рассматриваемой проблеме Прежде всего, обучаемому необходимо установить круг литературных, официально-документальных и иных источников, относящихся к теме исследования. На этом этапе у студента формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, нормативных актов и иных материалов, относящихся к исследуемой теме. В учебно-методическом пособии приводится список рекомендуемых источников по всему курсу учебной дисциплины, а также по каждой из предлагаемых тем. При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу: – монографии (книги посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов); – статьи в научных журналах; – статьи в сборниках научных трудов; – статьи в материалах научных конференций; – рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; – авторефераты и рукописи диссертаций; – аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках. Целесообразно использовать для поиска научной и специальной правовой литературы предметные и систематические каталоги библиотек, библиографические указатели, реферативные журналы, указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Кроме того, необходимо иметь в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень работ опубликованных за определенный период времени. Информацию о таких универсальных библиографических изданиях можно получить у библиографов в учебных и научных фондах библиотек. Помимо монографической литературы можно почерпнуть много полезной и необходимой для раскрытия темы информации в различных научных журналах, таких, как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Законность», «Вестник МГУ. Серия «Право», «Социологические исследования» [Социс], «Политические исследования» [Полис], «Вопросы философии», «Общественные науки и современность» и др. Следует учесть, что в последнем номере каждого журнала помещен указатель научных статей, изданных за истекший год. Кроме этого, целесообразно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы. Для раскрытия некоторых тем курсовых работ необходимо использовать нормативно-правовые и иные правовые акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомственного характера (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.). Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию России, законы и подзаконные акты, иные нормативные материалы необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. Изучать нормативно-правовые и иные юридические документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. К числу таких изданий следует отнести: – Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ); – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (САПП); – Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации (ВФС); – Российская газета; – Парламентская газета. В последние годы получили широкое распространение, автоматизированные компьютерные базы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах. В процессе изучения литературного, нормативного и практического материала целесообразно делать выписки, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения и параллельно составлять библиографический список согласно общепринятым библиографическим стандартам. Написание текста работы Детально ознакомившись с исследуемой проблематикой, изучив учебную и научную литературу по теме, а при необходимости нормативные материалы и материалы юридической практики, студент может приступать к написанию текста курсовой работы. Следует помнить, что написание курсовой работы носит творческий исследовательско-аналитический, а не описательный характер. Материал работы должен излагаться своими словами, недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Если в процессе изложения материала требуется привести отрывок из текста дословно, то внизу страницы делается сноска на цитируемый источник. Приведение цитат должно быть уместным и целесообразным, при этом, объем приведенных в тексте цитат не должен превышать 20-30% от объема всего текста работы. Материал в тексте курсовой работы должен излагаться последовательно, без повторений в последующих разделах работы, иметь стройный, системный и логически завершенный характер. Текст курсовой работы должен отличаться культурой письменной речи, правильным использованием юридической терминологии и грамотным оформлением справочно-библиографического аппарата. Необходимо, чтобы собранная по теме информация достаточно полно отражала существующие в науке взгляды на исследуемую проблему и содержала элементы научной полемики. Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике. Значительно повышает качество работы доказательство теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. Студент должен проявить умение находить различные точки зрения, анализировать дискуссионные положения, грамотно и корректно вести научную полемику, приводить самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции и, формулируя теоретические выводы, показать глубину овладения рассматриваемой проблемой. При написании текста курсовой работы следует исходить из того, что каждый пункт плана раскрывает отдельный аспект избранной темы. В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, на которые следует опереться при рассмотрении темы, определить их логический ряд. Далее следует четко и конкретно изложить предмет исследования и дать его формулировку в виде развернутого определения, проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера. По ходу изложения темы ее теоретические положения могут подкрепляться и иллюстрироваться схемами, таблицами, диаграммами. Если иллюстрации невелики по объему, то их можно расположить непосредственно в соответствующих местах текста, в противном случае их выносят в приложения, о чем делается соответствующая отметка в тексте работы. На материалы, заимствованные из других источников, делается ссылка с указанием источника. Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, где подчеркивается актуальность темы, показывается степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования. Объем введения должен составлять не более 10% от общего объема работы (2-3 страницы). В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы, причем в первом вопросе особое внимание обращается на понятия и категории, которые рассматриваются в данной теме. Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части. Завершать изложение материала в каждом из разделов следует краткими авторскими выводами. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В заключении студент – подводит итог всей работы; – отмечает, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы; – акцентирует внимание на теоретических положениях вызвавших особый интерес; – выделяет вопросы, имеющие практическую значимость для государственной и юридической деятельности; – делает обобщающие выводы. При этом следует помнить, что выводы сделанные в конце каждого вопроса носят частный характер, они не должны повторяться в выводах заключения. Выводы в заключении работы синтезируют ранее сделанные выводы и являются более общими. Объем заключения составляет 2-3 страницы. При написании курсовой работы студент должен использовать не менее 10-15 различных источников. Примерный объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц текста в компьютерном варианте либо 30-35 страниц рукописного текста. Оформление курсовой работы и составление библиографии по теме Как правило, курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствие с требованиями к работам подобного рода. Как исключение, допускается рукописный вариант (при условии, что работа написана разборчиво, без ошибок и исправлений, и легко читается). Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых условных сокращений и официально установленных аббревиатур (СЗ РФ, РФ, УК, ГК и т.п.). Компьютерный вариант работы должен быть оформлен следующим образом:
На титульном листе, который не нумеруется, указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы, а также фамилия и инициалы научного руководителя (Приложение № 1). На второй странице размещается план курсовой работы (см.: Приложение № 2). Текст каждого раздела курсовой работы начинается с новой страницы. Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен, а разделы основной части пронумерованы в соответствии с планом работы. Ссылки на научные работы, нормативные акты и иные источники в тексте обозначаются цифрами в положении верхнего индекса, а под знаком сноски внизу страницы указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления справочно-библиографического аппарата (Приложение № 3). Нумерация сносок начинается с каждой новой страницы. Завершается текст работы составлением библиографического списка (библиографии) использованных при выполнении работы источников. Примерный образец такого списка приводится в пособии (Приложение № 3). Если при написании курсовой работы, помимо учебной и научной литературы, были использованы законодательные и другие официальные материалы, тексты диссертаций и авторефератов диссертаций, статьи из журналов, материалы периодической печати, то в библиографии указывается список использованных источников, включающий в приведенном ниже порядке разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках. В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, указы, постановления правительства, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с установленной последовательностью. В раздел «Книги» включается вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сборник научных статей, — то по первой букве его названия. В разделе «Статьи» перечисляются научные работы, опубликованные в журналах, сборниках научных трудов, в периодической печати. Если при выполнении работы использована только учебная, научная литература и статьи из журналов, допустимо привести общий библиографический список в алфавитном порядке авторов (названий – для сборников). Примерный образец приводится в пособии (Приложение № 3). В библиографии указывается только цитируемая по тексту и опубликованная литература. При этом для монографий указывается полный объем источника (сколько всего страниц в работе), для научных статей - на каких страницах в журнале размещена статья, для законодательных материалов – полное название, дата принятия и наименование органа, принявшего данный акт (см. Приложение № 3). Следует иметь в виду, что библиография – это лицо работы. Поэтому достоверность списка использованных источников, их количество и обоснованность текстом работы ссылок на них – один из важнейших критериев оценки курсовой работы. На последней странице следует поставить подпись, дату завершения работы и оставить один чистый лист для написания рецензии. Отредактированная работа должна быть пронумерована (номер ставится в верхней части страницы, по центру) и сброшюрована, после чего она сдается на рецензию. Представление работы для регистрации и рецензирования Выполненная курсовая работа представляется в установленный кафедрой срок методисту отделения для регистрации и рецензирования. Следует помнить, что на рецензию принимаются только оригиналы курсовых работ. Работы, выполненные путем ксерокопирования, к рецензированию не принимаются. Также не рецензируются курсовые работы выполненные несамостоятельно. В таких случаях преподаватель определяет новую тему по своему усмотрению. Кроме этого, студент должен хранить у себя вплоть до защиты черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой работы. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний Получив положительный отзыв на курсовую работу, студент изучает рецензию и устраняет отмеченные в ней недостатки. Замечания принципиального характера должны быть устранены в письменной форме. По некоторым замечаниям, указанным в рецензии и не требующим письменного изложения, необходимо будет привести дополнительные аргументы в устной форме при защите курсовой работы. Если содержание и оформление работы не соответствуют предъявляемым требованиям (не раскрыты основные вопросы темы, при написании работы исследовано недостаточное количество источников, содержание работы не соответствует плану и т.д.), то курсовая работа получает неудовлетворительный отзыв и направляется на доработку. В этом случае студент обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соответствии с полученными в рецензии указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на предыдущую работу. Защита курсовой работы Защита курсовой работы проводится в установленные кафедрой сроки и принимается комиссией в составе 2-3 преподавателей (в том числе научного руководителя курсовой работы). Студент в течение 5-7 минут кратко и последовательно излагает содержание работы и общие выводы по теме, делает обзор использованных при выполнении работы источников, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента. Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы. Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты. Студенты, не защитившие курсовую работу в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестрового экзамена.
по всему курсу учебной дисциплины Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1996. – 192 с. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 1998. – 624 с. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. – М., 1996. – 326 с. Жеругов Р. Т. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. – Нальчик, 1995. – 247 с. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1998. – 416 с. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. – М., 1998. – Т. 1. – 416 с.; Т. 2. – 656 с. Общая теория права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998. – 384 с. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 520 с. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. – СПб., 1995. – 301 с.; То же: Учебник. – М., 1999. – 304 с. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 1998. – 512 с. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М., 1997. – 672 с. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1999. – 475 с. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В. К. Бабаева. – М., 1999. – 592 с. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-ое изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2001. – 616 с. Теория права и государства: Учеб. для вузов / Под ред. Г. Н. Манова. – М., 1995. – 336 с. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Право и закон, 2001. – 576 с. Теория права и государства: Учеб. / Под ред. В. В.Лазарева. – М., 1997. – 424 с. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – 2-ое изд., испр. и доп. – М., 2001. – 377 с. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 1999. – 432 с.
Примерный план Тема 1: Теория государства и права как наука и учебная дисциплина План (вариант 1): Введение. 1. Теория государства и права как юридическая наука. 2. Предмет и методология теории государства и права. 3. Значение учебного курса теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудника ОВД. Заключение. ^ Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане. При рассмотрении первого вопроса, следует сформулировать понятие науки в целом и понятие юридической науки в частности, дать общую характеристику системы юридических наук и показать какое место в этой системе занимает теория государства и права. После этого следует сосредоточить внимание на проблеме соотношения теории государства и права с другими юридическими науками. При рассмотрении второго вопроса, следует сформулировать понятие предмета теории государства и права и коротко охарактеризовать основные структурные элементы этот предмет образующие. Затем следует сформулировать понятие методологии теории государства и права, охарактеризовать основные принципы методологии, проанализировать сущность общенаучных, частнонаучных и специальных методов используемых теорией государства и права. При рассмотрении третьего вопроса, следует сосредоточить внимание на определении места и роли теории государства и права в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики. План (вариант 2): Введение. 1. Место и роль теории государства и права в системе социальных наук. 2. Предмет теории государства и права. Соотношение понятий государство и право в рамках предмета науки. 3. Функции теории государства и права. Заключение. Список литературы. ^ Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане. При рассмотрении первого вопроса, следует сформулировать понятие науки, определить критерии классификации наук. Показать отличие социальных наук от естественных и технических. После этого следует сосредоточить внимание на проблеме определения места теории государства и права в системе социальных наук. Предлагается акцентировать внимание на проблемах соотношения теории государства и права с политологией, социологией, психологией. При рассмотрении второго вопроса, следует сформулировать понятие предмета теории государства и права. Предлагается уделить внимание проблеме соотношения феноменов государство и право в рамках этатистского, естественно-правового и социологического подходов. При рассмотрении третьего вопроса, следует сосредоточить внимание на характеристике функций теории государства и права. Предлагается акцентировать внимание на таких функциях как: аналитическая, эвристическая, прогностическая, культурная. В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики. Рекомендуемая литература: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1994. – Гл. 1. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Изд-во НОРМА, 1997. – Гл. 1. Герлох А. О методах познания права // Правоведение. – 1983. – № 1. Карбонье Ж. Юридическая социология: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1986. Керимов Д.А. Основы философии права. – М.: Изд-во Манускрипт, 1992. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. –1995. – № 9. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). – М., 2000. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. – Л., 1989. Лапаева В.В. Социология права в системе обществоведения // Государство и право. – 2000. – № 4. Лившиц Р.З. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1994. Лукич Р. Методология права. – М., 1981. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. – 1989. – № 11. Методологические проблемы правоведения: Сб. статей / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1994. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубеже веков: проблемы и перспективы // Правоведение. – 2000. – № 3. Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. – М., 1980. Токарев Б.Н. Логический и исторический методы в теоретическом исследовании права. – Ростов, 1986. Черданцев А.Ф. О структуре теории государства и права // Советское государство и право. – 1980. – № 4. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. - М.: Изд-во Дело, 1997. Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. – 1996. – № 12. |
![]() | Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права.... | ![]() | Понятие и характеристика теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых... |
![]() | Методология общей теории государства и права. Значение общей теории государства и права для системы юридических наук | ![]() | Предмет и метод теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук |
![]() | Акт о холдинговых компаниях в сфере коммунальных предприятий 1935 года (Public Utilities Holding Company Act). 23 | ![]() | Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства... |
![]() | Теория государства и права представляет собой общественную науку о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства... | ![]() | ... |
![]() | Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права как науки | ![]() | Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм.... |