Скачать 1.61 Mb.
|
Приволжский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования по специальности 030900.62 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») Нижний Новгород 2011 Автор: Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и посредник (медиатор) (повышение квалификации по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»). Рецензенты: Терентьева Т.А., декан факультета переподготовки, повышения квалификации судей, государственных гражданских служащих судов и Судебного департамента Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор и посредник (медиатор) (по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»). Кондратьева Е.Е., декан факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 3 от 30 ноября 2011 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» 26 декабря 2011 г., протокол № 5. © Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2011. © Иванова Л.Н., 2011. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 4 2. Объем дисциплины и виды учебной работы 6 3. Тематический план для студентов заочной формы обучения 8 4. Программа курса 9 5. Планы семинарских (практических) занятий 12 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя 22 7. Примерная тематика контрольных заданий по дисциплине 62 8. Литература 64 9. Вопросы для подготовки к зачету 69 10. Приложение 71 1. ВведениеВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы в России на 2007-2011гг.» определяет задачи совершенствования судоустройства за счет внедрения внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, внедрения примирительных процедур. При этом предполагается широкое введение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ № 193 от 27.07.11 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)». Приказом министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 утверждена программа подготовки медиаторов. В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Взаимодействие юристов, как с гражданами, так и своими коллегами часто носит конфликтный характер. Изучение учебной дисциплины (факультатива) «Основы медиации» позволит студентам не только получить знания о применении и проведении медиации, но и приобрести навыки урегулирования конфликтов, которые обучаемые могут использовать для разрешения споров в своей жизни. По мнению специалистов, прохождение процедуры медиации обеспечивает не только примирение конфликтующих сторон и разрешение спора, но и позволяет приобрести умения бесконфликтного построения партнерских отношений, а также повышает уверенность сторон в себе, своих способностях отстаивать свои права и интересы в будущем. Рост конкуренции на российском рынке профессионального юридического образования диктует необходимость разрабатывать и внедрять такие учебные дисциплины, которые будут отвечать спросу на рынке труда. Введение новой дисциплины в образовательный процесс отвечает задачам совершенствования системы юридического образования, сформулированным в Указе Президента РФ от 26 мая 2009г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходимы специальные компетентности, которые включают способности оценивать медиабельность конфликтов и применять техники конструктивного их урегулирования. ^ дисциплины «Основы медиации» является формирование основ стратегии сотрудничества с людьми в конфликтах и спорах. Задачами дисциплины «Основы медиации» являются следующие:
Учебная дисциплина (факультатив) «Основы медиации» занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущих юристов. Она позволяет обеспечить системность процесса формирования профессиональных компетенций и профессиональной подготовленности будущих специалистов судебной системы к работе с людьми в конфликтных ситуациях, поскольку она «соединяет» в образовательном процессе собственно юридические и гуманитарные дисциплины. В целом, позволяет повысить качество юридического образования с учетом современных требований к подготовке будущего специалиста судебной системы, формировать конкурентно способного, профессионально надежного выпускника. Дисциплина тесно связана с юридической наукой и практикой урегулирования правовых споров (конфликтов). |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Гензюк Э. Е., д ю н., профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала фгбоу впо «рап» |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Г. С. Досаева к ю н., зав кафедрой уголовного права Ростовского филиала фгбоу рап, председатель Ворошиловского районного суда |
![]() | Методическое указание для выполнения самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя составлено для студентов 1 курса... | ![]() | Носова Ю. Б., к ю н., доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия |
![]() | Гетман Я. Б., к ю н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия | ![]() | Колодкина В. Н., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия |
![]() | Денисова Г. С., доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала... | ![]() | Довлекаева О. В., кандидат философских наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии... |