Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг




Скачать 73.34 Kb.
НазваниеРазвитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг
Дата публикации13.08.2013
Размер73.34 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы


Е.В.Дунаева

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг.

Понятие «политический процесс» представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с функционированием политической системы, и отражает динамику развития общества, все изменения его состояния. В данном докладе я остановлюсь на особенностях развития внутриполитического процесса, которое в рассматриваемый период шло очень интенсивно. В целом этот процесс можно представить как совокупность отдельных событий, и действий, таких как перегруппировка политических сил через конфликты и взаимодействие, избирательные кампании, которые в этот период проводились четырежды, реформы и модернизация, развитие оппозиционного движения, кризис властной верхушки.

1. Победа на выборах 2005г. Ахмадинежада была обеспечена всем лагерем консерваторов, и впервые за всю историю развития страны власть перешла под его полный контроль. Эта победа была не случайна. Консервативный фланг, опасавшийся дальнейшей эволюции правительства Хатами в сторону демократии, а также видевший значительный реформаторский потенциал и в фигуре Хашеми Рафсанджани, при полном одобрении духовного лидера сделал ставку на представителя неоконсервативного течения, представляющего интересы исламских радикалов. Некоторые аналитики на Западе считают, что с этого момента можно говорить о появлении на арене политической жизни ИРИ третьей силы помимо двух основных течений: консерваторов (мохафезекаран) и реформаторов (эслахталабан), взаимодействие которых составляло суть политического процесса ИРИ в 90-е годы. Однако большинство исследователей склоны рассматривать неоконсерваторов как радикальную группировку в лагере правых сил.
2.С лета 2005 г. начался процесс смещения представителей реформаторов, а затем и консерваторов-традиционалистов со всех постов в государственном аппарате, наблюдалась постепенная концентрация трех ветвей власти в руках крайне правых, и стало проявляться их явное стремление захватить в свои руки руководство всеми консервативными силами, что вызвало недовольство со стороны традиционных авторитетов этого лагеря. Некоторые из политических партий и группировок умеренного толка, которые поддержали на выборах М.Ахмадинежада, постепенно стали дистанцироваться от его сторонников. Однако поддержка лидера обеспечила президенту и его окружению поддержку и всего лагеря консерваторов на парламентских выборах в 2008 г. и президентских в 2009 г.

Действия пропрезидентских сил привели к активизации процессов размежевания в консервативном лагере со второй половины 2005 г. В то же время с наибольшей интенсивностью они проходили в период 2009-2012 гг.

После парламентских выборов 2008 г. руководство законодательной властью перешло в руки консерваторов-традиционалистов, которые выступили с критикой политики президента во внешней и внутренней сферах, так как увидели в его действиях попытки ограничить власть и влияние первых двух поколений революционеров, несколько отодвинуть от власти духовенство и создать новую бизнес-элиту, продвигая нынешних и бывших сотрудников КСИР и оказывая содействие компаниям, создаваемым вокруг КСИРовских структур. Однако до последнего времени традиционалисты пытались не афишировать свои противоречия с радикалами, и вплоть до лета 2011 г. видели возможность выступления единым фронтом на парламентских выборах 2012 г.

Неприятие действий президента и примиренческие тенденции умеренных консерваторов способствовали выделению внутри консервативного лагеря еще одного течения - консерваторы – прагматики или сторонники реформ, как их еще называют в Иране - независимые консерваторы. Среди его представителей - такие известные фигуры как М.Резаи (бывший командующий Корпусом стражей исламской революции, а в настоящее время секретарь Совета по целесообразности), мэр Тегерана М.Б.Галибаф, Ахмад Таваколли – руководитель исследовательского центра меджлиса, депутат меджлиса Али Мотаххари. Основные программные цели этих консерваторов – упрочение исламского режима и принципа «велайат-е факих», совершенствование иранской экономической модели в рамках плана 20-летнего развития экономики ИРИ, укрепление исламских принципов в культурной и общественной жизни общества.

Все попытки консолидировать лагерь консерваторов накануне парламентских выборов 2012г. не дали результатов. Предвыборная кампания показала, что традиционные религиозно-политические структуры, которые рассматривались как центры объединения всех консервативных сил, уже не играют значимой роли в иранском политическом сообществе, так же как и основные партии консервативного спектра. Стоит отметить, что в рассматриваемый период произошло затухание партийной деятельности, и партии и политические организации проявляли себя лишь в предвыборной период.

3. Реформаторское крыло, стоящее у власти в 1998-2005 гг., после победы Ахмадинежада оказалось полностью вытесненным из всех властных структур. Его лидеры пыталось провести перегруппировку сил и достичь единства мнении, однако столкнулись с рядом организационных трудностей, возникших как из-за разногласий по вопросам дальнейшей тактики действий, так и личных амбиций, в основном по линии бывшего президента М. Хатами и М. Кяруби, основавшего новую партию Народное доверие (Эттемад-е мели).

Тем не менее, реформаторам все же удалось в основно благодаря поддержке средних городских слоев (студентов и интеллигенции) сохранить позиции в общественно-политической жизни до 2009 г. В этом лагере также наблюдалось усиление конфронтационных процессов, и усиливался раскол. После событий лета 2009 г. реформаторские организации были окончательно выдавлены с политической арены страны. Реформаторское движение в настоящее время переживает тяжелейший кризис. У него нет настоящих лидеров, нет реальной поддержки во властных структурах, его деятельность взята под контроль спецслужбами. Оставшиеся в стране значимые фигуры настаивают на необходимости проведения перегруппировки сил и размежевания с крайне радикальными элементами, связанными с зарубежными оппозиционными центрами, в которых они видят главную угрозу для продолжения своей политической жизни. Подтверждая верность идеалам исламской революции, принципу «велаяте факих» и Конституции страны, реформаторы пытаются вернуться на политическую арену страны. Завоевание их представителями нескольких мест в новом меджлисе, установление взаимодействия с консерваторами-прагматиками, возможно, позволит им принять участие в президентской выборной кампании 2013 г.

4. События лета-осени 2009 г. усилили процессы политического размежевания в обществе (не только внутри политических течений, но и внутри духовенства, представителей КСИРа, интеллигенции, студенчества др. социальных слоев). Предвыборная кампания, характеризующаяся невиданным со времен революции подъемом активности населения и остротой политической борьбы, привела к расколу общества на две большие группы – сторонников М.Ахмадинежада и его противников. Стране уже более 20 лет не приходилось сталкиваться с подобным противостоянием политических сил. Движение зеленых, развернувшееся во второй половине 2009 г., в котором некоторые эксперты увидели антиисламские тенденции, можно рассматривать лишь как общественное протестное движение, направленное против Ахмадинежада, которое не имело под собой идеологической базы. Его спад произошел после того, как под влиянием зарубежной оппозиции на демонстрациях стали раздаваться призывы к ликвидации «велаят-е факих», что вызвало недовольство широких народных масс, вышедших на массовые демонстрации, организованные в поддержку лидера и исламской республики. Хотя движение зеленых было жестоко подавлено, протестный потенциал в обществе сохраняется (скорость развития общества: рост социального статуса женщин, вовлечение молодежи в мировые коммуникационные сети, рост уровня образования в обществе и др. - не совпадает со структурами и нормами, предусмотренными Конституцией.) Возникшие противоречия и могут стать причиной для новых выступлений, если не будут разрешены путем проведения реформ. В то же время надо отметить, что в ближайшей перспективе проведение «бархатных» революций или каких-либо протестных акций не возможно.

5. После избрания Ахмадинежада на второй срок (2009-2013 гг.) четче стали проявляться его намерения сконцентрировать все большие полномочия в своих руках, чтобы в дальнейшем контролировать все властные структуры. В своих стремлениях к упрочению собственной власти он подчас не только игнорирует решения меджлиса, Наблюдательного совета и нарушает Конституцию, но даже обходит прямые указания Хаменеи. Нельзя не отметить изменения курса Ахмадинежада в последние 2 года, которые некоторые аналитики оценивают как отход от линии исламской революции. После попытки прямого противостояния духовному лидеру в мае 2011 г.он практически лишился его поддержки.

6. В результате конфронтации президента с меджлисом, судебной властью, а также раскола в обществе произошла разбалансировка и внутри системы госуадрственной власти. Так, например за этот период была практически сведена на нет роль Совета по целесообразности, так как на его главу Хашеми Рафсанджани, оказавшего поддержку участникам протестных акций, оказывалось постоянное давление.

7. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что после событий осени 2009 г. усилилась роль духовного лидера в обществе. Представители всех политических сил постоянно подчеркивают верность «вала-йе факиху». Значительная часть населения страны по-прежнему воспринимает духовного лидера как руководителя, проводника идей справедливости, равенства, защитника национальных интересов.

А.Хаменеи, осознавая опасность раскола внутри правящей элиты и пытаясь предотвратить осложнение внутренней ситуации, предпринял ряд мер с целью нивелировки противоречий между государственными структурами. Он создал специальную комиссию по примирению меджлиса и правительства, Однако ее деятельность не смогла урегулировать взаимоотношения властей и приостановить дальнейшее нарастание кризисной ситуации. Лидер, очевидно, обеспокоенный нарастанием противостояния властных структур и опасаясь возможного усиления влияния пропрезидентских сил, осенью 2011 г. сделал заявление о намерениях внести корректировки в систему государственной власти с тем, чтобы законодательно закрепить контроль меджлиса над президентом, предоставив парламентариям право избирать главу исполнительной власти – т.е президентскую республику превратить в парламентскую. Стало известно, что уже была создана комиссия экспертов с целью детальной проработки этого вопроса. Сам факт вынесения этого вопроса духовным лидером говорит о том, что власть придержащие осознают необходимость проведения реформ в политической сфере для сохранения стабильности исламского режима. Основной вопрос в том, в каком направлении пойдут процессы. Или в сторону усиления религиозной парадигмы и ограничения демократических начал или расширения институтов гражданского общества. При этом важно, насколько совпадут интересы власти и народа.

6. Нынешний внутриполитический кризис внешне представляется отражением борьбы политических элит за власть. По сути же, он маскирует противоречия во взглядах политических сил на вопросы дальнейшего развития страны. Оппозиционное движение 2009 г. было задавлено, но причины, приведшие к его возникновению, не устранены. Все, вовлеченные в конфликт стороны, осознают необходимость преобразований во внутренней и во внешнеполитической сферах. Разрешения кризисной ситуации можно ждать только после президентских выборов, подготовка к которым уже началась.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг icon2 Содержание семинарских (практических) занятий. Тема Структура и...
Лавриненко, В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: Вузовский учебник. Взфэи, 2005. 3 Раздел

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг iconРоссия и Латинская Америкка в постбиполярном мире
Развитие политического диалога России с латиноамериканскими государствами

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг icon2. Асинхронная организация образовательного процесса
Министерства образования и науки РФ (Приказ от 11. 07. 2002. №2654; Инструктивное письмо от 28. 11. 2002. №14-52-988 ин/13; Письмо...

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг iconЧерепанов М. С. Теория социального пространства П. Бурдье: особенности...
П. Бурдье: особенности структур политического и религиозного полей [Текст]: сб науч тр. / Кафедра политологии Института истории и...

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг icon1. Недавние события Да поможет им Гарри Поттер?
Об этике, управленческом профессионализме, о полной функции управления на Руси и в сша, об общем кризисе капитализма и марксизме,...

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг icon1. Недавние события Да поможет им Гарри Поттер?
Об этике, управленческом профессионализме, о полной функции управления на Руси и в сша, об общем кризисе капитализма и марксизме,...

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг iconМетодологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация....
Исторический метод позволяет изучить явления политического, экономического, социального и культурного процесса в последовательном...

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность»
Оцесса необходимо не только сформировать систематические знания о мире политики, выборов в прошлом и настоящем, но и обучиться политическому...

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг iconКнига это не просто мемуары политического деятеля. Это поучительные...
«Сингапурская история. Из «третьего мира» – в первый»: мгимо (У) мид россии; М.; 2005

Развитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг iconОстрый аппендицит
Развитие патологического процесса в червеобразном отростке при остром аппендиците начинается с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов