"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?"




Название"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?"
страница1/7
Дата публикации13.08.2013
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


С Т Е Н О Г Р А М М А
Общественных слушаний

"Инклюзивное образование: реализация или дискредитация?"

(к годовщине ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов)
Здание Государственной Думы. Малый зал.

7 июня 2013 года. 14 часов.
Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги!

Кто не знает, позвольте представиться. Я Смолин Олег Николаевич, первый зампред думского Комитета по образованию, куратор экспертного совета при комитете по коррекционному инклюзивному образованию, председатель общественного движения "Образование для всех".

Рядом со мной Николай Николаевич Малафеев, председатель экспертного совета по коррекционному инклюзивному образованию при комитете Государственной Думы.

Я хочу начать с того, уважаемые коллеги, что сегодня экспертный совет комитета, общественное движение "Образование для всех", при поддержке фракции Компартии Российской Федерации, проводит "круглый стол" на тему "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?".

Чтобы больше по этому поводу не было вопросов, мы благодарим Компартию Российской Федерации, оказавшую нам большую организационную помощь в проведении сегодняшнего "круглого стола", но как и все наши мероприятия, мероприятие это не партийно-политическое, а общегуманитарное.

Мы приглашали сюда людей независимо от их политических взглядов и позиций, фракционной или беспартийной принадлежности, мы считаем, что это проблема, которая касается очень и очень многих людей, независимо от их политических взглядов.

Теперь два слова по сути дела.

Напомню, уважаемые коллеги, что в апреле 2012 года здесь в Государственной Думе проходили парламентские слушания по проблемам инклюзивного образования. Были выработаны рекомендации, на мой взгляд очень неплохие, затем, как вам известно, Государственной Думой была ратифицирована, и президентом Дмитрием Медведевым была подписана Конвенция ООН о правах инвалидов, сегодня мы можем отмечать годовщину того и другого.

Конвенция закрепляет курс на развитие инклюзивного образования в Российской Федерации как одной из стран, ратифицировавших эту самую Конвенцию.

Рекомендации парламентских слушаний содержат ключевую идею о развитии инклюзивного образования, подчеркиваю, без разрушения созданной и эффективно работающей системы коррекционного образования, но дальше происходит следующее.

Хотя в законе, в принципе, с моей точки зрения, содержатся правильные по преимуществу положения, касающиеся этой сферы деятельности, включая право родителей на выбор образовательного учреждения для своего ребенка, включая положения, с большим трудом которые удалось сохранить, о льготах, хотя и в пределах 10-процентной квоты, для абитуриентов с инвалидностью первой и второй группы, и абитуриентов инвалидов с детства, включая некоторые другие положения, в том числе обязательную социальную стипендию для студентов с инвалидностью первой и второй группы и инвалидов с детства и так далее, но из разных концов нашей великой и могучей Родины поступают разные письма с проблемами по этому поводу.

Одна из ключевых проблем, с нашей точки зрения, заключается в следующем.

Парадоксально, но факт, на нарушение прав человек жалуются по двум, казалось бы, противоположным линиям. С одной стороны, по‑прежнему, есть некоторое количество обращений от родителей, которые хотели бы обучать своих детей вместе со здоровыми ребятами в обычной школе, но им в этом отказывают, с другой стороны всё больше и больше становится обращений по поводу того, что родители хотели бы обучать своего ребенка в коррекционной школе, но эту школу принудительно расформировывают, ребят помещают в обычную школу, забыв создать при этом специальные образовательные условия.

Есть немало обращений по поводу того как объединяют коррекционные школы с обычными учебными заведениями, таким образом, что это напоминает известную формулу о гибриде ужа и ежа.

Наша сегодняшняя задача не просто выслушать наших коллег из регионов, города Москвы, столицы нашей родины, но как мне кажется, наша ключевая задача заключается в том, чтобы выработать такие рекомендации, которые бы позволили Российской Федерации действительно разумно, рационально реализовать идею инклюзивного образования, исходя из сохранения и развития обеих систем, и коррекционного и инклюзивного образования.

Я уже не раз говорил, что в свое время я прошел и то, и другое, коррекционную специальную школу, которой я пожизненно благодарен за качественное образование, и обычный институт. Правда не факт, что его можно было назвать институтом инклюзивного образования, хотя нас там довольно много училось, ребят с инвалидностью по зрению, но, по крайней мере, на помогали закончить вуз как могли.

Мы хорошо понимаем плюсы и минусы обеих систем, и повторяю, исходим из того, что нам нужно сохранить то и другое.

Коллеги, я вынужден еще одну сказать неприятную вещь.Она такая и приятная, и неприятная. У нас под 40 человек уже записавшихся, и просьбы о выступлениях продолжают поступать. Мы будем стараться дать всем слово при одном жёстком условии: 5-минутный регламент. 5 минут - старайтесь его не превышать.

Но прежде чем передать слово председателю экспертного совета при Комитете Государственной Думы по образованию Николаю Николаевичу Малофееву, академику, директору института коррекционной педагогики, человеку, которого, я думаю, в нашей сфере представлять никому не надо, мы все его прекрасно знаем, я хочу напомнить, что у Николая Николаевича сравнительно недавно был юбилей. И с вашего позволения от имени наших слушаний я сердечно поздравляю Николая Николаевича с замечательным юбилеем.

(Аплодисменты.)

Хочу пожелать здоровья, добра, удачи и всей полноты жизни, и вручить скромный ... Спасибо.

^ Малофеев Н.Н. Спасибо, спасибо.

Смолин О.Н. Слово Николаю Николаевичу Малофееву. Ещё раз повторю, председателю экспертного совета при думском комитете по коррекционному инклюзивному образованию.

^ Малофеев Н.Н. Спасибо, Олег Николаевич. Спасибо, конечно, за букет роскошный, за добрые слова в мой адрес.

Но гораздо большее спасибо за те огромные усилия, которые вы прилагаете для того, чтобы образование детей, интересы которых мы отстаиваем, было действительно качественным.

Я, с вашего позволения, лишу себя слова, потому что нам очень бы хотелось выслушать всех: и записавшихся, и тех, кто захочет высказаться. Есть только одна просьба. Мы обязательно по итогам сегодняшних слушаний примем некое решение. Поэтому если кто-то считает себя в силах войти в рабочую группу по подготовке этих решений, прошу прислать записку. И во-вторых, если у кого-то есть какие-то... Предварительный проект решения, проект обращения вам роздан, надо поблагодарить всех тех, кто его готовил. Но понятно, что это не окончательный документ, и если у вас есть какие-то предложения, пожалуйста, тоже их присылайте. Можно в президиум письменно, можно потом, по завершении.

А на этом я перейду к более простой роли и предоставлю первое слово, так как здесь в этом списке перечислены наши выступающие, я хочу предоставить слово Сергею Николаевичу Кавокину, доктору социологических наук, профессору ОАО "Всероссийский центр уровня жизни", профессор, консультант. Тема выступления Сергея Николаевича "Инклюзивное образование инвалидов в условиях современной России и последующее трудоустройство, плюсы и минусы".

Сергей Николаевич присутствует?

^ Кавокин С.Н. Да, конечно.

Малофеев Н.Н. Да.

Смолин О.Н. Следующий выступающий - Заяц Инна Олеговна.

Кавокин С.Н. Большое спасибо.

Дайте, пожалуйста, презентации. Большое спасибо за предоставленную возможность выступить. Мне очень приятно увидеть столько знакомых и уже почти родных лиц, с которыми мы здесь, в этом зале, не в первый раз встречаемся.

Но я сегодня хотел бы остановиться вот на каком вопросе - инклюзивное образование инвалидов в условиях современной России и их последующее трудоустройство, плюсы и минусы. Фактически моё выступление будет не очень длинное, но будет состоять из двух частей. Первая - это точка зрения на инклюзивное образование и на то, как оно у нас внедряется в нашей стране, и что именно происходит с этим делом. Дайте второй слайд. С этим делом. А второе - это именно то, что касается трудоустройства инвалидов.

Значит, ратификация Конвенции о правах инвалидов, она уже не ставит под сомнение необходимость внедрения в практику образования инвалидов и инклюзивных форм. Но суть не в том, что надо это инклюзивное образование или не надо, а суть в том, как оно внедряется. Ведь есть целый ряд проблем, которые при внедрении вот этих инклюзивов в образовании инвалидов не учитываются. И первая проблема та, что многие считают инвалидов однородной массой, от всех инвалидов можно загнать на инклюзивное образование. Не учитывают то, что инвалидов укрупнённо можно разделить на инвалидов с сохранным интеллектом и на инвалидов с нарушенным интеллектом. И вот скажите мне, пожалуйста, как инвалида с выраженным нарушением интеллекта можно учить в общеобразовательной среде, которая ему предлагается? Этот вопрос мы обсуждали, когда я был в Германии, в октябре прошлого года мы были в Германии, и как раз отдельная была там. Нам показывали, как это делается в Германии, обсуждали на конференции. Там очень много хорошего мы выслушали.
Но самое главное, что даже в Германии, где там уж, казалось бы, много делается для этого, они честно говорят о том: мы сами не знаем, как эту проблему решить. А решить эту проблему можно только в том случае, если мы отойдем от нашего привычного направления движения такого, которое было заложено ещё во время революции и отражено в той песни, что разрушим до основания, а затем. Вот и у нас так - хотим мы вначале ту существующую систему образования инвалидов разрушить до основания, а что затем получится, мы посмотрим.

Кроме того, очень большие сомнения возникают (дайте следующий слайд) в том, как организовать образование инвалидов, даже с ... интеллектом, но с нарушением органов восприятия слуха и зрения. Если в нашей общеобразовательной среде возможности для обучения таких людей? Я думаю, что может и есть. Но при этом нет кадров, которые готовы были бы в настоящее время немедленно прямо включиться в этот процесс. Я очень сильно сомневаюсь в том, что в ближайший какой-то год-два это дело удастся решить. Поэтому надо идти по другим путям.

И, в-третьих. Даже если процесс образования инвалидов не требует особых методик обучения, именно обучения, то совместное обучение лиц с ограниченными возможностями и иных детей, требует, как серьезной подготовки преподавателей, так и работы с родителями и первой и второй категории обучаемых. И вы с этим делом, наверное, сталкиваетесь о том, когда родители детей не инвалидов, выступают против того, чтобы они обучались совместно, а также родители детей-инвалидов тоже не хотят, чтобы их дети учились, хотя они могут учиться совместно с этими. Это большая работа и большой вопрос.

Но вторая часть, на чем я хотел остановиться более подробно, это надо помнить, что касается образования в целом и профессионального образования в частности, надо помнить, что образование инвалидов не самоцель, а средство последующего трудоустройства данной категории населения. Именно поэтому необходимо расширить программу внедрения в России инклюзивного образования до применения его, в том числе и в системе профессиональной подготовки, переподготовки.

При этом необходимо, об этом пока мест у нас ещё так не очень говорят, на уровне, допустим, вузов ещё как-то говорится, но, когда идет образование на рабочих местах, в других местах, очень сложно. Но при этом необходимо обеспечить функционирование многоуровневой системы такой подготовки и переподготовки, начиная от профессионального обучения на рабочем месте и заканчивая получением инвалидом высшего образования.

При этом надо понимать, что требуется проделать достаточно большую работу, для того чтобы определить, а по каким профессиям (дайте следующий слайд) можно и нужно учить инвалидов. Россия давно отстала, и об этом я говорил неоднократно, от развитых стран в вопросах интеграции инвалидов в обществе, в том числе в обеспечении в равных возможностях на труд, как это требует, принятая ООН Конвенция, о которой мы сегодня говорили.

Вот цифры по трудоустройству инвалидов. Англия 40 процентов, США - 24, Россия - от 3,4 до 6,8 процента. Почему такой разброс цифр, я вам объясню. Эти цифры взяты из доклада Голиковой на заседании Совета по делам инвалидов, именно она сказала, что вот такое число инвалидов у нас работает, от 600 с копейками до 900 с копейками. Мы пересчитать даже не можем столько, сколько инвалидов у нас работает.

Но есть значительно более важная проблема. Сейчас президент поставил задачу создать 14 тысяч рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Прошу прощения, я занимаюсь проблемами, в том числе и трудоустройства инвалидов, более 20-ти лет. В эту сферу было вложено неимоверное количество денег и, если бы все рабочие места, которые были созданы для инвалидов за это время, сохранились, то мы бы могли бы брать гастарбайтеров инвалидов из других стран, потому что все бы наши были бы уже трудоустроены. Главное не только создать эти рабочие места, но и сохранить, чтобы они были закреплены каким-то образом для инвалидов.

Дайте следующий слайд. Вот здесь на слайде показано, что препятствует трудоустройству инвалидов. Это, начиная с работы ... тех трудовых рекомендаций, которые не только не способствуют, но и препятствуют трудоустройству инвалидов, но очень важно (я выделю это специально на слайде) отсутствие внятных характеристик профессий рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов.

То есть характеристик содержаний и условий труда, которые могли бы учитываться при трудоустройстве инвалида.

^ Смолин О.Н. Сергей Николаевич, регламент, не в обиду.

Кавокин С.Н. Да, да.

Следующий слайд дайте. При этом не учитывается, что есть вредные или опасные производственные факторы для всех, как для инвалидов, так не инвалидов, но для инвалидов есть еще дополнительные факторы, которые надо учитывать при их трудоустройстве. А вот это дело никак не учитывается и при проведении аттестации и сертификации рабочих мест, это тоже не делается.

Следующий слайд дайте. Я мог бы еще больше остановиться на этом, но так как уже регламент заканчивается, дайте следующий слайд.

Я благодарю вас за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Николаевич. (Аплодисменты).

Я предоставляю слово Инне Олеговне Зай, заведующей детским садом 1540. Подготовиться прошу Елену Дмитриевну Худенко.

^ Смолин О.Н. А пока Инна Олеговна готовится начать выступление, коллеги, мы приглашали довольно много представителей органов власти. Если есть в зале, мы надеемся, что есть, мы готовы предоставить слово вне очереди, не потому что мы благоволим непременно только к людям, представляющим власть, а потому что будет крайне полезно, я думаю, представителям образовательного сообщества послушать позицию властных структур.

Будьте добры, коллеги.

Председательствующий. Пожалуйста, Инна Олеговна.

Зай И.О. Добрый день, уважаемые коллеги, я представитель самых маленьких детей-инвалидов. И, конечно, совершенно другие проблемы, чем трудоустройство и прочее. Я бы хотела сказать, во-первых, вот о чем, о том, что малое количество детей-инвалидов реально попадают в детские сады. И не потому что в этих садах плохие руководители, а потому что мы понимаем, что мы не можем взять детей, потому что у нас нет специалистов, нет условий для того, чтобы этих детей принять. Особенно я бы хотела сказать о такой категории детей-инвалидов, как дети аутисты и дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Потому что когда мы берем таких детей в детский сад, мы никогда не знаем, насколько они нуждаются в нашей помощи и насколько они нуждаются в инклюзе и специализации, и прочих всяких вариантов развития.

В нашем детском саду, детский сад комбинированного вида, у нас есть, как дети нормативные, так дети с задержкой психического развития и есть группа для детей со сложной структурой дефектов, которые в основном находятся дети-аутисты и дети-дауны. Хочу поделиться нашими сложностями, потому что я думаю, что это общие сложности для всех.

Первая сложность заключается в том, что такие дети, конечно, требуют определенных капиталовложений. Потому что, во-первых, нам требуются тьютеры. Потому что в группе из девяти человек детей-аутистов, один воспитатель, один помощник воспитателя, дефектолог, логопед. И каждый из этих детей ежеминутно требует внимания. Нам нужны дополнительные помещения, потому что если мы организуем инклюзивный процесс, то соответственно мы должны иметь возможность ребенка-инвалида в какой-то момент, когда он не вписывается в ситуацию группы, куда-то моментально взять, тот же самый тьютер берет и уводит куда-то, где этот ребенок может находиться, де может продолжать образовательную деятельность, где он может иметь возможность отдохнуть, разгрузиться. Потому что дети-аутисты не могут целый день находиться в помещении и в окружении большого количества детей. И нам бы хотелось такие возможности иметь. Конечно, мы хотели бы иметь дополнительное оборудование. Вот мне, знаете, я, конечно, себе заготовила речь, но хочется просто элементарный пример. Вот год равных возможностей, да, был, нам в год равных возможностей на детский сад, хотя у нас все эти дети уже были, выделили пантус и подъемник по лестнице такой автономный для детей-колясочников. У нас нет таких детей, все об этом знают. Условия детского сада никак не предусматривают, даже передвижения родителей детей-колясочников по детскому саду. Стоит это оборудование, которое нам выделили, больше 200 тысяч. Сколько я нужного могла бы купить для наших детей, если бы я получила эти деньги.

Еще я хочу сказать, что эти равные возможности, это абсолютная неправда. Потому что ребенок, даже с самой маленькой степенью ДЦП, например, и ребенок норма, прикладывает совершенно разные усилия к достижению одних и тех же целей. Мы не можем говорить о равных возможностях, мы можем говорить о том, что мы максимально готовы помочь этим детям достичь каких-то результатов. И для родителей это очень актуально, потому что для них эта фраза просто кощунственно звучит.

Еще я хочу сказать о том, что у нас, конечно, абсолютно не сформировано общественное мнение по поводу детей-инвалидов. Мы давно работаем с этими детьми, у нас было очень много ситуаций, когда родители детей нормативных не хотели видеть детей-инвалидов в своих группах.

Вот, знаете, какой самый весомый аргумент? Сейчас мы в саду. То, что ребёнок, да, он 3-х лет, ходит в одну группу с моим собственным ребёнком, не инвалидом. Это наше поведение. Никакие декларации и никакие наши воззвания там о толерантности, они, к сожалению, не работают.

И ещё один вопрос, который, как ни странно, перекликается с предыдущим оратором. Нам, к сожалению, у нас нет никакой преемственности. То есть даже детей с задержкой психического развития мы не можем передать в коррекционную школу, потому что поблизости у нас таких школ нет.

Вот сейчас мы объединяемся в комплекс со школой через забор. И я уже не первый год хожу к директору и говорю, Витя, давай организуем. Он говорит, не могу, не дают. И наши дети, в которых мы 3 года вкладываем (дефектологи, логопеды, психологи) по максимуму всё, что можем, и нам кажется что мы очень хорошо с ними поработали, они вполне хороши. Хотя на начальном этапе часто у них речи не было. Да, они теперь могут пойти в массовые школы. Мы их отдаём и слышим, извините, за грубые слова, зачем вы прислали нам ваших дураков?

И мы бы очень хотели, чтобы наши, например, дефектологи и логопеды, все с высшей категорией. И наш психолог, который много лет работает с такими детьми, имела возможность преемственности, чтобы он мог прийти в школу...

. (Не слышно.)

Зай И.О. ... адаптироваться в школе. И, конечно, это зависит не от меня лично и даже там не от нашего управления образования. Это какие-то вопросы, которые решаются на уровне государства всё-таки.

И последнее, о чём я хотела сказать, что вот в этом году, например, я осознанно не набирала среднюю группу детей с задержкой психического развития. Почему?

Группа маленькая, специалистов с высшей категории для этих детей очень много. У меня таких групп4, да, и вот это вот подушевое финансирование. И каждый из нас сейчас стремиться к повышению зарплаты педагогов, а не к инклюзии. Потому что любая инклюзия требует дополнительных средств, а мы эти средства, извините, в стимулирующий фонд.

И хотелось бы, чтобы это тоже каким-то образом решалось на уровне государства. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Инна Олеговна.

Смолин О.Н. Если можно, короткий комментарий.

Коллеги, очень важные проблемы. Просьба какая? По возможности предлагать и возможные решения. Я просто в порядке информации хочу сказать, что сравнительно недавно мы обсуждали эту проблему с руководителем московского образования Исааком Иосифовичем Калиной.

Мы внесли несколько предложений по поводу того, как, на наш взгляд, при каких условиях можно было бы и нельзя было, наоборот, объединять школы, одно из условий было поддержано - обязательная психолого-педагогическая экспертиза специалиста в том случае, если речь идёт о коррекционных учебных заведениях. Но как я понял, пока ещё практического результата это поддержанное предложение не получило. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.

Спасибо, Олег Николаевич.

Инна Олеговна, ещё раз спасибо вам за ваше выступление. Только я бы не стал начинать выступление со слов, вот до меня товарищ говорил про трудоустройство, а нам это далеко, потому что мы дошкольники.

Вот, может быть, оттого, что люди, защищающие интересы детей разного возраста, не задумываются о том, что будет с детьми, когда они станут взрослыми, у нас такие разрывы между ступенями образования. Поэтому спасибо, но давайте думать, что всё-таки конечная цель образования, не важно, оно специальное или инклюзивное, это максимальная независимость наших детей, когда они станут взрослыми.

Я предоставляю слово Елене Дмитриевне и прошу подготовиться Николая Васильевича Пустолова, ректора Новосибирского государственного технического университета.

Пожалуйста, Елена Дмитриевна.

Е.Д. Уважаемые коллеги!

Во-первых, Инна Олеговна, если вы хотите, чтобы ваша школа сделала инклюзивное образование, обращайтесь сразу ко мне, и мы с вами решим этот вопрос, поскольку мы сидим в Москве, и у нас есть весь пакет, который позволит общеобразовательные школы включить и начать инклюзивное образование для любой категории детей.

Что я хочу вам сказать, уважаемые коллеги? Мы занимаемся проблемой толерантности с 2001 года по всей России. Мы начинали с того, что в Министерство образования мы внедряли программу по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам в различных субъектах Российской Федерации, в Москве в семи округах, включая центральный и спальные районы, и так далее, и так далее. И по сей день этим занимаемся.

В прошлом году в Нижнем Новгороде мы сделали очень многое, и результаты, о которых уже здесь говорили.

Сегодняшняя встреча реализации или дискредитации инклюзивного образования. Я думаю, что мы подошли, на мой взгляд, к границе дискредитации инклюзивного образования в том формате, в каком оно реализуется сегодня в России.

Много было перечислено, что нету того, того, того. Я хочу, вот я посмотрела справку, учителя, прошедшие инклюзивное образование, ресурсные центры, которые делают инклюзивное образование, инклюзивные центры и так далее. Замечательно. Это вектор реализации государственной политики.

Но когда я лично беседую с этими учителями, то они не владеют методами и приемами обучения ребенка в условиях любого класса общеобразовательной школы.

Я сижу на этих уроках, я смотрю, раз в неделю я бываю в разных школах по роду своей необходимости, и вижу, и с учителями просто говорю, что не позволяет, что мешает. Мне что говорят? Вы программу нашу знаете?

Третий класс, итоговая аттестация, пример, условно, 384, в скобочках, разделить на 25, скобочка закрывается, плюс, скобочка открывается, 825 минус 16, скобочка закрывается, получится... Это один.

И третий класс, в Канадской школе, где инклюзивное образование. Захожу, дети закрашивают треугольники. Я говорю - простите, это что, перемена? - Нет, говорят, это урок математики. Я молчу, думаю, что-то я не понимаю.

Захожу в девятый класс на урок математики. Стоит девятиклассник, на доске пишет в столбик - 24 плюс 13.

Теперь понятно, так сказать, вот то, что я видела своими глазами.

Может быть, что-то сейчас и поменялось на Западе, в европейских школах, но согласитесь, что наши общеобразовательные программы ну никак не адаптированы к тому, чтобы ребенок с любыми ограниченными возможностями чувствовал себя комфортно.

А что в Конвенции говорится? Создать условия достойные.

Второй момент. Нету целого пакета научно-методических материалов, который бы позволил учителю, заучу, логопеду, дефектологу, взять готовую программу, взять готовый адаптированный учебник, взять рабочую тетрадь, и организовать эффективно обучение, соответствующее конкретной нозологии.

Поймите, глухому - одно, слепому - другое, ДЦП - третье, умственно отсталому - четвертое надо, а у нас всё как бы в общем. Нельзя так. Необходима четкая дифференциация.

Дальше. Ну про доступную среду я не буду говорить, всё ясно. Момент, который все упускают. Дорогие мои, а есть в общеобразовательной школе специально разработанные меню для детей с ограниченными возможностями здоровья? А вы знаете, что им необходимо особое питание, целому ряду нозологий? А школа занимается поставками питания массово. И как? И где комфортные условия, достойные для ребенка?

И еще я возьму, можно много перечислять, тут уже говорили, я возьму про самого ребенка. Никто не обследовал и не изучал, ну я, к сожалению, не знаю, состояние ребенка, который учится в этом инклюзивном классе.

Мы проверили этих детей, провели наблюдение в течение трех лет обучения. Так вот я хочу сказать, что психофизиологический статус ребенка ухудшается. Он не чувствует себя таким же как и все. Вы понимаете, что происходит? Потому что ему, ... у него нет, специальной комнаты для занятий по русскому, математике нет, он сидит в этом же классе, где учитель, 30 человек, и он должен, он не имеет права останавливаться, понимаете, наши учителя бедные тоже в загнанном режиме, у них программа, программа, тестирование, ЕГЭ, и так далее и так далее.

И они плачут горючими слезами, им и детей жалко, а что они могут сделать?

И вот у нас ножницы, в которые мы и поставлены.

И вот этот ребенок, которого привели, с нормальным интеллектом, он сидит, а скорость написания букв у него другая. А чтение, и ему учитель говорит: "Ладно, потом мне прочитаешь, не надо", - и вот это "потом", хорошо, мы потом с тобой диктант напишем...

Председательствующий.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconОбласть профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков...
Коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" icon«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми...
Данная информационная брошюра предназначена для специалистов, работающих в сферах социальной работы и педагогики и профессионально...

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconС ограниченными возможностями
Шестой творческий Фестиваль детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» (далее Фестиваль) проводится в г. Санкт-Петербурге...

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconСпециальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями...

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconКомитет по образованию распоряжение
Санкт-Петербурга, в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их...

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconДоклад государственного бюджетного специального (коррекционного)...
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconОбучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях...
Вартапетова Г. М., канд пед наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconКонкурса среди
Конкурса среди детей и молодежи, в т ч инвалидов, склонных к активной деятельности на благо других ребят с ограниченными возможностями...

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconПравила приёма студентов (слушателей) в федеральное государственное...
Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья 39

\"Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?\" iconПравила приема в государственное образовательное учреждение среднего...
Подготовки за счет средств бюджета Пермского края, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов