1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических




Название1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических
страница1/9
Дата публикации29.06.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые государственным принуждением. Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т. д. Конституционное право любой зарубежной страны призвано регулировать определенную группу общественных отношений (например, правовое положение личности или основы устройства общества и государства).
^ Конституционное право зарубежных стран является учебной дисциплиной, которая преподается в высших учебных заведениях.
Конституционное право зарубежных стран является наукой, т. е. совокупностью различных взглядов, учений, теорий, а также гипотез по вопросам конституционного права, которые, в свою очередь, изложены в статьях, книгах или научных докладах. Как такового отдельного понятия «конституционное право зарубежных стран» не существует и оно не выделено в особую отрасль права. Общепринято, что существует конституционное право определенной страны и каждая страна самостоятельно составляет свое конституционное право. Под понятием «конституционное право зарубежных стран» принято понимать такое явление, которое представляет собой сравнительный анализ всех официально принятых действующих конституционных прав стран в мире.
^ Конституционным правом зарубежных стран регулируются четыре главные сферы общественной жизни любой страны:
1) социальные отношения (социальная роль государства);
^ 2) экономика (основы отношений собственности);
3) идеология (идеологический плюрализм);
4) политика (роль и порядок образования политических партий, организация государства).
Следовательно, можно толковать «конституционное право зарубежных стран» как самостоятельную отрасль права конкретной страны. Предназначение данной системы заключается в согласовании внутренних норм государства и общества, коллективов. Также в регулировании основ правовых взаимосвязей государства и общества, борьбы за соблюдением норм конституционного права мирными, конституционными средствами.
К объектам конституционного права зарубежных стран относят общественные отношения, под которыми понимают основы жизни личности (установление законом прожиточного минимума), государства (его места в обществе), а также самого общества (рыночную экономику или экономику государства). Важными частями любого конституционного права любого государства являются конституционные права и обязанности гражданина данного государства, а также способы их реализации и гарантии.

^ 2. Система государственного права в зарубежных странах.

Система конституционного права состоит из институтов права.
Основы конституционного права зарубежных стран:
1) в экономической сфере ими являются основы отношений собственности;
^ 2) в социальной сфере ими являются основы социальной роли государства;
3) в политической сфере ими являются создание политических партий, построение государства;
^ 4) в идеологической сфере допускается плюрализм идеологий или одна из них в качестве официальной версии (марксизм-ленинизм или идеи Мао Цзэдуна в КНР).
Системой согласованных норм, которые регулируют однородные, взаимосвязанные между собой общественные отношения в пределах определенной отрасли права, является институт конституционного права.
К институтам конституционного права в зарубежных странах относят институты социальной системы государства, институты экономической и политической систем, а также основы духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства и т. д.
^ 3. Нормы и институты государственного права в зарубедных странах.

Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми актами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным принуждением. В некоторых случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая.
^ В статье конституции или закона может содержаться всего одна или несколько норм конституционного права.
В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве доминирует императивный метод. Большинство норм конституционного права имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер.
^ Реже используются нормы-дозволения (в основном при регулировании основ правового статуса личности).
В конституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Например, в конституции Китая 1982 г. записано: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.
^ В некоторых конституциях содержатся нормы-цели и нормы-символы, нормы-определения.
В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже.
Особый характер имеют положения преамбулы (введения) конституции. Обычно их положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.
Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства или президента и т. д. Уголовная или гражданская ответственность может быть предусмотрена только за определенные преступления и формулируется в самом общем виде, но наступает лишь после отрешения от должности и по нормам уголовного или гражданского права.
^ Гипотеза нормы также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.
Институт конституционного права – это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Существуют институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Иногда внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты и могут дробиться и дальше.
^ 4. Источники государственного права в зарубежных странах.

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

^ К главному источнику относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные публично-правовые договоры;

^ 2) регламенты парламентов и палат парламентов – организация и работа парламентов;

3) акты главы государства и акты исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);

^ 7) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву);

8) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

^ 9) международные правовые акты.

Существуют также локальные источники конституционного права (конституции каждого из штатов в США), в городах – свои городские уставы, другие уставы, регулирующие местное самоуправление.
Система конституционного права состоит из институтов права.
^ 5. Конституция – основной источник государственного права.

Понятие конституции. Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Одна ко ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс).

В современной науке конституционного права термин «конституции» употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,

Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» ил} конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция» В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимаю! толкования статей конституции США Верховным судом за более чем 200-летний период ее действия, учитывающие новые реалии.

В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть всегда, например в результате того, что конституция «стареет», что \ имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится фиктивной.

Высшая юридическая сила конституции означает, что все осталь¬ные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответ¬ствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим пред¬ставительным органом (парламентом) квалифицированным большинст¬вом голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифи¬цированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум. О специфике объекта конституционного регулирования уже говорилось выше.
^ 6. Закон как источник государственного права. Виды законов.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти – монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых социалистических странах (например, Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей), народом на референдумах и т.д.

^ По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные.

Конституционные законы обладают высшей юридической силой. Среди них следует прежде всего выделить такие, которые именуются конституциями и огпровозглашают основные права и свободы человека и граждагина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Иногда их называют основными законами, однако в некоторых странах понятие основного закона не совпадает или не вполне совпадает с понятием конституции.

Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию, которая и сама являлась одним из конституционных законов. Часто конституционные законы содержат не нормы, а однократные распоряжения (например, об однократном изменении – продлении или сокращении – срока полномочий представительных органов, если в конституции такая возможность прямо не предусмотрена). В Италии конституционные законы издаются по отдельным указанным в Конституции наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы, но меньшую, чем Конституция; это аналог рассматриваемых ниже органических законов. В Югославии принято издавать конституционные законы одновременно с принятием новой конституции или группы поправок к ней; в конституционных законах содержатся переходные положения (в период действия Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии 1963 года конституционными законами именовались высшие законы автономных краев).

Органические законы в ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства и процедуры народного голосования на основе бланкетных статей конституций. Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет, Высокий суд правосудия, Суд правосудия республики, Экономический и социальный совет, Высший совет магистратуры, порядка выборов палат Парламента и другие. Наряду с отсылками к органическим законам во французской Конституции содержатся отсылки и к обычным законам (например, в ст. 72 по вопросу об организации местного самоуправления). В литературе иногда органическими называют все законы, к которым отсылает конституция, однако во Франции, как видим, это неприменимо. В Бразилии подобного рода законы именуются допролнительными (дополняют Конституцию).

^ Обычные законы в тех странах, где имеются также конституционные, органические и им подобные законы с повышенной юридической силой,

регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права.

Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы – либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы.
^ 7. Акты органов конст. контроля(надзора) и судеб. прецеденты как источники государственного права.

Акты. органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные тол¬кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

К нормативно-правовым актам органов конституционного контроля (надзора) относятся решения Конституционного совета во Франции, конституционных судов в Италии, Германии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов в Польше, Испании, верховных судов в США, Японии, Индии и т.п. Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconКраткий курс лекций по конституционному праву зарубежных стран тема...
Тема № Понятие конституционного права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, его предмет,...

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconВопросы к экзамену по кпзс (для студентов 3 курса юридического факультета)
Конституционное право зарубежных стран как отрасль права, наука и учебная

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconПонятие конституционного (государственного) права зарубежных стран,...
Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических icon1. Предмет истории государства и права зарубежных стран
Предметом изучения данного учебного курса является государство и право зарубежных стран в процессе их возникновения и развития

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических icon1. Понятие конституционного права зарубежных стран
Данная наука системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-право­вой...

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconРабочая программа курса «административное право зарубежных стран»...
Программа предназначена для студентов 3 курса Международно-правового факультета

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconРабочая учебная программа по дисциплине б в. Од конституционное право...
Профиль: уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой, международно-правовой

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconЭкзаменационные вопросы по предмету: Конституционное право Российской Федерации
Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Источники конституционного права

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconВопросы к экзамену по дисциплине "История государства и права зарубежных стран"
Предмет, метод, периодизация истории государства и права зарубежных стран. Место игпзс в системе юридических наук

1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических iconЛитература Автономов А. С. Конституционное (государ­ственное) право...
Основной Закон Германии 1949 г.: структура, содержание, порядок принятия и изменения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов