4. Государство и право Древнего Китая




Скачать 126.17 Kb.
Название4. Государство и право Древнего Китая
Дата публикации15.08.2013
Размер126.17 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Тема 4. Государство и право Древнего Китая.

  1. Государство Шан (Инь).

  2. Государство Чжоу.

  3. Государство Цинь.

  4. Государство Хань.

  5. Основные черты права Древнего Китая.


1.
История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии:

  1. Первый период – Шан (Инь) – продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.;

  2. второй период – Чжоу – с XII в. до 221 г. до н.э.;

  3. третий – царство Цинь – с 221 до 207 г. до н.э.;

  4. четвертый – царство Хань – с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.

Возникновение государства в Древнем Китае, согласно традиции, связывается с покорением в XVIII в. до н.э. племени ся племенем шан. Стоявший во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. Светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства были: плен, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за ряд преступлений, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в данный период. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, а весь урожай посылался старостой общины царю. Частные поля находились в индивидуальном семейном пользовании, хотя формально считались собственностью царей. В частной собственности могли находиться рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем происходит монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан из племенных вождей превратились в единоличных правителей, получивших по официальной идеологии власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначались его близкие родственники. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники. Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники и прорицатели. Существовали также армия и тюрьмы.

В XII в. до н.э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии, после которого государство Шан перестало существовать.
2.
Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122-742 гг. до н.э.), Восточного Чжоу (770-403 гг. до н.э.), период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.).

Господствующее положение в обществе в период Западного Чжоу занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть уцелевшей иньской аристократии.

Собственником земли по-прежнему был ван. Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную собственность.

Большую роль в этот период продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась система «колодезных полей». Многие земледельцы (нунфу) переходили в разряд безземельных арендаторов.

Число рабов значительно увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников. Росло число частных рабов.

Верховная власть находилась в руках наследственного правителя (вана). В Чжоу существовала дворцовая система управления. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т.д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

Царь Чэн ван (1115-1079 гг. до н.э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна», из числа которых назначался сян: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель».

Значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ, третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и собираемого на время войны ополчения.

Централизованного государства в этот периода не сложилось, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась князьями - чжухоу, находившихся в определенной. иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Князья получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться к его двору в определенные сроки.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, низшей из которых являлась сельская община. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину — линь, пять таких общин объединялись в деревню — ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу — дан, пять дан составляли округ — чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель — цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Последние прекращают свои приезды ко двору, не присылают дань. Усиление эксплуатации повлекло за собой восстание и изгнание царя. Неудачные войны с кочевниками усугубили ситуацию. Страна распадается на ряд государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения – Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономике и политической жизни страны. Возрастает роль купечества. Наследственная рабовладельческая знать утрачивает свои родовые земельные владения, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к укреплению частной собственности рабовладельцев на землю и увеличению размеров земельный власдений.

Эта тенденция продолжилась и в следующий период - период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа. Этому способствовало введение земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента падения Западного Чжоу единого государства на территории Китая не существовало. Самостоятельные государства вели между собой ожесточенную борьбу. В VI и III в. до н.э. происходит сначала усиление а затем основание Государства Цинь.
3.
Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна – сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло повлекло за собой распад общины. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. Было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Войско было перевооружено и реорганизовано, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже оружие и обрядовая утварь изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

Главой государства был император (ди). В его руках сосредоточивалась вся полнота власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, состоявший из десятков тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Их заместителями были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль играли императорские советники.

После завоевания других царств в империи были проведены реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены, а территорию империи разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды – на волости, а волости – на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя – представители военной и гражданской власти, которые назначались и смещались императором. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Прежняя аристократия была поставлена под строгий надзор имперских чиновников. Существенным образом ужесточилось законодательство. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

Вместе с тем проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых привело к гибели циньской монархии в 206 г. до н.э.
4.
К власти пришла новая династия – Ханьская. Основателем новой династии был один из руководителей восстания – сельский староста Лю Бан. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

В конце I в. до н.э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли: никто не мог иметь земли больше 138 га, а рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.

Структура государственного аппарата осталась прежней. С целью централизации страны было введено новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора – окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли правители и два его помощника по гражданским и военным делам, назначаемые из центра. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н. э. Ван Ман совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ.

В результате его реформ, вдохновителем которых конфуцианцы, запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Вместе с тем численность государственных рабов при Ван Мане увеличилась. Из них стали формировать армии.

Неоднократно проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены особые управления для регулирования рыночных цен и регламентации процентов по займам. Это способствовало сосредоточению всех источников доходов в руках государства.

Была поставлена задача создания сильной бюрократической империи. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей. Претенденты для занятия должности сдавали экзамен, обязательным требованием являлось знание в совершенстве учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой знати и обеспечивали доступ к государственному управлению другим слоям населения. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или обращены в рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. В 18 г. н.э. население подняло восстание, к которому примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган – императорский совет.

Во второй половине II в. н.э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. страну охватило мощное восстание «Желтых повязок». Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил – погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний единая Ханьская империя пала. В 220 г. она распалась на три царства.
5.
По преданию, уже в X в. до н.э. чжоуским ваном Му было разработано уложение о наказаниях, включавшее якобы 3000 статей. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло, прежде всего, нормы обычного права.

Период Чжоу отмечен бурным развитием законодательной деятельности. В идеологии этого времени господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Конфуцианство признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты пытались распространить действие правовых норм на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться сделки с землей. В период Цинь полноправным отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Объектами права собственности были рабы. В период Инь они считались государственной собственностью, хотя и находились во владении частных лиц.

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. Для периода Цинь характерна широкая и свободная работорговля.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Древнейшим являлся договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. Широкое распространение получил договор дарения. В период Чжоу был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и уплата пошлины. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V-III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. В III в. до н. э. впервые упоминается договор личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них – государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть, которая была вытеснена телесными наказаниями и широким применением государством смертной казни.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении вана Му (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применялся все шире, вытесняя состязательный.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Государство и право Древнего Китая icon«история социально-политической мысли древнего китая»
Значение социально-политической мысли Древнего Китая в истории Китая и стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии

4. Государство и право Древнего Китая iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа составлена к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой и ассистентом кафедры «Государство и...

4. Государство и право Древнего Китая iconТема Государство и право Древнего Египта (2 ч)
Планы практических занятий по «Истории государства и права зарубежных стран» (дневное отделение)

4. Государство и право Древнего Китая icon2. Древневосточное государство > Государство Древнего Египта
Тема Салическая правда раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья

4. Государство и право Древнего Китая iconГражданское право как отрасль права
Он известен в правоведении со времен Древнего Рима и происходит от лат. Jus civile – «право гражданское», право римских граждан....

4. Государство и право Древнего Китая iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...

4. Государство и право Древнего Китая iconПеревод с английского В. И. Нелина Книга является сборником старинных...
Китая и Японии, как воплощения высоких стремлений к нравственному идеалу. Являясь ценным памятником культуры и истории этих стран,...

4. Государство и право Древнего Китая icon1 Древнерусское государство и право ( IX – XII вв.)
Вероятно, имело место постепенное перерастание догосударственных политических образований в феодальное государство восточных славян...

4. Государство и право Древнего Китая iconВопросы к зачёту по курсу «Этика»
Особенности развития этических идей в древневосточных обществах. Этические учения Древнего Китая

4. Государство и право Древнего Китая icon1. Государство как социальный институт
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов