Скачать 1.51 Mb.
|
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу “Конституционное право. Общая часть “ 1. Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридического знания. 2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования. 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты. 4. Нормы, институты и подотрасли конституционного права. 5. Источники конституционного права как отрасли национального права. 6. Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления. 7. Сущность и функции конституций. 8. Содержание и форма конституции. 9. Конституция в правовой системе (юридические свойства конституции). Реализация конституции. 10. Правовая охрана конституции. Институты конституционного контроля и надзора. 11. Способы, порядок принятия и изменения конституции. 12. Ответственность в конституционном праве. 13. Конституционный строй: понятие и структура. Понятие конституционализма. 14. Общая характеристика принципов конституционного строя. 15. Институт защиты конституционного строя. 16. Конституционно-правовые характеристики государства. 17. Институт власти в конституционном праве. Суверенитет как конституционно-правовая категория. 18. Конституционное закрепление народного представительства. 19. Конституционное закрепление форм непосредственной демократии. 20. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений. Институт собственности в конституционном праве. 21. Конституционно-правовое регулирование социальных отношений. 22. Конституционно-правовое регулирование духовной сферы общественной жизни. 23. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви. 24. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных организаций. 25. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений государства и личности. 26. Конституционно-правовой статус СМИ. 27. Основные модели прав человека (цивилизационный подход) и их отражения в конституциях. 28. Конституционный статус человека и гражданина: понятие, структура, принципы. 29. Понятие и принципы гражданства. Субъективное право человека на гражданство. 30. Способы приобретения и прекращения гражданства. 31. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 32. Конституционные права, свободы и обязанности личности: понятие, юридические свойства и система. 33. Классификация и конституционное закрепление основных прав и свобод личности. 34. Классификация и конституционное закрепление основных обязанностей личности. 35. Личные (гражданские) конституционные права и свободы: общая характеристика. 36. Общественно-политические (публичные) конституционные права и свободы: общая характеристика. 37. Экономические и социальные конституционные права личности: общая характеристика. 38. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод личности. 39.Правовые гарантии и способы защиты прав и свобод личности. 40.Институт омбудсмана (парламентского уполномоченного по правам человека). 41.Национально-культурная автономия: понятие и конституционно-правовое закрепление. 42.Государственное устройство: понятие, формы, принципы, конституционное закрепление. 43. Административно-территориальное деление: понятие, система, конституционно-правовое закрепление. 44.Конституционные характеристики унитарного государства. 45. Конституционные основы местного управления и самоуправления. 46. Понятие федерализма. 47. Конституционные характеристики федеративного государства. 48. Разграничение компетенции в федеративном государстве: конституционно-правовые модели. 49. Конституционный статус субъектов федерации. Федеральные территории. 50. Территориальная автономия: понятие и виды. 51. Конституционное закрепление системы государственных органов и принципов их организации. 52. Избирательное право и избирательная система: основные понятия. 53. Принципы избирательного права и их конституционно-правовое закрепление. 54. Виды избирательных систем: общая характеристика. 55. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса. 56. Определение результатов голосования при пропорциональной избирательной системе (основные методики). 57. Общая характеристика конституционно-правового статуса законодательных органов. 58. Структура законодательных органов. 59. Компетенция законодательных органов. 60. Контрольная деятельность законодательного органа. 61. Виды мандата и статус члена законодательного (представительного) органа государственной власти. 62. Внутреннее устройство и порядок работы законодательных органов. 63. Парламентские процедуры: общая характеристика. 64.Конституционные основания и процедура роспуска парламента. 65. Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства. 66. Компетенция главы государства. 67.Ответственность главы государства. 68.Конституционно-правовой статус правительства. 69.Конституционные основы судебной системы. 70.Виды конституционного контроля. 71. Органы конституционной юстиции: виды, статус, полномочия и процедуры деятельности. 72. Основные модели конституционного контроля. ^ ВОПРОС 1\2 Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, а также об учебной дисциплине. В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс — свой предмет изучения, но основное содержание этой отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным. ^ – это то, на что направлено познание, связанное определенной целью, то объекты науки представляют собой явления и процессы, которые ею изучаются. ^ конституционного права в зарубежных странах. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально или неофициально обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют, прежде всего, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию. В социально-экономической сфере конституционное право определяет основы отношений собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере — создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм идеологий, а может закреплять одну из них в качестве официальной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть конституционного права — основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии. Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией. Конституционное право как отрасль права — это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления. Сказанное об объекте конституционного права характеризует его основное содержание, глобальную тенденцию. В отдельно взятых странах, неодинаковых по своим условиям, эта тенденция проявляется по-разному. В старых конституциях (например, в конституции США 1787 г.) вопросы общественного строя, духовной жизни общества, а нередко и многие важные стороны правового положения личности регулируются в минимальной степени, основное же внимание уделяется органам государства, их взаимоотношениям. Новейшие конституции, принятые после второй мировой войны (например, конституция Италии 1947 г.), особенно в последние годы (конституции Бразилии 1988 г) более полно отвечают данному выше определению объекта конституционного права. Однако, как отмечалось, действующее конституционное право не сводится только к конституции, оно включает множество других правовых актов, а эти акты, в том числе и в США, в той или иной степени относятся к основам всех главных сфер общественной жизни. Объект регулирования конституционного права в целом в странах современного мира более или менее одинаков. ВОПРОС 3 Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отношений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники называются субъектами конституционного права. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классификация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии); 3) основные органы государства (глава государства — император в Японии, президент в США) 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства); 5) депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав). ВОПРОС 4 Институты конституционного права в зарубежных странах. Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права. Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подынституты, а последние могут дробиться и дальше. Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, государственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существующая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозглашением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунистической партии в обществе и государстве, существуют в странах тоталитарного социализма (КНДР, Куба и др.). ВОПРОС 5 Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основной закон. К другим источникам относятся: 1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок); 2) внутригосударственные публично-правовые договоры (например, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию) 3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай); 4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (в Великобритании), или на основе, принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция); 5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции; 6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; 7) конституционный обычай — сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций; 8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции; 9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву); 10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление. Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принципиальные вопросы, были акты военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.). |
![]() | Историко-материалистическая (экономическая) концепция возникновения государства и права | ![]() | Предмет языкознания. Частное и общее, диахроническое и синхроническое языкознание |
![]() | Предмет языкознания. Частное и общее, диахроническое и синхроническое языкознание | ![]() | Важнейшие черты и основные механизмы, обеспечивающие функционирование макроэкономики |
![]() | Активная безопасность: измерители и показатели, определяющие активную безопасность транспортных средств | ![]() | Каменный век. Палеолит. Мезолит. Неолит. Неолитическая революция. Изменения в области материальной культуры человечества |
![]() | Примерный перечень вопросов к государственному экзамену по уголовному праву (2013г.) | ![]() | Понятие и система гражданского законодательства. Кодификация гражданского законодательства |
![]() | Перечень и характеристика таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации | ![]() |