Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу




НазваниеПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу
страница1/12
Дата публикации15.08.2013
Размер1.51 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

Конституционное право. Общая часть “

1. Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридического знания.

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.

4. Нормы, институты и подотрасли конституционного права.

5. Источники конституционного права как отрасли национального права.

6. Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

7. Сущность и функции конституций.

8. Содержание и форма конституции.

9. Конституция в правовой системе (юридические свойства конституции). Реализация конституции.

10. Правовая охрана конституции. Институты конституционного контроля и надзора.

11. Способы, порядок принятия и изменения конституции.

12. Ответственность в конституционном праве.

13. Конституционный строй: понятие и структура. Понятие конституционализма.

14. Общая характеристика принципов конституционного строя.

15. Институт защиты конституционного строя.

16. Конституционно-правовые характеристики государства.

17. Институт власти в конституционном праве. Суверенитет как конституционно-правовая категория.

18. Конституционное закрепление народного представительства.

19. Конституционное закрепление форм непосредственной демократии.

20. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений. Институт собственности в конституционном праве.

21. Конституционно-правовое регулирование социальных отношений.

22. Конституционно-правовое регулирование духовной сферы общественной жизни.

23. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви.

24. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных организаций.

25. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений государства и личности.

26. Конституционно-правовой статус СМИ.

27. Основные модели прав человека (цивилизационный подход) и их отражения в конституциях.

28. Конституционный статус человека и гражданина: понятие, структура, принципы.

29. Понятие и принципы гражданства. Субъективное право человека на гражданство.

30. Способы приобретения и прекращения гражданства.

31. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

32. Конституционные права, свободы и обязанности личности: понятие, юридические свойства и система.

33. Классификация и конституционное закрепление основных прав и свобод личности.

34. Классификация и конституционное закрепление основных обязанностей личности.

35. Личные (гражданские) конституционные права и свободы: общая характеристика.

36. Общественно-политические (публичные) конституционные права и свободы: общая характеристика.

37. Экономические и социальные конституционные права личности: общая характеристика.

38. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод личности.

39.Правовые гарантии и способы защиты прав и свобод личности.

40.Институт омбудсмана (парламентского уполномоченного по правам человека).

41.Национально-культурная автономия: понятие и конституционно-правовое закрепление.

42.Государственное устройство: понятие, формы, принципы, конституционное закрепление.

43. Административно-территориальное деление: понятие, система, конституционно-правовое закрепление.

44.Конституционные характеристики унитарного государства.

45. Конституционные основы местного управления и самоуправления.

46. Понятие федерализма.

47. Конституционные характеристики федеративного государства.

48. Разграничение компетенции в федеративном государстве: конституционно-правовые модели.

49. Конституционный статус субъектов федерации. Федеральные территории.

50. Территориальная автономия: понятие и виды.

51. Конституционное закрепление системы государственных органов и принципов их организации.

52. Избирательное право и избирательная система: основные понятия.

53. Принципы избирательного права и их конституционно-правовое закрепление.

54. Виды избирательных систем: общая характеристика.

55. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса.

56. Определение результатов голосования при пропорциональной избирательной системе (основные методики).

57. Общая характеристика конституционно-правового статуса законодательных органов.

58. Структура законодательных органов.

59. Компетенция законодательных органов.

60. Контрольная деятельность законодательного органа.

61. Виды мандата и статус члена законодательного (представительного) органа государственной власти.

62. Внутреннее устройство и порядок работы законодательных органов.

63. Парламентские процедуры: общая характеристика.

64.Конституционные основания и процедура роспуска парламента.

65. Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства.

66. Компетенция главы государства.

67.Ответственность главы государства.

68.Конституционно-правовой статус правительства.

69.Конституционные основы судебной системы.

70.Виды конституционного контроля.

71. Органы конституционной юстиции: виды, статус, полномочия и процедуры деятельности.

72. Основные модели конституционного контроля.

^ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ВОПРОС 1\2
Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу обще­ственных отношений (прежде всего основы устройства общества и госу­дарства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституцион­ного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учеб­ная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конго­лезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреб­лении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, а также об учебной дисциплине. В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс — свой предмет изуче­ния, но основное содержание этой отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным.

^ Предмет науки – это то, на что направлено познание, связанное определенной целью, то объекты науки представляют собой явления и процессы, которые ею изучаются.

^ Объект регулирования конституционного права в зарубежных странах. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально или неофициально обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, по­становлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относя­щиеся к конституционному праву, регулируют, прежде всего, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общест­ва, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию.

В социально-экономической сфере конституционное право оп­ределяет основы отношений собственности, социальную роль государст­ва и др., в политической сфере — создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм идеологий, а может закреплять одну из них в качестве офици­альной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть конституционного права — основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.

Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с зако­ном государственной власти, имеют своей целью осуществление госу­дарственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определен­ных конституцией. Конституционное право как отрасль права — это сис­тема внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечива­ющих правовыми средствами условия для осуществления государствен­ной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы право­вого статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судеб­ной власти, основы местного самоуправления и управления.

Сказанное об объекте конституционного права характеризует его ос­новное содержание, глобальную тенденцию. В отдельно взятых странах, неодинаковых по своим условиям, эта тенденция проявляется по-разно­му. В старых конституциях (например, в конституции США 1787 г.) вопросы общественного строя, духовной жизни общества, а нередко и многие важные стороны правового положения личности регулируются в минимальной степени, основное же внимание уделяется органам государства, их взаимоотношениям. Новей­шие конституции, принятые после второй мировой войны (например, конституция Италии 1947 г.), особенно в последние годы (конституции Бразилии 1988 г) более полно отвечают данно­му выше определению объекта конституционного права. Однако, как отмечалось, действующее конституционное право не сводится только к конституции, оно включает множество других правовых актов, а эти акты, в том числе и в США, в той или иной степени относятся к основам всех главных сфер общественной жизни. Объект регулирования консти­туционного права в целом в странах современного мира более или менее одинаков.
ВОПРОС 3
Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отно­шений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сто­ронами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники называются субъектами конституционного права. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классифи­кация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются:

1) социальные и националь­ные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в стра­нах тоталитарного социализма и др.);

2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии);

3) основные органы государства (глава государст­ва — император в Японии, президент в США)

4) общественные объединения и коллективы граждан публичного ха­рактера, т.е. те, которые участвуют в политике, (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства);

5) депутаты представи­тельных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;

6) органы местного самоуп­равления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции);

7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).
ВОПРОС 4
Институты конституционного права в зарубежных странах. Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относит­ся к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов пре­зидента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жи­лища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют ин­ституты конституционного права. Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни об­щества, правового статуса личности, формы государства, избирательно­го права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дроб­ными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), кото­рые рассматриваются как подынституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубеж­ных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, госу­дарственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существую­щая социально-экономическая структура общества не нашла достаточ­ного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозгла­шением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунис­тической партии в обществе и государстве, существуют в странах тота­литарного социализма (КНДР, Куба и др.).
ВОПРОС 5
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной от­расли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основ­ной закон. К другим источникам относятся:

1) законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламен­та продлить этот срок);

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (напри­мер, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Слова­кию)

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб­рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы мо­нархов, декреты президентов, постановления правительства, акты мини­стров, некоторых ведомств). Осо­бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле­гирования полномочий парламентом (в Великобрита­нии), или на основе, принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны­ми полномочиями президента (Франция);

5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные тол­кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — ре­шения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ­никами права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права;

7) конституционный обычай сложившееся в практике единооб­разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха­рактер, опирающееся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о пре­столонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи про­поведей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоя­щим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвен­ция о правах человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР о процедуре объ­единения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую деклара­цию прав человека 1948 г. На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образо­ваниях — действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принци­пиальные вопросы, были акты военных и революци­онных советов — временных органов власти, создававшихся после оче­редного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важ­нейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу
Историко-материалистическая (экономическая) концепция возникновения государства и права

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
Предмет языкознания. Частное и общее, диахроническое и синхроническое языкознание

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
Предмет языкознания. Частное и общее, диахроническое и синхроническое языкознание

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «макроэкономика»
Важнейшие черты и основные механизмы, обеспечивающие функционирование макроэкономики

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу icon5. Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по курсу
Активная безопасность: измерители и показатели, определяющие активную безопасность транспортных средств

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «история» (Назаров В. В.)
Каменный век. Палеолит. Мезолит. Неолит. Неолитическая революция. Изменения в области материальной культуры человечества

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов к государственному экзамену по уголовному праву
Примерный перечень вопросов к государственному экзамену по уголовному праву (2013г.)

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по курсу
Понятие и система гражданского законодательства. Кодификация гражданского законодательства

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов для подготовки к экзамену студентов очной формы обучения
Перечень и характеристика таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу iconПримерный перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов