РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ П. Л. Денисов
ФГБОУ ВПО «МИИГАиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва Аннотация: статья посвящена нормативному правовому регулированию и реализации на практике конституционного права детей-сирот и приравненных к ним категорий на получение высшего профессионального образования. Кроме непосредственно самого права на образование рассматриваются и сопутствующие права, связанные с получением дополнительных социальных гарантий во время получения высшего профессионального образования.
Ч. 1 ст. 39 Конституции РФ [1] гарантирует каждому право на социальное обеспечение в случае потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Вместе с тем, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ предоставляет каждому право на образование. Право на образование относится к числу социальных гарантий и мер социального обеспечения, что подтверждается, например, включением соответствующей статьи (ст. 6 Дополнительные гарантии на образование) в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) [4]. Вместе с тем, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (далее – дети-сироты и приравненные к ним категории или дети-сироты) относятся к категории лиц, обладающих в соответствии с действующим законодательством правом на дополнительные меры социальной поддержки. В связи с отмеченным, а также в виду принятия ряда новых нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус детей-сирот, а равно и образовательные правоотношения, считаем крайне важным определить, какими правами обладают дети-сироты в части получения высшего профессионального образования.
«С 1987 года дети-сироты получили право внеконкурсного приема в высшие и средние специальные заведения, им в обязательном порядке предоставлялось общежитие, дети данной категории получили право проводить каникулы в детских интернатных учреждениях, где они воспитывались, с предоставлением бесплатного проживания и питания, при этом проезд от места учебы до места проведения каникул и обратно оплачивался из средств учебного заведения» [15]. Под внеконкурсным приемом в высшие и средние образовательные учреждения в данном случае понимается социальная гарантия детям-сиротам на поступление в любое высшее или среднее образовательное учреждение в случае положительного прохождения вступительных испытаний. Другими словами, детям-сиротам было достаточно сдать все вступительные экзамены на оценку «удовлетворительно» и после этого они зачислялись в образовательное учреждение.
Данное право было закреплено в российском законодательстве, в частности в основном отраслевом федеральном законе, регулирующем образовательную сферу Законе РФ «Об образовании» [2], ч. 3 ст. 16. Однако именно это, основополагающее право, дававшее некоторым детям-сиротам возможность в облегченном порядке получить высшее профессиональное образование в новом образовательном законодательстве отсутствует. Так, принятый в декабре 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подобного положения не содержит. Данная ситуация выглядит достаточно неожиданно, учитывая целый ряд факторов. Во-первых, одновременно с законом «Об образовании в Российской Федерации» был принят ряд федеральных законов (в частности так называемый «закон Димы Яковлева»), по идее законодателя направленных на усиление правовой защиты детей-сирот и приравненных к ним категорий, а лишение данной категории лиц права на внеконкурсное поступление в вузы является мерой, направленной в абсолютно противоположную сторону. Во-вторых, лишение детей-сирот и приравненных к ним категорий права внеконкурсного поступления – по сути лишение многих из них возможности воспользоваться социальным лифтом. В-третьих, более чем семилетний опыт работы с детскими домами автора настоящей статьи показывает, что из общего числа выпускников детских сиротских учреждений, а равно из общего числа детей-сирот, находящихся под опекой или попечительством, в вузы поступает не более 5%, а подавляющее большинство ограничивается получением среднего специального образования, то есть нововведение не позволит государству сэкономить существенные денежные средства и не восстановит справедливость, дав всем равные права поступления по конкурсу. Многие дети-сироты и приравненные к ним категории, обучаясь в обычных общеобразовательных школах, имеют куда меньше возможности готовить уроки, заниматься вне школы и в большинстве своем никто не помогает им тянуться к знаниям. Таким образом, лишение детей-сирот и приравненных к ним категорий права внеконкурсного поступления в вузы является весьма странным и регрессивным явлением в правовой жизни страны. В этом отношении абсолютно верно звучит позиция, согласно которой «Задача государства состоит не только в том, чтобы продекларировать эти права, но, самое главное, обеспечить их реализацию» [13]. Реализацию задачи социализации детей-сирот подобные нововведения навряд ли смогут обеспечить. Кроме того, следует отметить, что новый образовательный закон вступает в силу с 01 сентября 2013 года и по идее поступление и зачисление (оформляется приказом ректора вуза, подписываемым до 01 сентября) в высшие учебные заведения летом 2013 года для детей-сирот и приравненных к ним категорий будет осуществляться на основании еще Закона РФ «Об образовании».
Отраслевое законодательство о детях-сиротах гарантирует им право на бесплатное поступление и обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования (ч. 1 ст. 6 Закона № 159-ФЗ). Законодательством не определен статус соответствующих учебных заведений, таким образом, данное право распространяется на курсы, организуемые как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. При этом государство берет на себя обязательство по компенсации образовательным учреждениям их затрат, связанных с приемом и обучением детей-сирот на подготовительных курсах. Соответствующие положения о порядке возмещения расходов содержатся также в региональном законодательстве, например, в постановлении Правительства Московской области от 14 января 2009 г. № 19/52 «О размере и порядке возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет» [12], постановлении Правительства Кировской области от 03 мая 2005 г. № 33/88 «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов, связанных с обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования» [9], постановлении Правительства Свердловской области от 20 ноября 2006 г. № 979-ПП «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов образовательных учреждений по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению на обучение в учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории Свердловской области» [11]. Размер возмещения определяется ежегодно до 01 июня и представляется до формирования регионального бюджета на календарный год. Региональный орган управления образованием перечисляет денежные суммы в порядке возмещения расходов непосредственно в образовательные организации. Основанием для перечисления является договоры о приеме и обучении на подготовительных курсах, заключаемые между ребенком-сиротой и соответствующим образовательным учреждением. Копию договора вместе с заявлением о возмещении расходов в региональные органы управления образованием подает сирота. Так в Кировской области размер возмещения на одного ребенка-сироту составляет до 3 500 руб. [14. С. 49]. При этом законодательно не урегулирована ситуация, при которой стоимость подготовительных курсов будет выше, нежели установленный в соответствующем регионе размер компенсации. Полагаем, что в таком случае недостающая сумма не подлежит компенсации и фактически часть затрат на обучение сироты на курсах берет на себя образовательное учреждение. Право на бесплатное поступление и обучение на подготовительных курсах гарантировано также п. 1 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ^ Так для детей-сирот устанавливаются социальные стипендии, рассматриваемые в качестве дополнительной меры их материальной поддержки, независимо от тех оценок, которые получают соответствующие лица. Данное право гарантируется ч. 5 ст. 6 Закона № 159-ФЗ. Размер социальной стипендии должен составлять при этом не менее 50% от размера стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [17]. Ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3] устанавливала, что сироты, обучающиеся на очной форме обучения федеральных вузов обеспечивались социальной стипендией в размере 1 650 руб. в месяц. Право на государственную социальную стипендию гарантируется детям-сиротам и новым законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 с. 36), однако размер стипендии в тексте закона не определен. Право на государственную социальную стипендию гарантируется детям-сиротам также п. 24 постановления Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» [6]. При этом верхний предел государственной социальной стипендии может быть изменен самим образовательным учреждением в порядке его повышения [14. С. 52]. Следует отметить также, что право на государственную социальную стипендию возникает только у детей-сирот, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Выплата подобной стипендии приостанавливается при наличии академической задолженности и возобновляется с момента ее устранения, а в случае устранения в установленные сроки – с момента приостановки (п. 28 постановления Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487). Полностью прекратить выплату государственной социальной стипендии сироте до его фактического отчисления из образовательного учреждения нельзя [16]. Также согласно абз. 2 ч. 5 ст. 6 Закона № 159-ФЗ студентам из числа детей-сирот и приравненных к ним категорий гарантируется ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Кроме того, им гарантируется получение 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Необходимо отметить, что размер платы по данной категории обеспечения зависит от конкретного образовательного учреждения, а равно от законодательства соответствующего субъекта Федерации. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 159-ФЗ в период обучения по очной форме в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (аналогичное право существует и в отношении обучения в учреждениях начального и среднего образования) за детьми-сиротами и приравненными к ним категориями лиц сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии. Данное право повторяет ранее установленное в ч. 9 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», однако в новый образовательный закон не перешло и осталось исключительно в законодательстве, регулирующем правовой статус детей-сирот. Соответствующим правом обладают, в том числе, сироты, получившие академический отпуск по медицинским показателям (ч. 9 ст. 6 Закона № 159-ФЗ). «Студенты-"очники", потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, являются особой категорией, которая теперь приравнена в правах с категорией лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на весь период обучения» [Шашкова О. В. Указанное сочинение]. Содержание понятие «государственное обеспечение» в федеральном законодательстве не раскрывается, но может быть дополнительно уточнено на уровне регионального законодательства. Так, например, данное понятие конкретизируется в ст. 2.1. Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» 10] и включает в себя «бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещение их полной стоимости до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях». Ч. 7 ст. 6 Закона № 159-ФЗ, а также отдельные нормы регионального законодательства (например, ч. 6 ст. 3 Закона Рязанской области от 03 апреля 2006 г. № 47-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» [8] представляет детям-сиротам, обучающимся в высшем учебном заведении, право в случае приезда в это учебное заведение во время каникул, праздников или в выходные дни зачисляться на бесплатное проживание и обеспечение питанием. Зачисление производится на основании заявления сироты в порядке утверждения Советом образовательного учреждения. Согласно ч. 10 ст. 6 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и приравненные к ним категории обладают правом бесплатного проезда на городском, пригородном и внутрирайонном (для сельской местности) транспорте за исключением такси, а также на однократный бесплатный проезд в течение года от места учебы до места жительства и обратно. Порядок реализации данного права регулируется региональным законодательством. Так, согласно ч. 9 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз порядок компенсации устанавливается Правительством Ленинградской области. Так в областном бюджете на 2009 год сумма компенсации на одного ребенка-сироту устанавливался в размере 160 рублей в месяц [17]. Порядок предоставления льготы может также регулироваться законодательством субъекта Федерации и может предполагать выделение специальных проездных документов, обеспечение бесплатного проезда по выдаваемым справкам и т.д. При реализации права на проезд до места жительства и обратно по общему правилу компенсации подлежит уплаченная стоимость билета, при этом для реализации права ребенок-сирота должен обратиться с соответствующим заявлением в администрацию учебного заведения, приложив проездной документ. Аналогичный порядок определен Приложением № 2 к постановлению Правительства Пензенской области от 02 ноября 2007 г. № 734-пП «О порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [7], предполагающий обращение сирот с заявлением о предоставлении льготы в администрацию образовательного учреждения и последующую компенсацию стоимости проездного документа, выдачу бесплатного проездного документа или справки, дающей право на бесплатный проезд. Как отмечается в научной литературе, до вступления в силу Закона № 159-ФЗ в некоторых регионах дети-сироты не обладали правом на бесплатный проезд [17]. Таким образом, список социальных льгот и гарантий, связанных с поступлением детей-сирот и приравненных категорий в высшие учебные заведения и учебой в них, весьма обширен. Вместе с тем, устранение права на внеконкурсное поступление выступает в этой связи сдерживающим фактором. Полагаем, что без возврата к прежней схеме внеконкурсного поступления детей-сирот в вузы реализация их конституционного права на получение высшего профессионального образования является недостаточной. ^ Закон РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150. ^ Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880. ^ Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» // СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 2888. Постановление Правительства Пензенской области от 02 ноября 2007 г. № 734-пП «О порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ^ Постановление Правительства Кировской области от 03 мая 2005 г. № 33/88 «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов, связанных с обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования» // Вести. Киров. 2005. № 34 (798). 17 мая. Областной закон Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» // «Вестник Правительства Ленинградской области», № 39, 22.08.2005. Постановление Правительства Свердловской области от 20 ноября 2006 г. № 979-ПП «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов образовательных учреждений по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к поступлению на обучение в учреждения среднего и высшего профессионального образования на территории Свердловской области» Постановление Правительства Московской области от 14 января 2009 г. № 19/52 «О размере и порядке возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет» ^ Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постатейный). – М.:"Деловой двор", 2010. 83 с. Рагойша П. В. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://www.center.gov.by/article19.html Симонова Л. Ю. Правомерно ли приостановление выплаты социальной стипендии студентам из числа детей-сирот в связи с академической неуспеваемостью // Бюджетный учет. 2012. № 5 Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (под ред. Т.С. Гусевой) - Система ГАРАНТ, 2011 г. |