1. Понятие формы государства




Скачать 108.17 Kb.
Название1. Понятие формы государства
Дата публикации29.06.2013
Размер108.17 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Содержание:

1. Понятие формы государства 2

2. Формы государственного правления 4

3. Заключение 9

4. Список используемой литературы 10



1. Понятие формы государства


Государство, обладающее исторически неизменными сущностными признаками, которые были рассмотрены в предыдущей главе, имеет исторически изменчивые формы, особенности которых зависят от многих факторов — геополитических, религиозных, ментальных, экономических и др. Историческая изменчивость форм государства была отмечена еще античными мыслителями, которыми было выра­ботано понятие формы правления, характеризовавшее особенности устройства высших органов государственной власти, преследуемых ими целей и используемых ими методов. Так, древнегреческие мысли­тели Платон и Аристотель под­разделяли все формы правления на правильные и неправильные в зависимости от того, чьим интересам служит власть — обществен­ным, публичным, или частным, партикулярным. В зависимости же от количества правящих правильные государственные формы дели­лись ими на монархию, аристократию и демократию, неправиль­ные — на тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы). Таким образом, в эпоху античности понятие формы правления трактова­лось шире, чем в современной науке, — как форма государства, и включало в себя то, что ныне обозначается понятиями «форма прав­ления» и «политический (государственный) режим».

В современном государствоведении сложное понятие «форма государства», т. е. устройство государственной власти (государ­ства), рассматривается как единство трех его аспектов: формы прав­ления, формы территориального государственного устройства и формы политического режима.

Форма государственного правления представляет собой форму государства, характеризующую порядок формирования высших органов государства, их компетенцию и взаимодействие.

Территориальная форма государственного устройства ха­рактеризует деление государства на составные части, взаимоотно­шения между ними, а также взаимоотношения каждой из них с цен­тральными органами власти.

Совокупность методов реализации публичной власти, харак­тер взаимоотношений власти и населения составляют форму госу­дарственного (политического) режима.

Особое значение для характеристики формы государственного (политического) режима имеют коммуникативные связи. По мнению современного государствоведа В. Е. Чиркина, именно характер комму­никативных связей между аппаратом государства и населением характе­ризует одну из сторон формы государства. Однако ученый полагает, что коммуникативные связи не входят в понятие государственного ре­жима, поскольку к нему могут относиться только связи-команды, не предполагающие наличия обратной связи. С этим вряд ли можно согла­ситься. Никакой режим (да и общество в целом) не может существовать без наличия обратных связей, что и создает эффект социальной ком­муникации, упорядоченности отношений. Без этого управление невоз­можно в принципе. Другое дело, что характер обратных связей, как и вообще политической коммуникации, при разных режимах разный. Это признает и В. Е. Чиркин, который соглашается, что в условиях тотали­тарного политического режима учет обратных связей не имеет решаю­щего значения, но и проигнорировать их власть не может. Следова­тельно, коммуникативные связи являются важной составляющей именно государственного (политического) режима, но они могут носить как диалогический, так и монологический характер.


^

2. Формы государственного правления


По форме правления государства принято делить на монархии и республики. В основу классификации форм правления положен количественный критерий, в соответствии с которым выделяются монархии (греч. «моноархия» - единовластие) и республики (греч. «полиархия» — многовластие).

Под монархией понимается такая форма правления, в которой высшая власть принадлежит, как правило, одному лицу по праву наследства (династически). Вместе с тем история знает много при­меров, когда единая монархическая власть осуществлялась двумя или более монархами-соправителями (Спарта, Римская империя, Визан­тия), что не меняет, однако, сущности монархической власти. Для монархии важен сам принцип наследственной передачи власти, в чем усматривается проявление божественной воли.

Монархия генетически, по своему историческому происхожде­нию, связана с религией, от нее получая свою легитимацию и госу­дарственный смысл — монарх правит «милостью Божией». Монарх (государь, король, фараон, шах, князь, император, базилевс и др.) — лицо юридически безответственное: он отвечает за свое правление только перед Богом и на всем протяжении своего царствования не может быть правомерно привлечен к правовой ответственности либо отсгранен от царствования. Ответственность монарха перед народом или каким-либо государственным органом, а также выборность или назначение монарха, что, в частности, имело место в ранней Римской империи, Речи Посполитой и др., следует рассматривать как отступ­ление от основных принципов монархии и характеризовать такую форму правления как смешанную.

Исторические и современные виды монархий разнообразны, однако их возможно объединить в две основные группы: ограни­ченные и неограниченные, различающиеся правовым статусом монарха.

В неограниченной монархии глава государства обладает всей полнотой государственной власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежат право отмены приговора и право помилования. Мо­нарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государ­ственной казны и имеет право на особый церемониал.

К историческим видам неограниченных монархий относятся, прежде всего, государства Древнего Востока (древние Египет, Китай, Персия и др.), называемые деспотиями. Деспот (греч. повелитель), как правило, признавался верховным собственником земли и занимал высшее место в религиозной иерархии в качестве главного жреца или даже земного бога (сына бога).

На Западе неограниченная монархия сформировалась в форме абсолютизма (лат. неограниченный, независимый) в конце ХУ-ХУП вв. при переходе от традиционного к индустриаль­ному обществу, что сопровождалось упадком значения дворянства и сословно-представительных органов. В отличие от деспотии в абсо­лютной монархии отсутствует обожествление личности монарха. Для абсолютной монархии характерен утилитарный подход к религии как идеологической основе государства, при этом церковь подчинена светской власти, как правило, являясь частью государственного меха­низма. Характерные особенности абсолютизма— централизация и бюрократизация государственного аппарата.

В Российской империи формой неограниченной монархии яви­лось самодержавие, однако в историко-правовой науке отсутствует единая и общепризнанная интерпретация его особенностей по срав­нению с восточными и западноевропейскими формами неограниченной власти монарха.

К числу современных неограниченных монархий с рядом ого­ворок можно отнести государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман.

В ограниченной монархии полномочия монарха как законо­дателя, главы администрации и судьи существенно ограничиваются и осуществляются совместно с другими государственными органами либо поставлены под их контроль.

Исторически первым видом ограниченных монархий была ари­стократическая монархия, существовавшая в некоторых государствах Древнего мира (Спарте, Древнем Риме), в которой власть монарха ограничивалась аристократическим собранием старейшин и (или) народным собранием, состоявшим из представителей привилегиро­ванных сословий.

Вторым в истории западноевропейской государственности видом ограниченной монархии стала возникшая в эпоху раннего Средне­вековья сеньориальная, или сюзерениальная, монархия, харак­терная для периода феодальной раздробленности, сопровождавшегося ослаблением центральной монархической власти. Такую монархию образно называют «многоэтажной» монархией, поскольку полу­независимые вассалы, стоявшие во главе принадлежавших им самодостаточных «государств-поместий», играли роль своего рода «микро­монархов» по отношению к своим вассалам и подданным.

Процесс преодоления феодальной раздробленности в Европе, нашедший свое выражение в усилении королевской власти и полити­ческой консолидации сословий, привел к образованию в ХШ—XIV вв. еще одного вида ограниченной монархии— сословно-представительной монархии. Органы сословного представительства дворян, духовен­ства и горожан (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании и др.) в такой монархии принимают законы, под­лежащие утверждению монарха.

Современные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские (парламентарные).

Как отмечается в литературе, дуалистическая (лат. двойственный) монархия, как правило, исторически предшествует возникновению парламентской монархии. Дуализм данной формы ограниченной монархии выражается в том, что законодательная власть осуществляется совместно двумя органами: монархом и пар­ламентом. Ни один законопроект не станет законом без предвари­тельного одобрения парламентом точно так же, как он не станет за­коном без его последующего утверждения монархом, который обладает правом вето. Вместе с тем монарх является главой испол­нительной власти, обладая исключительным правом назначения и смещения министров. Кроме того, парламент в дуалистической мо­нархии не вправе вынести правительству вотум недоверия, зато монарх

может досрочно распустить парламент и объявить внеочередные выборы. В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бруней, Бутан, Иордания, Марокко, Тонга.

В парламентской монархии большинство властных, полномочий сосредоточено в руках парламента. В законодательной деятельности парламент независим от монарха, который не обладает правовыми возможностями предотвратить принятие неугодного ему закона. Правительство назначается парламентом и несет перед ним ответ­ственность. Полномочия монарха как носителя исполнительной власти также поставлены под контроль парламента посредством института контрассигатуры. Это означает, что повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) соответ­ствующего министра, который и берет на себя правовую ответствен­ность за издание данного распоряжения. Соответственно министр не подписывает те указы и распоряжения монарха, которые неугодны парламенту и могут привести к отставке или осуждению министра в порядке импичмента, т. е. когда в качестве суда выступает парламент. Таким образом, в парламентской монархии монарх выполняет лишь церемониальные и представительские функции, среди кото­рых — обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных госу­дарств, формальное подписание официальных документов. Приме­рами парламентарной монархии могут служить почти все монархии современной Европы (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.), правовой статус монарха в которых выражается известной формулой: «царствует, но не правит».

3. Заключение


Несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией в современном мире продолжается. В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существую во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.


^

4. Список используемой литературы





  1. Араповскш К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.

  2. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

  3. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. №5.

  4. Карапетян Л. М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М., 1996.

  5. Лузин В. В. Формы правления современных государств. Нижний Новгород, 1998.

  6. Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асим­метричных федераций // Государство и право. 1997. № 8.

  7. Федерализм: теория, институты, отношение (сравнительно-праворое ис­следование) / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001,

  8. Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Понятие формы государства iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
Понятие, сущность, признаки, формы и функции государства. Теории происхождения государства

1. Понятие формы государства icon1. Предмет и метод теории государства и права Понятие теории государства...
Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права....

1. Понятие формы государства iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Финансовое право»
Понятие, роль, формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

1. Понятие формы государства iconПравоведение
Оста образовательных программ по правоведению. Здесь рассматриваются как общие положения о государстве и праве (понятие и признаки...

1. Понятие формы государства iconВопросы к итоговому экзамену
Понятие государства, его признаки и функции. Формы правления, форма государственного устройства, политический режим

1. Понятие формы государства iconЭкзаменационные вопросы
Понятие и назначение государства, его признаки и функции. Причины возникновение государства. Суверенитет государства

1. Понятие формы государства iconСписок вопросов для государственного экзамена по теории государства и права
Юридическая обязанность: понятие, формы реализации. Основные конституционные обязанности граждан

1. Понятие формы государства iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену «Финансовое право»
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления: понятие, принципы, формы и методы

1. Понятие формы государства icon1. Основы теории государства и права Предмет и методология правоведения. Структура курса
Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм....

1. Понятие формы государства icon2. Методология теории государства и права Теория государства и права...
Понятие и характеристика теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов