В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение




НазваниеВ судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение
страница1/9
Дата публикации29.06.2013
Размер1.37 Mb.
ТипРешение
zadocs.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
введение

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение экономических споров в соответствии с нормами Хозяйственного процессуального кодекса и другими законодательными актами.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, принятый в 1998 г., завершил процесс превращения хозяйственных судов в систему судов, осуществляющих правосудие в сфере экономических отношений в формах, присущих этому виду деятельности. Существенные новеллы в осуществлении правосудия были вызваны принятием новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса, которая вступила в силу с 7 марта 2005 г.

Данный курс лекций подготовлен с учетом изменений и дополнений в ХПК и представляет собой тезисы лекций, литературу и нормативные акты, которые необходимы в правоприменительной практике.

Предметом изучения являются правовые нормы и институты, регулирующие порядок защиты субъективных прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных лиц хозяйственными судами, а также третейскими судами, создаваемыми для разрешения хозяйственных (экономических) споров.

Пособие включает в себя введение, десять тем с разбивкой по вопросам согласно рабочей программе и список источников. В каждой теме рассматриваются наиболее актуальные вопросы хозяйственного процессуального регулирования.

Содержание раскрывает понятие, предмет и систему хозяйственного процессуального права; подведомственность и подсудность дел хозяйственному суду; состав лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса; понятие иска и иных средств защиты; доказывание и доказательств в хозяйственном процессе; судебные расходы, процессуальные сроки; порядок производства в хозяйственном суде первой инстанции; особенности производства по отдельным категориям дел; производство по пересмотру дел в хозяйственных судах; исполнительное производство.

Текст лекций поможет студенту в усвоении основных норм и принципов хозяйственного процессуального права; системы хозяйственного процессуального права; видов и правового положения субъектов хозяйственного процесса; сущности хозяйственного разбирательства; порядка и сроков обжалования судебных постановлений хозяйственных судов; общих принципов исполнения судебных постановлений хозяйственных судов.

Представленный курс лекций предназначен для подготовки студентов специализации «Экономика и правовое обеспечение хозяйственной деятельности» и разработан в соответствии с утвержденными программами.

^ 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.

1. Предмет, метод и система хозяйственного процессуального права.

2. Источники хозяйственного процессуального права.

3. Принципы хозяйственного процессуального права.

4. Система хозяйственных судов Республики Беларусь.

5. Понятие хозяйственных процессуальных правоотношений и их характеристика.


    1. Предмет, метод и система хозяйственного процессуального права


Хозяйственный процесс - предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма деятельности хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Предметом хозяйственного процесса, как формы деятельности хозяйственных судов, являются экономические и иные споры, отнесенные к компетенции хозяйственных судов.

В зависимости от особенности предмета рассмотрения различаются следующие категории хозяйственных споров:

- преддоговорные;

- об изменении и расторжении договоров;

- возникающие при исполнении договоров и по дру­гим основаниям;

- возникающие в сфере управления;

- о банкротстве.

^ Хозяйственное процессуальное право - совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда. Поэтому хозяйственный процесс является предметом хозяйственного процессуального права.

Деятельность хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению хозяйственных споров носит строго упорядоченный правовой характер и осуществляется в определенной процессуальной форме, т.е. в определенном, установленном законом, процессуальном порядке. Этот порядок характеризуется следующими особенностями:

- закон детально определяет процессуальную деятельность, как суда, так и других участников процесса. В хозяйственном процессе возможны только такие действия, которые предусмотрены законом;

- принятое по делу решение должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законным способом и средствами;

- все производство по делу должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждое дело должно рассматриваться с обязательным извещением участвующих в деле лиц о времени и месте его рассмотрения и созданием всех условий для того, чтобы они могли использовать все возможности для защиты своих законных прав и интересов.

^ Процессуальная форма производства в хозяйственном суде обеспечивает необходимые гарантии для законного и обоснованного разрешения хозяйственного спора.

Поэтому для хозяйственного процессуального права характерен диспозитивно-императивный метод правового ре­гулирования. Диспозитивностъ выражается в том, что без инициативы заинтересованного лица (истца, заявителя) не может быть возбуждена практически ни одна стадия хозяйственного процесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производство по делу без искового заявления, кассационное производство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме. А хозяйственный суд как орган государственной власти наделен строго определенными полномочиями по защите прав и законных интересов участников процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключается императивный характер правового регулирования хозяйственного процессуального права.

^ Хозяйственное судопроизводство, как всякий процесс, представляет собой поступательное движение, состоящее из ряда стадий, которые проходит в процессе рассмотре­ния и разрешения в суде каждое дело:

- предъявление иска (заявления) и возбуждение про­изводства по делу;

- подготовка дела к судебному разбирательству;

- рассмотрение дела в судебном заседании и вступле­ние судебного акта в силу;

- пересмотр судебных актов;

- исполнение судебных актов.

Каждая стадия хозяйственного процесса имеет свое содержание, охватывает собой определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели: возбудить дело, разрешить спор по существу, проверить правильность принятого решения, привести его в исполнение.

Помимо стадий хозяйственного процесса имеются также различные виды хозяйственного судопроизводства.

Выделяют следующие виды судопроизводства: исковое; приказное, производство по делам о банкротстве; производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении; апелляционное, кассационное; надзорное; о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное.

Систему хозяйственного процессуального права составляют нормы, регламентирующие хозяйственное судопроизводство. Они подразделяются на общую часть и особенную часть.


    1. ^ Источники хозяйственного процессуального права

Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулирующие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. Хозяйственные суды имеют свою систему нормативных актов, детально регламентирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок деятельности.

К ним относятся:

- ^ Конституция Республики Беларусь. Основной Закон четко определяет основные принципы правосудия, порядок назначения судей хозяйственных судов, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

- ^ Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК). Кодекс содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение Хозяйственного процессуального ко­декса состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров в сфере хозяйственной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправия сторон, создает необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участников экономических отношений.

Основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйственных судов, являются также Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 29 июня 2006 г, Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» от 9 июля 1999 г.

Наряду с указанными нормативными актами отдельные вопросы деятельности хозяйственных судов регулируются соответствующими нормами Гражданского кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Налогового кодекса и другими законами Республики Беларусь.

В качестве источников хозяйственного процессуального права выступают также декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь», «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и т. д.

К источникам хозяйственного процессуального законодательства относятся также нормы иностранного и международного права, межгосударственные соглашения СНГ. Это, прежде всего, заключенное правительствами государств-участников СНГ Соглашение «О порядке разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». В данном Соглашении регулируются вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйственными субъектами СНГ.

Важное значение для правильного и точного применения норм процессуального права имеют постановления Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Они не являются источниками хозяйственного процессуального права. Но с их помощью устанавливается единство практики применения законов и подзаконных актов, предупреждающее ошибки при осуществлении правосудия.
^ 1.3. Принципы хозяйственного процессуального права

Принципы хозяйственного процессуального права - это ключевые идеи, отправные положения, руководящие начала, характеризующие эту отрасль права, отражающие ее важнейшие качественные особенности, содержание и назначение в обществе. Они присущи всему хозяйственному судопроизводству или отдельным его стадиям, охватывают все хозяйственные процессуальные нормы и институты, обеспечивают такое построение хозяйственного процесса, которое способствует вынесению законных и обоснованных судебных постановлений и их исполнению, эффективной защите прав и законных интересов участников процесса.

Принципы как основание системы норм хозяйственного процессуального права закреплены в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

В ХПК непосредственно к числу основных принципов хозяйственного судопроизводства отнесены следующие: осуществления правосудия только хозяйственным судом (ст. 10 ХПК); коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст. 11 ХПК); независимости судей хозяйственного суда (ст. 12 ХПК); процессуальной экономии (ст. 13 ХПК); законности судопроизводства (ст. 14 ХПК); равенства перед законом и хозяйственным судом (ст. 15 ХПК); разъяснения процессуальных прав и процессуальных обязанностей (ст. 16 ХПК); уважения достоинства личности (ст. 17 ХПК); равноправия и добросовестности сторон (ст. 18 ХПК); состязательности (ст. 19 ХПК); государственного языка судопроизводства (ст. 20 ХПК); гласности (ст. 21 ХПК); права на юридическую помощь (ст. 22 ХПК); диспозитивности (ст. 23 ХПК); непосредственности судебного разбирательства (ст. 24 ХПК); верховенства права и приоритета норм международного права (ст. 25 ХПК); применения норм иностранного права (ст. 26 ХПК); обязательности судебных постановлений и обращений (ст. 27 ХПК); судебного надзора (ст. 28 ХПК).

Весь состав принципов хозяйственного процессуального права условно можно разбить на несколько групп в зависимости от критериев классификации.

В зависимости от объекта регулирования принципы хозяйственного процесса можно разделить на две группы:

- принципы, определяющие организацию, устройство хозяйственного суда (назначение судей; единоличное и коллегиальное рассмотрение дел; независимость суда, судей и подчинение их только закону; язык судопроизводства; равенство перед судом и законом; гласность);

- принципы, регулирующие деятельность хозяйственного суда (законность и объективность; диспозитивность; состязательность; процессуальное равенство сторон; устность; непрерывность).

В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь судьи Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики Национального Собрания назначаются на должность Президентом Республики Беларусь. Судьи иных судов назначаются также Президентом Республики Беларусь.

Дела в хозяйственных судах первой инстанции рассматриваются единолично. Однако в некоторых случаях по решению председателя суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально. Дела в надзорных инстанциях рассматриваются единолично председателями судом, а в Высшем Хозяйственном Суде — и коллегиально.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить нечетное количество судей. Все судьи пользуются равными правами с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела. Если мнение судьи не совпа­дает с мнением остальных судей, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое может учитываться судом при пересмотре постановления (решения, определения, постановления) в случае его обжалования.

^ Принцип национального языка судопроизводства. Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участие в процессуальных действиях, а также выступление в суде на родном языке.

Судебные решения, определения, постановления, приказы вручаются ли­цам, в отношении которых они вынесены, на языке хозяйственного судопроизводства, а при необходимости -на языке, которым пользовалась сторона при рассмотрении дела. В соответствии с данным принципом в обязанности суда входит обеспечение лицам, не владеющим языком, участие в судебных действиях через переводчи­ка, перевода им документов, заявлений, ходатайств, объяснений.

^ Принцип гласности судебного процесса закреплен в ст. 21 Хозяйственного процессуального кодекса Республи­ки Беларусь. В ней сказано, что разрешение споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной или коммерческой тайны либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

^ Принцип независимости судей и подчинение их только закону закреплен в ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь

В соответствии с указанной нормой судьи независимы, самостоятельны и подчиняются в своей деятельности только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность.

Независимость прежде всего означает, что в своей деятельности по отправлению правосудия судья самостоятелен. Он должен руководствоваться только законом и своим внутренним убеждением, исключающим постороннее влияние.

Независимость судей обеспечивается порядком их на­значения и освобождения от должности, несменяемостью, предусмотренной законом особой процедурой осуществления правосудия, созданием необходимых условий для деятельности хозяйственного суда, неприкосновенностью.

^ Принцип законности закреплен в ст. 14 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Хозяйственный суд всей своей деятельностью должен способствовать развитию экономических отношений в республике, что немыслимо без строжайшего соблюдения законности. Хозяйственные суды должны служить образцом строжайшего соблюдения законности: рассматривать и разрешать споры в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Важнейшей гарантией принципа законности в хозяйственном процессе является точное и не­укоснительное соблюдение всех остальных его принципов.

В соответствии с принципом законности постановле­ние хозяйственного суда должно строго соответствовать закону и вместе с тем быть наиболее целесообразным в рамках закона, т.е. обеспечивать такое решение спорных вопросов, которое полностью отражало бы требования закона.

^ Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц, и в первую очередь сторон, распоряжаться своими процессуальными правами.

Хозяйственный процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Право на обращение в хозяйственный суд в защиту интересов государства, юридических лиц и физических лиц имеет прокурор. Хозяйственный суд вправе возбудить дело и по своей инициативе.

По заявлению заинтересованного лица хозяйственный суд вправе принять меры по обеспечению иска в любой стадии процесса. Стороны могут в ходе судебного заседа­ния достичь мирового соглашения. До принятия постановления судом истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, а ответчик - признать иск полностью или частично.

^ Принцип состязательности определяет возможности сторон и других лиц, участвующих в деле по доказыванию заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции. В хозяйственном заседании стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право давать устные или письменные объяснения суду, представлять дополнитель­ные материалы, заявлять ходатайства. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности предъявлять любые необходимые для разрешения спора доказательства.

^ Принцип процессуального равноправия сторон выражается в уста­новленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов.

Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону. Стороны должны сами стремиться к тому, чтобы рассмотрение дела в хозяйственном суде проходило в условиях, обеспечивающих всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, точно соблюдать порядок производства, не создавая для себя каких-либо преимуществ, взаимно проявляя уважение к правам и законным интересам другой стороны.

^ Принцип устности заключается в том, что производ­ство в хозяйственном суде ведется устно. Это означает, что при рассмотрении дела в хозяйственном суде стороны должны устно изложить свои объяснения.

Личное общение сторон между собою и с судом создает наилучшую возможность достижения истины в процессе, способствует обмену мнениями, облегчает восприятие доказательств по делу и вынесение законного и обоснованного постановления. Устная форма общения повышает эффективность состязания сторон в процессе разрешения спора.

^ Принцип непрерывности определяет, что разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство по делу должно быть произведено с самого начала.

Главное требование данного принципа заключается в том, что суд не вправе рассматривать другие дела, не закончив разбирательства ранее начатого дела путем вынесения постановления по существу. Кроме того, все внимание суда сосредоточено только на одном деле, что позволяет судьям правильно оценить доказательства.
^ 1.4. Система хозяйственных судов Республики Беларусь

Систему хозяйственных су­дов Республики Беларусь составляют Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

^ Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйственных судов Республики Беларусь. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности хозяйственных судов по осуществлению правосудия.

Высший Хозяйственный Суд является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономиче­ских) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами.

Под составом любого хозяйственного суда понимается его внутреннее устройство. Так, Высший Хозяйствен­ный Суд действует в следующем составе:

  • судьи, в том числе Председатель Высшего Хозяйственного Суда, первый заместитель и заместители Предсе­дателя;

  • Пленум Высшего Хозяйственного Суда;

  • Президиум Высшего Хозяйственного Суда;

  • коллегия по проверке законности решений хозяйст­венных судов;

  • судебные коллегии по разрешению отдельных кате­горий споров по первой инстанции;

  • судебные составы;

  • аппарат Высшего Хозяйственного Суда.

Судья является центральной фигурой любого хозяйственного суда. Именно судьи осуществляют правосудие, т.е. основную функцию хозяйственных судов.

^ Председатель Высшего Хозяйственного Суда назначается Главой государства из числа судей Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Он наделен определенными полномочиями по осуществлению организационных, процессуальных и иных функций.

^ Пленум Высшего Хозяйственного Суда является высшим коллегиальным органом судебной власти в системе хозяйственных судов и решает важнейшие вопросы их де­ятельности. Пленум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя, всех других судей Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей хозяйственных судов областей и города Минска.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

- рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов в Республике Беларусь;

- рассматривает материалы обобщения практики разрешения хозяйственных споров и дает в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения хозяйственного законодательства на территории Республики Беларусь;

- рассматривает вопросы о внесении предложений в государственные органы по совершенствованию правового регулирования экономических отношений;

- заслушивает сообщения председателей хозяйственных судов областей о деятельности этих судов и практике применения законодательства Республики Беларусь при разрешении хозяйственных споров;

- избирает квалификационную коллегию судей для аттестации судей и заслушивает отчет о ее деятельности;

- рассматривает в порядке надзора дела по протесту Генерального прокурора Республики Беларусь, представлениям Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей хозяйственных судов областей о пересмотре решений, принятых в порядке надзора Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

Руководящие разъяснения Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь обязательны для хозяйственных судов в Республике Беларусь, предприятий, организаций, государственных и иных органов, должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.

^ Президиум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя и некоторых других судей Высшего Хозяйственного Суда. Количественный и персональный состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Законодательными актами Президиум Высшего Хозяйственного Суда наделен определенными полномочиями:

- рассматривает, в соответствии с процессуальным законодательством, дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам по протестам или представлениям о пересмотре решений, принятых в порядке надзора Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь;

- изучает обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты нормативных постановлений, вносимых на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателей и судей хозяйственных судов областей;

- оказывает помощь хозяйственным судам в правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров;

- рассматривает и утверждает тексты предложений, вносимых от имени Высшего Хозяйственного Суда в Конституционный Суд Республики Беларусь, о проверке соответствия нормативных актов Конституции Республики Беларусь законам Республики Беларусь и междуна­родно-правовым актам;

- принимает постановления по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательные для исполнения всеми хозяйственными судами.

^ Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из судей этого Суда. Их персональный и количественный состав утверждается Пленумом Высшего Хозяйственного Суда по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

^ Судебные составы могут формироваться для рассмотрения конкретных дел Председателем Высшего Хозяйственного Суда или его заместителями.

Аппарат Высшего Хозяйственного Суда, как и других хозяйственных судов, предназначен для подготовки судебных дел, изучения судебной практики и судебной статистики, разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства, организации контроля исполнения и выполнения других функций. В аппарате Высшего Хозяйственного Суда предусмотрены такие структурные подразделения, как секретариат, управление законодательства и международных отношений, управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики, управление организационной и кадровой работы, управление контроля за исполнением судебных постановлений, управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения, отдел информации.

^ Научно-консультативный совет при Высшем Хозяйственном Суде создан для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения хозяйственными судами законодательства и разработки предложений по его совершенствованию. Количественный и персональный состав научно-консультативного совета, а также положение о нем утверждаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда.

Структура хозяйственного суда области выглядит следующим образом:

  • судьи, в том числе председатель суда и заместитель председателя суда;

  • кассационная инстанция;

  • судебные коллегии;

  • судебные составы;

  • аппарат суда, в том числе служба судебных исполнителей.

Все судьи хозяйственных судов являются носителями судебной власти, обладают единым статусом и различаются между собой только объемом полномочий и компетенцией.

Судья рассматривает и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сто­ронами, рассматривает кассационные и надзорные жалобы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения законодательства и при­нимает меры к их устранению, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательными актами.

Судья, рассматривая дела единолично, действует от имени хозяйственного суда, а решения выносит от имени государства - Республики Беларусь. Судья обязан при осуществлении правосудия точно выполнять требования законодательства, быть справедливым.

Статус судей хозяйственных судов урегулирован нормами Кодекса «О судоустройстве и статусе судей в Респуб­лике Беларусь».
^ 1.5. Понятие хозяйственных процессуальных правоотношений и их характеристика

Хозяйственные процессуальные правоотношения возникают между хозяйственным судом и другими участниками хозяйственного процесса при рассмотрении и разрешении экономических споров, в процессе пересмотра решений хозяйственного суда и при их исполнении.

Хозяйственное процессуальное правоотношение состоит из следующих элементов: хозяйственного суда, субъектов хозяйственного процесса, содержания и объекта правового отношения.

Нормы Хозяйственного процессуального кодекса, регламентируя все отношения между хозяйственным судом и субъектами хозяйственного процесса, наделяют каждого субъекта самостоятельным комплексом процессуальных прав и обязанностей.

Субъекты хозяйственного процесса в зависимо­сти от целей и задач участия делятся на две группы:

- лица, участвующие в деле;

- иные участники хозяйственного процесса.

К лицам, участвующим в деле относятся:

  1. стороны;

  2. третьи лица;

3) заявители и иные заинтересованные лица - в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве) и в делах по жалобам на нотариальные действия и отказ в их совершении;

4) прокурор, государственные и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц.

К иным участникам процесса относятся свидетели эксперты, переводчики, специалисты, представители.

Объектом хозяйственных процессуальных отношений является, как правило, то, на что данное отношение направлено и оказывает регулирующее воздействие.

Объектом хозяйственного процесса будет защита (восстановление) нарушенного права или законных интересов субъектов хозяйствования, в том числе и в виде принудительного исполнения.

Содержание хозяйственного процессуального отношения составляют субъективные права и обязанности его участников, которые неразрывно связаны с объективным процессуальным правом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconОрганы государственного управления вэд в рб, их функции
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconМинистерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
Охарактеризуйте хозяйственные правоотношения. Субъекты и объекты хозяйственных правоотношений

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconЗакон республики беларусь
Министерством торговли Республики Беларусь, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Республики...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconКодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Республики Беларусь,...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconГосударственная программа
Беларусь, 2010 г., №183, 5/3223), и в развитие Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007 – 2011 годы, утвержденной...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconПриказ министерства образования республики беларусь 29 мая 2009 г....
На основании подпункта 8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconНастоящее положение разработано на основании Положения об обучении...
Министерства образования Республики Беларусь, изменений и дополнений к вышеуказанной инструкции, утвержденных приказом №146 от 14...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconПлан Понятие и признаки судебной власти. Суд как орган судебной власти....
Задача Начертите схему судебной системы РФ по Федеральному Конституционному закону РФ «О судебной системе рф» от 31. 12. 1996 г....

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconТема Обмен и функции липидов. Контрольное занятие
Липиды в организме человека играют важную роль. Нарушение обмена этих веществ приводит к такой серьезной патологии, как атеросклероз,...

В судебной системе Республики Беларусь важную роль играют хозяйственные суды, которые призваны обеспечивать быстрое и высококвалифицированное разрешение iconЗакон Республики Беларусь вступил в силу 2 августа 2006 г
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов