Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права




НазваниеБилет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права
страница1/9
Дата публикации01.09.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

БИЛЕТ №1.

ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

^ Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

^ В структуру теории государства и прав как дисциплины входят следующие структурные элементы:1)вопросы общей характеристики данной учебной дисциплины (предмет,метод...); 2)общая теория государства(понятие государства, государственная власть...); 3) общая теория права (значение права, его источники, нормы права, правоотношения...)4) проблемы правопорядка (юридическая ответственность...)

Но,тем не менее,предмет теории государства и права целостен и неделим.

^ Основные функции теории государства и права :

Идеологическая - формир.понятия, системы взглядов

Прогностическая - тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ет ре­аль­ность но­вых за­ко­но­мер­но­стей, но и оп­ре­де­ля­ет ус­той­чи­вые тен­ден­ции к раз­ви­тию изу­чае­мых ею яв­ле­ний. Она кон­ст­руи­ру­ет на­уч­ные ги­по­те­зы даль­ней­ше­го раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва на ос­но­ве аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния их объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­но­стей. Ис­тин­ность вы­дви­гае­мых ею ги­по­тез про­ве­ря­ет­ся прак­ти­кой.

Политическая - связ.с выраб.реком.по усов.полит.д-ти

Познавательная - вы­ра­жа­ет­ся в объ­яс­не­нии яв­ле­ний и про­цес­сов го­су­дар­ст­вен­ной и пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не толь­ко изу­ча­ет в обоб­щен­ном ви­де го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вую над­строй­ку, но и объ­яс­ня­ет объ­ек­тив­ные про­цес­сы ее раз­ви­тия, вы­яв­ля­ет, ка­кие за­ко­но­мер­но­сти ле­жат в ос­но­ве этих про­цес­сов, оп­ре­де­ля­ет их сущ­ность и со­дер­жа­ние.

Эвристическая - познание общих закономерностей, тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся по­зна­ни­ем и объ­яс­не­ни­ем ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стей го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой дей­ст­ви­тель­но­сти. Про­ни­кая вглубь по­знан­ных за­ко­но­мер­но­стей, уяс­няя их тен­ден­ции и взаи­мо­свя­зи с дру­ги­ми об­ще­ст­вен­ны­ми яв­ле­ния­ми, она от­кры­ва­ет но­вые за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва.

В последнее время по всему спектру общественных наук происходит дальнейшая дифференциация научного знания. Затронула эта тенденция и теорию государства и права. В относительно самостоятельные части выделились теория государства и теория права.
^ ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ВОСПОЛНЕНИЯ.

Пробел в законодательстве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

^ Важно учитывать два условия пробельност:

1.фактические обстоятельства должны находится в сфере правового регулирования.

2.должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве (несовершенство юридической техники, разнообразием реальной жизни). Они должны своевременно устранятся и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворчества путем принятия новой нормы.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

^ Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая урегулировала бы сходный случай. Причем ее нет ни в данной, ни в смежной отрасли. При таком применении важное значение имеют принципы права, которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
^ СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Традиционно существует два подхода при рассмотрении этого вопроса:

1.этатисткий – приоритет государства над правом. Поэтому право рассматривается как продукт государственной деятельности (в основном такой подход существовал в отечественной юридической литературе)

2.естественно – правовые теории – праву придается приоритет перед государством, т.к. считают, что оно возникло до образования государства.

Необходим взгляд на соотношения государства и права с точки зрения интегрированного подхода: т.е. двусторонняя зависимость между государством и правом.

^ Воздействие государства на право:

-Государство непосредственный фактор создания установлений и главная сила их осуществления.

-Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики.

-Государство придает праву силу определенной юридической нормы.

-Государство обеспечивает развитие всей системы источников права.

-Обеспечивает реализацию права.

-Обеспечивает охрану права и господство правоотношений.

-Способствует распространению права в социальном пространстве.

^ Воздействие права на государство:

-Государство для своего существования как организация нуждается в праве: оно формирует его структуру и т.д.

-Развитое правовое государство не может осуществлять свою деятельность вне права.

-Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением.

-Право легализовывает государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер.

-С помощью права определяются границы деятельности государства.

-Право основное средство легитимации государственного принуждения.
^ БИЛЕТ № 2 .

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы.

1.всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику ( рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую ( происхождение государства связывается с социально - экономическими изменениями в жизни общества ) и идеалистическую ( связывает происхождения государства и права либо с божественной силой, либо объективным разумом. либо с сознанием человека, или договором людей ).

2.^ Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. Это:

-анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части).

-синтез (изучение явления путем условного объединения составных частей).

-системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем).

-функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим).

3^ .Частно - научные метод - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных, гуманитарных наук.

К ним относятся:

-конкретно - социологический (при помощи анкетирования, наблюдения и т.д. приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере).

-статистический (количественные показатели того или иного государственного явления).

-кибернетический (позволяет при помощи системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления)и т.д.

Среди частнонаучных методов следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым. Являющимся сугубо юридическими:

формально - юридический (позволяет определить юридические понятия, выявить признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.).

-сравнительно - правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы -законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
^ ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ,СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА.

Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочивания правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

^ Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать. Чтобы содержание таких предписаний и форма соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

^ Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным, грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний т.д.).

^ К техническим правилам относят:

-Ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов.

-Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний.

-Последовательность в изложении юридической информации.

-Взаимосвязь, согласованность и внутренне единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.д)., структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов).

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов.Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации.

^ Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

^ Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.)
^ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.д.) в пределах определенной территории.

^ Государство характеризуется следующими признаками :

-наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения).

-система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата).

-территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому - либо роду или племени).

-суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

-право (право оформляет юридически государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

Прежде чем охарактеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей; она важнейшее средство функционирования социальных институтов и структур.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

^ Государственная власть - это публично - политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

-распространяется на все общество;

-носит публично - политический характер;

-опирается на государственное принуждение;

-осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.д.).

-система налогов;

-деление населения по территориальному признаку.
^ БИЛЕТ № 3.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЕ ПУТИ.

Осн. причины происхождения гос-ва. Гос-во это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:

  1. ^ Необх-ть единого рук-ва общ-вом, упр-е общ-вом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деят-ти людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хоз-во -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная соб-ть. Потестарная власть сменилась политической властью.

  2. ^ Потребность в масштабн. работах, эта причина х-рна для восточн. пути возникновения гос-ва. Необх. была управляющая единица, кот. смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило гос-во.

  3. ^ Необходимость поддержания обществ. порядка, общ-во сложная, конфликтная и противореч. система, Г выступило важным эл-том обществе. стабильности. Г также выступило как главный эл-т урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми.

  4. ^ Необх-ть ведения воен. действий и орг-ции защиты, лишь Г м. организовать все население опред. терр-и на ведение военных действий (нападение, защита).

Основные причины происхождения права

Соц. нормы - правила поведения, рег-щие отнош. между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше государства.

С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулир. всё возрастающие обществ. конфликты. Тогда Г начинает гарантировать их, таким образом, форм-ся правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в общ-ве, тогда Г форм-ет новые формы: законы, юр. прецеденты, норм. дог-ры.

Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

  1. Необходимость установления единого порядка.

  2. Необходимость его поддержания.

  3. Оформление товарно-денежных отношений.

  4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Основные пути возникновения Г. Государства форм-лись в разл. усл‑х. Но их м. выделить в отд. группы по образу разрушения родоплеменной орг-ции, возник-ния соц. расслоения и орг-ции публичной полит. власти. Воспроизводство обществ. жизни может осущ-ся различными путями:

  1. Объед. физ. труда большого числа людей при неразвитой орудийной деятельности.

  2. Ориентирование на труд самостоят. работника при постоянном совершенствовании орудий труда.

  3. Комбинация 1-го и 2-го способов наряду с завоеванием новых терр.

^ Восточный путь возник-я Г. Был обусловлен необх-тью вести масштабн. ирригац. работы, низк. орудийной развитостью. Первонач. возн. должности управляющих резервными пищевыми фондами, упр-щих распределением продуктов, но потом они обособ. в особую группу управленцев. Г выступает как организатор масшт. работ. Соц. дифференциация в вост. общ-ве происх. на основе полит. неравенства (функциональная система) – полож. личности в сист. власти. Экономика осн. на гос-ной и обществ. форме соб-ти, частная соб-ть не играет значим. роли. Г вынуждено принуждать работника работать. Сохр-ся сельские общины.

^ Западный путь возник-я Г. Г возн. в рез-те имуществ. неравенства, появления частной соб-ти и раскола общ-ва на классы. Земля, гл. образом, нах. в частной соб-ти. Идёт борьба имущих и неимущих, Г созд‑ся для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высок. должности в гос. аппарате. Афины - классический пример такого пути возн. Г. Спарта - это Г отл. от афинск. тем, что осн. массу населения сост. захваченные спартанцами племена. Т.о., главной особ-тью этого Г яв. то, что захватчиков было в неск. раз меньше захваченных, и они постоянно д.б. контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местн. населением, но и с урег. конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегир. положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образ-ния и развития Г активно вмеш‑ся третья сила - плебс.

^ Осн. пути происхождения права. Также выд. восточный и западн. путь.

Восточный путь происх. П. Х-рен для тех стран, в кот. господств. полож. занимала гос. соб-ть. Осн. источник (способ фиксирования П-норм) - сборники нравственно-религ. положений. Нормы носят казуальный х-р и доп-ся в случае необх. другими обычаями или установл-ми монарха.

^ Западн. путь. Присущ странам, где явно доминир. частная соб-ть, кот. уст-ла равенство собст-ников, нормы отлич. более выс. степенью формализованности и опред-ти. Очень хорошо развито гражд. П.
^ ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов и т.д.).

^ Виды коллизий:

-Между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции).

-Между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов).

-Между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: если акт субъекта Федерации принят в пределах ведения, то действует он, если вне пределов, то действует общефедеральный акт.

-Между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт принятый позже).

-Между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой).

-Между общим и специальным актом.

^ Возможные способы разрешения коллизий :

-Принятие нового акта.

-Отмена старого акта.

-Внесение изменений в действующие акты.

-Систематизация законодательства.

-Референдумы.

-Деятельность судов.

-Переговорный процесс через согласительные комиссии.

-Толкование и т.д.
^ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой – либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на:

-законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов),

-исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно – хозяйственной деятельностью)

-судебную (выступавшей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, является самостоятельной и независимой друг от друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Некоторые авторы предлагают добавить в эту систему четвертую ветвь власти: средства массовой информации, которая также должна действовать на правовой основе.

В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в США и Франции.

^ Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном взаимодействии.
^ БИЛЕТ №4.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Государство-это организация политической власти, содей-ая преим-ну осуществлению конкретных интересов (классовых,общечеловеческих, религиозных, национальных и т.д.) в пределах определенной территории.

Можно выделить следующие подходы к пониманию сущности государства:

-классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Государство при таком подходе используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

-общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство используется как средство обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Наряду с этими основными можно выделить

-религиозный

-национальный

-расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

^ Социальное назначение вытекает из сущности государства. Какова его сущность, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Так, Платон и Аристотель считали назначением всякого государства утверждение нравственности. Гроций считал назначением государства общее благо, Гоббс - общую безопасность, Руссо - общую свободу и т.д.

Следовательно, взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
^ ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

Правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права, участник которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Правоотношения позволяют привести абстрактные юридические нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных права и обязанностей для данных субъектов.

^ Признаки правоотношений :

-это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами ;

-оно возникает на основе норм права;

-это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей.

-это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников;

-это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности.

-это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

-субъект (индивид);

-объект (то, на что направлено действие индивида);

-субъективное право (возможность субъекта действовать)

-юридическая обязанность.

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

-в зависимости от предмета правового регулирования: административные, уголовные, гражданские и т.д.

-в зависимости от характера: материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно- процессуальные и т.д.);

-в зависимости от функциональной роли: регулятивные (возникают на основе норм прав или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности)

-в зависимости от природы юридической обязанности: пассивные (связанные с осуществлением запретов) и активные (связанные с осуществлением определенных положительных действий);

-в зависимости от состава участников: простые (между 2 субъектами) и сложные (между несколькими субъектами);

-в зависимости от продолжительности действия: кратковременные и долговременные.
^ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ПОДДАННОГО): ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЗАЩИТА

Необходимо обратить внимание на различие таких понятий как человек, личность и гражданин.

^ Человек – это более биологическое определение.

Понятие же личности – это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Гражданин же означает принадлежность личности к государству, определенное взаимодействие гражданина и государства.

Поданный – это социальная характеристика личности, находящаяся, как правило, в отношении « подчинения – власти » с определенным типом государства, главным образом империей.

^ Права человек – это основополагающий элемент правового статуса личности. Основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек.

Права гражданина в отличие прав и свобод человека – это те права, которые в разных государствах « даруются » гражданину государством формально, т.е. путем закрепления в законе: право на труд, жилище и т.д. Но это различие в современных условиях теряет свое юридическое значение, т.к. в Конституции закрепляются и права человека и права гражданина.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятой классификацией в зависимости от содержания основных прав и свобод подразделяются на:

-Общегражданские (права участия в управлении государством, право на судебную защиту своих прав и интересов и т.д.)

-Личные (право на жизнь, право на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д.).

-Политические (избирательное право и т.д.).

-Социально – экономические (право на труд, отдых и т.д.).

-Социально – культурные (право на образование, свобода творчества и т.д.).

^ Защита прав и свобод:

Это показатель демократическ.общества. Граждане могут обжаловать в суд любые незаконные действия. Граждане могут обращаться в европейский суд по правам человека.
^ БИЛЕТ №5.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon1. Предмет и метод теории государства и права Понятие теории государства...
Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права....

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon1. Основы теории государства и права Предмет и методология правоведения. Структура курса
Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм....

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon2. Методология теории государства и права Теория государства и права...
Понятие и характеристика теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых...

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon2. Структура теории государства и права
Предмет тгп это динамичные категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить тгп (выделить из тгп), отдельные науки...

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon1. предмет и метод теории государства
...

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права iconКсэп вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному...
Предмет и метод теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon1. Теория государства и права как наука. Предмет, структура, функции
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения относится к числу сложнейших...

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права iconГосударственный экзамен
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права как науки

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon1. Понятие, предмет и функции теории государства и права
Тгп – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии...

Билет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права icon1. Предмет и методология теории государства и права Каждая наука...
Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов