Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности)




НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности)
страница1/5
Дата публикации14.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5


1. Цели и задачи подготовки специалиста

ПРОГРАММА итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) 050715.65 «Логопедия», квалификация «учитель-логопед», специализация «Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании Положения об итоговой государственной аттестации ПЛ МаГУ 1.1.01-20081. Данная специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации.

Основная цель - подготовка студентов в области логопедии, осуществления коррекционно-педагогического процесса в системах учреждений народного образования, здравоохранения и социального обеспечения лиц с речевыми нарушениями. Выпускник, получивший квалификацию учителя-логопеда, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя-логопеда, решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Область профессиональной деятельности – специальное (коррекционное) образование для обучающихся с нарушениями речи.

Объект профессиональной деятельности – обучающиеся с нарушениями речи.

Виды профессиональной деятельности:

Учебно-воспитательная;

Диагностико-аналитическая;

Коррекционно-развивающая;

Социально-педагогическая;

Научно-методическая;

Консультативная;

Культурно-просветительская;

Организационно-управленческая.

Профессия учителя-логопеда в соответствии с ГОС ВПО п.7.1.

(наименование квалификации)

требует следующих знаний, умений и навыков:

Выпускник должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

  • основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

  • государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) 050715 «Логопедия».

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя-логопеда являются:

В области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • применение современных педагогических технологий;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий;

В области диагностико-аналитической деятельности:

  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

  • проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

В области коррекционно-развивающей деятельности:

  • коррекционное обучение детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

  • осуществление профилактики речевых нарушений;

В области социально-педагогической деятельности:

  • планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

  • установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

  • проведение профориентационной работы;

  • оказание помощи в социализации учащихся;

В области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

В области консультативной деятельности:

  • консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

  • проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

В области культурно-просветительной деятельности:

  • формирование общей культуры учащихся.

В области организационно-управленческой деятельности:

  • рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

  • ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;

  • организация контроля за результатами обучения и воспитания;

  • управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

  • организация внеурочной деятельности;

  • выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен владеть:

  • приемами психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

  • методами дифференциальной диагностики для классификации и квалификации нарушений;

  • методами и приемами разработки и применения логопедических технологий4

  • методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

  • методами психопрофилактической работы, направленной работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

  • умениями и приёмам обучения детей с нарушениями речи учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;

  • методами воспитания детей с речевой патологией; методами коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;

  • методами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

  • навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.

Поэтому, в соответствии с требованиями п. 7.2.1. ГОС ВПО, итоговая государственная аттестация специалиста учителя-логопеда

(наименование квалификации)

включает государственный междисциплинарный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и выпускную квалификационную работу.

Цель данной программы - содействовать повышению качества подготовки специалистов учителя-логопеда, а ее основная задача -

(наименование квалификации)

способствовать обеспечению качественной организации и проведения итоговой государственной аттестации в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Согласно требованиям ГОС ВПО, целью государственного междисциплинарного итогового экзамена является «установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне». В соответствии с этим программа междисциплинарного экзамена составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника

учителя-логопеда, уровень его адаптации к сфере или объекту

(наименование квалификации)

профессиональной деятельности.

  • Дипломная работа, как следует из государственного образовательного стандарта, является средством выявления профессиональной подготовленности выпускника и его исследовательских умений в целом, и в особенности по таким позициям, как глубина знания в области логопедии (ее истории, феноменологии, методик и технологий), а также в области специфики организации и содержания эксперимента в логопедии, владение навыками экспериментальной работы, умение формулировать цели и задачи экспериментального исследования, составлять и реализовывать программу поэтапного формирующего эксперимента, способности владения методами исследования речевой и познавательной деятельности, оценки и анализа результатов логопедического эксперимента и т.п. (в соответствии с п. 7.2.2. ГОС ВПО).

К квалификационной работе студента-выпускника предъявляются следующие общие требования:

  • квалификационная работа должна носить научно-исследовательский характер;

  • тема квалификационной работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости научных и социальных проблем, соответствовать современной теории и практики логопедии и перспективам развития науки;

  • квалификационная работа должна отражать наличие умений студента-выпускника самостоятельно собирать, систематизировать практический и теоретический материал и анализировать сложившуюся ситуацию (тенденции) в сфере специального (дефектологического) образования;

  • тема квалификационной работы, цели и задачи
    должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

  • работа должна отражать добросовестное использование студентом-выпускником авторских материалов;

  • квалификационная работа должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

положения, выводы и рекомендации квалификационной работы должны опираться на новейшие достижения науки и результаты практики.

Государственная итоговая аттестация, как правило, начинается государственным междисциплинарным экзаменом по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а завершается защитой квалификационной работы. При такой последовательности государственный комплексный экзамен выступает не только как часть итоговой государственной аттестации, но и как условие успешной подготовки и защиты квалификационной работы.

Университетская программа государственного междисциплинарного комплексного экзамена должна быть составлена с учетом содержащихся в государственном образовательном стандарте:

- квалификационной характеристики выпускника;

- сфер и объектов его профессиональной деятельности;

- требований к содержанию и уровню подготовки выпускника,

а также требований настоящей Программы итоговой государственной аттестации.
^ 2. Примерный график подготовки и проведения итоговой государственной аттестации


№ п/п

Мероприятие

Сроки

проведения*

Ответственные

I.

Методическая работа

1.1.

Разработка (обновление) вузовской программы и утверждение перечня проблем, выносимых на междисциплинарный экзамен

До начала выпускного учебного года

Кафедры, деканат

1.2.

Разработка (обновление) и утверждение перечня примерных тем выпускных квалификационных работ

До начала выпускного учебного года

Кафедры, деканат

1.3.

Разработка (обновление) и утверждение списка литературы для подготовки к междисциплинарному экзамену

До начала выпускного учебного года

Кафедры, деканат

1.4.**

Разработка (обновление) и утверждение рекомендаций для самостоятельной подготовки к междисциплинарному экзамену

До начала выпускного учебного года

Кафедры, деканат

1.5.**

Разработка (обновление) и утверждение рекомендаций по работе над выпускной квалификационной работой

До начала выпускного учебного года

Кафедры, деканат

* Конкретные сроки устанавливаются в зависимости от сроков проведения государственной итоговой аттестации.

** Данный документ может быть разработан как самостоятельный и периодически пересматриваться и совершенствоваться.


1.6.

Разработка (обновление) и утверждение заданий для самоконтроля знаний выпускников

До начала выпускного

учебного года

Кафедры, деканат

1.7.

Утверждение списочного состава научных руководителей (консультантов)

До начала выпускного

учебного года

Зав. кафедрами

1.8.

Утверждение (закрепление за студентами): тем дипломных исследований; научных руководителей (консультантов); заданий на стажировку и дипломное исследование

В начале выпускного учебного года

Зав. кафедрами

1.9.

Осуществление контроля за ходом дипломных исследовании

постоянно

Зав. кафедрой, научные руководители, деканат

1.10.

Проведение обзорных лекций по проблемам, выносимым на междисциплинарный комплексный экзамен

По расписанию

Зав. кафедрой, преподаватели кафедры

II.

Организационные мероприятия

2.1.

Собрание выпускников, посвященное выбору направления и темы выпускного квалификационного исследования

В начале выпускного учебного года

Деканат, кафедры

2.2.

Контроль за ходом индивидуальной подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Не позднее, чем за 2 месяца до начала ГИА

Деканат, кафедры

2.3.

Собрание выпускников, посвященного преддипломной практике (стажировке)

За 2 недели до начала стажировки

Деканат, кафедры

2.4.

Собрание выпускников, посвященное подведению итогов преддипломной практики (стажировки)

По окончании стажировки

Деканат, кафедры

2.5.

Собрание выпускников, посвященное началу государственной итоговой аттестации

За 1 неделю до начала ГИА

Деканат, кафедры

2.6.

Разработка и утверждение графика подготовки к государственной итоговой аттестации

До начала выпускного учебного года

Ректорат, деканат

2.7.

Разработка и утверждение расписания обзорных лекций к междисциплинарному экзамену

За 1 месяц до начала ГИА



Деканат

2.8.

Подготовка личных дел выпускников

За 1 месяц до начала ГИА

Деканат, отдел кадров

2.9.

Подготовка документации для работы государственной аттестационной комиссии

За 1 месяц до начала ГИА

Деканат

2.10.

Торжественное собрание выпускников, посвященное вручению дипломов о высшем профессиональном образовании

По окончании ГИА

Ректорат, деканат

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников специальности 032401 «Реклама»
Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы мфюа по специальности...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Минобразования РФ от 25. 03. 03 №1155, и Методическими рекомендациями по проведению итоговой государственной аттестации выпускников...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по направлению...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология»
Программа итоговой государственной аттестации бакалавров составлена в соответствии с требованиями федерального и национального-регионального...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма Государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности...
Виды Государственной (итоговой) аттестации в соответствии с учебным планом итоговый экзамен по педагогике с вопросами частных методик,...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма государственной (итоговой) аттестации (гиа) выпускников...
Документационное обеспечение управления, архивоведение Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Сроки проведения в соответствии с учебным планом: с 1 июня 2013 по 28июня 2013 года

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Итоговая государственная аттестация проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности в порядке, определенном...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте рф» Новгородский филиал

Программа итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо «Магнитогорский государственный университет» по направлению (специальности) iconПрограмма итоговой государственной аттестации
Для проведения итоговой государственной аттестации создается Государственная аттестационная комиссия в соответствии с приказом директора...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов