Скачать 3.3 Mb.
|
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По дисциплине: «История и методология юридической науки» Содержание Тема 1. Сущность права. 1.1. Право как формальное равенство. 1.2. Право как свобода. 1.3. Право как справедливость. Тема 2. Понятие права. 2.1. Типология правопонимания. 2.2. Понятие права: многообразие определений и единство понятия. Тема 3. Общая теория права как общественная наука. 3.1. Проблема определения понятия права. 3.2. Отличие общественных наук от естественных. 3.3. Понятие предмета общей теории права. Тема 4. Социология права – онтологическое направление общей теории права. 4.1. Социология права как направление общей теории права. 4.2. Взаимосвязь социологии права с другими науками. Взаимосвязь общей социологии с общей теорией права. 4.3. Предмет социологии права. Тема 5. Философия права – гносеологическое направление общей теории права. 5.1. Проблемы философии права. 5.2 Предмет философии права. Тема 6. Общая теория права в системе социальных и юридических наук. 6.1. Теория права в системе социальных и юридических наук. 6.2. Роль философии права в развитии и совершенствовании отраслевых юридических наук. Тема 7. Правовая аксиология. 7.1. Общая характеристика. 7.2. Естественноправовая аксиология. 7.3. Либертарно-юридическая аксиология. Тема 8. Юридическая концепция общего блага. 8.1. Общее благо как категория права. 8.2. Проблема общего блага в постсоциалистической России. Тема 9. Право в системе социальных норм. 9.1. Специфика различных видов социальных норм. 9.2. Взаимодействие права с другими социальными нормами. Тема 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. 10.1. Правовое государство: история идей и современность. 10.2. Права и свободы человека и гражданина. Тема 11. История политических и правовых учений как научная дисциплина. 11.1. Предмет истории политических и правовых учений. 11.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии. 11.3. Критерии оценки политико-правовых доктрин. 11.4. Периодизация истории политических и правовых учений. 11.5. Методологические проблемы изучаемого курса. Тема 12. Политико-правовая мысль Древнего Китая. 12.1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Даосизм. 12.2. Конфуцианство. 12.3. Моизм. 12.4. Легизм. Тема 13. Политическая и правовая мысль в Древней Греции. 13.1 Политико-правовые учения в Древней Греции в IX-VI вв. до н.э. 13.2 Политико-правовые учения в Древней Греции вV- 1-ая половине IV в. до н.э. 13.3 Политико-правовые учения в Древней Греции во 2-ой половине IV – II в. до н.э. Тема 14. Политические и правовые учения в Древнем Риме. 14.1 Учение Цицерона о государстве и праве. 14.2. Римские стоики. 14.3. Римские юристы. 14.4. Политико-правовые идеи первоначального христианства. Зарождение теократических доктрин. Тема 15. Политико-правовые учения в Киевской Руси и Московском государстве. 15.1 Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. 15.2. Политико-правовые воззрения Иллариона, Владимира Мономаха и Даниила Заточника. 15.3. Политико-правовая мысль Московского государства. Тема 16. Политические и правовые учения эпохи Возрождения, Реформации и ранних антифеодальных революций. 16.1. Политические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Ж. Боден. 16.2. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифиодальных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк). Тема 17. Основные черты политико-правовых учений ХVII – XVIII вв. (Германия, Италия, Франция, США). 17.1. Теория естественного права. 17.2. Правовая теория Ч. Беккариа. 17.3. Политико-правовые учения во Франции (Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо). Теория разделения властей. 17.4. Политико-правовые учения в США (Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон). Тема 18. Политические и правовые учения в Германии кон. XVIII – нач. XIX в.в. (И.Кант, Г.В.Ф Гегель). 18.1. Правовые и политические учения Канта и Гегеля. Учение И. Канта о праве и государстве. 18.2. Учение Гегеля о государстве и праве. 18.3. Консервативные политико-правовые учения на рубеже 18-19 вв. (Ж. Д”Местер, К.Л. Галлер, Э. Берк, Г. Гуго, Ф.К. Савиньи). Тема 19. Политико-правовые учения в России XVII - XVIII вв. 19.1. Политические и правовые учения в России. 19.2. Отечественные политико-правовые учения в период укрепления абсолютизма. 19.3. Политико-правовые учения второй половины XVIII в. Тема 20. Политическая и правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX века. 20.1. Буржуазная политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.) 20.2. Ранний социализм (1-я половина XIX в.) Тема 21. Политическая и правовая идеология в России XIX в. 21.1. Политико-правовые учения в России (1-я половина XIX в) 21.2. Либеральные политико-правовые доктрины. Социалистические политико-правовые теории. Тема 22. Политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX – начале ХХ вв. 22.1. Буржуазные политико-правовые учения. 22.2. Социалистическая и коммунистическая идеология. 22.3. Основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.) Тема 23. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX – начале ХХ вв. 23.1. Социологические концепции права. Марксистские политико-правовые учения. 23.2. Неокантианские теории права. 23.3. Религиозно-нравственная философия. 23.4. Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого. Тема 24. Основные политические и правовые идеи ХХ века. 24.1. Неолиберализм и консерватизм. 24.2. Концепции плюралистической демократии, социального государства, политики всеобщего благоденствия. 24.3. Теории демократического социализма и естественного права. 24.4 Социологическая юриспруденция, нормативизм, реалистические концепции права. 24.5. Современная западная политическая наука. Тема 1. Сущность права. 1.1. Право как формальное равенство. 1.2. Право как свобода. 1.3. Право как справедливость.
Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного, (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий. (2 кг картофеля=2 кг гвоздей,) Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса и т. д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых). В этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство доведено до абсолютной абстракции количественных определений. Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется. По поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе, в конечной счете, лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как правовое (формально-правовое, формальное) равенство. Исходные фактические различия между людьми, рассмотренные (и регулированные) с точки зрения абстрактно-всеобщего правового принципа равенства (равной меры), предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах (неравных по их структуре, содержанию и объему прав различных индивидов—субъектов права). Право как форма отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные фактические различия в формально-определенные неравные права свободных, независимых друг от друга, равных личностей. Правовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) предполагающие и дополняющие друг друга правовые определения и характеристики и понятия, в одинаковой степени противостоящие фактическим различиям и отличные от них. Принцип правового равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме. Признание различных индивидов формально равными — это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т.д., но это не означает равенства уже приобретенных конкретных прав на индивидуально-конкретные вещи, блага и т. д. Формальное право — это лишь правоспособность, абстрактная свободная возможность приобрести — в согласии с общим масштабом и равной мерой правовой регуляции — свое, индивидуально-определенное право на данный объект. При формальном равенстве и равной правоспособности различных людей их реально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, их реальными возможностями, условиями и обстоятельствами их жизни и т.д.) будут неравными: жизненные различия, измеряемые и оцениваемые одинаковым масштабом и равной мерой права, дают в итоге различия в приобретенных, лично принадлежащих конкретному субъекту (в этом смысле — субъективных) правах. Такое различие в приобретенных правах у разных лиц является необходимым результатом как раз соблюдения, а не нарушения принципа формального (правового) равенства этих лиц, их равной правоспособности. Различие в приобретенных правах не нарушает и не отменяет принципа формального (правового) равенства. Формы проявления равенства как специфического принципа правовой регуляции носят социально-исторический характер. Этим обусловлены особенности таких форм в различных социально-экономических формациях, на разных этапах исторического развития права, изменения объема и содержания, места и роли принципа правового равенства в общественной жизни. ^ С принципом формального равенства связано и понимание права как формы общественных отношений. Специфика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы. Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы. Для всех тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, — как бы ни был узок этот правовой круг, — право выступает как всеобщая форма, как общезначимый и равный для всех этих лиц (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т. д.) одинаковый масштаб и мера. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно — меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга). Необходимая внутренняя взаимосвязь правового равенства и всеобщности правовой формы очевидна: правовая мера всеобща лишь в тех пределах и постольку, пока и поскольку она остается единой (и, следовательно, равной) для различных объектов измерения (регуляции), в своей совокупности образующих сферу этой всеобщности, т. е. круг различных отношений, измеряемых общей (единой) мерой. Всеобщность эта, следовательно, относительна, — она ограничена пределами действия единой меры в различных отношениях. Само равенство здесь состоит в том, что поведение и положение субъектов данного общего круга отношений и явлений подпадают под действие единой (общей, равной) меры. Свобода индивидов и свобода их воли — понятия тождественные. Воля в праве — свободная воля, которая соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право — это форма свободы людей, т. е. свобода их воли. Этот волевой момент (в той или иной, верной или неверной интерпретации) присутствует в различных определениях и характеристиках права в качестве волеустановленных положений (Аристотель, Гроций и др.), выражения общей воли (Руссо), классовой воли (Маркс и марксисты) и т. д. Свобода, при всей кажущейся ее простоте, — предмет сложный и для понимания и тем более для практического воплощения в формах, нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни. В своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой ступени люди и народы не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни ясного понимания предстоящей свободы. Поскольку свобода всегда связана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, она прежде всего ассоциируется у большинства с самим процессом высвобождения от прошлого, со свободой от чего-то (или свободой против чего-то). При таком негативном восприятии свободы кажется, будто освобождение от некоторого известного по прошлому опыту гнета — это освобождение на все будущее от всего негативного и достижение абсолютной свободы и счастья. Подобные иллюзии, абсолютизирующие некую относительную ступень и форму будущей свободы, не только типичны, но, видимо, и социально-психологически необходимы для надлежащей мотивации активной борьбы за нее против прошлого. Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово "свобода". Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого наделили тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилие; четвертые — видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая "свобода" без равенства — это идеология элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы — идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного "фактического равенства", подменой равенства уравниловкой и т. д.). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) — всегда произвол. Отсюда и многоликость произвола (от "мягких" до самых жестких, тиранических и тоталитарных проявлений). Дело в том, что у права (и правовой формы свободы) есть свой, только ему внутренне присущий, специфический принцип — принцип формального равенства. У произвола же нет своего принципа; его принципом, если можно так выразиться, является как раз отсутствие правового принципа, отступления от этого принципа, его нарушение и игнорирование. Бесправная свобода — это произвол, тирания, насилие. Фундаментальное значение свободы для человеческого бытия в целом выражает вместе с тем место и роль права в общественной жизни людей. Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой прогресс, прогресс в правовых (и государственно-правовых) формах выражения, существования и защиты этой развивающейся свободы. В этом смысле можно сказать, что всемирная история представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (представители все новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права. Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права — формального (правового) равенства — первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка. Об этом убедительно свидетельствует практический и духовный опыт развития свободы, права, равенства и справедливости в человеческих отношениях. Нередко свобода противопоставляется равенству. Здесь можно выделить несколько направлений критики равенства (по сути дела — правового равенства) с позиций той или иной концепции свободы. Так, уже ряд софистов младшего поколения (Пол, Калликл, Критий) отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве "лучших" на привилегии и произвол, как праве сильных господствовать над слабыми и т. д. Аналогичный подход в XIX в. развивал Ф. Ницше. Если речь действительно идет о свободе, а не о привилегиях, произволе, деспотизме, то она просто невозможна без принципа и норм равенства, без общего правила, единого масштаба и равной меры свободы, т. е. без права, вне правовой формы. Свобода не только не противоположна равенству (а именно — правовому равенству), но, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве. Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. Собственность является не просто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для свободы и права. Где полностью отрицается право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право. |
![]() | Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | ![]() | История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки |
![]() | Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов... | ![]() | Опорный конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» для студентов 2 курса (3 семестр) сгф для направления 101100. 62 «Гостиничное... |
![]() | Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001 | ![]() | Тема Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси 9-11 вв |
![]() | Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02) | ![]() | Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02) |
![]() | Лекция I. Градостроительство древнего Рима. Этрусское градостроительство | ![]() | Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории |