Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология»




НазваниеСамостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология»
страница1/17
Дата публикации14.07.2013
Размер1.96 Mb.
ТипСамостоятельная работа
zadocs.ru > Право > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный социальный университет»
Филиал в г. Таганроге

Е.П. Александров

СОЦИОЛОГИЯ
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ

Таганрог

2010

УДК

ББК

А

Автор: Александров Е.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин филиала РГСУ в г. Таганроге

Рецензенты: Щеглов Б.С., доктор философских наук, профессор (Таганрогский государственный педагогический институт), Епанчинцев А.О., кандидат социологических наук, доцент (Филиал РГСУ в г. Таганроге)


^ Александров Е.П. Социология: Курс лекций и методические материалы к учебному курсу. – Таганрог: РГСУ, 2010. – 132 с.

ISBN

Издание подготовлено в соответствии с требованиями и дидактическими единицами государственного образовательного стандарта по курсу «Социология». В отличие от учебников материал изложен в сжатой форме, чем и напоминает тексты студенческих конспектов, фиксирующих информацию, излагаемую преподавателем на лекциях.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям и контрольным мероприятиям.


УДК

ББК
ISBN

© Александров Е.П., 2010

СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие

4

Содержание курса

6

Рабочая учебная программа курса

47

Теоретическое и методическое обеспечение дисциплины

62

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению

63

Контрольно-измерительные материалы

70

Тесты для самопроверки

72


ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные учебники по учебному курсу «Социология» для высшей школы представляют собой многостраничные, а иногда и многотомные фолианты, в которых наиболее ценные, имеющие скелетный смысл конструкты «тонут» в непомерно раздутом тексте. С одной стороны, склонность к многословию опосредуется искренним желанием авторов и составителей обеспечить подробную детализацию изучаемого материала. Однако иллюзия энциклопедизма (согласно которой главной в образовательном процессе является установка на усвоение как можно более большего объема информации, установка на механический прирост знаний), как основного подхода к учебному процессу, уже довольно давно изжита педагогической наукой и практикой. Тем более что нарастающий темп жизни современного общества является убедительным свидетельством того, что изменению в достаточно короткие исторические сроки подвергаются не только те аспекты жизни социума, которые изначально имели вариативный смысл, но и те, которые казались инвариантными, неизменными, жестко фиксированными. «Клубок» быстро изменяющихся социальных проблем убеждает, что нельзя научить всему, тем более что те, кто несет в массы социологическое знание, часто сами даже не догадываются о тех трансформациях, которые принесет в социальную практику грядущее время.

Вот почему в условиях быстро изменяющейся социокультурной ситуации, как в сфере частной жизни, так и в сфере профессиональных практик, одними из наиболее востребованных интеллектуальных умений специалиста становятся умения «расчистить» поступающую или имеющуюся информацию, отделить существенное от информационного «шума», уловить стержневые конструкты рассматриваемой проблемы.

С другой стороны, психологически важно научиться сворачиванию информации (даже весьма объемной!) в «сгустки», в «экстракты», в схемы, которые сохраняются в памяти значительно дольше, чем необработанная таким образом информация. Более того, именно способность к схематизации обеспечивает затем возможность применения имеющихся знаний и представлений в профессиональной практике. Следовательно, важной и самостоятельной учебной задачей является сам процесс формирования умения свертывания, схематизации осваиваемой информации, наделения ее личностно значимыми смысловыми контекстами и затем, в ситуации, когда эта информация оказывается востребованной жизненной и профессиональной практикой, – развертывания ее в виде решений, действий и т.д.

Предлагаемое пособие представляет собой пример такого рода «сгущения» информационного материала. Фактически, текст представляет собой приблизительно то, что должно остаться в студенческих конспектах лекций. Является ли этот материал исчерпывающим? Достаточен ли он для демонстрации успешности усвоения учебного курса, получит ли студент желанный «зачет», если просто воспроизведет текст конспекта? Нет. Эти, по сути, схематические материалы должны быть обогащены личностными смыслами, личностно значимым содержанием, в результате чего и появляется то, что обычно называют пониманием. «Сгустки» информации, изложенные в этом пособии, нуждаются в «разворачивании», имеют значение только при наличии у студента этой способности к разворачиванию. Отсюда вывод: пособие не может заменить собой живого общения преподавателя и студента на традиционных аудиторных занятиях. Живое порождает живое, а личность порождает личность. Но, вместе с тем, этот материал может стать серьезным подспорьем для того, чтобы процесс понимания стартовал.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в социологию

(2 ч. лекций, 2 семинарских занятий)
Ключевые термины: социология, объект социологии, предмет социологии, категории социологии, социальная общность, социальные закономерности, закон социальной дифференциации и интеграции, закон социальной мобильности, закон институционализации общественной жизни, закон социализации личности, структура социологии, функции социологии.
План:

1. Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии.

3. Категории и законы социологии.

4. Структура социологии.

5. Функции социологии.
Социология (термин происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука, изучающая жизнь общества, взаимоотношения и взаимодействия различных общностей и социальных слоев: например, стратификационных, социально-демографических, социально-территориальных, профессиональных групп, классов и т.д.), также людей, как представителей определенных общностей.

^ Объект социологии – социальная жизнь людей, взятая в ее целостности.

Предметом социологии выступают общие и специфические закономерности социальной жизни, формирования, функционирования, развития и разрушения общностей, а также условия и способы их реализации в социальной практике, действиях и взаимодействиях людей, как представителей определенных общностей.

Социология оперирует собственным категориально-терминологическим аппаратом. Термин «категории» относится к основным понятиям, отражающим наиболее существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы изучаемой наукой реальности.

Основная категория социологии – социальная общность, т.е. более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом, находятся во взаимодействии друг с другом и проявляют сходные черты поведения в идентичных социальных ситуациях.

Некоторые другие наиболее общие категории:

^ Социальная группа – это общность людей, объединяющихся на основе совместной деятельности и общих целей.

Социальная организация – это социальная группа с внутренней иерархией статусов, системой управления, разделением функций, нормативной регуляцией поведения и системой социального контроля.

^ Социальная система – это упорядоченная, как правило, иерархически построенная совокупность индивидов, социальных групп, общностей и организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующая со средой как единое целое.

Благодаря социальным взаимодействиям складываются социальные отношения, то есть последовательность социальных взаимодействий, соотнесенных по смыслу друг с другом, которые в совокупности составляют социальное качество человека и социальных групп. Представители классической немецкой философии – Г. Гегель, Л. Фейербах, – а вслед за ними и К. Маркс, характеризовали сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Человек одновременно входит в разные общности и играет там разные социальные роли. Общности различаются пространственно-временными масштабами (планетарная, государственная, поселенческая и др.) и интересами, на почве которых они объединяются (классовые, профессиональные, этнические и др.).

На базе общих категорий возникли производные категории – класс, народ, нация, семья, социальный интерес, социальная цель, ценность, норма, равенство и неравенство, справедливость, свобода и др.

С самого начала своего возникновения как самостоятельной науки (XIX в.) социология поставила перед собой задачу не только познать общественную жизнь, но и прогнозировать социальное развитие, выработать рекомендации в адрес структур социального управления по обеспечению бескризисного социального развития.

Точный прогноз возможен только в случае установления основных законов, отражающих связи и отношения между социальными явлениями. К наиболее важным социальным законам (действующим в отличие от физического мира в виде тенденций) относятся:

  • закон социальной дифференциации и интеграции. Смысл: общности, как правило, не являются аморфными совокупностями людей. По мере развития социальных связей и отношений они неизбежно расслаиваются (дифференцируются). Социальные слои иерархизированы, то есть занимают определенные позиции в социально упорядоченной вертикали, и различаются по правам, обязанностям и привилегиям.

С другой стороны, общности для защиты своего социального положения, а также для перемещений на элитные позиции в социальной иерархии должны консолидироваться на основе некоторого объединяющего признака (культурного, этнического, политического, экономического и др.);

  • закон социальной мобильности. Общности находятся в постоянном движении. Если общности не создают условия для вертикальных и горизонтальных перемещений наиболее талантливых и активных своих субъектов, то свою социальную активность они могут направить на разрушение существующего социального уклада;

  • закон институционализации общественной жизни. Для реализации своих социальных потребностей общности создают большое количество специализированных социальных систем, в которых наличествуют четкие социальные ценности, нормы, статусно-ролевые распределения (например, социальный институт семьи, образования, правоохранительных органов, банков и т.д.). Именно наличие социальных институтов обеспечивает социальный порядок, наследуемость социального опыта и предсказуемость социального поведения входящих в них людей;

  • закон социализации личности. Для воспроизводства социального опыта в новых поколениях людей общности обеспечивают передачу социальных ценностей, норм и правил поведения. Социализация – это «духовное кодирование человека обществом» (Ю. Волков, И. Мостовая).

Как и любая другая наука, социология структурируется и включает:

  • макроуровень, в рамках которого исследуются общетеоретические вопросы, и наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития социума в целом, разрабатываются научные теории;

  • средний уровень, в центре внимания которого закономерности действий и взаимодействий отдельных структурных частей социальной системы (например, социальных групп, жителей города и села, этносов, классов, образовательных, политических, правовых, идеологических, культурных систем и др.);

  • микросоциология сосредоточивается на закономерностях в поведении людей как представителей определенных общностей и малых групп.

Кроме того, выделяют теоретическую (направленную на анализ и обобщение фактического материала, поиск наиболее важных закономерностей и выработку социального прогноза и рекомендаций) и эмпирическую (занимающуюся сбором и накоплением фактов социальной жизни посредством полевых и лабораторных наблюдений, выборочных опросов, анализа и обработки документов, статистической информации) социологии.

В завершающее ХХ в. двадцатилетие возникли отраслевые социологии, исследующие особенности поведения людей в различных сферах жизнедеятельности: политическая социология, экономическая социология, медицинская социология, юридическая социология и др.

^ Функции социологии:

  • теоретико-познавательная. Её задача – расширить и конкретизировать социальное знание о сущности общества, структуре, закономерностях, путях, формах и механизмах функционирования и развития. Таким образом вскрываются явные и потенциальные очаги социальной напряженности, конфликтности;

  • практически-политическая. Социологи вырабатывают практические рекомендаций в адрес систем социального управления для совершенствования социальной жизни;

  • идейно-воспитательная. Данные социологических исследований используются для защиты интересов и целей различных социальных групп, для аргументации политических, экономических, правовых и др. управленческих решений.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconМетодические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплины
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Современные функциональные материалы" для студентов...

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconКонтрольно-измерительные материалы Социология
Филиал гоу впо «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» в г. Омске

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Маркетинг» ивыполняющих, согласно учебному плану, курсовую...

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconСеверо-западный филиал
Статистика: Домашняя самостоятельная работа и методические указания по её выполнению для студентов заочной формы обучения по специальности...

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconМетодические указания и нормативно-справочные материалы к выполнению...
Методические указания и нормативно-справочные материалы к выполнению выпускной квалификационной работы [Текст] / А. Э. Ахмедов, И....

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconБизнес-планирование методические рекомендации по выполнению курсового...
Методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Бизнес-планирование» ивыполняющих, согласно учебному плану,...

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconМетодические рекомендации к семинарам по учебному курсу и самостоятельной работе студентов
Засядко А. А. Защита интеллектуальной собственности: Методические рекомендации к семинарам по учебному курсу и самостоятельной работе...

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по курсу «трудовое,...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconУчебники. Задачники. Пособия. Гдз
Учебники, тесты егэ, дидактические материалы, книги для учителя, пособия для подготовки к егэ, рабочие тетради к учебникам, гдз,...

Самостоятельная работа студентов и методические указания по ее выполнению 63 Контрольно-измерительные материалы 70 Тесты для самопроверки 72 предисловие современные учебники по учебному курсу «Социология» iconКонтрольно-измерительные материалы по истории для обучающихся I курса
А литературным памятником XII века, содержащим призыв к прекращению княжеских усобиц, является

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов