2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования




Название2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования
страница1/13
Дата публикации19.11.2013
Размер1.75 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


1.Понятие , предмет и система конституционного права. Место конституционного права в системе права.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу обще­ственных отношений (прежде всего основы устройства общества и госу­дарства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституцион­ного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учеб­ная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

^ Объект регулирования конституционного права. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально (Герма­ния) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, по­становлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. Правовые акты, относя­щиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общест­ва, государства, коллектива, личности. То есть предметом кп является власть и связанные с ней нормы права.

^ Система конституционного права Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.

^ Место конституционного права в системе права. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, ох­рана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет централь­ную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях

^ 2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования.

. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права является областью публичного права, поскольку имеет своим предназначением, прежде всего, соблюдение и охрану общественного, общего интереса. Об этом свидетельствует ряд характеристик конституционно-правовых отношений. Во-первых, одной из сторон (или обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель. Во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны или имеют разный правовой статус. В-третьих, содержание конституционно-правовых отношений связано с осуществлением властных полномочий путем подчинения, управления, руководства, уполномочивания, гарантирования и другими подобными методами или посредством самоуправления.

При отнесении конституционного права к публичному праву следует иметь в виду, что четкого разделения права на публичное и частное сегодня быть не может. Элементы частного проникают в конституционное право, а начала конституционного права присутствуют в отраслях частного права.

Публичный характер конституционного права объясняет его тесную связь с политикой: политика предопределяет нормы конституционного права, в свою очередь, последние должны упорядочивать политику. Конституционное право, во-первых, закрепляет организацию политической власти; во-вторых, в значительной степени регулирует политическую деятельность участвующих в ней субъектов как сторон конституционно-правовых отношений; в-третьих, устанавливает правила рационального, политически целесообразного управления общественными процессами. Кроме того, конституционное право призвано защитить общество от произвола власти, определить сферу свободы человека, установив пределы для власти. Этому служат многие конституционно-правовые доктрины: народного суверенитета, прав человека, конституционализма, парламентаризма и другие, нашедшие отражение в том или ином варианте в нормах конституционного права.

Связь с политикой делает возможным использование его противоборствующими политическими силами в целях достижения власти. Поэтому очень важно обеспечить устойчивость конституционно-правовых норм, недопустимость их нарушения и эффективную правовую защиту, а также реальность таких норм.

В национальной правовой системе конституционное (государственное) право занимает ведущее место, поскольку его нормы регулируют отношения власти и закрепляют основы правового положения человека в государстве и обществе. В конституционно-правовых нормах формулируются и приобретают правовой смысл принципы и основополагающие идеи, на основе которых строится законодательство других отраслей права. Поэтому конституционное право характеризуется как основополагающая, базовая отрасль национального права.

Основной источник конституционного права - конституция являет собой вершину правовой системы конкретного государства, выступает ориентиром и критерием правовой оценки нормативных актов.

^ 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
Конституционно-правовые отношения - отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права.

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их. Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, составляющих содержание указанного предписания. Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Территориальные общности реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.

^ 4. Нормы, институты и подотрасли конституционного права.

Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одно] стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относит­ся к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов пре­зидента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жи­лища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют ин­ституты конституционного права.

Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Подобное выражение всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в конституционном праве встречается редко. В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения.

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом.

^ 5. Источники конституционного права как отрасли национального права.

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной от­расли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основ­ной закон. К другим источникам относятся:

1) законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные

2) внутригосударственные публично-правовые договоры

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб­рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства и исполнительной власти. Осо­бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле­гирования полномочий парламентом (как, например, в Великобрита­нии), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны­ми полномочиями президента (Франция);

5) акты. органов конституционного контроля, которые дают официальные тол­кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (— ре­шения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам.

7) конституционный обычай сложившееся в практике единооб­разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха­рактер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о пре­столонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи про­поведей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоя­щим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты,

На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образо­ваниях — действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принци­пиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, из­менение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революци­онных советов — временных органов власти, создававшихся после оче­редного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важ­нейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).

^ 6. Сущность и функции конституций.
Конституция - система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства

В современной науке конституционного права термин «конституция? употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,

Сущность конституции

Современное видение проблемы социальной сущности конституции связано с изменениями в структуре общества отдельных стран, устойчивой тенденцией демократического развития, все большей ориентацией на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы. Отсюда в странах с высокими экономическими и социальными достижениями, широко использующих институты демократии в управлении государством, конституция становится документом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех социальных слоев общества, актом общественного согласия. Это внутренний аспект проявления социальной сущности конституции.

Социальная сущность конституции имеет и свое внешнее проявление, что связано с наблюдающимся сближением суверенных государств, распространением общих подходов к конституционному закреплению прав человека и демократических принципов организации власти, нарастающими процессами глобализации. Вместе с тем сохраняются серьезные расхождения в содержании конституционно-правовых норм и практике их реализации в государствах с различными историческими традициями и менталитетом. Отмеченные обстоятельства позволяют определить конституцию как документ, отражающий положение конкретного государства в международном сообществе, его включенность в мировые социальные и политические процессы или отстраненность от них.

^ Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном.

Функции конституции связаны с ее социальным назначением. Они вытекают из ее сущности и проявляются в содержании конституционных норм и институтов.

Можно выделить следующие функций конституции:

1) Организация государственной власти в обществе и определение принципов и условий ее осуществления.

2) Придание легитимности власти путем установления способов ее получения.

3) Учреждение органов государственной власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотношений с институтами общества и между собой.

4) Определение сферы свободы человека, установление основ его правового положения и взаимоотношений с властью.

5) Идеологическое воздействие на государство и общество, возможное ввиду широкого смысла конституционно-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования icon1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право
Кп – самостоятельная отрасль права, она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования...

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования icon1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых...
Конституционное государственное право как ведущая отрасль системы национального права

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования icon1. конституционное право россии как отрасль права и отрасль науки конституционное право РФ
Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества:...

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconТема Конституционное право как отрасль права > Конституционное право как отрасль права
Стараясь не воспроизводить общие положения теории права относительно видов норм или правоотношений, сконцентрируем свое внимание...

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconКраткий курс лекций по конституционному праву зарубежных стран тема...
Тема № Понятие конституционного права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, его предмет,...

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconТемы курсовых работ по курсу «конституционное право российской федерации»...
Конституция Российской Федерации: специфика, структура и предмет конституционного регулирования

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconГражданское право как отрасль права: понятие, предмет и метод правового...
Предмет гражданского права – это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconПланы семинарских занятий для бакалавров дневного отделения Тема...
Понятие и предмет конституционного (государственного) права как отрасли публичного права

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconКонституционное Право России Понятие и предмет конституционного права
Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления...

2. Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования iconВопросы для подготовки к экзамену
Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов