Скачать 1.75 Mb.
|
1.Понятие , предмет и система конституционного права. Место конституционного права в системе права. Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. ^ Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. Правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. То есть предметом кп является власть и связанные с ней нормы права. ^ Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы. ^ Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях ^ . Конституционное (государственное) право как отрасль национального права является областью публичного права, поскольку имеет своим предназначением, прежде всего, соблюдение и охрану общественного, общего интереса. Об этом свидетельствует ряд характеристик конституционно-правовых отношений. Во-первых, одной из сторон (или обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель. Во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны или имеют разный правовой статус. В-третьих, содержание конституционно-правовых отношений связано с осуществлением властных полномочий путем подчинения, управления, руководства, уполномочивания, гарантирования и другими подобными методами или посредством самоуправления. При отнесении конституционного права к публичному праву следует иметь в виду, что четкого разделения права на публичное и частное сегодня быть не может. Элементы частного проникают в конституционное право, а начала конституционного права присутствуют в отраслях частного права. Публичный характер конституционного права объясняет его тесную связь с политикой: политика предопределяет нормы конституционного права, в свою очередь, последние должны упорядочивать политику. Конституционное право, во-первых, закрепляет организацию политической власти; во-вторых, в значительной степени регулирует политическую деятельность участвующих в ней субъектов как сторон конституционно-правовых отношений; в-третьих, устанавливает правила рационального, политически целесообразного управления общественными процессами. Кроме того, конституционное право призвано защитить общество от произвола власти, определить сферу свободы человека, установив пределы для власти. Этому служат многие конституционно-правовые доктрины: народного суверенитета, прав человека, конституционализма, парламентаризма и другие, нашедшие отражение в том или ином варианте в нормах конституционного права. Связь с политикой делает возможным использование его противоборствующими политическими силами в целях достижения власти. Поэтому очень важно обеспечить устойчивость конституционно-правовых норм, недопустимость их нарушения и эффективную правовую защиту, а также реальность таких норм. В национальной правовой системе конституционное (государственное) право занимает ведущее место, поскольку его нормы регулируют отношения власти и закрепляют основы правового положения человека в государстве и обществе. В конституционно-правовых нормах формулируются и приобретают правовой смысл принципы и основополагающие идеи, на основе которых строится законодательство других отраслей права. Поэтому конституционное право характеризуется как основополагающая, базовая отрасль национального права. Основной источник конституционного права - конституция являет собой вершину правовой системы конкретного государства, выступает ориентиром и критерием правовой оценки нормативных актов. ^ Конституционно-правовые отношения - отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования. К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их. Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения. В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, составляющих содержание указанного предписания. Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум. Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений. Территориальные общности реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума. В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности. ^ Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одно] стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права. Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право). Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Подобное выражение всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в конституционном праве встречается редко. В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения. Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза. Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом. ^ Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основной закон. К другим источникам относятся: 1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные 2) внутригосударственные публично-правовые договоры 3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай); 4) акты главы государства и исполнительной власти. Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция); 5) акты. органов конституционного контроля, которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции; 6) судебные прецеденты (— решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. 7) конституционный обычай — сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций; 8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции; 9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву); 10) международно-правовые акты, На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление. Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принципиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.). ^ Конституция - система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства В современной науке конституционного права термин «конституция? употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект, Сущность конституции Современное видение проблемы социальной сущности конституции связано с изменениями в структуре общества отдельных стран, устойчивой тенденцией демократического развития, все большей ориентацией на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы. Отсюда в странах с высокими экономическими и социальными достижениями, широко использующих институты демократии в управлении государством, конституция становится документом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех социальных слоев общества, актом общественного согласия. Это внутренний аспект проявления социальной сущности конституции. Социальная сущность конституции имеет и свое внешнее проявление, что связано с наблюдающимся сближением суверенных государств, распространением общих подходов к конституционному закреплению прав человека и демократических принципов организации власти, нарастающими процессами глобализации. Вместе с тем сохраняются серьезные расхождения в содержании конституционно-правовых норм и практике их реализации в государствах с различными историческими традициями и менталитетом. Отмеченные обстоятельства позволяют определить конституцию как документ, отражающий положение конкретного государства в международном сообществе, его включенность в мировые социальные и политические процессы или отстраненность от них. ^ Функции конституции связаны с ее социальным назначением. Они вытекают из ее сущности и проявляются в содержании конституционных норм и институтов. Можно выделить следующие функций конституции: 1) Организация государственной власти в обществе и определение принципов и условий ее осуществления. 2) Придание легитимности власти путем установления способов ее получения. 3) Учреждение органов государственной власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотношений с институтами общества и между собой. 4) Определение сферы свободы человека, установление основ его правового положения и взаимоотношений с властью. 5) Идеологическое воздействие на государство и общество, возможное ввиду широкого смысла конституционно-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования. |
![]() | Кп – самостоятельная отрасль права, она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования... | ![]() | Конституционное государственное право как ведущая отрасль системы национального права |
![]() | Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества:... | ![]() | Стараясь не воспроизводить общие положения теории права относительно видов норм или правоотношений, сконцентрируем свое внимание... |
![]() | Тема № Понятие конституционного права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, его предмет,... | ![]() | Конституция Российской Федерации: специфика, структура и предмет конституционного регулирования |
![]() | Предмет гражданского права – это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права | ![]() | Понятие и предмет конституционного (государственного) права как отрасли публичного права |
![]() | Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления... | ![]() | Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования,... |