Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества




НазваниеТема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества
страница1/4
Дата публикации02.12.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Тема 3.10. Особенности социальной работы в разных сферах жизнедеятельности человека и общества

Аннотация. Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Цель: выявить основные модели практической социальной работы в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества, показать общие зако­номерности и отличия социальной работы в системе социального обслужива­ния, здравоохранения, на производстве, в пенитенциарной системе и т.д.

^ Социальная работа в системе социального обслужива­ния. В соответствии с Концепцией развития социального обслу­живания населения Российской Федерации (1993 г.) одним из важнейших звеньев этого механизма является создание систе­мы социального обслуживания, обеспечивающей разнообраз­ные формы социальной работы с разными категориями населе­ния на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг разным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке помимо той, которая предоставляется централизованно.

Создание системы социального обслуживания призвано по­мочь решить многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфлик­тностью в отношениях, снижающей способность к самообес­печению, способствующей маргинализации и другим асоци­альным явлениям, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению. Наряду с этим учреждения социального обслуживания должны способствовать координации усилий I этом направлении государственных органов и разных соци-яльных структур, включая негосударственные, частные, благо-пюрительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие ■ ициальную помощь.

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ря­да ученых, социальное обслуживание в современных условиях мыступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельное -ш, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направ­ленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной лич­ности, семьи или человеческого сообщества.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавлива­ет Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором социальное об­служивание определено как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педаго­гических, социально-правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. 1}.

Основываясь на концепции системных потребностей со­циально-экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы соци­ального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Таковы системные функции гуман­ности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в труд­ные жизненные ситуации людям. Если человек в результате бо­лезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значи­тельной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть работоспособность;

б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых энергетических излишков. Эта функ­ция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, ео время войны или природных катаклизмов.

Работа системы социального обслуживания населения спо­собствует росту «уровня нормального потребления». Это обус­ловлено тем, что снижение уровня потребления социально небла­гополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению сис­темной потребности «общественных организмов" в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударствен­ных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания соци­альных услуг и органы управления ими. Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная по­мощь.

Система социальных служб включает в себя: государст­венную, муниципальную и негосударственную службы. К госу­дарственной социальной службе относятся учреждения и пред­приятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. К муниципаль­ной социальной службе относятся учреждения и предприятия со­циального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального об­служивания, создаваемые благотворительными, общественны-ми, религиозными и другими негосударственными организация­ми и частными лицами.

Социальное обслуживание базируется на принципах, рав­ных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социаль­ной адаптации с опорой на собственные силы; адресности; при­оритета содействия граждан, находящихся в опасном или бес­помощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблю­дения конфиденциальности; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гу­манизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принци­пы, повсеместное следование которым делает эту систему це­лостной и последовательной:

1) принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантирование прав граждан на получе­ние социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, сувере­нитет, защищает честь и свободу личности от разного рода пося­гательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необ­ходимыми материалами и финансами, определяет обязанности учреждений, органов управления такой социальной службы;

2) принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе со­циальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессио­нальной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъекта'м этой деятельности;

3) принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в мак­симальной степени доступна для непосредственного пользова­ния;

4) принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от госу­дарственных и общественных органов сведений, которые необ­ходимы для осуществления их функций и помощи клиентам.

Социальная работа призвана обеспечить эффективность со­циального обслуживания населения. Непосредственным источ­ником определения критериев эффективности социального об­служивания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом должны быть учтены следующие моменты: цели социального обслуживания могут рассматриваться как на уровне общества, отдельных регионов, локальных мест, так и на уровне групп и личности; цели социаль­ного обслуживания должны учитывать социально-экономичес­кую, морально-психологическую, политическую, экологическую и иную ситуацию в соответствующий период; цели социального обслуживания должны быть связаны с объективной оценкой ре­шения кризисных ситуаций и стабилизации социального положе­ния разных категорий населения.

^ Социальная работа в сфере производства. Поскольку ос­новная производственная деятельность сама по себе не предус­матривает осуществления социальной защиты прав и интересов занятых на предприятиях работников, возникает необходимость специальных институтов в этой системе, что актуализирует воп­росы активизации социальной работы в производственной сфере, разработки разных вариантов ее осуществления применительно к трудящимся той или иной группы предприятий, учреждений.

Довольно широкое распространение получает система со­циального партнерства как разновидности социально-трудовых отношений. Субъектами социального партнерства являются предприниматели и наемные работники, связанные вопросами спроса и предложения рабочей силы, регулирования занятости и рынка труда. С февраля 2002 г. социальное партнерство в сфе­ре труда официально регламентируется Трудовым кодексом РФ (ст. 23-25). Представителями работников выступают профсою­зы, а органы государственной власти и органы местного само­управления являются сторонами социального партнерства в том смучае, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей. Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей. Большая доля ответственности возлагается на ассоциацию предпринимате­лей - добровольные объединения отдельных граждан или юри­дических лиц, занимающихся прежде всего хозяйственной де­ятельностью.

По мнению B.C. Торохтия, в методологическом смысле со­циальная работа на российских предприятиях реально включает как минимум три основных вида.

1. ^ Социальная защита {система преимущественно государст­венных мер по обеспечению минимальных социальных гаран­тий, прав, льгот и свобод практически для всех граждан страны), проявляющаяся в настоящее время в четырех основных фор­мах: 1) денежные выплаты; 2) налоговые и другие льготы; 3) раз­ные виды консультирования; 4) целевые социальные программы предприятия.

2. ^ Социальное обслуживание: предоставление социальных услуг работникам, неспособным позаботиться о себе, и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального существования. Основными формами его являются социальная диагностика, социальная и профессиональная реабилитация, ма­териальная и производственная помощь.

3. ^ Социальная поддержка (формальная и неформальная деятельность специалистов (должностных лиц) и иных ее субъ­ектов среди лиц, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по реализации мер предупредительного и восстанови­тельного свойства), которая осуществляется в форме трудоуст­ройства, временной образовательной, физической, материаль­ной, психологической и иных видов помощи.

Каждый из вышеназванных видов социального обеспечения отличается от другого прежде всего своим предназначением и ролью в социальной политике предприятия.

Социальная работа на предприятиях должна быть максималь­но конкретной, личностно-ориентированной и отражающей специ-фику той производственной сферы, в которой человек трудится. С одной стороны, это сфера производства. С другой - она напол­нена множеством временных общностей, создающихся и распа­дающихся, но при этом для каждого человека «траектория» его жизненного пути имеет свои постоянные и переменные состояния. В них он выступает в совершенно определенной роли (либо ро­лях), при выполнении которой реализуется сложная система его социальных контактов, взаимовлияний, взаимодействий, создают­ся определенные зоны социально-психологической напряженнос­ти, дискомфорта, риска, представляя собой в итоге важную грань городской или сельской среды, образа жизни.

Для современных работников немаловажно, что, будучи субъектом социальной деятельности в производственной сре­де, они могут осваивать многие виды деятельности или выде­лять доминирующую (либо ряд доминирующих} в соответствии с их интересами и склонностями. В производственном социуме практически вокруг любого объекта может быть развернут весь комплекс социальных деятельностей, каждый из видов которых носит многофункциональный характер, способствующий расши­рению и углублению интересов личности. Одна из ведущих идей такой модели: чем больше функций реализуется в той или иной деятельности, тем более широкое и сильное воздействие на лич­ность они оказывают. Это является весьма привлекательным фактором для работающих на предприятии.

Создание комфортного климата на самом предприятии благоприятно влияет и на содержание свободного время­препровождения трудящихся и их семей. Целесообразная ор­ганизация деятельности людей в этой микросреде дает возмож­ность чередовать разные виды и формы деятельности, снимает усталость и повышенные нагрузки на человеческий организм, эмоциональные и психологические стрессы, способствует ду­ховному обогащению досуга молодых рабочих. Все это, в свою очередь, позитивно влияет на производственный процесс.

Разумеется, на конкретных предприятиях вырабатываются свои механизмы социальной поддержки трудящихся, особенно молодежи. В реализации этих механизмов огромную роль игра­ют особенности среды, в которой развивается человек, специфи­ка менталитета, принятых сообществом правил, обычаев, тради­ций. Однако при этом обязательно выделяются общечеловечес­кие потребности и общепринятые механизмы такой социальной защиты личности, которые не противоречат ценностям и потреб­ностям человека, а, напротив, опираются на них, стимулируют их развитие.

Многолетняя исследовательская работа в этой области поз­воляет выделить основные принципы социальной работы в таких службах: профилактика, понимание и поддержка вместо осуж­дения и назидания; добровольность и самоопределение, самопо­мощь и активность вместо пассивности; конфиденциальность, открытость и искренность; ориентация на семью.

На примере деятельности этих социальных служб просма­триваются основные направления социальной работы с разны­ми группами трудящихся: консультационное, диагностическое и коррекционное. Данные направления присутствуют как мини­мум на двух уровнях социальной работы:

1) целевой защиты наиболее нуждающихся и социально уязвимых категорий молодежи, разных групп риска;

2) социальной работы со всеми группами трудящихся в це­лях профилактики конфликтных и проблемных ситуаций.

В рамках действующих программ (составляющих в сово­купности последовательную реализацию межведомственной модели социальной работы на предприятии) набирает силу ком­плексная социальная служба дли трудящихся, обеспеченная профессионально подготовленными кадрами специалистов -социальных педагогов и социальных работников. Наряду с ди­ректором предприятия непосредственную ответственность за развитие такой службы осуществляет его заместитель по соци­альным вопросам. Характерно, что в его активе не только специ­алисты социальной сферы самого предприятия, но и, в частности, социальные педагоги и практические психологи общеобразова­тельных школ, социальные работники территориальных служб, социальные педагоги семейного профиля. Таким образом, посте­пенно формируется межведомственная социальная служба в производственном социуме, взаимосвязанная с субъектами социальной работы вне предприятия, работающими с самими трудящимися и их семьями в разных сферах.

При таком подходе, как правило, наблюдается качественное улучшение содержания социально-воспитательного процесса, а также условий работы трудящихся предприятия, их правового, финансового и материально-технического обеспечения в произ­водственном социуме. Устраняются устаревшие, неперспектив­ные структуры, тормозящие или отрицательно влияющие на про­цесс социальной поддержки трудящихся, особенно молодежи. Учитываются предложения социальных педагогов, психологов, юристов, экономистов, социальных работников структур соци­альной зашиты трудящихся.

Постепенно на предприятии складывается система соци­альной работы, которую можно рассматривать как иннова­ционную модель комплексной социальной службы.

Для осуществления социальной работы на предприятии, как правило, назначается заместитель руководителя по социальным вопросам. В его подчинении работает отдел социальной рабо­ты (развития). Данный отдел представляет собой подструктуру службы социального развития предприятия.

Основными направлениями деятельности отдела социаль­ной работы (развития) являются:

• социальная защита и социальная поддержка работников предприятия;

• медико-социальная работа;

• культурно-просветительская, образовательная и спор­тивная деятельность;

• оздоровительная работа;

• улучшения условий труда работников и т.д.

С помощью отдела разрабатываются социальные про­граммы, ведется анализ социальных ресурсов, осуществляется мониторинг социальной политики на предприятии, формируется нашивная культура. В настоящее время актуальным на-п|ш111юнием развития любого предприятия является организация

■ нинльной деятельности, разработка и реализация разных форм

■ к шильной работы и введение в штат должности специалиста по

■ i щиальной работе, что, несомненно, положительно скажется на У1>пине социальной защиты сотрудников, и как следствие, повы-

И1 |ффективность деятельности предприятия.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества icon1. теоретико методологические основы мотивации персонала к труду
Теоретико – методологические основы мотивации персонала к труду

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconКурсова
І. Теоретико-методологические основы исследования государственных минимальных социальных стандартов

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconИнформационное сообщение
Обсуждение актуальных теоретико-методологических и методических проблем состояния и развития конфликтологии как науки и образовательной...

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconЛитература для чтения по модулю №1 «Теоретико-методологические подход...
Литература для чтения по модулю №1 «Теоретико-методологические подходы к интерпретации моральных феноменов»

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconПояснительная записка календарно тематическое планирование «Основы...
Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10– классов разработана в соответствии с Государственным...

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconКонкурс геопроектов «Космические снимки для науки и общества»
Целью конкурса является популяризация идеи и возможностей применения космических снимков и геопорталов в различных сферах деятельности...

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconРеферат Тема: “ Проблема обеспечения безопасности человека при использовании...
Еще несколько лет назад психологи и психиатры спорили о том, возможно ли в принципе кодирование человека. Теперь они уже не спорят,...

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconЛекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности,...
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2001 г

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconИтоговая аттестация выпускников основной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
...

Тема характеризует теоретико-методологические основы со­циальной работы, а также механизмы, формы и методы ее реализации в раз­ных сферах жизнедеятельности человека и общества iconПлан принцип работы пк. Классификация пк внутреннее устройство пк
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов