Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология




НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине общая психология
страница1/6
Дата публикации03.12.2013
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

Председатель методической комиссии МГАКХиС

________________________Т.А. Суэтина

«__»_______________ 20__.г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО дисциплинЕ

ОБЩАЯ психология

Направление подготовки

100700 «Торговое дело»

Профиль подготовки

1. Коммерция

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Москва 2011

Составитель: Хлебникова О.Н., к.и.н., доцент кафедры права и социально-культурной деятельности Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства

Рецензенты:

Текутьева И.И. к.и.н., профессор, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства

^ Учебно-методическое пособие разработано для студентов обучающихся по направлению 100700 «Торговое дело»

Профиль подготовки: «Коммерция»,М.: Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, кафедра права и социально-культурной деятельности, 2011г. – 100 с.

Аннотация: Дисциплина «Общая психология» является дисциплиной вариативной части Гуманитарного социального и экономического цикла профиля подготовки « Коммерция» бакалавриата по направлению подготовки 100700 «Торговое дело» и преподается на 1 курсе. Учебно-методическое пособие включает учебную программу, тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям, написанию контрольных работ и рефератов, вопросы для подготовки к зачету.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационно-методические указания___________________________4 стр.
2. Учебная программа дисциплины__________________________________ 5стр.
3. Семинарские и практические занятия______________________________8 стр
4. Контрольные работы, задания и упражнения для

самостоятельной работы___________________________________________18стр.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины______________________65стр.

1. Организационно-методические указания.

^ 1.1. Цель освоения дисциплины.

Целью учебной дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических умений в области психологии.

Задачи дисциплины: освоение сущности и специфики фундаментальных психологических концепций, развитие умений и приемов самостоятельно анализировать и оценивать научные идеи и теории, овладение психологическими технологиями, а также навыками самопознания, самообразования и саморазвития, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.

^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Требования к «входным» знаниям, умениям и компетенциям студента.

Студент должен: знать: общие закономерности психофизиологии (в объеме школьной программы); уметь: устанавливать контакт со сверстниками; владеть: навыками самоорганизации и саморегуляции.

Дисциплина с психологических позиций формирует у студентов теоретические знания базовых категорий психологии, историю развития и современного состояния науки, основных направлений отраслей и школ, практические умения применения психологических технологий. Знания, полученные студентами в процессе изучения «Общей психологии» являются основой и находят продолжение в курсах «Психология бизнеса», «Управление персоналом».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК-3);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков (ОК-6);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7);

профессиональные компетенции:

способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ПК-1);
^ 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

уметь: применять полученные знания в процессе профессиональной деятельности и общения;

владеть: навыками практической (диагностической, консультативной, реабилитационной) деятельности по психологическому сопровождению профессионального развития человека, а также самоорганизации и саморегуляции.

^ 2. Учебная программа дисциплины.

Тема 1. Предмет и методы психологии.

Предмет, объект и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки. Методы психологического исследования: организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные, экспериментальные, психодиагностические, праксиометрические, биографические); приемы обработки данных (количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типам, группам, вариантам, составление психологической казуистики); методы коррекции (аутотренинг, групповой тренинг).

^ Тема 2. История и направления психологии.

Психологические знания в античности: психология как наука о душе (Платон, Аристотель). Психология в средние века. Психология в XVII в. Как наука о сознании: интроспективная психология Р. Декарта, понятие о бессознательной психике Г. Лейбница; XVIII в.: зарождение эмпирической психологии. Дж. Локк – родоначальник эмпирической психологии. Основатель ассоциативной психологии Д. Гартли. Выделение психологии в самостоятельную науку в XIX в.: физиологическая психология В. Вундта, структурная психология Э. Титченера. Развитие психологии в России. Основоположник отечественной психологии – И.М. Сеченов. Экспериментальная психология В.М. Бехтерева. Изучение И.П. Павловым условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

Основные направления в психологии XX века. Бихевиоризм: психология как наука о поведении. Поведение как результат научения или заученного репертуара навыков (Д. Уотсон). «Промежуточные переменные» между стимулом и поведенческими реакциями Э. Толмена, К. ала, Б. Скиннера. Гештальтпсихология: изучение психологии с точки зрения целостных структур (гештальтов). Утверждение системного подхода к психологическим явлениям (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин). Глубинная психология: психоанализ 3. Фрейда. Уровни личности: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Конфликт между сознательным и бессознательным. А. Адлер – основатель «индивидуальной психологии». Коллективное бессознательное (архетипы) К.Г. Юнга. Неофрейдистская концепция К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма. Когнитивная психология: решающая роль знаний в поведении субъекта (У. Найссер, А. Пайвио). «Схема» - основное понятие когнитивной психологии. Избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем как важнейшее свойство познавательной деятельности. Гуманистическая (экзистенциальная) психология: здоровая человеческая личность предмет психологических исследований. Самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Представители гуманистической психологии: Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу. Логотерапия В. Франкла. Отечественная психология в XX в.: концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина. Понятие о высших психических функциях Л.С. Выготского. Экспериментальные исследования А.Н. Леонтьева, раскрывающие механизм формирования высших психических функций. А.Р. Лурия – один из создателей нейропсихологии. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Современные тенденции в развитии психологии в России.

^ Тема 3. Психика и организм.

Психология конституциональных различий. Связь между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой. Конституционные типологии Э. Кречмера, У. Шелдона. Влияние половой дифференциации на психику (О. Вейнингер, И.С. Кон). Человек как временная материально-информационная структура (X. Дельгадо). Психика и организм. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза, Нервные клетки (нейроны) – основной элемент нервной системы. Структура центральной и периферической нервной системы. Центробежные и центростремительные нервы. Строение головного мозга. Общие представления об основных физиологических механизмах функционирования мозга. Полушария головного мозга. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Спинной мозг. Критерии нормы и патологии психической деятельности. Методы коррекции и восстановления психического и физического здоровья личности.

^ Тема 4. Психика, поведение и деятельность.

Психика, поведение и деятельность. Природа деятельности и ее строение. Виды деятельности человека и их классификация. Особенности общения. Игровая, учебная и трудовая деятельность. Главные направления развития деятельности. Психическая регуляция поведения и деятельности.

^ Тема 5. Познавательные психические процессы.

Структура психических процессов. Ощущение – первичная форма отражения действительности. Классификация ощущений: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные, контактные, дистантные. Генетическая классификация чувствительности. Общие свойства ощущений. Пороги ощущений. Чувствительность. Явление адаптации. Взаимодействие ощущений. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Классификация восприятий. Апперцепция при восприятии. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. Внимание. Функции внимания. Основные подходы к проблеме природы внимания: внимание как результат двигательного приспособления; внимание как результат ограниченности объема; внимание как результат эмоций; внимание результат апперцепции; внимание как усиление первичного раздражителя; теория нервного подавления. Виды внимания. Физиологическая основа внимания. Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение внимания. Отвлекаемость внимания. Рассеянность. Память. Структура памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная, ассоциативная и др. Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Факторы забывания. Заучивание и рациональные формы его организации.
^ Тема 6. Мышление как психологический феномен.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, синтез. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлеченное. Способы мышления: индукция, дедукция. Расстройства мышления. Теории мышления. Мышление и интеллект. Творческое мышление.
^ Тема 7. Личность как социокультурная реальность.

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Биологическое и социальное в личности человека. Психологическая структура личности (по К.К. Платонову и С.Л. Рубинштейну). Направленность как стержневая характеристика личности. Активность личности. Теории личности. Способности личности. Классификация способностей. Структура способности. Способности, задатки и индивидуальные (индивидуально-психологические) различия. Природа человече­ских способностей. Развитие способностей. Соотношение способностей, знаний, навыков и умений. Талант как высшая ступень развития способностей. Темперамент и характер. Понятие о темпераменте и его типах. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Темперамент и деятельность. Темперамент и личность. Характер. Основные свойства и типы темпераментов. Взаимосвязь характера и темперамента. Роль поступков в формировании характера человека. Мотивационная сфера личности. Потребности как источник активности личности. Виды потребностей. Эмоционально-волевая сфера личности. Механизмы волевой регуляции. Виды и функции эмоций.
^ Тема 8. Сознание и самосознание.

Психологическая сущность сознания и самосознания. Этапы формирования самосознания. Самосознание и «Я-концепция». Самосознание и самооценка. Современные концепции самосознания. Структура самосознания. Идентификация и рефлексия. Самоотстранение, самоощущение и самовосприятие.
^ Тема 9. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Общение как психологический и социально-психологический феномен. Виды и формы общения: классификация и ее критерии. Структура и динамика общения. Функции общения. Средства общения. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса между людьми, влияние позиции партнеров на эффективность коммуникативного процесса. Виды коммуникаций. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. Психологические механизмы передачи и приема информации. Невербальная коммуникация. Невербальные знаковые системы, используемые человеком в непосредственном межличностном общении. Оптико-кинетическая система знаков. Общение как взаимодействие. Проблема взаимодействия (интеракции) в психологии. Интерактивные компоненты общения. Традиции зарубежной социальной психологии в исследовании процессов социального действия и взаимодействие. Структура и динамика процесса взаимодействия. Виды взаимодействия. Кооперации и конфликт, конкуренция и сотрудничество как формы взаимодействия. Взаимо­действие как форма организации совместной деятельности. Про­блема межличностной совместимости и срабатываемости. Обще­ние как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции и. ее психологическое содержание. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Феномены, механизмы и эффекты межличностного восприятия. Стереотипизация. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Проекция. Перцептивные установки. Перцептивные эталоны. Феномен «ореола». Феномен первого впечатления и факторы его формирования. Феномен каузальной атрибуции. Социально-перцептивные ошибки, причины их возникновения и способы их преодоления.
^ Тема 10. Психология безопасности труда.

Человек как субъекта труда. Труд как вид деятельности. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда. Стадии цикла профессионализации. Противоречия и кризисы профессионального развития личности. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации. Методы исследования развития личности профессионала. Личный (человеческий) фактор в происшествиях. Концепция безопасности Д. Петерсона. Методы изучения происшествий в психологии. Профориентация и профконсультация в истории зарубежной психологии. Профориентация и профконсультирование в России. Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования.
^ 3. Семинарские и практические занятия.

3.1. Методические рекомендации по подготовке студентов к практическим занятиям.

В процессе самостоятельной работы студентов ставится цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные учащимися в ходе аудиторной работы, а также сформировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развить мышление студентов, раскрыть их креативный потенциал.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются: изучение основной и дополнительной литературы, аннотирование книг и статей, написание докладов и рефератов, разработка научно-исследовательских и творческих проектов и презентаций, подготовка к семинарским и практическим занятиям, круглым столам, учебно-теоретическим конференциям, самостоятельная подготовка к зачету.

Каждое занятие включает обсуждение подготовленных студентами выступлений, докладов, эссе, рефератов, презентаций, контрольных заданий. Вопросы и задания могут быть использованы как для занятий в аудитории, так и для организации самостоятельной работы студентов по усвоению знаний, умений и навыков, овладению соответствующими компетенциями, а также для самоконтроля уровня их сформированности. Для каждого занятия разработаны темы докладов, рефератов, эссе, контрольные вопросы и задания.

Вопросы и задания для контрольных работ могут быть использованы как после изучения отдельной темы, так и для организации итогового контроля. Тестовые задания могут применяться на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Учебный процесс предполагает применение заданий различных типов и требует от студентов различных подходов в выявлении знаний, умений и навыков: конструирование ответов на вопросы, выбор из предложенных ответов, составление схем и таблиц, подготовка текста доклада или презентации, аргументация своей точки зрения в процессе дискуссии и т.д. Альтернативный подход к подготовке и работе на семинарских занятиях способствует развитию у студентов творческих мыслительных способностей.

Подготовку к практическому занятию следует начинать после консультации с преподавателем и в определенной последовательности:

1. Необходимо изучить тему и план занятия, содержание основных вопросов для обсуждения, темы докладов, задания для самостоятельной работы, а также список литературы.

2. Подобрать в библиотеке и на Интернет-ресурсах необходимую литературу. Ознакомиться с содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы семинара раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладки.

3. После подбора и предварительного просмотра литературы необходимо приступить к ее углубленному изучению. В ходе углубленного чтения выделять главные мысли, проблемы, требующие дополнительного обоснования, практического решения и т.д. В процессе углубленного чтения литературы составляются краткие конспекты, тезисы будущих выступлений, делаются необходимые выписки.

4. Подготовка теоретических вопросов к семинарскому занятию, круглому столу, конференции требует осмысления их студентами с точки зрения связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике. По каждому вопросу студент должен быть готов высказать и собственную аргументированную точку зрения.

5. При подготовке презентации по теме практического занятия необходимо ознакомиться с ее структурой и содержанием.

Выступление на семинаре, конференции, круглом столе представляет собой устный ответ студента на заранее поставленные вопросы и подготовленные на основании указанной преподавателем литературы. В ответе должны быть представлены общетеоретические и практические аспекты рассматриваемого вопроса, различные точки зрения. Выступление не должно представлять собой пересказ учебного пособия или статьи. Оценивается умение студента выступать перед аудиторией. Представленный материал должен рассказываться, а не полностью считываться с листа.

Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала (например, в клубе или творческом центре), используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Остальные требования к докладу такие же, как и к реферату.

При выставлении баллов за доклад могут учитываться следующие критерии:

  • полное раскрытие темы и соблюдение логичности изложения – 1 балл;

  • наличие собственных выводов и предложений, обобщений, критического анализа – 1 балл;

  • наличие анализа использованных источников- 1 балл;

  • правильность оформления, -1 балл.

  • качество устного выступления: умение говорить публично, заинтересовать слушателей, владение речью, ясность, образность, живость речи – 1 балл.


Конспекты статей, параграфов и глав или иного полного текста книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради, от руки, с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.

При оценке работы студента преподаватель должен учитывать:

  • наличие конспекта статьи или параграфов и глав или иного полного текста книг – 1 балл;

  • умение анализировать, представлять собственные выводы и предложения – 1 балл.


Эссе письменная работа, в которой студент должен представить свою точку зрения на решение какой-либо проблемы. Формулирование проблемы или круга проблем может быть компетенцией преподавателя или самого студента. Целесообразность использования этой формы самостоятельной работы в процессе обучения подтверждается, прежде всего, тем, что она позволяет формировать и развивать у студентов навык выработки суждения, что является одним из основных критериев оценки качества специалиста. Использование формы эссе дает возможность преподавателям выявлять способность и умение студентов излагать изученный материал своими словами, оценивать уровень понимания и усвоения ими полученной информации. Студенты получают возможность (особенно на младших курсах, когда у них еще недостаточно развит навык системного изложения материала) в свободном, доступном для них стиле высказать свое мнение о предмете.

При выставлении баллов за эссе могут учитываться следующие критерии:

  • полное раскрытие темы и соблюдение логичности изложения – 1 балл;

  • наличие собственных выводов и предложений, обобщений, критического анализа – 1 балл;

  • использование широкой информационной базы – 1 балл;

  • правильность оформления, соблюдение правил цитирования -1 балл.


Собеседование с преподавателем по терминологическому словарю. На каждом практическом занятии преподаватель проводит выборочный опрос студентов на знание изучаемой терминологии по данной дисциплине. В зависимости от объема изучаемого материала к каждому практическому занятию студенты должны запоминать от 5 и более терминов. Таким образом, по каждому из модулей может быть проверено от 20 и более терминов.

При выставлении баллов за термины могут учитываться следующие критерии:

  • даны правильные формулировки по всем терминам, задаваемым преподавателем – 2 балла;

  • допускал неточности в изложении, формулировках -2-1 балл;

  • неполный ответ, не точная формулировка термина -1 балл;

  • неправильный ответ – 0 баллов.

^ 3.2. Планы групповых занятий и образовательные технологии.

Семинар. Тема 1. Предмет и методы психологии.

Цель: формирование у студентов системы знаний о предмете, методах и основных категориях психологии, умений применять психологическую терминологию, способностей применять данные знания и умения в научно-исследовательской и профессиональной деятельности на основе публичного обсуждения вопросов после сделанных студентами докладов.

Темы докладов:

1. Предмет, объект и задачи психологии.

2. Место психологии в системе наук.

3. Структура современной психологической науки.

4. Методы психологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Объект, предмет, задачи, функции педагогики.

2. Основные разделы психологии.

3. Взаимосвязь психологии с другими науками.

4. Классификация методов психологического исследования.

Образовательные технологии: классические, активные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

1. Составьте таблицу: «Отрасли психологии».

2. Составьте схему: «Методы психологического исследования».

3. Определите понятие «психика».

4. Определите понятие «психологический тренинг», охарактеризуйте виды тренинга.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

«Круглый стол». Тема 2. История развития психологического знания и направления в психологии.

Цель: формирование у студентов системы знаний основных исторических этапов становления и развития психологии, умений классифицировать основные направления развития психологической науки.

Темы докладов:

  1. Психология как наука о душе в трудах Платона, Аристотеля.

  2. Развитие психологии в Средневековье.

  3. Умозрительная психология XVII в.

  4. XVIII в.: зарождение эмпирической психологии.

  5. XIX в. – психология становится самостоятельной наукой.

  6. Развитие психологии в России.

  7. Основные направления в психологии XX в.

  8. Отечественная психология в XX в.

  9. Культурно историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.

Вопросы для обсуждения:

  1. Интроспективная психология Р. Декарта.

  2. Эмпирическая психология Дж. Локка.

  3. Ассоциативная психология д. Гартли.

  4. Физиологическая психология В.Вундта.

  5. Экспериментальная психология В.М. Бехтерева.

  6. Условно-рефлекторная теория И.П. Павлова.

  7. Бихевиоризм.

  8. Гештальтпсихология.

  9. Психоанализ.

  10. Когнитивная психология.

  11. Гуманистическая психология.

Образовательные технологии: интерактивные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте схему основные направления в психологии XX в.

  2. Дайте определение психоанализа З. Фрейда.

  3. Охарактеризуйте понятие «экзистенциальная психология».

  4. Охарактеризуйте концепцию логотерапии В. Франкла.

  5. Определите понятие «Высшие психические функции».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

^ Семинар. Тема 3. Психика и организм.

Цель: формирование у студентов совокупности знаний структуры, физиологических основ, функций психики, конституциональных особенностей, развитии психики в онтогенезе и филогенезе, критериев нормы и патологии психической деятельности, навыков восстановления психического и физического здоровья личности.

Темы докладов:

  1. Конституционные типологии Э. Кречмера, У. Шелдона.

  2. Влияние половой дифференциации на психику.

  3. Человек как временная материально-информационная структура (X. Дельгадо).

  4. Психика и организм.

  5. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

  6. Методы коррекции и восстановления психического и физического здоровья личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психология конституциональных различий.

  2. Связь между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой.

  3. Основные функции психики.

  4. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

  5. Мозг и психика.

  6. Критерии нормы и патологии психической деятельности.

Образовательные технологии: классические, активные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте схему: «Функции психики».

  2. Составьте схему: «Строение головного мозга».

  3. Составьте таблицу: «Конституционные типологии Э. Кречмера, У. Шелдона».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

^ Семинар-диспут. Тема 4. Психика, поведение и деятельность.

Цель: сформировать у студентов систему знаний о природе, структуре, строении деятельности человека, умения классифицировать виды человеческой деятельности, навыков регуляции поведения и деятельности.

Темы докладов:

  1. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

  2. Особенности общения, игровая, трудовая и учебная деятельность.

  3. Главные направления развития деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психика, поведение и деятельность.

  2. Природа деятельности и ее строение.

  3. Виды деятельности человека и их классификация.

  4. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Образовательные технологии: интерактивные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Определите понятие «деятельность».

  2. Составьте схему «Структура деятельности».

  3. Составьте схему «Механизмы психической регуляции поведения и деятельности».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

«Круглый стол». Тема 5. Познавательные психические процессы.

Цель: сформировать у студентов систему знаний в области познавательных психических процессов, умений классифицировать психические процессы, характеризовать их виды и свойства.

Темы докладов:

  1. Ощущение – первичная форма отражения действительности.

  2. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

  3. Внимание.

  4. Память.

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура психических процессов.

  2. Общие свойства ощущений.

  3. Сложные формы восприятия.

  4. Виды внимания.

  5. Структура памяти.

  6. Мнемические процессы.

Образовательные технологии: интерактивные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте таблицу «Классификация ощущений».

  2. Составьте таблицу «Классификация восприятий».

  3. Составьте схему «Виды внимания».

  4. Составьте схему «Структура памяти».

  5. Составьте таблицу: «Процессы памяти».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

^ Семинар. Тема 6. Мышление как психологический феномен.

Цель: сформировать у студентов знания понятия, форм мышления, основных мыслительных операций, умения классифицировать виды мышления, знания теорий мышления, понятия и структуры интеллекта.

Темы докладов:

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

  2. Теории мышления.

  3. Мышление и интеллект.

  4. Творческое мышление.

Вопросы для обсуждения:

  1. Логические формы мышления.

  2. Основные мыслительные операции.

  3. Виды мышления.

  4. Расстройства мышления.

  5. Понятие интеллекта.

  6. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

Образовательные технологии: классические, активные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Определите понятие «мышление».

  2. Составьте схему «Виды мышления».

  3. Составьте схему «Мыслительные операции».

  4. Перечислите условия продуктивности творческого мышления.

  5. Приведите примеры тестов интеллекта.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

^ Учебно-теоретическая конференция. Тема 7. Личность как социокультурная реальность.

Цель: формирование у студента системы знаний о понятии и структуре личности, соотношении понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», умений характеризовать основные компоненты структуры личности, определять закономерности формирования мотивационной сферы личности.

Темы докладов/рефератов:

  1. Психологическая структура личности (по К.К. Платонову и С.Л. Рубинштейну).

  2. Индивидуальная теория личности А.Адлера.

  3. Теория личности Г. Айзенка.

  4. Способности личности.

  5. Темперамент и характер.

  6. Мотивационная сфера личности.

  7. Эмоционально-волевая сфера личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Соотношение понятий: Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность.

  2. Биологическое и социальное в личности человека.

  3. Направленность как стержневая характеристика личности.

  4. Природа человече­ских способностей.

  5. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

  6. Взаимосвязь характера и темперамента.

  7. Потребности как источник активности личности.

  8. Виды потребностей. «Пирамида потребностей» А. Маслоу.

  9. Механизмы волевой регуляции.

Образовательные технологии: интерактивные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте схему «Структура личности» (по К.К. Платонову).

  2. Составьте схему «Классификация способностей».

  3. Используя тест Г. Айзенка, определите тип темперамента.

  4. Составьте схему «Классификация черт характера».


Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

^ Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: проверка рефератов по заданной теме и конспекта с дополнительным материалом по теме занятия.

Семинар. Тема 8. Сознание и самосознание.

Цель: сформировать у студентов знания понятий сознание, самосознание, самоотношение, самооценка, «Я-концепция», структуры, механизмов и этапов формирования самосознания.

Темы докладов:

  1. Психологическая сущность сознания и самосознания.

  2. Самосознание и самооценка.

  3. Современные концепции самосознания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие сознания и самосознания.

  2. Этапы формирования самосознания.

  3. Самосознание и «Я-концепция».

  4. Самосознание и самооценка.

  5. Идентификация и рефлексия.

  6. Самоотстранение, самоощущение и самовосприятие.


Образовательные технологии: классические, активные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте схему «Структура самосознания».

  2. Определите понятия «сознание», «самосознание» «самооценка».

^ Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).
«Круглый стол».
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»
Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconУчебно-методическое пособие разработано по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физкультура и спорт». Оно составлено в соответствии...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconКурс лекций учебное пособие составитель С. С. Бакшиханова Улан-Удэ...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного форм обучения отделения «Дошкольная педагогика и психология»...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconМетодическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине «Фармакология»
Данное методическое пособие составлено в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины фармакологии по разделу «Общая...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработано доктором исторических наук,...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconМетодические указания и планы семинарских занятий по дисциплине «психология и педагогика»
Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» /Авт сост. Т. Д. Стульник, Д. И. Пономарева. – М.: Изд-во маи, 2008....

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconУчебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и...

Учебно-методическое пособие по дисциплине общая психология iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов