Скачать 1.09 Mb.
|
Посвящается всем небезразличным к страждущим от алкоголизма людей Священник Михаил Романюк Кажущаяся безопасность или учение священномученика Владимира (Богоявленского) о трезвости ![]() Свято-Троїцьке православне братство тверезості і трезвіння Шепетівська єпархія Українська Православна Церква Рецензенты: Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма преподобного Агапита Печерского г. Киева, член редакционной коллегии православного журнала "Отрок", автор книг: "Мы вечны", "Первое чудо", "Смотри, небо становится ближе", "Мысли о покаянии", "Тебе и мне Бог письмо написал", "Письма к Богу", "Лоскутное одеяло". ^ , кандидат педагогических наук, доцент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (г. Елец, Россия), профессор Международной академии трезвости. РЕЦЕНЗИЯ на книгу «Кажущаяся безопасность или учение священномученика Владимира (Богоявленского) о трезвости» священника Михаила Романюка Работа священника Михаила Романюка посвящена анализу учения священномученика Владимира (Богоявленского) о трезвости. Недавнее репринтное переиздание дореволюционной версии доклада Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, «Против нас ли (абстинентов) Библия?» не решает проблему массового просвещения. Доклад написан в дореволюционной орфографии и адресован научной и чиновничьей аудитории. Поэтому появление работы аналитического содержания актуально и необходимо. Автор анализирует основные идеи доклада, привлекает в качестве доказательного материала многочисленные цитаты из Библии и факты и цифры из современной жизни. Обращение именно к Библии важно потому, что в наркотизированном христианском мире в целях самооправдания любят ссылаться на Библию, которая якобы одобряет умеренное употребление вина. Что есть на самом деле? Словом «вино» в Библии обозначается и виноградная гроздь, и свежевыжатый виноградный сок, и перебродившее, ферментированное вино. Состояние опьянения однозначно осуждается. Более того, Библия содержит более 70 отрицательных высказываний о винопитии и его последствиях, очевидно, имея ввиду именно перебродившее вино. Разоблачается миф о том, что Иисус Христос в первом из совершенных им чудес в Кане Галилейской якобы превратил воду в пьяное вино, и аргументировано утверждается, что это мог быть только свежий виноградный сок или какой-либо другой безалкогольный неперебродивший продукт из винограда. Священник Михаил Романюк особенно выделяет те места в докладе митрополита Владимира, в которых содержится призыв к пониманию Библии не по букве, а по духу. Вино – соблазн для немощных. Поэтому лучше воздержаться от винопития не ради самого себя, а чтобы не соблазнять других, менее слабых духом собратьев. Митрополит Владимир уверенно утверждает, что если бы Иисус Христос оказался в современном пьяном обществе, он бы «не стал размахивать пивною кружкою…или бокалом шампанского…но выгнал бы защитников пива и вина…чтобы было легче справиться с диаволом алкоголя и его дружиной» и считает, что апостол Павел «охотно вступил бы теперь в общество трезвости». Актуальность абсолютной трезвости в русской (украинской, белорусской) культуре состоит в том, что, во-первых, у этих народов никогда не было традиционного регулярного употребления вина или другого вида алкоголя и они переносят алкоголь хуже, чем южане, для которых виноград и изделия из него являются привычными продуктами; во-вторых, русские (украинцы, белорусы) не умеют пить мало и склонны к излишествам; в-третьих, алкогольная ситуация, сложившаяся на рубеже второго и третьего тысячелетий у этих народов является чрезвычайной и приводит к людским потерям, сопоставимым с военными. Книга священника Михаила Романюка написана грамотно, доступным ясным языком. Автор бережно относится ко всем источникам и много цитирует и, безусловно, поможет священнослужителям и простым людям лучше понять и осознать идею отрезвления общества. Книга содержит приложения: «Русская православная Церковь в борьбе за трезвость народную» протоиерея Алексия Бабурина и Г.В. Гусева; «Учение священномученика Владимира о трезвости по пунктам»; «Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в Русской Православной Церкви» протоиерея Евгения Пейкова; «Святые отцы о трезвости и трезвении». В конце книги приводится список использованной литературы. Считаю, что книга священника Михаила Романюка нуждается во всяческой поддержке, тиражировании и распространении, как среди священников и их прихожан, так и среди обычных граждан. Необходимо опровергать мифы об исторической оправданности и необходимости употребления алкоголя в христианской православной цивилизации, а трезвости как сектантстве в христианском учении. Книга рекомендуется для издания большим тиражом и массового распространения. ^ доцент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, профессор Международной академии трезвости Н.А. Гринченко Содержание Предисловие ……………………………………………....................... 6 Алкоголь и свобода христианская Вместо эпиграфа ……………………………………………………..… 8 "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19) …….…….9 Есть ли прямая заповедь?.................................................………..11 Не по букве, а по духу …………………………………………...…… 12 Соблазн для немощных ……………………………………………… 13 Мы все больны ………………………………………………………... 16 Статистика, в которую не хочется верить ……..………….…........18 Кто защитит наших детей?............................................................. 19 О противниках трезвости …………………………………………..... 21 Как читать Типикон……..………………………………………………22 Вино в Библии Зачем этот библейский винный вопрос?……………….…….….…26 Слово науки ……………………………………………….…………… 33 А как же слова апостола Павла: "но употребляй немного вина..." (1Тим.5,23)?………………................................... 37 Где вы, братья и друзья трезвости?! Такая возлюбленная Кана Галилейская ……………………..…… 39 О Божественной Евхаристии …………………………………..…… 41 Если бы Христос жил между нами ………………..……………….. 44 О мерах в борьбе с алкоголизмом ………………..……………….. 44 Коснёмся немножко истории ……………………………...……...… 46 Наши дни …………………………………………………………...….. 49 Что такое братство трезвости?……………………………………... 50 Возрождение дореволюционной практики обетов трезвости…. 52 Клич братьям и друзьям трезвости ……………………………….. 54 ^ Протоиерей Алексий Бабурин, Г.В. Гусев. Русская Православная Церковь в борьбе за трезвость народную......... 59 Приложение №2. Учение священномученика Владимира о трезвости по пунктах ……………………………………....................73 Приложение №3. Протоиерей Евгений Пейков. "Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в РПЦ"…………………………. 75 ^ Святые Отцы о трезвости и трезвении. Постановления Синода и православных съездов ……………….......76 Литература………………………….......................................................80 ПРЕДИСЛОВИЕ "Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаём узнавать и помнить или напьёмся до блевания, то перестаём пить" Преподобный Иосиф Волоцкий Алкогольная катастрофа современности… Проблема, кажется, видна всем. Но что мы вкладываем в это понятие? У большинства людей эти слова ассоциируются исключительно с пьяницами и алкоголиками, а все те моменты нашей жизни, в которых присутствует алкоголь, но где пока ещё нет физической зависимости от него, не считаются проблемой. Так ли это? Давайте посмотрим. По социологическим исследованиям регулярно алкоголь употребляют около 90% жителей Украины и России. Из всего моря выпитого спиртного доля хронических алкоголиков составляет, по разным данным, не больше 5 %, остальное же употребляют обычные люди. Эти обычные люди считают себя "культурно" ("умеренно") пьющими, находящимися в зоне алкогольной безопасности, потому что не видят пока у себя ещё какой-то зависимости от спиртного. Из всех убийств, грабежей и других преступлений, несчастных случаев и аварий, рождений психически или физически больных детей, а также заболеваний, возникших по причине пития алкоголя, процент этих же хронических алкоголиков также низкий. Абсолютное же большинство, которых алкоголь телесно искалечил, посадил в тюрьму или лишил самого дорогого – жизни, не были, как считается, в момент трагических событий алкоголиками. Этих хотя бы немногих данных и вытекающих из них соображений достаточно, чтобы заключить, что алкоголь и без хронической зависимости может принести много горя, и алкогольная проблема – это не только проблема пьяниц и алкоголиков – она, с очень редким исключением, является проблемой каждого, кто употребляет спиртное, ибо даже если это бывает один раз в год, никто не гарантирует, что человек избежит пагубных последствий употребления. Если, например, мать сама не пьёт, а только поднимает на застолье бокал вина или шампанского – даже в таком случае вероятность того, что её сын станет алкоголиком достаточно большая. Почему? А потому, что здесь действует сильный соблазн, духовную опасность и гибельность которого люди в большинстве своём не хотят замечать, но который впоследствии отягощает их жизнь тяжкими скорбями, трудноизлечимыми болезнями и душевными расстройствами. Раскрыть перед сознанием благомыслящего человека этот соблазн, сокрытого в основном в современных традициях алкогольного застолья, и является целью данного изложения. ![]() ![]() ^ Вместо эпиграфа "Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побеждён и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином. Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, что зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить ещё и ещё меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И всё покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нём нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге – привело к полной потере здоровья и инвалидности". «Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете «Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г. По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием… "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19) Не задавались ли вы вопросами: С чего началось алкогольное порабощение вашего мужа, сына или другого какого-нибудь близкого человека? В чём главные причины алкогольной болезни всего нашего общества? И что нужно делать, чтобы в сети алкогольной и табачной страсти не попали мы сами и ещё свободные от зависимости наши родные и близкие? Не задумываться над этим в наше алкогольное время, на мой взгляд, легкомысленно, безответственно и эгоистично. Если пока не удаётся спасти от алкоголизма наших страждущих близких, то давайте хотя бы на первом этапе постараемся узнать и в практической жизни осуществить, как реально и наиболее вороятно уберечь от алкогольной зависимости себя и своих детей, ибо очевидно, что каждый "умеренно пьющий", сколько бы мало не пил, всё же рискует оказаться в плену алкогольной страсти. Никто из современных алкоголиков, впервые вливая в себя какой-нибудь алкоголь, не думал, что сопьётся и станет пьяницей – все без исключения были уверенны (много из них и до сих пор считают), что останутся на умеренных позициях. Есть большая надежда и убеждённость у многих участников трезвенного движения нашей Православной Церкви, что именно после того, как человек узнаёт о наилучшем способе предохранить себя и своих детей от алкогольного порабощения и начинает его применять в своей повседневной жизни, ему Господь указывает те двери, через которые можно вывести наших "несчастных узников алкоголя и других наркотиков". Но, по свидетельству тех, кто, поставив эти задачи, уже прошёл этот путь, ответы на поднятые вопросы никогда не станут ясными, если мы не начнём с того, как правильно вообще относиться к употреблению так называемых спиртных "напитков". Если мы не ответим на этот вопрос нашей духовно-нравственной жизни ясно, аргументировано, а главное правдиво для себя, не ища оправдания своим привычным действиям, а докапываясь до истины, то и остальное в этой области никогда не станет разрешённым для нас. К сожалению (и удивлению), сегодня для православных вопрос личного отношения к алкоголю, оказывается, не такой уж и простой. В наше время даже у православного духовенства различные взгляды на употребление спиртного. Поэтому для значительной части современных чад Православной Церкви трудно понять, как правильно относиться к алкоголю. Точнее они "поняли", но только одно: если Христос в Кане Галилейской претворил воду в вино, то пить алкоголь можно, но "в меру"; и если Библия утверждает, что "вино веселит сердце человека", то здесь как-то "по-сектантски" выглядит призыв полностью отказаться от его употребления. Посему они решили для себя, что пить вино по праздникам можно и даже нужно, но "в меру". К счастью, среди этих поверхностно смотрящих на алкогольную проблему людей есть немало таких, которые никак не хотели бы пить, даже умеренно, но из-за очень сильного психологического давления (например, страха показаться не такими, как все) они всё-таки уступают, дозволяя себе вино или другие растворители этилового спирта. И лишь незначительная (на первый взгляд) часть людей убеждена, что нужно быть полностью трезвенником, а лучше ещё заявлять об этом – и проблем, связанных с алкоголем, у тебя никогда не будет. Кто же из них прав? За разрешением этого вопроса давайте обратимся к нашим святым. Из всех Святых Отцов наиболее подробно освещает алкогольный вопрос Высокопреосвященнейший ^ в своём труде "Против ли нас (абстинентов) Библия?". Эта работа первого новомученика земли Русской является критической заметкой на статью доктора Галльского университета С. Гарнака "Библия и алкогольные напитки", в которой указанный профессор критиковал трезвенников (абстинентов) и утверждал, что Священное Писание не на их стороне. Но митрополит Владимир своим более глубоким взглядом на Священное Писание, а также своими богословскими аргументами, нравственным осмыслением проблемы, подкреплёнными исследованиями учёных, доказывает, что полное воздержание от спиртных "напитков" находит своё оправдание именно в Библии, и что она не осуждает употребление только того вина, в котором не произошло брожения, которое не производило опьянения и использовалось как вкусовое средство. Употребление же алкогольного вина в Священном Писании, безусловно, осуждается. Но не в этом суть православной трезвенной позиции. Главное, учит нас святой Владыка, чтобы своим необдуманным примером не соблазнить слабых братий, не увлечь их к употреблению того, что мы сами можем преодолеть, "но что может оказаться выше сил слабых братий и погубит их" . Работа митрополита Владимира "Против ли нас (абстинентов) Библия?" была написана как доклад и прочитана на "Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом", проходившем в августе 1912 г. в Москве. Противоалкогольный съезд выразил благодарность тогда ещё Московскому архипастырю за этот труд и единогласно признал необходимость проведения в жизнь принципа полного воздержания от алкоголя как единственно надёжного ручательства успеха противоалкогольной борьбы. В лице профессора Гарнака Владыка обращается и ко всем, кто употребление спиртного оправдывает именно указаниями на Священное Писание, таким образом волею или неволею привлекая на сторону алкоголя "самую лучшую из религий – христианство с его Библией". Но такая общая характеристика этого произведения, которое полагается в основу данной книги, вряд ли читателю покажется убедительной, посему приступим к подробному изложению учения священномученика Владимира (Богоявленского) о трезвости. По своему содержанию доклад "Против ли нас (абстинентов) Библия?" можно разделить на две части: винный вопрос в Библии и само учение полного воздержания от алкоголя. Начнём со второй части, ибо она важнее. |
![]() | «Братство Кленового Листа», захватывающим времяпрепровождением. Компания самостоятельно расследует дело о похищении преуспевающего... | ![]() | Православный Свято-Серафимовский просветительский центр «Синай», именуемый в дальнейшем Центр, является не имеющим членства общественным... |
![]() | ... | ![]() | Правда, управлял – это слишком громко сказано. Вожжи давно уже были брошены. Семинарист, прислонившись спиной к бочонкам, изучал... |
![]() | Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" Русской Православной Церкви (trezvenie org) | ![]() | Я, гражданин Республики Беларусь (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь быть преданным своему народу, свято соблюдать Конституцию... |
![]() | Белое братство было основано в 1990 г на Украине бывшим комсомольским работником: Мариной Цвигун | ![]() | «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным…» |
![]() | Икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем | ![]() | «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным…» |