Скачать 0.77 Mb.
|
Раздел III ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ Глава 8. Понятие конституционного строя Литература Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России / Под ред. В. О. Лучина. М., 2003; Она же. О понятии «конституционный строй» // Закон и право. 2003. № 10; Бондарь Н. С. Конституционный строй как государственно-правовое выражение гражданского общества России // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2003. Вып. 4; Бутусова Н. В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник Московского ун-та. Серия 11. «Право». 2003. №6; Дзидзоев Р. М. Образование и развитие конституционного строя в России. Владикавказ, 1996; Кабышев В. Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России. Саратов, 1993; Каягин А. Ь. Конституционный строй как государственно-правовая категория // Вестник Челябинского ун-та. Серия 9. «Право». 2003. № 2; Кутафин О. Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М., 1985; Ржевский В. А. Общественно-политический строй СССР как воплощение суверенитета советского народа. Ростов н/Д, 1974; Он же. Общественный строй развитого социализма. Конституционное содержание, структура, регулирование. М., 1983; Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. Понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994, § 1. Общие положения Конституция РФ начинается с гл. 1 «Основы конституционного строя». Исходя из ее содержания, а также научных Критериев характеристики данного понятия, можно сказать, что конституционный строй — это закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Конституции и реальность могут совпадать, могут и расходиться. Но мы берем, как говорится, идеальный вариант, к которому надо стремиться. Правильно ли то, что мы обозначили в нашем кратком определении конституционный строй как устои жизни общества и государства ? Не лучше ли говорить о конституционном строе только государства> Или, наоборот, о конституционном строе только общества, поскольку государство существует внутри общества и является специальной системой управления большей частью общественных дел, трансформирующихся при этом уже в дела государственные? Безусловно, значительная (можно даже сказать — подавляющая) часть устоев любого общества есть одновременно и устои соответствующего государства. И наоборот, устои государства — это одновременно и устои общества. Однако стопроцентного совпадения здесь нет и быть не может. Например, одной из конституционных основ и общества, и государства являются в разных странах политический плюрализм, свобода создания партий и иных общественных объединений. В одних странах это провозглашено в конституциях, но на практике создание общественных объединений и особенно политических партий всячески ограничивается существующим политическим режимом. В других странах общественная жизнь характеризуется наличием двух—четырех крупных партий и еще небольшого числа мелких, не оказывающих на политическую жизнь существенного влияния. В третьих странах существует множество — несколько десятков, а то и сотен партий, они за редкими исключениями не имеют сильного влияния, и тем не менее пытаются активно участвовать в политической жизни. Все эти варианты характеризуют «портрет» общества в большей мере, чем государства. Но сам по себе принцип политического плюрализма свойствен и обществу, и государству. То же самое можно сказать почти о всех других институтах демократии. Например, гласность характеризует как общественные мероприятия, так и деятельность парламента, президента, другие государственно-властные институты. Манифестации (собрания, митинги и т. д.) бывают связаны с выражением отношения к акциям государственных органов, могут касаться негосударственных политических кампаний, но также посвящаются памятным датам, юбилеям и т. п. Депутаты парламента — это «государственные липа», но одновременно они общественные деятели, участвующие в разнообразных политических мероприятиях, отнюдь не олицетворяющих какое-то властное «присутствие» при этом государственного органа. И закрепление конституционных основ во всех подобных случаях означает положительное отношение, а порой и стимулирование соответствующих явлений в жизни и общества, и государства. § 2. Конституционный строй, общественное устройство, общественный строй, государственный строй В отечественной науке конституционного (государственного) права и в законодательстве прежних лет использовались понятия «общественное устройство» и «общественный строй». Например, в Конституции СССР 1936 г. гл. 1 называлась «Общественное устройство». В Конституции СССР 1977 г. разд. I именовался «Основы общественного строя и политики СССР» (то же было и в Конституции РСФСР 1978 г. — с заменой «СССР» на «РСФСР»). Поэтому надо ответить на вопрос: как соотносятся эти понятия друг с другом и с понятием «конституционный строй»? Думается, каких-либо принципиальных различий между «общественным устройством», «общественным строем» и «конституционным строем» не имеется, по предмету и объему в целом это одно и то же. Но все же есть факторы, которые могут объяснить смену понятий. Прежде всего категории «общественное устройство», «общественный строй» в условиях нашей страны (это следует подчеркнуть) несли более ориентированную целевую социальную нагрузку. Они корреспондировали политическому «портрету» общества как поделенного на слои (классы). На первом этапе социалистического строя одни слои (классы) по конституционным установлениям были, так сказать, «властеобразующими», другие, враждебные первым, отстранялись от участия во власти. Так, Конституция РСФСР 1918 г., не оперируя категориями общественного строя или устройства, провозглашает, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России» (ст. 10). А в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, включенной в эту Конституцию, говорится, что «теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (ст. 7). Конституция СССР 1936 г., содержавшая гл. 1 «Общественное устройство», закрепляла в первых статьях, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, и что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице этих Советов (ст. 2, 3). На следующем этапе общество считалось состоящим из дружественных классов и слоев. Данный фактор отразила Конституция СССР 1977 г., она уже говорила об СССР как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны (ст. 1). Кроме того, составным компонентом общественного устройства, общественного строя был и экономический фактор — названные категории ассоциировались с таким обществом, которое базировалось на экономической системе, исходящей из приоритета общественной (общенародной) собственности — прежде всего в виде государственной собственности. В этом плане категория «конституционный строй» оказалась более адаптированной к современному этапу развития общественных отношений. Она как бы символизирует единство трех постулатов нашей жизни — человек, государство и общество, построенное на конституционном (т. е. отраженном в нормах Основного закона РФ) фундаменте. Социального расслоения эта Конституция, конечно, не исключает, раз уж провозглашает частную собственность, возможность предпринимательства и свободу труда. Однако жизнь общества и осуществление власти связывается с равными возможностями каждого человека, без какого-либо подчеркивания его социально-имущественного положения. Категория «конституционный строй» более подходит также в условиях, когда мы говорим о формировании гражданского общества в России, которое предполагает наличие палитры объединений и взглядов, пусть взаимно и противоречивых, но позволяющих гражданам выразить свое отношение к тому, как развиваются государство и общество. Как и предшествующие ей, категория «конституционный строй» тоже не отвлекается от экономического фундамента общества и государства. Однако конституционным принципом становится не приоритет каких-то форм собственности, а их равная возможность развития и защиты со стороны государства, хотя и не скрывается специальная цель — создание условии для частной собственности и предпринимательской деятельности граждан. К этому следует добавить, что смену понятий можно объяснить и несовершенством конструкции. Если мы говорили «общественное устройство» или «общественный строй», напрашивался вопрос: устройство либо строй чего? Сказать «общественное устройство общества» или «общественный строй общества» не только тавтологично, но и концептуально неверно: если строй общества отражается в конституции государства, выходит, оно заурегулировало общественную жизнь. Сказать: «общественное устройство государства», «общественный строй государства» также не очень удачно — жизнь общества не протекает внутри государства, а государство проявляет себя не как общественно-политическая, а как государственно-политическая категория. В этом плане понятие «конституционный строй государства» более четко охватывает сущностную и структурную характеристику государства не только как символа аппаратной власти, но и как явления, находящегося в рамках общества и тесно взаимодействующего с ним. Тем более, поскольку понятие «основы конституционного строя» есть в Конституции РФ, использовать понятие «конституционный строй России» вполне возможно. Однако в понятийном плане желательно исходить из следующего: как Конституция является документом и государства, и общества, так и «конституционный строй» надо считать категорией государства и общества. Они имеют единые основы существования и развития. Более того, категория «конституционный строй» отражает устои прежде всего общества как «среды обитания» государства и далее уже самого государства. Именно в такой трактовке и используется нами категория «конституционный строй». Наряду с понятием «конституционный строй» в литературе встречается и понятие «государственный строй». В общеупотребительном значении они зачастую используются как тождественные. Если же попытаться их развести, то следует иметь в виду, что понятием «государственный строй» охватываются характеристика соответствующего государства, его внутренняя структура, территориальная организация, система государственных органов, порядок их образования, организация деятельности, статус граждан государства, их права, свободы и обязанности, способы участия в формировании и работе государственных органов, включая возможности политических партий, наконец, политический режим в стране. Иначе говоря, понятие «государственный строй» предполагает обзор всех деталей устройства государства, деятельности его органов, взаимодействия государства и общественных объединений. Понятие «конституционный строй» больше обращено к сущностным, базовым началам общества и государства, охватывает всю совокупность ключевых политических отношений, в этом является исходным для «государственного строя». § 3. Основные характеристики (черты) конституционного строя Строй общества и государства должен базироваться на ряде фундаментальных основ. В прежнее время их обозначали понятиями «политическая основа государства», «экономическая основа (система) государства», «социальная основа государства (или общества и государства)». Именно эти основы отражались в прежних конституциях как элементы соответственно общественного устройства, общественного строя. Например, Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. гласили, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4). В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, «составляющие политическую основу СССР» (ч. 2 ст. 2); «Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) собственности и колхознокооперативной собственности» (ч. 2 ст. 10); «Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции» (ч. 1 ст. 19). Естественно, что аналогичные нормы были и в Конституции РСФСР 1978 г. Конституция РФ 1993 г. использовала более обобщенное понятие «основы конституционного строя*. Предполагается, что общество и государство должны иметь устои, отражающие характер государства, общества и общественных отношений, власти, положения человека и гражданина, политического режима, собственности и форм хозяйствования. Именно уги устои, отраженные в Основном законе, определяют конституционный строй общества и государства (следовательно, являются его основами), который, в свою очередь, обусловливает все течение общественной и государственно-политической жизни в стране. В Российской Федерации основами конституционного строя, иначе говоря, его основными чертами (устоями) являются: 1) народовластие (народный суверенитет); 2) наличие Российского государства как всеохватывающей организации всего народа; 3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; 4) демократия как основа образа жизни в России и ее политического (государственного) режима; 5) идеологическое многообразие и политический плюрализм; 6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности. Остановимся на обобщенной характеристике особенностей конституционного строя России. Конституционный строй общества и государства в России основывается прежде всего на том, что вся структура общественных отношений обусловлена принадлежностью народу полноты власти. Это один из идеологических постулатов современной России, ее идеал. Интересам народа служит вся организация жизни общества и государства, совокупность институтов власти. Таким образом, как власть в государстве, так и власть (управление) в обществе лишь разные пути и средства воплощения народовластия. Эта модель не всегда успешно реализуется на практике, но к ней надо стремиться, чему должны способствовать и Конституция, и весь конституционный строй. Конституционный строй базируется также на том, что единственной организацией, которая может быть названа организацией всего народа, является государство. Оно должно в равной мере учитывать всю социальную палитру общества, каждый слой вправе видеть в государстве своего защитника. Государство создается для того, чтобы решать общественно значимые задачи, создавать нормативную правовую базу развития всех общественных отношений и управлять многими делами на благо всех граждан. ^ также черта (одна из основ) конституционного строя России, отраженная в ее Конституции. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Исходя из конституционного признания высокого авторитета интересов личности, Россия должна строить свою политику не только на провозглашении, но и на реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Вся система национального права также подчиняется этой генеральной задаче. Государство и все хозяйствующие структуры призваны создавать материальные основы и предпосылки осуществления прав и свобод. Порядок их реализации определяется не только в основных чертах, но зачастую и в деталях государством. Поощряется и поддерживается активность негосударственных организаций, способствующих обеспечению свободы личности, ее творческому самовыражению, воспитанию достойных членов общества. Вместе с тем некоторые аспекты толкования ст. 2 Конституции, появляющиеся в последние годы, вызывают озабоченность — порой говорят о приоритете прав и интересов личности перед государством. Иначе говоря, личность как бы ставится выше государства, а оно воспринимается как подчиненное интересам личности. В итоге вместо конституционной ценности появляется проблема ненужного противопоставления личности и государства. На самом деле никакого приоритета личности перед государством нет и быть не может. Ведь государство — это организация всех граждан данной страны. Государство — единственный из политических организмов, который представляет всех граждан. Уважение к конкретной личности, безусловно, должно быть. Но она от этого не возвышается над совокупным объединением граждан, характеризуемым как общество и представляемым государством. Вспомним слова из п. 1 ст. 29 Всеобщей декларации нрав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом (выделено авт. — С. А.), в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Поэтому указанная конституционная ценность может быть дополнена еще одной: личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства. Вряд ли правильно, что такого общего правила нет в нашей Конституции. Она требует от граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), устанавливает ряд конкретных обязанностей (платить налоги и сборы, защищать Отечество и т. п.). Но этого недостаточно. Правильнее поступили те государства (как. например, Республика Беларусь), которые записали в своих конституциях, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. ^ — это такая черта конституционного строя, которая проявляется в природе нашего государства, оно названо в Конституции демократическим. Вместе с тем значение демократии как одного из начал конституционного строя шире. Можно говорить об определенном идеале: весь образ жизни, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии. Во-первых, демократия есть такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами — и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять, считая народ лишь объектом управления. Органы законодательной власти и занимающие руководящие позиции в своей системе органы исполнительной власти производны от народа и ответственны перед ним. Во-вторых, демократия как основа конституционного строя проявляется и в том. что не только в государстве, но и в обществе в целом должны обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. В-третьих, демократия — это и внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Всевозможные институты (политические партии, иные общественные объединения, обсуждение проектов законов, опросы, референдумы и т. д.) могут быть лишь внешней видимостью демократии, а на деле — манипулированием общественным мнением. Демократия есть там, где люди видят: их участие действительно важно для судеб страны, их позиция учтена и благодаря этому в обществе происходят перемены. В-четвертых, демократия — это еще и политический (государственный) режим в стране, когда закон и реальность адекватны. Политический (государственный) режим возникает как сочетание соответствующих идеологических установлений и результат действий органов государства, правящих социальных сил и политических партий. Если государство претендует на то, чтобы считаться демократическим, в нем должно быть единство государственных институтов, свободы человека и гражданина. Политический (государственный) режим предполагает и соответствующую атмосферу в обществе в целом. В-пятых, демократия как основа конституционного строя — это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Демократия несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. ^ как одна из черт конституционного строя закреплены в нашем Основном законе (ст. 13). Категориями идеологического многообразия и политического плюрализма характеризуется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Разрешая проповедование различных идеологических взглядов, создание общественных объединений, Конституция не позволяет использовать данную возможность для насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности государства, подрыва его безопасности, а также целенаправленного создания в стране обстановки напряженности и вражды между людьми. Наконец, одной из характеристик конституционного строя России следует назвать свободу хозяйствования и возможность существования различных форм собственности. Хотя развитие экономики идет по своим законам, оно оказывает воздействие на законы государственные и находит опору в них. Экономические отношения во многих аспектах отражаются в нормах права, иначе говоря, превращаются в правовые отношения, не утрачивая своей экономической сути. Конституционное право закрепляет исходные правила экономической жизни и деятельности. формы собственности, и от этого зависит вся экономическая сторона общественных связей. Это, в свою очередь, влияет на политическое развитие страны, на функции и полномочия органов государства. |
![]() | Белов Г. фон «Городской строй и городская жизнь средневековой Германии». М., 1912 | ![]() | Государственный строй и внутренняя политика России в начале XX в. Реформы С. Ю. Витте |
![]() | Политический строй в период образования и развития абсолютной монархии в России | ![]() | Уважаемые соратники по нод предлагаем вам нашу работу, основанную на реальном действии процесса, который на данный момент ещё не... |
![]() | Общество с ограниченной ответственностью «фортуна-строй», сокращенное наименование ООО «Фортуна-Строй», инн 5009065883, огрн 1115009003196,... | ![]() | Издание подготовлено фирмой "Чоро" при участии фонда "За экономическую грамотность" |
![]() | История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций. Под ред. А. А. Радугина. М., 1998 | ![]() | До 25 октября 1917г мы делили население на сословия. И в этом выражался наш общественный строй. Мы выделяли четыре группы и разбирали... |
![]() | Силин Яков Петрович (вице-губернатор Свердловской области, руководитель Администрации Губернатора Свердловской области) | ![]() | Конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную |