Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»




Скачать 277.19 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации18.08.2013
Размер277.19 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
zadocs.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация «бакалавр»)




Хабаровск 2012




ББК Ю

Х 12
Безопасность жизнедеятельности : программа, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / сост. А. Б. Ерыкалов. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2012. – 20 с.
Рецензент

кандидат социологических наук,

доцент кафедры историко-правовых и

социально-экономических дисциплин ДФ РПА Минюста России

Захарова И.В.
Утверждено издательско-библиотечным советом

академии в качестве методических рекомендаций

для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация «бакалавр»)
Ерыкалов Александр Борисович

^ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»)

Редактор Г.С. Одинцова

___________________________________________________________________

Подписано в печать__________.Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать цифровая. Усл. п. л._____ Уч.-изд.л.____ ____ Тираж 50 экз.

Заказ №

____________________________________________________________________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012
^ Цели и задачи дисциплины

Цель учебной дисциплины является формирование знаний о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой (техносферой).

Задачи учебной дисциплины:

  • вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

  • прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально - экономических, естественнонаучных и обще-профессиональных дисциплин.

Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) базовая (обязательная) дисциплина.

Дисциплина и базируется на знаниях, полученных при изучении социально - экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин (Экономика, Политология, Социология, Концепции современного естествознания). В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно - технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, контроль и управление условиями жизнедеятельности; безопасности и экологичности деятельности.
^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции

- владеет культурой мышления, способен к обощению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеет навыками ведения здорового образа жизни (ОК-14).

^ Профессиональные компетенции

-способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правой культуры (ПК-2);

-способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

-способность осуществлять предупреждение правонарушений и преступлений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их свершению (ПК-11);

-Способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
^ В результате обучения студент должен

знать:

  • государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (ОК-1; ОК-10);

  • права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОК-10; ОК-14; ПК-2)

  • основные понятия, термины и определения науки о безопасности жизнедеятельности;

  • современное состояние мира опасностей, источники опасностей; влияние энергетики, промышленности, транспорта и отраслей экономики на состояние среды обитания (ОК-8; ОК-10);

  • характеристики опасностей и угроз для человека, общества и государства (ОК-9; ОК-10);

  • свою роль как дипломированного специалиста в решении задач в создании безопасных условий жизни (ОК-5; ПК-2).

Уметь:

  • сформулировать основные понятия – биосфера, техносфера, опасность, безопасность, защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности человека, устойчивое развитие мира, ноосфера (ОК-3; ОК-7);

  • сформулировать условия безопасности жизнедеятельности человека (ОК-3; ОК-10; ПК-13);

  • принимать решения по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и иных бедствий (ОК-10; ПК-8; ПК-11);

  • создания комфортного (нормативно-допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека (ОК-14; ПК-5; ПК-13);

  • прогнозировать процессы развития негативных воздействий и оценивать их последствия (ОК-8; ОК-9).

Владеть:

  • Методами идентификации опасностей и зон их действия;

  • Способами превентивного описания опасностей конкретного региона техносферы;

  • Представлениями о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека;

  • Навыками сопоставления показателей качества техносферы с предельно допустимыми уровнями загрязнения.


^ Программа дисциплины
Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: цели и задачи дисциплины, основные понятия, термины и определения.

Безопасность жизнедеятельности: предмет, цели и задачи курса. Основные понятия, термины и определения. Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю. Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем. Аксиома «о потенциальном негативном воздействии в системе "человек - среда обитания"». Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Аксиома о происхождении техногенных опасностей. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.

^ Тема 2. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности.

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям.

^ Тема 3. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания. Допустимые уровни воздействия вредных веществ на гидросферу, почву, животных и растительность, конструкционные и строительные материалы. Механические колебания. Действие шума на человека. Инфразвук, возможные уровни. Нормирование акустического воздействия. Опасность их совместного воздействия. Электромагнитные поля. Нормирование электромагнитных полей. Действие ИК - излучения на организм человека. Особенности электромагнитного импульса ядерного взрыва. Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека.

^ Тема 4. Экологическая безопасность и проблемы природопользования РФ.

Региональный комплекс естественных антропогенных и техногенных негативных факторов - причина экологического и демографического кризиса в регионах. Природопользование. Экологические проблемы. Экономические проблемы. Проблемы среды жизни. Проблемы ресурсов. Проблемы условий жизни. Демографические показатели РДВ. Состояние здоровья населения. Ресурсы и плотность жизни. Правовые, организационные и технические меры по охране окружающей природной среды на РДВ.

^ Тема 5. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

Система охраны труда. Основные факторы формирования и изменения условий труда (социально-экономические, организационно-технические и природные). Виды нормативных и правовых актов по охране труда (государственный стандарт, санитарные правила и нормы, правила безопасности, правила защиты, строительные нормы и правила, инструкции по охране труда, организационно-методические документы). Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде по охране труда. Виды ответственности (дисциплинарная, административная, уголовная). Право потребителей на приобретение и потребление безопасных для здоровья товаров. Ответственность за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.

Тема 6. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация стихийных бедствий. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.

^ Тема 7. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Радиационные аварии, их виды, динамика развития, основные опасности. Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий. Понятие химической обстановки. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на ХОО. Химический контроль и химическая защита. Способы защиты производственного персонала, населения и территорий от химически опасных веществ. Средства индивидуальной защиты, медицинские средства защиты.

^ Тема 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС): задачи и структура. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах.

^ Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности.

Правовые, нормативно - технические и организационные основы обеспечения БЖД. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Охрана окружающей среды. Организация контроля состояния окружающей среды в регионах и селитебных зонах. Законодательство о труде. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятий по безопасности труда. Система управления охраной труда (СУ ОТ) на предприятии. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

^ Тема 10. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.

Аксиома о воздействии опасностей. Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного происхождения. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнений атмосферы и водоемов. Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда в РФ и за рубежом.

^ Темы семинарских занятий

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,...
Й семестр) очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»)

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания для студентов 1-го курса (2-й семестр) очной...
Английский язык в сфере юриспруденции : метод указания для студентов 1-го курса (2-й семестр) очной формы обучения по направлению...

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания по самостоятельной работе и планы семинарских...
«Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») 3-й семестр / сост. И. И. Бергеля, Н. В. Корнилова, А. В. Одинцов. – Хабаровск...

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «Теория государства и права»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция», составлены в...

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «Теория государства и права»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» составлены в соответствии...

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма курса, планы семинарских занятий Комсомольск-на-Амуре 2013...
Программа предназначена для студентов дневной формы обучения по направлению подготовки 03300. 62 «Культурология»

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов специальности...

Программа дисциплины, планы семинарских занятий и методические указания для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной...
Геодезия: Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов