Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США




Скачать 214.33 Kb.
НазваниеВопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США
Дата публикации18.08.2013
Размер214.33 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы




РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Лекция 5. Правовые и этические основы управления общественными отношениями
Вопросы лекции:

        1. Формы правового регулирования массовых коммуникаций и СМИ в США.

        2. Российское законодательство и управление общественными связями.

        3. Российский кодекс этических принципов связей с общественностью.

        4. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по ПР.

        5. Роль РАСО в развитии «паблик рилейшнз»


^ I. Формы правового регулирования массовых коммуникаций и СМИ в США.

США как родина ПР имеет богатый опыт правового регулирования коммуникационной деятельности. Однако и здесь еще не пришли к необходимости создания отдельных законодательных актов по ПР. Это связано отчасти с тем, что ПР-деятельность носит комплексный характер и попадает своими гранями в поле зрения многих существующих законов.

Со времени выделения ПР как профессии и сферы бизнеса они находятся «под защитой» Первой поправки к Конституции США. Как известно, Первая поправка защищает от государственного контроля свободу самовыражения. Она гласит, что Конгресс США не может принимать никаких законов, «ущемляющих свободу слова, прессы, права людей мирно собираться и обращаться в государственные органы со своими жалобами и петициями».

В США существует определенная система законов, регулирующих сферу массовых коммуникаций и СМИ, а также разветвленная сеть контролирующих органов. Можно сказать, что судебная практика США, а также солидарная деятельность различных государственных контролирующих органов стремятся оградить потребителя от недобросовестной информации.

^ Правовое регулирование процесса выборов в США включает в себя:

₪ В США налагаются большие ограничения на корпоративные политические высказывания (хотя у физических лиц и СМИ здесь больше свободы). Это связано с опасениями, что крупные корпорации могут за счет своих ресурсов воздействовать на общественное мнение.

₪ Корпорациям и профсоюзам запрещено также финансировать кандидатов от политических партий в федеральные государственные органы. Законодательство налагает ограничения на величину суммы, которую отдельные лица могут вложить в кандидатов или потратить в пользу кандидатов.

₪ Недопустимо также использование корпоративного оборудования для изготовления агитационных материалов в пользу кандидата.

^ Особенностью законодательства США является последовательная защита свободы СМИ. В этой стране любое СМИ может отвергать любой материал, распространению которого редакция не желает способствовать. Таким образом, создается ситуация, при которой доступ к СМИ порой оказывается проблематичным.

^ Возрастает значение американских законов, охраняющих граждан от клеветы и посягательств на личную жизнь. Информационные бюллетени, посвященные ПР, периодически сообщают о случаях предъявления обвинений специалистам в области ПР за клевету. Но ответчики часто оказываются оправданными, так как законодательство содержит положения, позволяющие защитить право на тенденциозные высказывания, если они основаны на добросовестно собранной информации. Неприкосновенность личной жизни также является предметом многочисленных юридических разбирательств в которых нередко участвуют ПР-специалисты.

^ ПР-практика тесно связана с применением авторского права. Ведь в ходе реализации проектов издаются брошюры, книги, используются слова, изображения определенных авторов. Американское законодательство по авторскому праву имеет длинную историю и продолжает развиваться. Законы об авторском праве, о сохранении национального кино, о правах художников визуального жанра и др. постоянно пересматриваются, в них вносятся поправки в связи с динамикой жизни.

Не менее остро обсуждаются порой вопросы правовой защиты торговых марок. Здесь так много тонкостей, что владельцам ценных торговых марок приходится содержать в штате юриста для урегулирования всех вопросов.

^ В американском законодательстве есть понятие и термин «право личности на паблисити» (в отдельных штатах оно даже передается по наследству). Считается фактом присвоения паблисити использование чьей-то популярности в интересах другого лица (например, продажа сувениров с изображением, похожим на известную личность, — без ее разрешения). Без разрешения нельзя использовать фамилию, голос, фотографию человека.

Страна, являющаяся мировым центром финансов, имеет огромное количество банков, инвестиционных компаний, существующих в условиях жесточайшей конкуренции. Законодательство требует от них высокой степени прозрачности. Поэтому специалисты по обеспечению «связей с инвесторами» активно востребованы. Чтобы ориентироваться и умело выстраивать отношения с общественностью для базисного ПР-субъекта, работающего на фондовом или кредитном рынках, специалисту приходится, вникать во множество сложных законодательных актов.

^ II. Российское законодательство и управление

общественными связями.

Управление общественными отношениями возможно в рамках Российского законодательства. После принятия Конституции РФ 1993 года, одной из самых либеральных в мире, появилась необходимость в изменении ранее принятых и создании новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ.

. В 1995 году появляются Федеральные законы

- «О рекламе»,

- «Об информации, информатизации и защите информации»,

- «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»,

- «Об общественных объединениях».

. В середине 1990-х годов так же выходят в свет:

- Положение «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью»,

- Положение «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации»,

- Положение «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы»,

- Постановление Правительства РФ «О меpax по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации»,

- Постановление Правительства РФ «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

В начале 2003 года принимается ^ Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В тексте постановления дается перечень обязательных для опубликования в Интернете сведений: об исполнении федерального бюджета, сведения об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых программах, о поездках членов правительства, об их заявлениях на официальных мероприятиях, о почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление также обязывает публиковать законопроекты, которые готовят чиновники, до их передачи в Госдуму.

^ В ПР-практике приходится сталкиваться с проблемой, — какова же допустимая степень открытости той или иной структуры и ее информации. У нас действует Закон РФ «О государственной тайне». Знание его необходимо для работы в органах власти и взаимодействия с ними в интересах каких-либо организаций.

На уровне юридических лиц проблема конфиденциальности информации на предприятии также тесно связана с ПР-практикой. Ведь конкуренты могут создать кризисную ситуацию вокруг предприятия, воспользовавшись конфиденциальной информацией. Необходимо поставить необходимые заслоны для нежелательной утечки информации. Исключительное право определения состава сведений, подлежащих защите, а также порядка их защиты предоставлено руководителю предприятия. Для оценки целесообразности отнесения информации к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа квалифицированных специалистов. Важно выработать оригинальную систему обозначений, которая будет определять порядок доступа работников к документам.

Несмотря на то, что 90 % конфиденциальной информации о конкурентах можно получить вполне легальными путями, факты нарушения законов в этой части случаются. Гражданский кодекс РФ (часть первая, ст. 139, п. 2), Уголовный кодекс РФ предусматривают определенные наказания за разглашение, незаконное получение конфиденциальной информации, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т. д.

^ Важнейшим аспектом деятельности по управлению общественными отношениями в бизнесе является правовое регулирование отношений организации с потребителями. У нас в 1992 году был принят один из самых рыночных законов — Закон «О защите прав потребителя». Он значительно повысил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированное решение вопросов по организации взаимоотношений с потребителями. Расширены права потребителей. Данным законом регламентируется ряд вопросов, связанных с информацией, при организации взаимодействия с потребителем, определяется ответственность за предоставление потребителям ненадлежащей информации.

^ Управление общественными отношениями трудно представить без взаимодействия с третьим сектором — некоммерческими организациями. Различные аспекты их деятельности также включены в тексты законов. Так, ГК РФ, Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях» должны быть хорошо изучены в той части, которая имеет отношение к взаимодействию с третьим сектором в ходе ПР-деятельности.

^ Нельзя обойти вопросы правового регулирования благотворительной деятельностью. Государством установлены льготы по налогообложению для предприятий, занимающихся благотворительной деятельностью. Согласно Приказу Министерства по налогам и сборам РФ от 15 июня 2000 г. № БГ-3-02/231 «Об утверждении инструкций о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на сумму взносов на благотворительность. При этом сумма указанных взносов не может превышать 5 % облагаемой налогом прибыли.

Управление общественными отношениями в большей части осуществляется через взаимодействие со СМИ. Одним из дискуссионных вопросов, связанных с правовым обеспечением ПР, является проблема аккредитации СМИ в организациях, являющихся базисными ПР-субъектами.

В ^ Законе РФ «О средствах массовой информации» институту аккредитации посвящена специальная статья (ст. 48). Однако само понятие в законе не определено. Согласно словарям аккредитация, аккредитование (от лат. acredere — оказывать доверие) использовались первоначально:

1) в международном праве — как процедура назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации;

2) как процедура представления (признания полномочий» журналистов опять-таки при международных организациях (см.: Краткий словарь современных понятий и терминов. — М., 1995; | Словарь новых слов русского языка 1950-1980 годов. — СПб., 1995; С.И. Ожегов., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь. — М., 1995). В дальнейшем это понятие стало использоваться как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения.

В соответствии со ст. 48 Закона «О СМИ» редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Отметим, однако, что этому праву не корреспондирует обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой.

Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. Соответствующие правила должны определять порядок аккредитации представителей средств массовой информации, основные формы работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий для обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации.

Эти правила, как и любые нормативные акты, должны соответствовать российскому законодательству, не вступать в противоречие с принципами Конституции РФ, общепризнанными нормами международного права, Законом «О СМИ», не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и права журналистов.

Однако на практике существующие правила далеко не всегда отвечают указанным требованиям. Поскольку соответствующая норма Закона «О СМИ» крайне скупа и нет общепризнанных типовых правил аккредитации, открываются широкие возможности для произвольного нормотворчества и, как считают правозащитники, создается угроза свободе слова.

Действительно, нередко принятые в регионах, на местах правила нарушают права журналистов, предоставленные им федеральным законодательством. Идеи, которые закладываются в эти правила, порой имеют целью не облегчить журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений их прав.

В числе наиболее распространенных нарушений, которые содержатся в правилах, можно отметить требование аккредитующей организации предоставить биографические данные о журналисте, справки о его профессиональной деятельности, раскрыть псевдонимы аккредитуемых журналистов, а также предъявление в качестве необходимого условия аккредитации профессионального образования, требование получения письменного разрешения должностного лица на аудио- и видеозапись и т. д. Чрезвычайно распространено незаконное расширение оснований для отказа и лишения аккредитации. Такие понятия, как «искажение информации», «необъективность освещения», являются сугубо оценочными и могут трактоваться должностными лицами по их усмотрению и использоваться в качестве оснований для лишения аккредитации в отместку за критические выступления. Законодательством не предусмотрено установление каких-либо квот для различных СМИ. Однако действующие в государственных, политических, общественных организациях правила аккредитации содержат пункты о квотировании мест, выделяемых для прессы. Как можно оценить существующее расхождение между законодательством и практикой? Является ли это восполнением пробела в законе или посягательством на свободу массовой информации?

В то же время не у каждого органа, учреждения имеются безграничные технические возможности. Организационные трудности, отсутствие или неподготовленность помещения, отсутствие соответствующих условий для одновременной работы большого числа представителей средств массовой информации вынуждают устанавливать нормативы (квоты) при аккредитации журналистов. Однако при этом должны быть соблюдены принципы открытости и справедливости, позволяющие через различные СМИ обеспечить информацией все категории граждан, что в значительной степени определяется критериями, по которым происходит квотирование. Они должны обеспечить гарантии плюрализма мнений в прессе, равенство доступа граждан к информации. Недопустимо, чтобы «квотирование» использовалось для дискриминации и отсечения неугодных чиновникам редакций и журналистов.

Изучение действующих правил аккредитации показало, что порой устанавливаются совершенно неприемлемые критерии, например, аккредитование средств массовой информации по рейтингу популярности. При этом не оговаривается, кем и как он будет определяться. Не исключено, что в число самых непопулярных, с самым низким рейтингом попадут в первую очередь неугодные, непокорные, критические настроенные, независимые СМИ.

Иными словами, такое изложение правил таит угрозу свободе доступа к информации, содержит в себе не предусмотренные федеральным законом ограничения. Речь идет не только о журналистской деятельности, но и о реализации права граждан России на свободу слова и информации.

Во избежание административного диктата, произвольного нормотворчества, видимо, следует урегулировать этот вопрос законодательно, предусмотрев принципы и критерии определения квот при аккредитации.

Закон РФ «О СМИ» позволяет определить общие подходы к решению спорных вопросов. Изучение положений об аккредитации, принятых в центральных и региональных органах государственной власти и местного самоуправления, показало, что во многих из них содержатся указания на такие виды аккредитации, как:

  • постоянная (на весь срок объявленной аккредитации — для журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике);

  • временная (ограниченная меньшим сроком для выполнения журналистами конкретного задания редакций по освещению работы аккредитующего органа);

♦ специальная (при особом режиме мероприятия).

Представляется, что установление видов аккредитации не противоречит Конституции РФ и Закону «О СМИ». Вместе с тем вызывает сомнение необходимость введения, наряду с перечисленными видами, разовой аккредитации сроком действия на одно мероприятие (заседание, пресс-конференцию, брифинг и др.), на котором предусмотрено присутствие представителей средств массовой информации. Думается, что этот вид аккредитации является избыточным, поскольку нельзя рассматривать наличие аккредитации как предварительное условие признания за журналистом тех прав, которые ему предоставлены законом (Конституция РФ, ст. 29; Закон «О СМИ», ст. 1, 38, 47, 58).

Некоторые руководители пресс-служб, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса и критической оценки деятельности своих организаций со стороны СМИ, возражают против введения у себя аккредитации. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры на пути доступа к информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор «фаворитов» для предоставления информации.

Вопреки надеждам, которые питали журналисты при создании этого нового в России института, пресс-службы и специалисты в области «паблик рилейшнз» вместо оказания содействия прессе, оперативного и полного информирования граждан о деятельности своих организаций при помощи средств массовой информации нередко выступают в роли своеобразных цензоров.

^ Как показал анализ, пресс-службы и пресс-секретари зачастую заинтересованы не столько в. обеспечении журналистов информацией, сколько в отстаивании интересов ведомств, которые они представляют. Фактически они выполняют функции не проводников информации, а ее фильтров.

III. Российский кодекс этических принципов связей с общественностью.
Российский кодекс этических принципов связей с общественностью, принятый РАСО в 1991 году представляет собой свод основополагающих этических принципов, которые необходимо соблюдать в профессиональной деятельности «паблик рилейшнз».

^ 1. Приоритет общественных интересов. Первый раздел документа посвящен общим профессиональным принципам. Это положе­ние означает, что интересы базисного ПР-субъекта должны сочетаться с общественным благом. Правда, юристы считают понятия «интересы общества», «общественное благо» слишком неопределенными, чтобы можно было ими руководствоваться. Хотя в целом предлагаемый в документе тезис всем работающим в ПР понятен.

^ 2. Точность, правдивость, добросовестность. Здесь же, в первом разделе Российского кодекса, сформулирован прямой запрет на «любые попытки обмануть общественное мнение.

^ 3. Нельзя работать на двух конкурентов одновременно — без их согласия. Второй, самый объемный раздел Российского кодекса посвящен взаимоотношениям с клиентами. Подчеркивается важность честных отношений с клиентами, особенно в случае с конкурирующими сторонами.

4. Конфиденциальность. Данное требование довольно подробно изложено в документе, предполагает полное согласование с клиентом вопросов разглашения информации, полученной от него.

^ 5. Не скрывай ничего от клиента.

6. Не содействуй коррупции.

7. Не лукавь и не соглашайся на сомнительные условия. «Консулътант или агентство во взаимоотношениях с клиентами не должны:

А) использовать информацию о клиенте с целью получения финансовой или иной выгоды;

Б) оказывать клиенту услуги на условиях, которые могут повлиять на независимость, объективность и честность консультанта или агентства;

^ В) гарантировать клиенту конкретный результат, если достижение такового не находится под прямым и непосредственным контролем консультанта или агентства

^ Г) заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому консультант или агентство гарантируют достижение каких-либо количественных результатов методами и средствами, противоречащими требованиям настоящего Кодекса».

^ 8. Будь порядочен с коллегами. Принципам взаимодействия с коллегами посвящен третий раздел Кодекса. Указано на необходимость избегать нечестной конкуренции. Консультант или агентство не должны умышленно наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег. Если же вы узнали о неэтичном поведении или незаконной, нечестной деятельности и нарушении настоящего Кодекса кем-то из коллег, вы «обязаны предоставить эту информацию руководящим органам и профильным комиссиям национальной профессиональной ассоциации».

^ 9. Не нанеси ущерба репутации СМИ. Такое требование заложено в документе, правда, не даны пояснения — что понимать под ущербом. К тому же неясен вопрос, как быть, если видишь, что СМИ наносит вред общественным интересам.

^ 10. Оплата новостной информации не должна производиться. Данное положение является предметом особо острых дискуссий. Текст Кодекса гласит: «Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию». Такова норма цивилизованных ПР во всем мире. Однако она практически повсеместно нарушается у нас. СМИ часто отказываются размещать без оплаты новостную и порой крайне важную информацию, если она исходит от коммерческих организаций, банков. Фактически данный пункт заранее «обречен» на нарушение.

^ 11. Дорожи репутацией своей профессии. Кодекс обязывает заботиться об отношении общества к профессии ПР: «Консультант или агентство должны воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации профессии. Они не должны причинять ущерба национальной профессиональной ассоциации, эффективному выполнению ею своих функций, ее доброму имени».

На кого возлагается контроль за соблюдением данного Кодекса? В документе неоднократно упоминаются «руководящие органы и профильные комиссии национальной профессиональной ассоциации». Кроме того, сказано, что «консультант или агентство, которые допускают нарушение настоящего Кодекса другими консультантами или агентствами, будут сами считаться нарушителями Кодекса».

Как видим, документ, с одной стороны, опирается на нормы цивилизованных ПР, сложившиеся в ходе мировой практики, с другой — не содержит нужной конкретики, которая учитывала бы реальность. Возможно, такая природа документа объяснима-противоречивостью самой практики ПР в нашей стране.

^ IV. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных

стандартов по ПР.
1 мая 1955 года в Лондоне была создана ^ Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA) с целью объединения специалистов разных континентов, укрепления базисных основ ПР, выработки и утверждения общих подходов к пониманию ПР в меняющемся мире. Сегодня Совет IPRA включает представителей более чем 50 стран. Членами IPRA являются представители более чем 90 стран. Это одно из крупнейших объединений специалистов ПР. Оно имеет только индивидуальное членство.

IPRA

► организует исследования рынка ПР,

► готовит так называемые «золотые доклады IPRA».

► Раз в два года проходят ассамблеи IPRA, на которых обсуждаются наиболее значимые проблемы развития ПР.

► В своей деятельности IPRA стремится способствовать профессиональному развитию специалистов, а также популяризации практики ПР на общемировом уровне.

► IPRA издает электронный журнал о ПР в Европе — FrontLine.

^ Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP) основана в 1959 году. Это авторитетное профессиональное сообщество, членами которого являются национальные ассоциации ПР Европы (они объединяют около 22 тыс. профессионалов). CERP получила консультативный статус при Совете Европы и ЮНЕСКО, признана Комитетом Европейских сообществ.

CERP ставит своим целями:

► установление контактов, обмен опытом между ассоциациями ПР разных стран.

► Важнейшим направлением деятельности является разработка и внедрение мероприятий по укреплению этических основ ПР.

► вырабатывает и воплощает в практику стандарты качественных ПР.

В 1965 году CERP приняла Афинский кодекс — свод этических норм, которым призван следовать каждый профессионал. Лиссабонский кодекс (редакция 1989 года) обобщил все лучшее, что было принято считать образцом практики. В 1997 году CERP приняла совместно с IPRA и ICO Хельсинкскую хартию качества ПР.

Эти крупнейшие международные объединения ПР содействовали разработке ^ Минимальных стандартов качества MQS.

CERP ставит вопрос о создании всемирной профессиональной организации ПР — Global Alliance. Такое предложение связано с тем, что существующая общемировая организация IPRA имеет индивидуальное членство, а проблемы развития ПР-отрасли требуют совместного обсуждения представителями разных континентов на уровне ассоциаций.

^ Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) учреждена как общественная некоммерческая организация в 1991 году.

С 1997 года РАСО является полноправным членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP). РАСО сотрудничает с национальными организациями ПР — PRSA, IPR, а также ПР-ассоциациями Болгарии, Венгрии, Латвии, Украины, Белоруссии и др. Вице-президент РАСО А.П. Ситников (КГ «Имидж-Контакт») является представителем России в Совете Международной ассоциации ПР (IPRA).

^ РАСО стала центром обмена опытом и анализа российского рынка ПР. С 1996 года РАСО ежегодно проводит Дни PR в Москве, в их рамках — международные научно-практические конференции. Велики заслуги РАСО в повышении престижа профессии, ее популяризации. РАСО инициировала учреждение национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», стала соорганизатором Всероссийского конкурса студенческих работ «Хрустальный апельсин». Региональные организации РАСО проводят свои профессиональные конкурсы — «PRo6a» в Санкт-Питербурге и «Белое крыло» в Екатеринбурге.

Большое значение придает РАСО повышению профессионального и этического уровня ПР. В 2000 году сделан серьезный шаг в этом направлении: введена профессиональная сертификация в области связей с общественностью. РАСО инициировала создание Общественного комитета по профессиональной сертификации, в который вошли ведущие специалисты ПР. Разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, система профессиональных критериев. Ежегодно выдается около 40 профессиональных сертификатов заслуженным практикам ПР.

РАСО со времени своего создания постоянно занимается вопросами этики ПР. В 1994 году ею была принята Декларация профессиональных и этических принципов, в 1999 году — Хартия «Консультанты — за честные выборы». Итогом всей этой работы стало принятие исполнительным комитетом РАСО в сентябре 2001 года Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Сегодня это главный документ профессионального сообщества российских ПР-специалистов, в котором зафиксированы стандарты, нормы, принципы цивилизованного поведения на рынке ПР-услуг.

Возрастает консультативная роль РАСО в отношениях с государственными структурами. Так, 2001 год стал годом активного взаимодействия РАСО с Центральной избирательной комиссией РФ по вопросам совершенствования российского законодательства по выборам. РАСО было предложено провести экспертизу ряда проектов федеральных законов. ЦИК РФ, в свою очередь, приняла участие в ряде семинаров и круглых столов, организованных РАСО.

Как видим, зарубежные и российская организации ПР-специалистов проявляют высокую степень озабоченности соблюдением этических принципов профессии, разрабатывают и принимают необходимые документы, фиксирующие стандарты м качества этики.

Данный вид права относится к категории корпоративного права. Такая форма регулирования возникает в профессиональных сообществах, особенности профессиональной деятельности которых требуют высокой квалификации, но при этом мало освоены законодателем. В истории большинства профессий изначальным регулятором выступало корпоративное право, которое затем распространялось более широко и становилось общенациональными законодательными нормами. Тем не менее, уже на стадии корпоративного права документы могут влиять на практику ПР. Варианта может быть два.

Первый — существование некоего органа при профессиональной ассоциации, принявшей документ, своего рода третейского суда, который рассматривает представленные факты нарушения и выносит свои заключения. Они становятся информационными поводами и предаются огласке в СМИ.

Второй вариант — активное формирование общественного мнения по инициативе профессиональной ассоциации вокруг фактов нарушения этических стандартов, создание атмосферы нетерпимости по отношению к таким фактам. В итоге фирмы или консультанты, которые попадают в «черный список» профессионального сообщества, не имеют шансов на успех. Они теряют заказчиков, терпят убытки. Так работает корпоративное право.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconВопросы для подготовки к экзамену
Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования,...

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconВопросы по Психологии массовых коммуникаций
Структура психики: поведенческий, когнитивный и эмоционально-чувственный уровни

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США icon2. Особенности метода гражданско-правового регулирования: Метод правового регулирования
Вышеуказанные отношения также регулируют предпринимательскую деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,...

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconПрограмма региональной медиашколы «# primeTime»
«сми&PR» ( «тв и радиожурналистика», «Печатные сми», «PR»; «Брендинг и имиджмейкинг» «Медиа-менеджмент», «Стратегии коммуникаций...

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconРезюме Ключевые понятия Вопросы и задания
Аннотация: Определяется место интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций. Рассматриваются особенности сетевого издания,...

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Рекомендовано Учебно-методической комиссией Института массовых коммуникаций и социальных наук

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconПроект закон о патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге Статья...
Предметом правового регулирования настоящего Закона выступают отношения в сфере вопросов воспитания, возникающие при проведении органами...

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconВопросы к коллоквиуму
Понятие экологической системы как объекта правового регулирования, ее составные элементы

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconИзбирательные кампании и сми
Современная доктрина правового государства исходит из того, что поддержание и развитие подлинной демократии требуют наличия и укрепления...

Вопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США iconВопросы для обсуждения
Цель занятия: изучение особенностей предмета и методов правового регулирования земельного права

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов