Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными»




НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными»
страница1/10
Дата публикации16.12.2013
Размер1.35 Mb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ВСО с МПД Проректор по УР

доцент У.Т.Аллабердин профессор А.Г. .Хасанов

________________________ ______________________

«_____»_________________2003 г. «____»___________2003 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Учебной дисциплины «Общий уход за больными».

Факультет медико-профилактическое дело Шифр 040300

Курс II Отделение дневное

Лекции 14 ч. Семестр III, IV

Практические занятия 60 ч. Зачет III, IV

Самостоятельная работа 37 ч. Всего 111 ч.

Рабочая программа составлена ассистентом кафедры сестринского дела с уходом за больными Э.Н.Терегуловой на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного стандарта ВПО (2000 г.) и в соответствии с основной образовательной программой подготовки специалистов (врача) в БГМУ


Рецензент:

Профессор кафедры

пропедевтики внутренних болезней

с курсом физиотерапии

д.м.н. А.Н.Бикбулатова

Программа рассмотрена на заседании кафедры сестринского дела с уходом за больными (зав. кафедрой д.м.н., профессор В.Л. Назифуллин __________) и одобрена на заседании методического совета факультета ВСО с МПД БГМУ (председатель профессор В.Л.Назифуллин __________), координационного научно-методического совета БГМУ (председатель КМНС профессор А.Г. Хасанов ________) и рекомендована для использования в учебном процессе.
Уфа-2003
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ВСО с МПД Проректор по УР

доцент У.Т.Аллабердин профессор А.Г. .Хасанов

________________________ ______________________

«_____»_________________2004 г. «____»___________2004 г.

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Учебной дисциплины – производственная практика

«Помощник медсестры (палатной, процедурной)»
Факультет медико-профилактическое дело Шифр 040300

Курс II Отделение дневное

Рабочих дней - 24 Семестр IV

Выделено часов - 144ч. Зачет IV сем., 6 ч.

Из них:

терапия – 72 ч.

хирургия – 72 ч.

Рабочая программа составлена ассистентами кафедры сестринского дела с уходом за больными Э.Н.Терегуловой, Г.Ф.Имельгузиной на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного стандарта ВПО (2000 г.) и в соответствии с основной образовательной программой подготовки специалистов (врача) в БГМУ по специальности 040300 «медико-профилактическое дело».
Рецензент:

Профессор кафедры

пропедевтики внутренних болезней

с курсом физиотерапии

д.м.н. А.Н.Бикбулатова
Рабочая программа рассмотрена:

на заседании отделения по учебно-производственной практике БГМУ «____»____________2004 г.; руководитель отделения, к.м.н. _____________Р.Р.Богданов;

на расширенном заседании методического совета факультета ВСО с МПД БГМУ «____»____________2004г., председатель профессор В.Л.Назифуллин _______________.

Одобрена на заседании Координационного научно-методического совета БГМУ «____»____________2004г., председатель КМНС профессор ________ А.Г. Хасанов)
Рекомендована для использования в учебном процессе.

Уфа-2004



  1. ^ Цели и задачи дисциплины – производственная практика,

ее место в учебном процессе.

На протяжении тысячелетий истории медицины многократно подчеркивалось значение ухода за больным в процессе лечения. Уход является неотъемлемым элементом лечебного процесса, значение которого не уменьшилось, а даже возросло в век высоких медицинских технологий. Поэтому профессиональная квалификация врача требует от него умения организации всестороннего ухода. Помимо организации холистического (всестороннего) ухода за больным врач должен владеть практическими навыками по уходу, включающими, в том числе, и профессиональные навыки сестринского персонала. Это обусловлено ответственностью врача за эффективность лечебного процесса, на которую может оказывать влияние качество выполнения медицинскими сестрами своих обязанностей, зависящее от уровня их подготовки, опыта и т.п. Т.о., врач должен иметь возможность направить действия медицинской сестры в общее русло процесса лечения каждого конкретного больного, проконтролировать правильность выполнения ею своих профессиональных обязанностей и, если необходимо, устранить выявленные неточности и погрешности.

Решение задачи обучения будущих врачей основам ухода за больными в терапии и хирургии на этапе вузовского образования обеспечивает учебная дисциплина – производственная практика «помощник медсестры (палатной, процедурной)».

Производственная практика «помощник медсестры (палатной, процедурной)» на 2 курсе лечебного факультета проходит по окончании весенней экзаменационной сессии в 4 семестре (24 рабочих дня) в терапевтическом и хирургическом отделениях стационара, в качестве помощника палатной и процедурной медсестры и является завершающим этапом дисциплины «Общий уход за больными в терапии, хирургии».

На производственной практике происходит адаптация студентов в процессе ежедневной практической работы к условиям медицинского учреждения, закрепление теоретических знаний и практических навыков по уходу за больными, овладение обязанностями медицинской сестры, приобретение навыков санпросвет работы, учебно-исследовательской работы в условиях ЛПУ. Эта практика имеет большое образовательное и практическое значение, от ее результатов зависит уровень мотивации студента на дальнейшее обучение и профессию в целом, поскольку эта практика является первым условно самостоятельным применением знаний и навыков будущей профессии. Последнее обстоятельство определяет повышенные требования к организационной стороне деятельности руководителей практики различного уровня. А все сказанное обусловливает необходимость тщательной и всесторонней методической проработки деятельности студентов в период производственной практики.

Все студенты работают в приемном и лечебном отделениях (процедурный кабинет, пост медсестры) по графику лечебного учреждения. Продолжительность рабочего дня 6 часов при 6-ти дневной рабочей неделе. Ежедневно студент ведет дневник учета практических навыков (приложение № 1), где перечисляет количество самостоятельно выполненных манипуляций, процедур, перевязок и т.д. Существует перечень практических навыков, подлежащих обязательному освоению студентами 2-го курса лечебного факультета в ходе производственной практики, на который должны ориентироваться студенты. По окончанию производственной практики студенты сдают зачет.


    1. Цели проведения учебно-производственной практики в качестве помощника медсестры (палатной, процедурной):

  • обучить студентов лечебного факультета квалифицированному уходу за больными, использованию медицинского оборудования и инструментария в объеме работ младшего и среднего медицинского персонала;

  • сформировать у студента профессиональные умения по общему уходу за больными терапевтического и хирургического профиля с закреплением в клинических условиях при непосредственной работе с пациентами.

  • приобретение навыков санпросвет работы, учебно-исследовательской работы в условиях ЛПУ



  1. ^ Цели и задачи дисциплины – производственная практика,

ее место в учебном процессе.

На протяжении тысячелетий истории медицины многократно подчеркивалось значение ухода за больным в процессе лечения. Уход является неотъемлемым элементом лечебного процесса, значение которого не уменьшилось, а даже возросло в век высоких медицинских технологий. Поэтому профессиональная квалификация врача требует от него умения организации всестороннего ухода. Помимо организации холистического (всестороннего) ухода за больным врач должен владеть практическими навыками по уходу, включающими, в том числе, и профессиональные навыки сестринского персонала. Это обусловлено ответственностью врача за эффективность лечебного процесса, на которую может оказывать влияние качество выполнения медицинскими сестрами своих обязанностей, зависящее от уровня их подготовки, опыта и т.п. Т.о., врач должен иметь возможность направить действия медицинской сестры в общее русло процесса лечения каждого конкретного больного, проконтролировать правильность выполнения ею своих профессиональных обязанностей и, если необходимо, устранить выявленные неточности и погрешности.

Решение задачи обучения будущих врачей основам ухода за больными в терапии и хирургии на этапе вузовского образования обеспечивает учебная дисциплина – производственная практика «помощник медсестры (палатной, процедурной)».

Производственная практика «помощник медсестры (палатной, процедурной)» на 2 курсе медико-профилактического факультета проходит по окончании весенней экзаменационной сессии в 4 семестре (24 рабочих дня) в терапевтическом и хирургическом отделениях стационара, в качестве помощника палатной и процедурной медсестры и является завершающим этапом дисциплины «Общий уход за больными в терапии, хирургии».

На производственной практике происходит адаптация студентов в процессе ежедневной практической работы к условиям медицинского учреждения, закрепление теоретических знаний и практических навыков по уходу за больными, овладение обязанностями медицинской сестры, приобретение навыков санпросвет работы, учебно-исследовательской работы в условиях ЛПУ. Эта практика имеет большое образовательное и практическое значение, от ее результатов зависит уровень мотивации студента на дальнейшее обучение и профессию в целом, поскольку эта практика является первым условно самостоятельным применением знаний и навыков будущей профессии. Последнее обстоятельство определяет повышенные требования к организационной стороне деятельности руководителей практики различного уровня. А все сказанное обусловливает необходимость тщательной и всесторонней методической проработки деятельности студентов в период производственной практики.

Все студенты работают в приемном и лечебном отделениях (процедурный кабинет, пост медсестры) по графику лечебного учреждения. Продолжительность рабочего дня 6 часов при 6-ти дневной рабочей неделе. Ежедневно студент ведет дневник учета практических навыков (приложение № 1), где перечисляет количество самостоятельно выполненных манипуляций, процедур, перевязок и т.д. Существует перечень практических навыков, подлежащих обязательному освоению студентами 2-го курса медико-профилактического факультета в ходе производственной практики, на который должны ориентироваться студенты. По окончанию производственной практики студенты сдают зачет.


    1. Цели проведения учебно-производственной практики в качестве помощника медсестры (палатной, процедурной):

  • обучить студентов медико-профилактического факультета квалифицированному уходу за больными, использованию медицинского оборудования и инструментария в объеме работ младшего и среднего медицинского персонала;

  • сформировать у студента профессиональные умения по общему уходу за больными терапевтического и хирургического профиля с закреплением в клинических условиях при непосредственной работе с пациентами.

  • приобретение навыков санпросвет работы, учебно-исследовательской работы в условиях ЛПУ


1.2. Задачи проведения учебно-производственной практики:

Для формирования умений студент должен знать:

-значение ухода за больными;

-этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала, юридическую ответственность медицинского персонала;

-правила личной гигиены персонала;

-устройство и оборудование лечебных отделений больницы;

-санитарный и противоэпидемический режим больницы;

-функциональные обязанности младшего (помощник медицинской сестры) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала;

-технику влажной уборки помещений, проветривания палат, технику текущей и заключительной дезинфекции;

-требования к организации рабочего места медицинской сестры, правила смены и передачи дежурства;

-перечень и ведение медицинской документации на сестринском посту в больнице;

-порядок хранения и учета лекарств;

-способы и методы применения лекарственных средств;

-правила личной гигиены; технику манипуляций по уходу за больными (умывание, ванны, уход за кожей, глазами и т.д.);

-принципы лечебного питания;

-технику выполнения медицинских манипуляций (термометрия, антропометрия, подсчет частоты пульса, дыхания, измерения АД);

-методы взятия материалов для лабораторных исследований;

-способы подготовки больного к рентгенологическому и УЗИ исследованиям и др.;

-технику выполнения медицинских лечебных процедур (горчичники, банки, клизмы и др.);

-методы ухода за больными с патологией органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, мочевыделительной системы и кожи;

-методы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях;

-показатели функции жизненно важных органов и систем взрослого человека в норме и патологии;

-методы определения состояния жизненно важных систем организма;

-организацию работы стационарного и амбулаторного лечебного учреждения;

-правила лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режима в терапии;

-основные положения по уходу за больными и пострадавшими;

-методы лечебного воздействия на организм больного, простейшие способы физиотерапии;

-этические и деонтологические особенности взаимоотношений с больными;

-методики выполнения подготовительных мероприятий к диагностическим исследованиям;

-особенности ухода за тяжелобольными пациентами пожилого и старческого возраста;

-организацию работы хирургического стационара;

-понятия, методы и способы предупреждения инфекции тканей;

-правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

-основные положения по уходу за больными и пострадавшими;

-виды кровотечений и методы их остановки;

-правила подготовки и проведения гемотрансфузии, уход и наблюдение за больным во время и после переливания крови и кровезаменителей;

-правила подготовки больного к операции;

-организацию и приемы послеоперационного ухода за больными;

-правила наложения различных повязок и проведения перевязок;

-оказание доврачебной помощи при травмах;

-особенности работы реанимационно-анестезиологического отделения.


4


В результате прохождения производственной практики студенты должны уметь:
-своевременно и точно выполнять назначения врачей и медицинских сестер отделения;

-приготовить растворы хлорамина разной концентрации (1,3,5%) для дезинфекции;

-провести влажную уборку помещений, текущую и заключительную дезинфекцию;

-поддерживать санитарный порядок в палате, проводить проветривание;

-обработать кровати, прикроватные тумбочки, пеленальные столы и др. дезинфицирующими растворами;

-правильно хранить белье, уборочный инвентарь и моющие средства;

-сменить нательное и постельное белье;

-подать судно, горшок, провести их дезинфекцию;

-разделить пищу и накормить детей различного возраста, в том числе грудных;

-обработать посуду, выписать порционное требование на пищеблок;

-пользоваться функциональной кроватью;

-провести взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки;

- принять больного в стационар, провести осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза;

-обработать больного при педикулезе;

-ознакомить больного с правилами личной гигиены, поведения и режима дня;

-контролировать выполнение правил личной гигиены больными (умывание, подмывание, обработка кожи, полости рта, ушей, глаз, носа, стрижка ногтей, уход за волосами);

-наблюдать за внешним видом и состоянием больного;

-измерять температуру и заполнять температурный лист;

-разложить и раздать лекарства больным детям согласно назначениям врача;

-транспортировка больного;

-провести гигиенические и лечебные ванны;

-подсчитать частоту пульса, дыхания, измерить АД;

-оказать помощь при отправлении естественных потребностей, поставить клизму, ввести газоотводную трубку;

-обработка пролежней;

-дать кислород;

-отсосать мокроту;

-сделать компресс;

-применить грелку, пузырь со льдом;

-поставить горчичники, банки;

-закапывать лекарственные растворы в нос, в наружный слуховой проход, в конъюнктивальный мешок;

-провести ингаляцию лекарственных средств;

-произвести забор мокроты, слизи из носа и зева;

-произвести забор кала для лабораторных исследований;

-определить диурез, собрать мочу для общего анализа, для пробы Зимницкого;

-подготовить больного к УЗИ и рентгенологическому исследованию;

-оформлять медицинскую документацию;

-оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях (гипертемия, судороги, нарушения дыхания и сердечной деятельности, при кровотечениях, рвоте, диарее, болях в животе, острой задержки мочи);

-осуществлять контроль за санитарным состоянием помещений, проводить влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств.

-оценивать функциональное состояние жизненно важных систем организма.

-выявлять состояния, угрожающие жизни больного. Выполнять мероприятия по уходу за больными терапевтического и хирургического профилей.

5

-осуществлять кормление и транспортировку больных в тяжелом состоянии.
-проводить профилактические мероприятия по предотвращению пролежней.

-выполнять лекарственную терапию различными способами введения лекарственных препаратов.

-осуществлять простейшие физиотерапевтические процедуры.

-подготовить больных к основным диагностическим процедурам.

-проводить зондирование и промывание желудка.

-оказывать первую медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях (сердечно-легочная реанимация, остановка кровотечений, наложение повязок и транспортная иммобилизация, помощь при ожогах и отморожениях, тепловом ударе, инфаркте миокарда, приступе бронхиальной астмы).

-оказывать первую медицинскую помощь при лихорадке, рвоте, анурии, дизурии, судорогах, отравлениях.

-обрабатывать использованные инструменты.

-выполнять обязанности медсестры по подготовке пациента к операции и наркозу.

-осуществлять уход за больными ГЛПС в раннем лихорадящем периоде.

- осуществлять уход за больными ГЛПС в олигоанурическом периоде.

- осуществлять уход за больными ГЛПС в полиурическом периоде.

- осуществлять профилактику пролежней у больных с осложненным течением ГЛПС (инфекционно-токсический шок)

- осуществлять наблюдение и уход при заболеваниях щитовидной железы: гипотериозе и тиреотоксикозе.

  1. Содержание учебно-производственной практики


2.1. Объем в часах, сроки и место прохождения учебно-производственной практики
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconОтчет по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического...
«Лечебное дело» о прохождении учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля»

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплексного представление о профессиональной деятельности в сфере международные отношения, их истории,...

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины
Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и...

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины административное право

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины муниципальное право России

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины «язык и технология программирования c++»
Изучение дисциплины базируется на освоении следующих дисциплин: математический анализ, дискретная математика, информатика, алгебра...

Рабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика psychology and pedagogy

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов