Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр»




НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр»
страница1/7
Дата публикации20.12.2013
Размер1.3 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный аграрный университет

имени Н.И. Вавилова»




ГЕОДЕЗИЯ

Методические указания

по изучению дисциплины студентами 1 курса очной

формы обучения и задания к контрольной работе

студентов 2 курса заочной формы обучения

специальностей 310900 «Землеустройство»

и 311000 «Земельный кадастр»




Геодезия: Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и 311000 «Земельный кадастр».

Составители: Лысов А.В., Павлов А.П., Шиганов А.С.; Саратов, ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова", 2004, 86с.

Одобрено и рекомендовано к изданию кафедрой землеустройства и земельного кадастра (протокол №2 от 21 октября 2003 г.) и методической комиссией сельскохозяйственного института Саратовского аграрного университета им. Н.И. Вавилова (протокол № 1 от 23.10.2003 г.)

^ 1. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Геодезию студенты землеустроительной специальности изучают на I и II курсах очной и на II и III курсах заочной форм обучения. По окончании 1 курса на сессии студент-заочник слушает установочные лекции по геодезии и получает от преподавателя задания для самостоятельного выполнения контрольных работ на II курсе обучения. До приезда на следующую сессию, пользуясь методическими указаниями, студент должен самостоятельно изучить предмет отдельными разделами по рекомендуемой учебной и справочной литературе. Закончив изучение литературных источников по заданному разделу предмета, и убедившись (путем ответов на вопросы для самопроверки), что материал усвоен, нужно приступить к выполнению контрольной работы.

На II курсе студент- заочник изучает разделы:

1. Общие сведения по геодезии

11. Теодолитная съемка

III. Геометрическое нивелирование

IV. Мензульная съемка

Выполняет три темы по контрольной работе:

1. Работа с картой (по разделу 1).

2. Теодолитная съемка (по разделу 11).

3. Геометрическое и тригонометрическое нивелирование (по разделам III и IV).

Все задания, включая пояснительный текст, таблицы и т. д., оформляются в тетради. Обработку журналов можно производить в приложении. Какие-либо записи в методических указаниях не допускаются. По окончании курса чистые методические указания возвращаются на кафедру геодезии.

Выполненные и оформленные контрольные работы в виде отчетов в отдельных тетрадях* студент высылает на заочный факультет для рецензирования их преподавателем кафедры геодезии, в случае необходимости исправляет их согласно рецензии преподавателя и снова высылает на заочный факультет. Все работы, получившие положительные оценки преподавателя с отметкой «зачтено» служат основанием для вызова студента на лабораторно-экзаменационную сессию.

(*Все контрольные работы можно выполнить в одной тетради).

На лабораторно-экзаменационной сессии студент выполняет лабораторную работу «Геодезические приборы и работа с ними», слушает лекции по наиболее трудным вопросам геодезии и получает от преподавателя консультации.

После беседы преподавателя со студентом по каждой выполненной контрольной работе и лабораторной работе оформляется годовой зачет, после чего студент сдает экзамен.

После II-го курса студент, не работающий по геодезической или землеустроительной специальности, проходит двухнедельную полевую практику под руководством преподавателя на учебном полигоне института по II, III и IV разделам предмета. Результат прохождения практики оформляется зачетом с оценкой.

Если студент выполнял в производстве виды геодезических работ по разделам 11, III и IV, то он полностью или частично освобождается от выполнения учебной практики и зачет по практике ему оформляется по справке от учреждения, где он выполнял те или иные виды работ, и по результатам

беседы студента с преподавателем.

Студенты очного обучения выполняют работу под руководством преподавателя и отчитываются ему по всем разделам предмета. Оформляют альбом расчетно-графических работ, который служит отчетным документом. В летний период проходят учебную практику.

ЛИТЕРАТУРА
Основная

1. А. В. Маслов, А. В. Гордеев, Ю. Г. Батраков. Геодезия. М.: Недра, 1980.

2. Ю. К. Неумывакин, А. С. Смирнов. Практикум по геодезии. М.: Недра, 1995.

3. А. В. Маслов, А. В. Гордеев, Ю. Г. Батраков. Геодезия. М.: Недра, 1993.

Дополнительная

4. Ю. К. Неумывакин, А. С. Смирнов. Практикум по геодезии. М.: “Картгеоцентр - Геодезиздат”, 1985.

5. Условные знаки для топографических карт масштаба 1 : 10000, М.: Недра, 1977.

6. Условные знаки для топографических планов масштаба 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. М.: Недра, 1989.

7. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1 : 5000, 1:1000 и 1:500. М.: Недра, 1985.

^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ КУРСА
I. Общие сведения по геодезии
Этот раздел студент изучает по учебному пособию [1], (глава 1, § 1-24) и [2] (главы 1, 11, IV, V).

В него входит:

1) изучение плана местности и его элементов;

2) ознакомление с правилами геодезических вычислений.

В связи с этим на первом этапе изучения геодезии необходимо усвоить геометрическую сущность плана, состоящую в том, что линии участков, контуры и объекты местности ортогонально п р о е к т и р у ю т с я н а г о р и з о н т а л ь н у ю плоскость и полученную проекцию изображают на бумаге в уменьшенном виде с сохранением подобия фигур на этой проекции. Здесь же надо отличать план от карты, которая составляется на большую территорию земной поверхности. Для создания карты все линии, контуры, объекты местности проектируются нормалями на поверхность эллипсоида, а затем в уменьшенном виде изображаются на бумаге с искажением, свойственным той или иной картографической проекции, так как поверхность сферического тела невозможно изобразить на горизонтальной плоскости (на бумаге) без искажений. Попутно надо усвоить понятия об элементах плана, карты и профиля местности, как то: уровенная поверхность, горизонтальная плоскость, горизонтальное проложение линии местности, масштаб плана,­ высота точки местности, формы рельефа местности и изображение их горизонталями, условные знаки сельскохозяйственных угодий и объектов местности, географическая и прямоугольная координатные сетки и др.

Необходимо также научиться измерять азимут и румб линии местности при помощи буссоли, ориентировать карту (план) по буссоли и уметь изобразить на рисунке расположение магнитной стрелки и направление линии, надписи делений кольца буссоли при различных величинах азимутов и румбов линий, определять географические и прямоугольные координаты точек на плане и карте, высоты точек и формы рельефа по горизонталям на карте и плане. Для этого надо изучить § 4-19, 24 учебного пособия [1], и § 1-5, 13-30 практикума [2], после чего уверенно ответить на вопросы для с а м о п р о в е р к и (Ответы на вопросы для самопроверки в контрольные работы не включаются).

1. Что называют: уровенной поверхностью; горизонтальной плоскостью, вертикальной плоскостью, горизонтальным проложением линии местности; планом, картой и профилем местности; масштабом плана, точностью масштаба; горизонтальным углом, углом наклона; высотой точки местности, превышением между точками местности, высотой сечения рельефа; азимутом, румбом и дирекционным углом линии местности; склонением магнитной стрелки, сближением меридианов в точке местности; приращениями прямоугольных координат; съемкой местности?

Каждому из этих терминов надо дать точное и полное определение, каждый (кроме карты, масштаба плана, точности масштаба, уклона линии, съемки местности) иллюстрировать чертежом.

Написать и объяснить формулы: уклона местности, масштаба плана, горизонтального проложения линии (если известны результат измерения линии на местности и угол наклона линии местности); поправки (в результате измерения линии местности для получения горизонтального проложения) за наклон линии; превышения (если известны горизонтальное проложение линии и угол наклона местности) между точками местности; сближения меридианов и склонения магнитной стрелки; приращений координат (если известны координаты двух точек или горизонтальное проложение и дирекционный угол линии местности).

2. Почему всякое расстояние между точками, взятое по плану, является горизонтальным проложением?

3. Почему горизонтальное проложение линии не может быть больше результата измерения ее на местности?

4. Почему знак угла наклона линии местности не влияет на знак поправки за наклон при вычислении горизонтального проложения?

5. Шахтный колодец имеет размеры 1х1 м. Какими размерами он изобразится на планах масштаба 1 : 2000, 1 : 5000?

6. Почему точки, лежащие на одной уровенной поверхности, имеют равные высоты?

7. Почему при построении профиля местности вертикальный масштаб принимают крупнее горизонтального?

8. Чему равен уклон линии, если превышение между точками равно горизонтальному проложению?

9. Чему равен угол наклона линии, если превышение между точками вдвое меньше расстояния на местности между ними?

10. Чему равен горизонтальный угол между линией местности и ее горизонтальным проложением?

11. Высота вершины горы равна 186,7 м. Чему равна высота точки, лежащей на верхней горизонтали горы, при высоте сечения рельефа 5 м?

12. Высота точки, лежащей между горизонталями, равна 126,8 м. Чему равны высоты этих горизонталей при высоте сечения рельефа 2,5 м? Вычислите уклон линии между этими

горизонталями, если горизонтальное проложение (заложение) между ними равно 120 м.

13. Чему равны географические координаты населенного пункта, в котором вы родились? Определите по карте.

14. Чему равны географические координаты северного к южного полюсов Земли?

15. Почему осевому меридиану дано название осевого?

16. Из точки на осевом меридиане выходит линия. Что больше - азимут или дирекционный угол этой линии?

17. Магнитный румб линии ЮВ:5°15. Вычислите дирекционный угол линии, если в северном конце этой линии восточное склонение равно 8°30 и западное сближение меридианов равно 2°15 . Поясните чертежом и покажите на нем расположение осевого меридиана. Ответ: румб этой линии, вычисленный по дирекционному углу, ЮЗ:5°30.

18. Чем прямые дирекционные углы отличаются от обратных?

19. При каких значениях дирекционных углов оба приращения линии равны по абсолютной величине?

20. При каких значениях дирекционных углов приращения по оси абсцисс или приращения по оси ординат равны нулю?

21. Дирекционный угол линии 150°. Во сколько раз ее горизонтальное проложение больше приращения по оси ординат?

22. Что называют прямой геодезической задачей?

23. Что называют обратной геодезической задачей?

24. Для чего производят привязку точек и линий полигона к пунктам геодезической сети?

Ответив самостоятельно на эти вопросы, студент выполняет контрольную работу 1 - «Работа с картой» и высылает ее в университет для рецензирования.

После этого студент знакомится с геодезическими измерениями и их точностью, со с п о с о б а м и и п р а в и л а м и г е о д е з и ч е с к их в ы ч и с л е н и й, изучая § 2 1 -23, [ 1 ] и § 1-5, [2].

При изучении правил геодезических вычислений надо обратить внимание на действия с приближенными числами и на названия цифр в приближенном числе: значащие цифры, верные значащие цифры, десятичные знаки, знаки логарифма ­мантиссы). Например, в числе 30,1090 шесть значащих цифр, четыре десятичных знака; цифра 9 означает 9 единиц пятой значащей цифры, или 9 единиц третьего десятичного знака, или 9 десятых единицы второго десятичного знака и т. д. При сложении и вычитании приближенных чисел обращают внимание на количество десятичных знаков, а при умножении и делении, возведении в степень и извлечении корней - на количество значащих цифр.

Все слагаемые и сумма (разность) должны иметь одинаковое количество десятичных знаков, все сомножители и произведение (числитель, знаменатель и частное) должны иметь одинаковое количество значащих цифр.
Вопросы для самопроверки
1. При измерении линии лентой записан результат 728,473 м. Как правильно записать результат измерения, если линия измеряется лентой с относительной погрешностью 1 : 2000?

2. Сколько значащих цифр и десятичных знаков в числе 0,001001?

3. tg 5°42­=0,09981, а tg 5°43­=0,10011. На сколько единиц пятого десятичного знака изменился тангенс угла при изменении его на одну минуту? Найдите угол, тангенс которого равен 0,10000.

4. Тангенс угла наклона линии равен 0,25. Во сколько раз превышение между концами этой линии меньше его горизонтального проложения?

5. При дирекционном угле 315°00 приращение координат линии =+142,13 м. Определите чему равно приращение по оси ординат и горизонтальное проложение линии с пятью значащими цифрами.

6. Рассчитайте при помощи таблиц тригонометрических функций, на сколько единиц четвертого десятичного знака угол в 7°, выраженный в радианах, будет больше синуса и меньше тангенса этого угла.

7. Извлеките квадратный корень из числа 0,100, записав результат с тремя значащими цифрами.

8. Найдите при помощи таблиц тригонометрических функций синус, тангенс и котангенс угла в 0°17,2 до трех значащих цифр.

Полученные значения проверьте посредством радианной меры угла.

^ II. ТЕОДОЛИТНАЯ СЪЕМКА
Изучение этого раздела связано с освоением основного угломерного прибора теодолита и других приборов, применяемых при теодолитной съемке (мерные приборы, дальномеры, эклиметры, экеры), с изучением процесса теодолитной съемки (полевой работы), вычислительной обработки результатов полевых измерений, составления плана и вычисления площадей по результатам измерений на местности и по плану.

Сначала надо изучить главу 11 (§ 25-50), [1] и § 34, 40-41, [2], ознакомиться с мерной лентой, эклиметром, экером и теодолитом, обратившись за этими приборами в производственную землеустроительную или геодезическую организацию или в лабораторию университета. Особое внимание необходимо уделить изучению теодолита, который нужно иметь под руками и выполнять им измерение, в соответствии с § 26-40, [1] и § 34, 46, [2]. Теодолит может быть любым, но желательно иметь теодолит ТЗО или 2ТЗО и изучать его в такой последовательности.

1. При ознакомлении с теодолитом надо обратить внимание на работу трех пар винтов: 1) закрепительного (зажимного) и наводящего винтов лимба, 2) закрепительного и наводящего винтов алидады и 3) закрепительного и наводящего винтов зрительной трубы. При ознакомлении с работой наводящего винта зрительной трубы обратите внимание также на установочный винт алидады (и уровня) вертикального круга. У некоторых современных теодолитов, например, у теодолита Т-ЗО, этот винт отсутствует, так как у него нет уровня при вертикальном круге.

2. При ознакомлении со зрительной трубой теодолита обратите внимание на вращение окулярной трубочки, которым достигается резкое изображение сетки нитей, а вращением кремальеры получают резкое изображение предмета. Учтите, что н а в е д е н и е з р и т е л ь и о и т р у б ы н а т о ч к у предмета (конец кола, столба, вехи, шпиля, визирной марки и т. д.) означает совмещение изображения точки предмета и точки перекрестия нитей сетки, что достигается вращением наводящих винтов алидады (горизонтального круга) и зрительной трубы.

3. Далее определите точность верньера или цену деления лимба и шкалы микроскопа у оптического теодолита и приобретите навык в отсчитывании по лимбам горизонтального и вертикального кругов. При этом обратите внимание на правильное понимание влияния эксцентриситета алидады на отсчет по лимбу (только у теодолита с верньерами). Оно определяется как разность отсчетов по обоим верньерам на разных частях лимба, причем наибольшая разность, разделенная пополам, и будет угловой величиной эксцентриситета алидады.

4. После этого определите ц е н у д е л е н и я того уровня, который расположен параллельно зрительной трубе, так как наклоняя зрительную трубу вращением подъемного винта на какой-то угол, наклоняем и ось цилиндрического уровня на тот же угол. При этом вращать надо тот подъемный винт, по направлению которого расположены зрительная труба и уровень.

5. Теперь студент приступает к п о в е р к а м т е о д о л и т а, при этом надо исходить из понимания принципа измерения горизонтального угла, который является углом, составленным проекциями линий местности на горизонтальную плоскость. Роль горизонтальной плоскости в теодолите выполняет плоскость алидады, т. е. плоскость ее нижнего основания. Для приведения плоскости алидады в горизонтальное положение нужно, чтобы ось уровня, прикрепленного к алидаде (или оси двух уровней, расположенных взаимно перпендикулярно), была параллельна плоскости алидады или перпендикулярна к вертикальной оси теодолита.

Это и составляет первое условие поверок теодолита. При поверке этого условия надо иметь в виду, что после приведения оси уровня в горизонтальное положение (т. е. после приведения пузырька уровня на середину вращением подъемных винтов), мы повертываем алидаду на 180° и убеждаемся, что поставленное условие выполнено, если пузырек уровня остался на середине. Если же условие было не выполнено, то ось уровня, приведенная в горизонтальное положение, составит с плоскостью алидады какой-то угол наклона . После поворота алидады на180 ось уровня составит с горизонтальной плоскостью двойной угол наклона, т. е. 2 и пузырек уровня сойдет с середины на дугу, соответствующую углу 2. Следовательно, для исправления уровня, т. е. для выполнения поставленного условия, надо исправительными винтами пузырек уровня привести к середине на половину дуги отклонения, т. е. на угол , после чего условие окажется выполненным.

Теперь проектирование линии местности на горизонтальную плоскость вертикальными плоскостями осуществляется визирной осью зрительной трубы. Вращаясь около горизонтальной оси теодолита, визирная ось образует коллимационную плоскость, которая должна быть перпендикулярна к горизонтальной плоскости алидады. В связи с этим возникают еще два условия: 1) коллимационная плоскость образуется: вращением визирной оси около горизонтальной оси теодолита. Только в том случае, если визирная ось перпендикулярна к горизонтальной оси; 2) эта коллимационная плоскость будет вертикальной, т. е. перпендикулярной к горизонтальной плоскости алидады только в том случае, если горизонтальная ось теодолита параллельна плоскости алидады (или перпендикулярна к вертикальной оси теодолита).

Эти два условия и составляют второе и третье условия поверок теодолита. Для выполнения второго условия перемещают вправо или влево сетку нитей, а для выполнения третьего условия поднимают или опускают одну из подставок труб. У теодолитов последних выпусков подставка трубы не имеет исправительных винтов и выполнение третьего условия обеспечивается заводом, выпускающим теодолит.

Четвертое условие - вертикальная нить сетки должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси теодолита - не является главным и не вытекает из принципа измерения горизонтального угла. Оно осуществляется повертыванием сетки нитей и выполняется для того, чтобы при визировании на отвесные предметы (вехи, стержни, шпили, рейки) вертикальная нить сетки совпала с осью этих предметов, благодаря чему повышается точность визирования.

6. При измерении горизонтального угла полным приемом обратите внимание на последовательность действий: центрирование, нивелирование (приведение плоскости алидады в горизонтальное положение при помощи уровня), визирование, отсчеты по лимбу и вычисление значений угла.

Отсчеты по обоим верньерам производятся для исключения влияния эксцентриситета алидады (влияние эксцентриситета алидады у оптических теодолитов, с односторонним отсчитыванием исключается измерением угла при обоих положениях вертикального круга). Измерением угла при обоих положениях вертикального круга исключается влияние остаточной коллимационной ошибки и неперпендикулярности коллимационной плоскости к плоскости алидады (непараллельности горизонтальной оси к плоскости алидады). Поворотом лимба примерно на 90° перед вторым полуприемом изменяются отсчеты по лимбу и ослабляется влияние ошибок нанесения деления на лимбе. У оптических теодолитов с односторонним отсчитыванием лимб повертывают на 2-3° вращением наводящего винта в любую сторону на 2-3 оборота. Остаточные ошибки непараллельности оси уровня к плоскости алидады измерением угла полным приемом не исключаются, поэтому на поверку и на приведение плоскости алидады в горизонтальное положение обращают особое внимание.

Во избежание грубых ошибок, измерение угла контролируют отсчетами направлений по буссоли.

7. Далее нужно приобрести навыки отсчитывания по лимбу вертикального круга и измерения угла наклона. Обратите внимание на необходимость приведения пузырька уровня при вертикальном круге на середину перед каждым отчетом по лимбу. Оптический теодолит Т30 уровня при вертикальном круге не имеет. Его функцию выполняет уровень при алидаде горизонального круга.

8. Обратите внимание на формулы, которые применяют при определении расстояния по дальномеру, пользуясь трубами с внешней и внутренней фокусировкой. Для обеих труб можно воспользоваться одной формулой:
D'=Kl+С
Но при изменении фокусировки трубы, т. е. при визировании на различные расстояния от трубы до рейки, величины К и С в трубе с внешней фокусировкой не изменяются, а в трубе с внугренней фокусировкой изменяются, так как при фокусировании изменяется расстояние между объективом и фокусирующей липазой. Поэтому для дальномерного определения расстояний при помощи трубы с внутренней фокусировкой пользуются формулой:
D = 100 l+, (1)
где  - переменная величина, изменяющаяся при изменении расстояния от прибора до рейки, и принимающая на себя переменность величин К и С и отклонение К от 100. В приведенных формулах D- расстояние от вертикальной оси теодолита до рейки, а “l” -отсчет по рейке между дальномерными нитями (штрихами).
Вопросы для самопроверки
1. Что называется измерением угла теодолитом полным приемом?

2. Что называют центрированием теодолита, для чего его выполняют?

3. Для чего плоскость алидады приводят в горизонтальное положение?

4. Почему коллимационная плоскость должна быть перпендикулярна к плоскости алидады?

5. Как исключают влияние эксцентриситета алидады при измерении угла теодолитом?

6. Объясните, какая цель преследуется измерением угла при обоих положениях вертикального круга.

7. Какие преимущества у зрительной трубы с внутренней фокусировкой перед зрительной трубой с внешней фокусировкой?

8. Почему при пользовании дальномером зрительной трубы с внутренней фокусировкой удобнее пользоваться формулой:
D = 100 l + , чем формулой D'=К1+ С ? (2)
9. По каким формулам определяют при помощи нитяного дальномера горизонтальное проложение, если визирная ось не горизонтальна и не перпендикулярна к оси рейки?

10. Почему для вычисления горизонтального проложения линии результат ее измерения лентой умножают на косинус угла наклона, а при измерении нитяным дальномером с вертикальной рейкой отсчет по рейке умножают на квадрат конуса угла наклона?

Изучив содержание главы II и ответив на вопросы для самопроверки, студент изучает содержание глав III и IV, [1], а также главы VIII, [2].

После этого отвечает на следующие вопросы для самопроверки:

1. Для чего производят привязку полигонов к пунктам геодезической сети?

2. Какие измерения и вычисления производят для привязки полигона к пунктам геодезической сети? Поясните ответ чертежом.

3. Что называют недоступным расстоянием для измерения лентой и почему его в теодолитных ходах не измеряют нитяным дальномером?

4. По каким формулам вычисляют теоретическую сумму углов теодолитного полигона и теодолитного хода?

5. По каким формулам вычисляют теоретическую сумму приращений координат теодолитного полигона и теодолитного хода?

6. Для каких целей вычисляют невязку в периметре полигона?

7. Какие правила распределения угловой невязки и невязок в приращениях координат?

8. Почему допуски угловых и относительных линейных невязок в диагональных ходах больше, чем в теодолитных полигонах?

9. Как производят расчеты для определения размера плана и размещения его по середине листа бумаги?

10. Как контролируют нанесение точек на план по координатам?

11. В каких случаях применяют метод перпендикуляров и полярный метод при съемке контуров ситуации?

После ответов на эти вопросы студент выполняет контрольную работу 2 - «Теодолитная съемка».

В этой работе студент проводит вычислительную обработку результатов полевых измерений, описанных в главе III, [1] и главе VIII, [2], и составление плана, согласно главе IV, [1­ и главе IX, [2].

Затем, изучив главы V, [1] и VI, [2], студент отвечает на вопросы для самопроверки:

1. Почему аналитический способ вычисления площадей наиболее точный?

2. В чем сущность определения площади параллельной палеткой?

3. Напишите и объясните формулу определения площади полярным планиметром с положением полюса вне обводимой фигуры.

4. Что называют ценой деления планиметра?

5. Рассчитайте, чему равна цена деления планиметра для плана масштаба 1:10 000 при длине обводного рычага 150,0 мм и диаметре счетного ролика 19,0 мм.

6. Как практически определяют цену деления планиметра?

7. Во сколько раз изменится цена деления планиметра, если вдвое уменьшить длину обводного рычага; если вдвое увеличить масштаб плана?

8. Что такое рифельные штрихи и где они расположены?

9. Какое главное геометрическое условие правильной работы планиметра?

После ответов на эти вопросы студент завершает контрольную работу 2 вычислением площадей всего участка, отдельных контуров и составлением экспликации.

^ III. Геометрическое нивелирование
Сначала студент изучает содержание главы VI, [1] и §35, [2] и отвечает на вопросы для самопроверки:

1. В чем преимущество нивелирования «из середины» перед нивелированием «вперед»?

2. В чем главное геометрическое условие нивелира, как оно поверяется, что и как исправляют в нивелире, если условие не выполнено?

3. Расстояние от нивелира до рейки 50 м. Цена деления уровня равна 25". Рассчитайте, какую погрешность в отсчете по рейке вызовет отклонение пузырька уровня на одно деление.

4. Чему равна теоретическая сумма превышений в замкнутом нивелирном ходе (полигоне) и в разомкнутом ходе?

5. Какую невязку в превышениях допускают в нивелирных ходах технического нивелирования?

6. Что называют горизонтом нивелира (прибора) и как его определяют?

7. Как контролируют отсчеты по связующим точкам при нивелировании поверхности?

^ IV. Мензульная съемка
Мензульная съемка отличается от теодолитной тем, что план местности строится (составляется) на мензульном планшете в процессе полевой работы (съемки) попутно с измерениями. Вычисления производятся только при измерении углов наклона, при определении превышений между точками и высот точек.

Для ознакомления с этим видом съемки студент изучает содержание главы VII, [1] и главы IX, [2] и отвечает на вопросы для самопроверки:

1. Что у мензулы выполняет роль горизонтального круга, а у кипрегеля роль алидады?

2. Что при работе с кипрегелем соответствует отсчету по лимбу горизонтального круга теодолита?

3. В чем отличие центрирования теодолита от центрирования мензульного планшета?

4. Сформулируйте все геометрические условия поверок кипрегеля и сопоставьте их с аналогичными условиями поверок теодолита.

5. В чем основное отличие тригонометрического нивелирования от геометрического?

6. Сопоставьте формулу определения превышения тригонометрическим нивелированием при угле наклона, равном нулю, с формулой определения геометрическим нивелированием методом «вперед». Объясните, что стоит со знаком минус в этих формулах.

7. Почему поправку за кривизну Земли и рефракцию при тригонометрическом нивелировании вводят в превышение лишь для расстояний, больших 300 м?

8. Визирная ось зрительной трубы горизонтальна, пузырек уровня при алидаде вертикального круга на середине. Как называется отсчет по лимбу вертикального круга в этом случае?

9. Как привести место нуля к нулю?

10. Чем отличается прямая засечка от боковой?

11. Что представляет собой геометрическая сеть как геодезическое обоснование мензульной съемки; какими знаками на местности закрепляются точки геометрической сети?

12. Как строится геометрическая сеть на основе одного базиса, ломаного базиса и на основе точек теодолитных ходов?

13. В какой последовательности выполняют действия на станции при построении геометрической сети на мензульном планшете и при измерении углов наклона?

14. Что служит контролем измерения углов наклона на станции?

15. Что называют постоянными предметами местности, включаемыми в геометрическую сеть?

16. Как получают горизонтальное проложение для вычисления превышений между точками геометрической сети?

17. Как контролируют превышения, вычисляемые между точками геометрической сети?

18. Расстояние между точками геометрической сети 1000 м. Какое расхождение можно допустить между прямым и обратным превышениями?

19. Периметр треугольника, образованного точками геометрической сети, равен 3060 м. Чему равна допустимая невязка в превышениях треугольника?

20. Почему высоты знаков на постоянных предметах местности принимают равными нулю?

21. Как контролируют высоты точек постоянных предметов местности?

22. Чем отличается прямая засечка от задачи Потенота по числу станций, и по числу исходных (данных) пунктов?

23. В каком случае и почему решение задачи Потенота невозможно?

24. Как контролируется высота точки, определяемой по задаче Потенота?

Подготовка к экзамену
Подготовка к экзамену состоит в осмысливании всех теоретических положений, связанных с изучением тех или иных вопросов геодезии. Оно должно сопровождаться не только

повторным чтением текста учебного пособия, но и выводом всех формул, иллюстрированием их рисунками с обязательным решением числовых примеров. При выводе формул не следует стремиться к заучиванию вывода, а обратить внимание на геометрический смысл промежуточных выражений, их правильное математическое толкование и на практическое значение окончательной формулы - где и в каких случаях она применяется. По мере повторения материала необходимо обращаться к тем задачам, которые решались при выполнении работ, и вопросам, поставленным и в работах, и в методических указаниях.

^ V. Темы выносимые для самостоятельной работы

студентов
Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности: подготовку к лабораторным и практическим занятиям, выполнение курсовой и контрольной работы, изучение программного материала не входящего в лекционный курс.

Всего на самостоятельную работу студентов на 1 курсе отводится 46 часов. Из них на подготовку к лабораторным занятиям – 10 часов, на подготовку к рубежным контролям – 8 часов, на подготовку к зачетам – 6 часов, и экзаменам – 18 часов, на проработку тем, выносимых на самостоятельное изучение – 4 часа. Для обеспечения мотивации студентов вопросы по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, используются при проведении рубежных и выходных контролей.

^ Содержание тем для самостоятельного изучения


№ п/п

Содержание темы

Количество

часов

1.

2.

Вычисление и построение координатной сетки. Нанесение точек полигона и диагонального хода на план. Построение плана полигона по координатам. Нанесение ситуации на план.

Интерполирование и вычерчивание горизонталей. Оформление графического плана.

2
2

ИТОГО

4


^ 3.Методические рекомендации для выполнения контрольной работы студентами заочного обучения
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и...
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения...

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебной программой...
Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для...

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии...

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconНемецкий язык методические указания и контрольные задания для студентов...
Немецкий язык : методические указания и контрольные задания для студентов 2 курса железнодорожных специальностей заочной формы обучения...

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические указания к контрольной работе для студентов специальности...
В методических указаниях представлены задания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,...
Й семестр) очной формы обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»)

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические рекомендации к изучению курса «Микроэкономика» для студентов...
Методические рекомендации предназначен для студентов экономических специальностей очной формы обучения

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconЗадания и методические указания по выполнению контрольной работы...
Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –...

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconЗ. Х. Ягубов автоматизация промышленных установок и технологических комплексов
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине “Автоматизация промышленных установок и технологических...

Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов 2 курса заочной формы обучения специальностей 310900 «Землеустройство» и311000 «Земельный кадастр» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Целью изучения дисциплины является повышение у студентов нефилологического профиля практического уровня владения образцовыми нормами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов