Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах).




Скачать 109.67 Kb.
НазваниеСущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах).
Дата публикации21.12.2013
Размер109.67 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах).


Сущность государственного управления
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  1. правовой подход;

  2. политический подход;

  3. управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права и защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

— следования принципу верховенства права (правовой подход);

— следования воле народа (политический подход);

— следования цели получения нужного социально-экономического результата (управленческий подход).

Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности.

Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

^ Система органов государственной власти
Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях. В Российской Федерации принято разделять органы власти на федеральные и региональные (органы власти субъектов федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

— Глава государства — Президент Российской Федерации;

— Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;

— Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

— Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России

— Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Принципы системы органов государственной власти выражают сущность государственной организации и её содержание. Эти принципы закреплены в Конституции РФ. Рассмотрим 3 принципа.

— Единство системы.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

— Разделение властей.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно.

— Демократизм.

Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением.

Несмотря на то, что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ.

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

Первый. Федеративная форма территориального устройства России предполагает разделение всей совокупности её органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Их деятельность охватывает собой всю территорию России, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

Органы государственной власти субъектов функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов (всего — 83).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с уставом субъекта. К последним могут быть отнесены уставные суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ.

^ Второй вариант систематизации органов государственной власти.

В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

^ Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан).

^ Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти. К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

^ Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему.
Также, в отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. Их именуют как «федеральные органы государственной власти с особым статусом». Высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

^ Третий вариант систематизации органов государственной власти.

Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно-территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.
Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент, являющийся высшим органом для них.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств.

Министерства, в отличие от служб и агентств, правомочны принимать нормативные правовые акты. Однако, министерства не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральные службы и федеральные агентства вправе в пределах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconВопросы по дисциплине «Система государственного управления»
Задачи улучшения взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconТематика курсовых работ (Система государственного управления)
Направления современной теории государственного управления, ее структура, особенности и роль в обществе

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconКонцепция государственной политики Пр-1355 от 2 июля 2008 года «Концепция...
Тетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее...

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconМосковский университет государственного управления
«Перспективы развития и профессиональной стандартизации риск-менеджмента и экономической безопасности в современной России», «Оказание...

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconКафедра теории и практики управления
Взаимодействие Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconОхрана окружающей среды деятельность органов государственной власти...
Федеральный закон от 10. 01. 2002 n 7-фз (ред от 29. 12. 2010) "Об охране окружающей среды")

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconТезисы выступления Министра Э. С. Набиуллиной «Итоги реализации федеральными...
«Итоги реализации федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов...

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconОсновы государственного и муниципального управления
Проблемы реализации административной реформы в органах государственной власти (на примере …)

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconРавным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов)
Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти

Сущность государственного управления, система органов государственной власти в современной России (на федеральном уровне и в субъектах). iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине гмф
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов