1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов




Скачать 257.78 Kb.
Название1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов
страница1/3
Дата публикации24.12.2013
Размер257.78 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
Мельникова Н.П.

Глава 1.Налоги и их роль в развитии современного общества

Изучив данную главу учебника студент, будет:

ЗНАТЬ причины возникновения и развития налогов; экономическую природу налогов; правовое определение налогов и сборов; специфические черты налогов, отличающие их от других видов финансовых платежей; функции налогов; роль налогов в современном обществе;

УМЕТЬ анализировать причины повышения роли налогов в ходе исторического развития общества, собирать и обобщать исходные данные необходимые для понимания и иллюстрации роли налогов в социально-экономическом развитии российского общества;

ВЛАДЕТЬ культурой мышления; способностью к экономическому образу мышления; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
^ 1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов

Возникновение и развитие налогов самым тесным образом связано с возникновением и развитием государства. Государству необходимы финансовые ресурсы для выполнения свих функций. Налоги возникли как один из источников формирования государственных доходов. Им предшествовали такие формы доходов государства как дань с побежденных народов, домены (государственное имущество, которое имеет назначение приносить доход казне), регалии (промысловые источники дохода, которыми государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или значительно ограничивая последнюю). Первоначально налоги носили временный нерегулярный характер и назывались auxilia (помощь). Введение нового налога было часто связано с появлением дополнительных расходов государства (начало новой войны, пышная свадьба монарха и др.). Поэтому и сами налоги носили весьма случайный характер. В истории налогообложения известны такие налоги как налог на пианино, соловьев, соломенную труху, коробки из-под масла, налоги на покойников, арбузы, орехи, бороды и т.п.

По мере развития государства, расширения его функций и роста потребности в доходах менялась и роль налогов. Из разового дополнительного источника пополнения доходов они превратились в регулярно взимаемые платежи, а затем заняли место постоянного источника государственных доходов. В 19 веке налоги из массовых платежей со случайным характером превратились в систему налоговых платежей. Начиная с 20 века, доходы бюджета в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющей своей части стали формироваться за счет налоговых поступлений.

В ходе исторического развития изменялась и форма налогов. Первоначально налоги взимались как натуральные платежи. По мере развития хозяйственной жизни, развития форм стоимости налоги стали взиматься в смешанной натурально-денежной, а затем исключительно в денежной форме. В соответствии с российским налоговым законодательством налоги уплачиваются только в денежной форме.

Прочное вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставило ученых задуматься над вопросом природы налогов. Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов следует за развитием государства. В период господства меркантилизма (15-16 века) налоги рассматривались с позиций частной собственности, и их экономическое содержание трактовалось как изъятие части дохода хозяйствующего субъекта. Взгляды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа. В 17 веке научные взгляды на природу налогов существенно изменились, что было обусловлено расширением функций государства.

В 17-18 веках господствовали теории обмена, согласно которым налоги являются своеобразной платой граждан за оказанные им государством услуг (защита от внешних врагов, охрана внутреннего порядка и имущества граждан, правосудие, общественная гигиена и др.). Русский экономист И.М. Кулишер отмечал, что «подобно тому, как мы оплачиваем купца за купленные у него товары, адвоката за полученный совет, так мы платим и правительству за его услуги». Правда, обмен налогов на услуги государства осуществляются «на особых основаниях, ибо никто не может отказаться от своего участия в платежах, как он не может отказаться от пользования общей охраной»1. В рамках теорий обмена считалось, что такого рода обмен носит эквивалентный характер. «Хотя эта сделка далеко не всегда является добровольной и ещё реже справедливой, но всё же это обмен, и в конечном счёте обмен выгодный, ибо самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно и независимо от других»2.

^ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В рамках теории обмена возникали весьма интересные разновидности, например, теория налога как платы за наслаждение. Швейцарский экономист Ж.С. Сисмонди (1773-1842) считал, что, налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения в виде общественного порядка, правосудия, обеспечения защиты личности и сохранности собственности…. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых возникает религиозное чувство, опять-таки доставляет наслаждение.

Согласно теории налога как страхового платежа (представителями которой были Адольф Тьер и Джон Рамсей Мак-Коллух) налог – это страховой платёж, вносимый гражданами в качестве платы за страхование, осуществляемого государством от таких страховых рисков, как война, нарушения общественного порядка, преступления и т.д.

В 19 веке государство начало производить разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономическую функцию государства. В связи с этими изменениями появились новые подходы к трактовке природы налогов в рамках теории коллективных потребностей. Согласно данной теории государство выступает тем субъектом, который способствует реализации общих (коллективных) потребностей граждан. В 20 веке взгляды теории коллективных потребностей разделяли такие экономисты как Ф. Нити, Р. Струм, А. Вагнер, Л. Штейн, Э. Селигман. Налоги стали трактоваться как принудительный безэквивалентный платеж, обеспечивающий государству возможность производить публичные блага, обеспечивающие удовлетворение общественных потребностей. Такое понимание экономической природы налогов сохранилась до настоящего времени.

^ 2.Экономическая природа налогов

Экономическая природа налогов самым тесным образом связана с особенностями публично-финансового хозяйства (общественного производства), которое имеет существенные отличия от частного хозяйства. В основе частного и публичного хозяйства лежит удовлетворение потребностей. Однако публичное хозяйство в отличие от частного нацелено на удовлетворение не индивидуальных, а общественных потребностей.

Индивидуальные и общественные потребности различаются по своему характеру и способу удовлетворения. Индивидуальные потребности возникают в рамках отдельного хозяйства. Они дробны (делимы) и удовлетворяются индивидуально. Потребности в производственном сырье, оборудовании удовлетворяются каждым хозяйствующим субъектом индивидуально также как и потребности человека в пище или одежде. Индивидуальные потребности могут быть удовлетворены человеком или хозяйствующим субъектом либо с помощью своего труда, либо путем покупки соответствующих товаров и услуг. Причем приобретение товаров и услуг в условиях рыночных отношений происходит на эквивалентной основе, т.е. на основе обмена равных по стоимости товаров (хотя могут быть и отдельные сделки, носящие неэквивалентный характер). Эквивалентность обмена в условиях рыночных отношений является залогом непрерывности индивидуального воспроизводства в частном хозяйстве. Важность индивидуальных потребностей осознается каждым человеком, каждым хозяйствующим субъектом, и каждый согласен платить рыночную цену за те или иные блага, которые позволяют реализовать его индивидуальный интерес.

Задачей государства как публично-финансового хозяйства является удовлетворение не индивидуальных потребностей отдельных граждан или организаций, а общественных (коллективных) потребностей. Общественные потребности отличаются от простой суммы индивидуальных потребностей. Индивидуальные потребности как уже отмечалось, удовлетворяются хозяйствующим субъектом индивидуально. Однако они могут удовлетворяться и на коллективной основе. Например, частный детский сад или школа, общий водопровод в поселке, частная дорога. Удовлетворение таких потребностей осуществляется коллективно, но на эквивалентной основе. Для получения доступа к таким коллективным услугам каждому частному лицу необходимо заплатить за них рыночную цену.

Общественные потребности в отличие от индивидуальных и коллективных направлены на удовлетворение общего интереса всех граждан, а не отдельных лиц или группы граждан. Общественные потребности удовлетворяются сообща и они неделимы, т.е. объем полученных благ отдельным лицом не зависит от общего числа потребителей. Например, удовлетворение потребности общества в национальной обороне или экологической безопасности не зависит от численности населения той или иной страны. Отличительной особенностью общественных потребностей является и то, что невозможно ограничить доступ к их потреблению для отдельных граждан, которые не захотят их оплачивать. Например, человек не желает оплачивать расходы общества на освещение города (бабушка считает, что она не пользуется городским освещением, т.к. она в темное время суток не выходит из дома). Однако это обстоятельство не может помешать ему ходить по освещенным улицам города (машина «Скорой помощи» ночью едет к бабушке по освещенным улицам и продукты в магазин везут тоже по освещенным улицам). Если удовлетворение общественных потребностей предоставлять на платной основе, это неизбежно приведет к явлению «безбилетников». Поэтому производство и предоставление публичных благ должно строиться на основе обязательных принудительных платежей, которыми и выступают налоги.

Исторически первыми общественными потребностями были оборона, общественный правопорядок, судебная система, государственное управление. Сегодня к их числу можно отнести законотворчество государства, обеспечение экологической безопасности, развитие фундаментальной науки, защиту культурного и исторического наследия и др. В современных условиях без общественных благ не могут обходиться не только граждане, но и бизнес. Государство, принимая законы, устанавливает «правила игры» для частного бизнеса, создает систему судебной защиты хозяйственных интересов, обеспечивает рынок труда рабочей силой необходимого качества (общий образовательный и культурный уровень, уровень профессиональной подготовки). Более того, в современном обществе некоторые потребности, которые могут удовлетворяться на индивидуальной или коллективной основе, также приобрели характер общественных потребностей (например, образование, здравоохранение). Предоставление образовательных и медицинских услуг, или, например, услуг судебной системы можно осуществлять на платной основе. Однако покрывать такие расходы исключительно за счет оплаты населением неправильно. Это сделает образование, здравоохранение, судебную систему малодоступными для населения в целом. Кроме того, в развитии образования, медицины, судебной системы заинтересовано общество в целом, т.к. эти потребности обеспечивают современное качество рабочей силы, а также справедливость.

Законодательство, обеспечивающее права гражданина и безопасность бизнеса; производственная и непроизводственная инфраструктура; поддерживаемые в должном состоянии культурно-исторические памятники; ликвидация последствий стихийных бедствий; развитие фундаментальной науки и многое другое воспринимаются современным человеком как нечто данное и незыблемое. Но ведь все это – результат выполнения государством возложенных на него публичных функций по удовлетворению общественных потребностей. Поэтому можно сказать, что публичные (общественные) блага подобны воздуху, о котором вспоминают только тогда, когда его нет. Постоянный рост масштабов публичных благ обусловливает возрастание роли налогов в развитии современного общества.

^ 3. Понятие налогов. Отличительные черты налога

В современном обществе содержание налогов многогранно. Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому можно встретить различные определения налогов в современной российской энциклопедической, справочной, научной и учебной литературе. В Большом экономическом словаре налог определяется как обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.3 Универсальный энциклопедический словарь дает более развернутое определение налогов. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты.4 В учебной литературе, в научных статьях, как правило, приводится определение налога, закрепленное в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). В соответствии с российским налоговым законодательством под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая природа налогов находит отражение в единстве специфических черт данного платежа, которые отличают его от других видов финансовых платежей. Налогам присущи следующие отличительные (специфические) черты:

- принудительность;

- законодательный (властный) характер;

- использование налогов на выполнение публичных функций государства;

- индивидуально безвозмездный характер.

^ Принудительный характер налогов. Налоги уплачиваются в принудительном порядке. Этим они отличаются от благотворительности, страховых платежей добровольного страхования и др. финансовых платежей. Принудительный характер налогов неразрывно связан с их экономической природой. Для того чтобы государство имело возможность финансировать производство общественных благ, потребность в которых может осознаваться далеко не всеми гражданами, уплата налогов должна осуществляться в принудительном порядке. Налоги по сути своей представляет принудительную оплату расходов государства по производству общественных благ.
^ РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Принудительность и добровольность платежа имеют относительный характер. Добровольные пожертвования могут быть мнимо добровольными. По форме они добровольны, а, по сути, в силу определенных причин носят характер принудительных сборов. Например, в организации проходит кампания по сбору средств для помощи детскому дому. Большинство сотрудников организации делают пожертвования добровольно. Однако кто-то может делать эти пожертвования не в силу своих душевных побуждений, а потому, что пожертвования делают все, это требует общественное мнение. С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться добровольно. Отдельные лица, осознавая важность общественных благ, могут платить налоги безо всякого принуждения. Они добросовестно декларируют все свои доходы, если даже знают, что получение некоторых доходов никак нельзя проконтролировать, и их можно скрыть без какого-либо риска наказания. В целом отмечается, что рост общего материального благосостояния в обществе, повышение общего культурного уровня населения способствует росту налоговой дисциплины.

^ Законодательный характер налога. Для понимания сути налога существенно то, что этот принудительный платеж имеет властный, императивный характер. Налог взимается государственной властью. Налог вводится и отменяется законом. Порядок исчисления и уплаты налога также регламентируется законом. Этим налоги отличаются от таких видов принудительных платежей как, например, погашение кредита и выплата по нему процентов, рэкет, выплаты шантажисту, поборы шайки разбойников. Указанные платежи носят принудительный характер. Однако они являются не налогами, грабежом в открытой или завуалированной форме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов icon1. Понятие налоговой системы РФ. Классификация налогов Налоговая...
Налоговая система РФ включает следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, а также специальные режимы

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconЛекция: Эволюция взглядов на природу фирмы в экономической науке
Фирма первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconУказатель по разделу 1: Уплата налогов и сборов
Уплата индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и страховых взносов, представление налоговой и страховой отчетности

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconТема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения....
Курс лекций «Налоги и налогообложение» (2010 год) для студентов заочного обучения

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов icon4. Основные и факультативные элементы налога
Понятие фед налогов, их роль. Федеральные налоги – налоги, установленные нк и обязательные к уплате на всей территории РФ. Доля в...

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconТема Налоговое право и налоговое законодательство за рубежом. Понятие налога
Налоговое право в системе зарубежного права. История налогов. Функции налогов. Особенности предмета финансового права в зарубежных...

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconВопросы для подготовки к зачету
Порядок установления и ввода в действие региональных налогов и сборов. Права органов законодательной (исполнительной) власти субъектов...

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconД. В. Лазутина Лабораторный практикум по исчислению налогов и сборов
Д. В. Лазутина Лабораторный практикум по исчислению налогов и сборов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров...

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов icon1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга
В более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического равновесия можно представить как S+T=I+G, поскольку...

1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов iconИсследование генезиса и «духа»
Зарождение и развитие меркантилизма как системы взглядов на экономическую политику

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов